Напоминание

Рекомендации по тушению пожара на воздушном судне


Авторы: Гулый Евгений Викторович, Смирнов Владимир Александрович
Должность: студент магистратуры и заместитель начальника кафедры пожарной тактики и основ аварийно–спасательных и других неотложных работ в составе УНК «Пожаротушение», кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Статья
Тема: Рекомендации по тушению пожара на воздушном судне
Раздел: высшее образование





Назад




Рекомендации по тушению пожара на ВС.

Личный состав пожарной охраны при тушении пожара действует в

зависимости от характера пожара и складывающейся обстановки. При этом

должны обеспечиваться концентрация усилий на решающем направлении,

активность

действий

и

непрерывность

тушения.

Выбор

средств

тушения

осуществляется

в

зависимости

от

характера

пожара

и

имеющихся

возможностей.

Тушение пожара на шасси.

Загорания

шасси,

связанные

с

горением

резины,

гидрожидкостей,

тушатся пеной низкой кратности, водой, порошком.

Тушение пожаров шасси, сопровождающиеся загоранием магниевых

сплавов,

осуществляется

комбинированным

способом,

при

котором

используются порошок и водный раствор пенообразователя, подаваемый под

давлением не более 2,0 кг/см

2

.

При

комбинированном

способе

тушения

на

очаг

пожара

вначале

подается

порошок.

Попадая

на

горящую

поверхность

металлических

конструкций,

порошок

плавится,

на

поверхно сти

о б р а зуе т с я

воздухонепроницаемая твердая корка. После подачи порошка для охлаждения

очага пожара подается раствор пенообразователя.

Тушение пожара на шасси с использованием автомобилей АА-12/60 и

АА-8,0 (30-60) - включает: выбор боевой позиции, прокладку рукавной линии

со стволом СВП-4, подачу огнетушащего состава. При интенсивном горении

целесообразно в течение первых 10-15 секунд подать на очаг горения пену из

лафетного ствола.

Для тушения загораний магниевых сплавов

используются съемные

углекислотные

установки,

имеющиеся

на

аэродромных

пожарных

автомобилях. На рисунке 6 представлена схема тушения пожара на шасси.

Рисунок 6. Тушение пожара на шасси.

Тушение пожара на двигателе.

Тушение пожара на двигателе с использованием ПА типа АА-12/60 и

АА-8,0

(30-60)

осуществляется

ручными

стволами

и

стволами-

пробойниками. С помощью ручных стволов ОТС подается в гондолу через

специальные лючки в капотах или через возможные прогары. Используя

стволы-пробойники, можно подать пенный состав в мотогондолу, пробив

отверстие в капотах в любом доступном месте, лучше всего в средней части

мотогондолы.

Одновременно с прокладкой гильзы и пробивкой крышки гондолы

наружная поверхность гондолы, пилона и прилегающих секций фюзеляжа

или крыла охлаждается пеной низкого расширения, подаваемой из каретки

ствола. В связи с ограниченной подачей воды и пенообразователя охлаждение

с

помощью

каретки

ствола

осуществляется

перед

прокладкой

второго

шлангового трубопровода. После строительства второй шланг охлаждения

линии для производства ручной ствол типа СВП. Топливо, вытекающее из

мотогондолы двигателя и горящее на земле, гасится пеной низкого и среднего

расширения, подаваемой из ствола пушки или шлангопроводов. При тушении

пожара на двигателе на земле, рекомендуется немедленно обесточить самолет

(за исключением аварийного освещения в темное время суток) и блокировать

пожарный

кран

для

подачи

авиационного

топлива.

Эти

рекомендации

выполняются экипажем. На рисунке 7 показана схема пожаротушения на

двигателе.

Рисунок 7. Тушение пожара на двигателе.

Тушение пожара внутри фюзеляжа.

Тушение пожара в салоне и кабине ВС при нахождении в них людей

проводится водой, подаваемой в виде распыленных струй, или пеной низкой

кратности. При отсутствии людей целесообразно использовать углекислый

газ.

Тушение пожара в технических и грузовых отсеках осуществляется

углекислым газом или распыленной водой.

Тушение пожара в салонах и кабинах включает:

прокладку рукавных линий (2-х или 3-х);

проникновение личного состава во внутрь ВС;

подача стволов на борт ВС;

тушение пожара.

