Напоминание

Что такое мелкая моторика и на что она влияет


Автор: Козлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №1 "Радость"
Населённый пункт: Владимирская область, город Кольчугино
Наименование материала: статья
Тема: Что такое мелкая моторика и на что она влияет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что такое мелкая моторика и на что она влияет. На страницах различных книг, посвященных развитию малышей, мы достаточно часто встречаем термин «мелкая моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Но, тем не менее, немногие родители отдают себе отчет , насколько важна для их малыша эта мелкая моторика. Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом и ручкой. Зажал в кулак - не беда, главное, что, в зависимости от возраста, он рисует, либо уже пишет. А малыш тем временем привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше… Затем ребенок начинает говорить, и остальные его действия многим представляются уже не такими важными. При этом мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил, забывая, что от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в дальнейшем обучении. Нам часто приходится работать с детьми, у которых мелкая моторика развита недостаточно. Поэтому в рамках данной статьи хочется поведать заботливым родителям о том, что такое моторика и в чем ее большое значение. Начать, пожалуй, стоит с определения:
мелкая моторика-
это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой и выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человеа. Даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза-рогатая» и другие – не просто развлечения для малышей. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре головного мозга, около трети всей площади её двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь . Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и этот малыш не исключение. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Наверстывают упущенное. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано. Развивается мелкая моторика естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предметы, после появляются
навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д. , к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и младшем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук . Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Но это совсем не значит, что нужно срочно бежать в магазин и покупать дорогие игры для развития моторики. Развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в срок. Так, с рамками- вкладышами малыша можно уже знакомить в 10-12 месяцев, шнуровки он с удовольствием освоит около полутора лет, а мозаику и пазлы, игры с крупами, макаронами, тестом и пластилином после двух. К развивающим играм с ребенком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Такие игры дарят малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь. Надеемся, что данный материал позволил вам оценить важность предмета статьи, и занятия мелкой моторикой послужат хорошим подспорьем в гармоничном развитии детей. Козлова Е. Н. воспитатель первой категории Роот И. О. воспитатель высшей категории


В раздел образования