Авторы: Гулый Евгений Викторович, Смирнов Владимир Александрович
Должность: студент магистратуры и заместитель начальника кафедры пожарной тактики и основ аварийно–спасательных и других неотложных работ в составе УНК «Пожаротушение», кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Статья
Тема: Рекомендации по тушению пожара на воздушном судне
Раздел: высшее образование
Рекомендации по тушению пожара на ВС.
Личный состав пожарной охраны при тушении пожара действует в
зависимости от характера пожара и складывающейся обстановки. При этом
должны обеспечиваться концентрация усилий на решающем направлении,
активность
действий
и
непрерывность
тушения.
Выбор
средств
тушения
осуществляется
в
зависимости
от
характера
пожара
и
имеющихся
возможностей.
Тушение пожара на шасси.
Загорания
шасси,
связанные
с
горением
резины,
гидрожидкостей,
тушатся пеной низкой кратности, водой, порошком.
Тушение пожаров шасси, сопровождающиеся загоранием магниевых
сплавов,
осуществляется
комбинированным
способом,
при
котором
используются порошок и водный раствор пенообразователя, подаваемый под
давлением не более 2,0 кг/см
2
.
При
комбинированном
способе
тушения
на
очаг
пожара
вначале
подается
порошок.
Попадая
на
горящую
поверхность
металлических
конструкций,
порошок
плавится,
на
поверхно сти
о б р а зуе т с я
воздухонепроницаемая твердая корка. После подачи порошка для охлаждения
очага пожара подается раствор пенообразователя.
Тушение пожара на шасси с использованием автомобилей АА-12/60 и
АА-8,0 (30-60) - включает: выбор боевой позиции, прокладку рукавной линии
со стволом СВП-4, подачу огнетушащего состава. При интенсивном горении
целесообразно в течение первых 10-15 секунд подать на очаг горения пену из
лафетного ствола.
Для тушения загораний магниевых сплавов
используются съемные
углекислотные
установки,
имеющиеся
на
аэродромных
пожарных
автомобилях. На рисунке 6 представлена схема тушения пожара на шасси.
Рисунок 6. Тушение пожара на шасси.
Тушение пожара на двигателе.
Тушение пожара на двигателе с использованием ПА типа АА-12/60 и
АА-8,0
(30-60)
осуществляется
ручными
стволами
и
стволами-
пробойниками. С помощью ручных стволов ОТС подается в гондолу через
специальные лючки в капотах или через возможные прогары. Используя
стволы-пробойники, можно подать пенный состав в мотогондолу, пробив
отверстие в капотах в любом доступном месте, лучше всего в средней части
мотогондолы.
Одновременно с прокладкой гильзы и пробивкой крышки гондолы
наружная поверхность гондолы, пилона и прилегающих секций фюзеляжа
или крыла охлаждается пеной низкого расширения, подаваемой из каретки
ствола. В связи с ограниченной подачей воды и пенообразователя охлаждение
с
помощью
каретки
ствола
осуществляется
перед
прокладкой
второго
шлангового трубопровода. После строительства второй шланг охлаждения
линии для производства ручной ствол типа СВП. Топливо, вытекающее из
мотогондолы двигателя и горящее на земле, гасится пеной низкого и среднего
расширения, подаваемой из ствола пушки или шлангопроводов. При тушении
пожара на двигателе на земле, рекомендуется немедленно обесточить самолет
(за исключением аварийного освещения в темное время суток) и блокировать
пожарный
кран
для
подачи
авиационного
топлива.
Эти
рекомендации
выполняются экипажем. На рисунке 7 показана схема пожаротушения на
двигателе.
Рисунок 7. Тушение пожара на двигателе.
Тушение пожара внутри фюзеляжа.
Тушение пожара в салоне и кабине ВС при нахождении в них людей
проводится водой, подаваемой в виде распыленных струй, или пеной низкой
кратности. При отсутствии людей целесообразно использовать углекислый
газ.
Тушение пожара в технических и грузовых отсеках осуществляется
углекислым газом или распыленной водой.
Тушение пожара в салонах и кабинах включает:
прокладку рукавных линий (2-х или 3-х);
проникновение личного состава во внутрь ВС;
подача стволов на борт ВС;
тушение пожара.