В случае, если проникновение на борт ВС затруднено, то для подачи

воды используются ручные или механизированные стволы-пробойники.

При тушении пожара в грузовых и технических отсеках необходимо:

вскрыть люки в отсеки;

направить струи углекислого газа или воды во внутрь отсеков;

приступить к разборке багажа и груза с его удалением из ВС;

произвести дотушивание.

В

случае

невозможности

вскрыть

люки

отсеков,

необходимо

использовать стволы пробойники.

При тушении пожара в кабине и салонах целесообразно вскрыть все

двери

и

люки,

обеспечить

максимально

интенсивное

проветривание

помещений.

ВС

при

пожаре

необходимо

обесточить,

освещение

осуществлять групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

На рисунке 8 видим схему тушения пожара внутри фюзеляжа.

Рисунок

8.

Тушение

пожара

внутри

фюзеляжа

(1-

пожарные

автомобили;

2-

высокотемпературная

зона;

3–

низкотемпературная

зона;

4-

плоскость

равных

давлений).

Тушение пожара разлитого под фюзеляжем авиатоплива.

Тушение пожара разлитого авиатоплива включает:

выбор боевых позиций у горящего ВС;

подача пены из лафетных стволов;

прокладка рукавных линий;

тушение остаточных очагов пожара ручными стволами СВП и

ГПС-600.

Для

тушения

пожара

разлитого

авиатоплива

применяются

все

имеющиеся пожарные автомобили. Используют АА-12/60 (КАМАЗ) - для

подачи

пены

из

лафетных

стволов.

Рукавные

линии

прокладываются

от

автомобиля АА-8,0 (30-60) и АА-12/60 (КАМАЗ)

При

подачи

пены

из

лафетных

стволов

на

тушение

пожара

периодически

производится

охлаждение

фюзеляжа

и

крыльев

кессонных

баков.

Пена подается под фюзеляж и крылья каретных стволов-в отдаленные

зоны горения. Тепловые источники, закрытая структура, эффектно исключая

пушки

руки,

подавая

расширение

пены

низкое

и

средств.

Увольняемый

пожарный персонал должен незамедлительно направляться для проведения

эвакуации людей с заходящего солнца и внутрифюзеляжных для тушения

пожара

(пожара).

При

потреблении

запаса

ОТС

на

ПА

организовать

их

розлив, используя водоснабжение из ближайшего пожарного водоема или

гидрант и пену на пожарную часть.

Рисунок 9. Тушение пожара разлитого под фюзеляжем авиатоплива .

Рекомендации по спасению людей, находящихся на горящем ВС.

Наряду

с

тушением

пожара

спасание

пассажиров

и

экипажа

обеспечивается своевременной эвакуацией из ВС и оказанием пострадавшим

первой помощи.

При проведении эвакуации необходимо:

начинать эвакуацию при первой возможности, используя для этой

цели

максимальное

количество

выходов

из

ВС,

включая

и

разломы

в

фюзеляжах;

при

заклинивании

дверей

и

люков

использовать

для

их

открывания

ручной

инструмент

(ломы,

топоры),

а

также

прорезать

эвакуационные отверстия, используя механические пилы «Партнер»;

в

первую

очередь

эвакуировать

людей

не

способных

к

самостоятельному

передвижению

(раненых,

обожженных,

потерявших

сознание);

привлекать

к

оказанию

помощи

в

эвакуации

здоровых

пассажиров, в частности к переноски пострадавших, эвакуированных из ВС;

для спуска людей из ВС использовать по возможности бортовое

эвакуационное оборудование или пожарные лестницы;

пострадавших

людей

выносить

и

спускать

из

ВС,

соблюдая

необходимые меры предосторожности, чтобы не усугубить имеющиеся у них

повреждения;

размещать пострадавших на безопасном расстоянии от пожара,

защищая их от возможного поражения корпусами пожарных автомобилей;

укладывать

пострадавших

на

щиты

и

брезент,

защищая

при

непогоде брезентовым навесом;

эвакуацию

заканчивать

после

осмотра

всех

доступных

помещений на ВС, убедившись в отсутствии на борту людей.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники