Автор: Козлова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №1 "Радость" Населённый пункт: Владимирская область, город Кольчугино Наименование материала: статья Тема: Что такое мелкая моторика и на что она влияет Раздел: дошкольное образование
Что такое мелкая моторика и на что она влияет.
На страницах различных книг, посвященных развитию малышей, мы достаточно часто
встречаем термин «мелкая моторика», и даже получаем общее представление, что это
такое. Но, тем не менее, немногие родители отдают себе отчет , насколько важна для их
малыша эта мелкая моторика.
Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом
и ручкой. Зажал в кулак - не беда, главное, что, в зависимости от возраста, он рисует, либо
уже пишет. А малыш тем временем привыкает действовать именно так, а не иначе. Год,
два, три, иногда дольше… Затем ребенок начинает говорить, и остальные его действия
многим представляются уже не такими важными. При этом мало кто задумывается, что
процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и
после того, как ребенок заговорил, забывая, что от того, насколько ловкими и проворными
к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в дальнейшем обучении.
Нам часто приходится работать с детьми, у которых мелкая моторика развита
недостаточно. Поэтому в рамках данной статьи хочется поведать заботливым родителям о
том, что такое моторика и в чем ее большое значение.
Начать, пожалуй, стоит с определения: мелкая моторика- это совокупность
скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со
зрительной системой и выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и
ног.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в
центральную нервную систему человеа. Даже такие простые упражнения, как «Ладушки»,
«Сорока-белобока», «Коза-рогатая» и другие – не просто развлечения для малышей.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения каждый пальчик руки имеет
обширное представительство в коре головного мозга, около трети всей площади её
двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от
речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой
моторики.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание, в
особенности у детей городских. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков
находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита
речь . Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо
управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у
ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если
в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и этот
малыш не исключение. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много
внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и
т.п. Наверстывают упущенное. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень
рано.
Развивается мелкая моторика естественным образом, начиная с младенческого возраста на
базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предметы, после появляются
навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д. , к двум
годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и
младшем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и
сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих
рук . Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени.
Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Но это совсем не значит,
что нужно срочно бежать в магазин и покупать дорогие игры для развития моторики.
Развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в срок. Так, с рамками-
вкладышами малыша можно уже знакомить в 10-12 месяцев, шнуровки он с
удовольствием освоит около полутора лет, а мозаику и пазлы, игры с крупами,
макаронами, тестом и пластилином после двух. К развивающим играм с ребенком не стоит
относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и
приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Такие игры дарят
малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Надеемся, что данный материал позволил вам оценить важность предмета статьи, и
занятия мелкой моторикой послужат хорошим подспорьем в гармоничном развитии детей.
Козлова Е. Н. воспитатель первой категории
Роот И. О. воспитатель высшей категории