В случае, если проникновение на борт ВС затруднено, то для подачи
воды используются ручные или механизированные стволы-пробойники.
При тушении пожара в грузовых и технических отсеках необходимо:
вскрыть люки в отсеки;
направить струи углекислого газа или воды во внутрь отсеков;
приступить к разборке багажа и груза с его удалением из ВС;
произвести дотушивание.
В
случае
невозможности
вскрыть
люки
отсеков,
необходимо
использовать стволы пробойники.
При тушении пожара в кабине и салонах целесообразно вскрыть все
двери
и
люки,
обеспечить
максимально
интенсивное
проветривание
помещений.
ВС
при
пожаре
необходимо
обесточить,
освещение
осуществлять групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.
На рисунке 8 видим схему тушения пожара внутри фюзеляжа.
Рисунок
8.
Тушение
пожара
внутри
фюзеляжа
(1-
пожарные
автомобили;
2-
высокотемпературная
зона;
3–
низкотемпературная
зона;
4-
плоскость
равных
давлений).
Тушение пожара разлитого под фюзеляжем авиатоплива.
Тушение пожара разлитого авиатоплива включает:
выбор боевых позиций у горящего ВС;
подача пены из лафетных стволов;
прокладка рукавных линий;
тушение остаточных очагов пожара ручными стволами СВП и
ГПС-600.
Для
тушения
пожара
разлитого
авиатоплива
применяются
все
имеющиеся пожарные автомобили. Используют АА-12/60 (КАМАЗ) - для
подачи
пены
из
лафетных
стволов.
Рукавные
линии
прокладываются
от
автомобиля АА-8,0 (30-60) и АА-12/60 (КАМАЗ)
При
подачи
пены
из
лафетных
стволов
на
тушение
пожара
периодически
производится
охлаждение
фюзеляжа
и
крыльев
кессонных
баков.
Пена подается под фюзеляж и крылья каретных стволов-в отдаленные
зоны горения. Тепловые источники, закрытая структура, эффектно исключая
пушки
руки,
подавая
расширение
пены
низкое
и
средств.
Увольняемый
пожарный персонал должен незамедлительно направляться для проведения
эвакуации людей с заходящего солнца и внутрифюзеляжных для тушения
пожара
(пожара).
При
потреблении
запаса
ОТС
на
ПА
организовать
их
розлив, используя водоснабжение из ближайшего пожарного водоема или
гидрант и пену на пожарную часть.
Рисунок 9. Тушение пожара разлитого под фюзеляжем авиатоплива .
Рекомендации по спасению людей, находящихся на горящем ВС.
Наряду
с
тушением
пожара
спасание
пассажиров
и
экипажа
обеспечивается своевременной эвакуацией из ВС и оказанием пострадавшим
первой помощи.
При проведении эвакуации необходимо:
начинать эвакуацию при первой возможности, используя для этой
цели
максимальное
количество
выходов
из
ВС,
включая
и
разломы
в
фюзеляжах;
при
заклинивании
дверей
и
люков
использовать
для
их
открывания
ручной
инструмент
(ломы,
топоры),
а
также
прорезать
эвакуационные отверстия, используя механические пилы «Партнер»;
в
первую
очередь
эвакуировать
людей
не
способных
к
самостоятельному
передвижению
(раненых,
обожженных,
потерявших
сознание);
привлекать
к
оказанию
помощи
в
эвакуации
здоровых
пассажиров, в частности к переноски пострадавших, эвакуированных из ВС;
для спуска людей из ВС использовать по возможности бортовое
эвакуационное оборудование или пожарные лестницы;
пострадавших
людей
выносить
и
спускать
из
ВС,
соблюдая
необходимые меры предосторожности, чтобы не усугубить имеющиеся у них
повреждения;
размещать пострадавших на безопасном расстоянии от пожара,
защищая их от возможного поражения корпусами пожарных автомобилей;
укладывать
пострадавших
на
щиты
и
брезент,
защищая
при
непогоде брезентовым навесом;
эвакуацию
заканчивать
после
осмотра
всех
доступных
помещений на ВС, убедившись в отсутствии на борту людей.