Напоминание

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОШИБОК И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.


Автор: Жегалова Алина Дмитриевна
Должность: Учитель– дефектолог
Учебное заведение: МДОУ д⁄с компенсирующего вида №25 "Солнечны зайчик"
Населённый пункт: г. Серпухов, МО
Наименование материала: Статья
Тема: ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОШИБОК И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОШИБОК И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ

РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ.

Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ д/с №25 компенсирующего вида

«Солнечный зайчик» г.Серпухова, Московская область.

Множество шагов вперёд совершила наука в коррекционном образовании, а

конкретно

при

работе

и

взаимодействии

с

детьми

с

расстройством

аутистического

спектра.

Существует

далеко

не

один

подход

и

метод

коррекционного

вмешательства

при

организации

образовательной

деятельности

детей

с

РАС,

но

одним

из

классических,

базовых

правил

является безошибочное обучение детей с аутизмом, чаще описываемое и

применяемое в прикладном анализе поведения (АВА, США).

Хочется подчеркнуть, что этот метод замечателен по своей структуре, так как

изначально его миссия – это создание ситуации успеха для ребёнка. Он

позволяет

динамично

обучать

ребёнка

новым

навыкам,

снять

лишнее

напряжение и тревогу, вызванную совершением ошибок. Поэтому, на мой

взгляд, однозначен тот факт, что реализуя любую программу и методику,

обучая совершенно разным навыкам ребёнка, как подход и правило стоит

использовать обучение без ошибок. Стоит подробнее рассмотреть, почему

именно. Сравним типично развивающего ребенка и ребенка с РАС, когда и

тот и другой совершают ошибки в обучении.

Начнём с того, что у ребёнка без особенностей в развитии гораздо большая

вероятность и возможность самостоятельно заметить ошибку и исправить её,

ребёнку с аутизмом сделать это гораздо сложнее, а в некоторых случаях,

невозможно

совсем.

Как

результат

исправление

ошибки

и

дальнейшее

изучение материала у ребенка нормы, у особенного малыша – цикличная

ошибка или исправление ошибки взрослым, и, как следствие, ощущение

отрицательных эмоций, связанных с неудачей. Так же, стоит отметить, что

гораздо более интенсивные негативные эмоции испытает особенный ребенок,

нежели

типично

развивающийся.

Следующее

отличие

связано

с

особенностями обучения ребенка с РАС, а именно с использованием прямого

усилителя проявления поведения. Нейротипичный ребёнок так же может

выполнять

домашнее

задание,

зная,

что

после

полностью

выученного

и

правильно

решённого

материала,

у

него

есть

возможность

поиграть

в

видеоигры, например, или отправиться на прогулку. Так, для него совершение

ошибок

является

недопустимым,

а

своевременное

их

исправление

увеличивает

темп

для

получения

желаемого.

А

вот

для

ребенка

с

особенностями

ошибки

и

постоянная

работа

над

их

исправлением

увеличивает количество времени, потраченное на определённую категорию

задания. И, как следствие, время до получения усилителя увеличится в разы.

Кроме того, известен факт влияния усилителя на поддержание мотивации, а

его длительное отсутствие может привести к избеганию ребенком обучения в

целом.

На

конкретном

примере

сравнения

развития

обучения

типично

развивающегося ребенка и ребенка с особенностями, можно сделать вывод о

том, что допуск совершения ошибок и время, отведённое на процедуру их

коррекции крайне не эффективны, и имеют риск снижения мотивации к

занятию в целом. Поэтому использование метода безошибочного обучения,

как средство повышения мотивации к образовательной деятельности в целом,

является практически значимым и необходимым методом обучения.

Рассмотрим основной принцип реализации метода безошибочного поведения.

Так

как

основной

целью

данного

метода

является

снижение

проявления

негативных

эмоций

ребенка,

связанных

с

совершением

и

исправлением

ошибки, то основной задачей будут являться действия, которые направлены

на

НЕ

совершение

ошибки

ребенком.

Для

того,

чтобы

предотвратить

появление

ошибки,

необходимо

предоставлять

ребёнку

своевременную

подсказку. Давайте более подробно разберём значение термина «подсказка»,

которое

активно

применяется

в

структуре

метода

прикладного

анализа

поведения. Роберт Шрамм в своей книге «Детский аутизм и АВА» даёт

чёткое,

лаконичное

и

доступное

объяснение

значения

данного

термина:

подсказка – это всё то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь дать

ребенку

правильный

ответ.

Действительно,

подсказки

представляю

собой

некоторые дополнительные инструкции, способные повысить вероятность

того, что ребёнок ответит правильно. Зачастую хорошая программа анализа

поведения отличается от посредственной лишь грамотным использованием

процедуры подсказывания.

Подсказками в повседневной жизни мы пользуемся постоянно, в некоторых

случаях подсознательно, не обращая на их применение особенного внимания.

Например, кто-то спрашивает нас о том, как пройти в библиотеку. Отвечая на

вопрос

и

поясняя

конкретное

месторасположение,

подсознательно

мы

указываем рукой в том направлении, куда стоит двигаться интересующемуся.

Или, например, мы киваем, то есть жестом головы указываем направление,

возможно,

укажем

на

карте

верный

путь.

Все

эти

дополнительно

используемые

ресурсы

и

являются

неосознанными

подсказками

в

повседневной жизни.

Своевременное предъявление подсказки – основное условие для реализации

безошибочного обучения. То есть, очень важно использовать немедленные

подсказки. Это означает, что если Вы считаете, что есть даже минимальная

вероятность того, что при выполнении задания ребёнок ответит неправильно

или даст не ту реакцию, которой Вы добиваетесь, то здесь нужно дать

немедленную подсказку.

В

прикладном

анализе

поведения

выделяют

несколько

видов

различных

подсказок, каждая из которых имеет свою функцию, свой способ применения,

свои специфические уровни интенсивности.

Первая, наиболее часто используемая в работе с детьми с РАС с низким

уровнем

вербальных

операций

– физическая

подсказка. Здесь

движение

ребенка

в

прямом

смысле

корректируется

руками

педагога.

Например,

педагог даёт инструкцию: «Покажи мяч», где ожидаемая реакция ребенка –

указательным пальцем коснуться иллюстрации с изображением предмета.

Таким образом, физическая подсказка здесь – педагог кладёт свою руку на

руку ребёнка и указывает на нужную иллюстрацию.

Следующая

подсказка

– жестовая.

В

предыдущем

примере

жестовая

подсказка – формирование указательного жеста на нужную иллюстрацию

педагогом. Ребёнок указывает на ту же иллюстрацию.

Моделирование правильной реакции, подсказка-имитация – третья подсказка,

используемая при работе с детьми с особенностями в развитии. Здесь педагог

даёт имитационный образец, то есть, демонстрирует, как выполнить то или

иное действие, физически. Если ребенка обучают складывать вещи в шкаф,

то

моделированием

правильной

реакции

здесь

будет

последовательное

складывание

педагогом

вещей

в

шкаф.

Важно

помнить,

что

подсказку-

имитацию можно применять в работе с теми детьми, подражательные навыки

которых сформированы.

Четвёртый

вид

подсказки

– словесный. Как правило, это моделирование

правильной речевой реакции. Проще говоря, выглядит это как полный ответ

за ребёнка с последующим повторением ребёнком. Например, педагог задаёт

вопрос: «Что это?», ожидаемая реакция ребенка: «Мяч», таким образом, при

использовании

словесной

подсказки,

педагог

задаёт

вопрос,

затем

дает

р е ч е в у ю

м о д е л ь

о т в е т а

и

ж д ё т

р е а к ц и и

р е б ё н к а .

К

словесным

подсказкам

относятся

так

же

напоминания

о

том,

какие

дальнейшие действия будет совершать малыш. Например, при реализации

различных режимных моментов, мы напоминаем ребёнку: «Отнеси посуду»,

«Возьми мыло», «Повесь полотенце», «Веди себя хорошо». Многие дети со

сложностями

в

развитии

нуждаются

в

подсказках,

которые

помогают

переключиться с одно действия на другое. Это связано с затруднениями в

планировании последовательности заданий или его компонентов.

Ещё

одним

видом

подсказок

является визуальная

подсказка,

которая

способствует к самостоятельной ориентации ребёнка (без помощи взрослого)

к следованию различных инструкций, сама по себе является дополнительным

средством к пониманию инструкций (может быть применена к развитию

вербальных навыков, как средство альтернативной коммуникации), помогает

ребёнку

самостоятельно

отслеживать

последовательность

действий

и

переходить от одного задания к другому. Чаще используется педагогами при

составлении

визуального

расписания

при

уточнении

последовательности

распорядка

дня,

при

организации

некоторых

навыков

самообслуживания

(например,

одевание,

развешивание

вещей,

мытьё

рук

и

использование

туалета).

Использование

подсказок,

своевременное

их

предоставление

и

работа

в

рамках безошибочного обучения – это создание ситуации успеха для ребёнка

с особенностями в развитии, повышение мотивации к получению навыков.

Но важно помнить о том, что очень часто дети со сложностями в развитии,

стремительно «приобщаются» к появлению подсказок со стороны взрослого.

Необходимо

понимать,

что

применение

подсказок,

их

основная

цель

обучение

новым

навыкам,

то

есть,

их

самостоятельная

реализация.

Соответственно взрослому стоит контролировать свои действия, не давать

несколько подсказок одновременно, например, словесную и жестовую. Часто

бывает, что взрослый совершает это непроизвольно, произносит: «Мяч» и

бессознательно опускает взгляд на нужный предмет. Или, наоборот, даёт

подсказку физическую или жестовую, при этом добавляя: «Мяч». Будьте

внимательны и последовательны в обучении.

Если

цель

безошибочного

обучения

самостоятельная

реакция,

то

необходимо постепенно снижать уровень применения подсказки. Существует

несколько видов:

1.

Снижение

уровня

подсказки

«от

наибольшей

к

наименьшей».

Начинается с предоставления самого высокого и интенсивного уровня

подсказки, а дальше уровень интенсивности уменьшается, например,

при

использовании

жестовой

подсказки,

сначала

рука

взрослого

полностью контролирует руку (руки) ребёнка, далее, при уменьшении

интенсивности подсказки, взрослый перемещает свою руку на кисть,

локоть,

плечо,

добиваясь

того,

чтобы

в

дальнейшем

реакция

происходила самостоятельно. Данная стратегия подходит для освоения

новых навыков.

2.

«От

наименьшей

к

наибольшей».

Лучше

всего

работает

для

закрепления,

повторения

уже

усвоенных

навыков,

возможно

тех,

которые ребёнок успел забыть. Используется реже, чем остальные.

3.

«Задержка во времени». Изначально подсказка даётся мгновенно, затем

увеличивается временной интервал между инструкцией и подсказкой,

тем

самым

«провоцируя»

правильную

самостоятельную

реакцию.

Временной интервал может быть постоянным, а может регулироваться

педагогом.

Существуют еще несколько нюансов в применении подсказок, о которых

хотелось бы упомянуть:

Хвалите за реакции с подсказками! Не обязательно предоставлять

желанный усилитель, но словесная похвала должна присутствовать и в

этом случае особенно.

Если при выполнении инструкции с применением подсказки снова

произошла ошибка – снова дайте подсказку! В науке о прикладом

анализе поведения это называется «процедура коррекции ошибки»,

где после неправильной реакции Вы снова озвучиваете инструкцию,

даёте

более

интенсивную

подсказку,

то

есть

ту,

при

которой

ошибиться

невозможно,

хвалите

за

правильный

ответ

и

даёте

инструкцию снова, ожидая самостоятельной реакции.

Данные способы делают применение подсказок регулятивной стратегией, а

безошибочное обучение – подходом, делающим обучение для особенного

ребёнка не огромной пропастью, а последовательной и чёткой тропинкой, по

которой можно смело идти рука об руку с педагогом.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники