Автор: Саркисян Кристина Артёмовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Псковский государственный университет
Населённый пункт: город Псков, п. Писковичи
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей дошкольного возраста из неполных семей средствами социально–культурной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Социализация детей дошкольного возраста из неполных семей
средствами социально-культурной деятельности
Саркисян К.А.
Саркисян Кристина Артёмовна – студентка 2 курса магистратуры
Псковского Государственного университета
Аннотация. В статье рассматриваются условия социализации детей
дошкольного возраста из неполных семей средствами социально-культурной
деятельности.
Ключевые слова: неполная семья, социализация, социально-культурная
деятельность.
В
настоящее
время
каждая
третья
семья
неполная,
так
как
разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в
обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс
распада семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч
браков.
Современная
семья
отличается
своей
нестабильностью,
развитием
процессов
кризисных
явлений
в
семье,
увеличением
числа
конфликтных
семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей,
и
как
следствие
возникает
развод
родителей.
Все
это
искажает
условия
ранней
социализации,
оказываясь
причиной
нервно-психических
расстройств,
фактором
риска
возникновения
асоциального
поведения,
личностной
деформации,
способствуя
возникновению
проблем
взаимоотношения
ребенка
с
социальным
окружением,
что
затрудняет
решение
воспитательных
задач
в
условиях
неполной
семьи.
Усилилась
криминальная обстановка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных
все
больше
расходятся,
поэтому
часть
населения
существует
на
грани
нищенства.
Неполные
семьи
имеют
серьезные
материальные
проблемы,
фактически все такие семьи зависят от социальной поддержки государства и
попадают в низкодоходные группы населения. В семье растет алкоголизм и
наркомания. Поэтому наиболее проблематичной и уязвимой неполная семья
является в воспитательном плане.
В современной России проблема социализации личности в неполных
семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих
пристального внимания. Неполная семья, при всей своей жертвенности и
героических усилиях родителя, не может обеспечить полноценных условий
социализации ребенка, а влияние различных видов факторов лишь осложняет
этот процесс и приводит к его деформации.
Семья
как
микромодель
общества
выступает
важнейшим
звеном
многогранного процесса формирования личности. Сегодня перед неполной
семьей
остро
стоит
проблема
ее
дезорганизации,
которая
связана
с
нарушением не только взаимодействия супругов (разведенных родителей), но
и системы «родитель – ребенок». Семья вообще очень часто не выполняет
своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения
психологического
комфорта,
эмоционального
благополучия.
Воспитание
ребенка
в
неполной
семье
осуществляется
в
более
трудных
условиях.
Поэтому
мудро
поступает
родитель,
когда
осмысливает
сложившуюся
ситуацию и ищет правильные пути для преодоления препятствий, чтобы
избежать
опасности.
Необходимо
осознавать,
что
источником
многих
трудностей является сам воспитатель, поэтому он должен научиться с ними
справляться.
Неполная
семья
–
это
малая
социально-психологическая
группа
ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним либо
несколькими несовершеннолетними детьми. Она возникает в силу разных
причин:
рождения
ребенка
вне
брака,
смерти
одного
из
родителей,
расторжения брака либо раздельного проживания родителей, установления
опеки или усыновления ребенка одним родителем. В таких семьях родитель
не всегда может сам справиться с возникшими трудностями и проблемами.
В
частности, в неполных семьях актуальной становится проблема успешной
социализации ребенка.
Мудрик
А.В.
определил
понятие
«социализация»,
как
процесс
становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм,
установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной
общности, группе. [3].
А.В. Петровский дал такое определение понятию «социализация» – это
процесс
усвоения
и
активного
воспроизводства
индивидом
социального
опыта, осуществляемый в общении и деятельности. А процесс социализации
– это обретение личностью своей индивидуальности, своего индвидуально-
конкретного социального лица [4].
Социализация
детей
дошкольного
возраста
из
неполных
семей
в
условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается
нами
как
процесс
овладения
социокультурными
нормами,
ценностями,
ролями
в
специально
созданных
психолого-педагогических
условиях,
посредством
развития
познавательной
активности,
формирования
ценностных
ориентаций,
организации
социальной
коммуникации
и
воспитание на их основе гуманистических качеств личности дошкольника.
Комплекс
педагогических
условий
представлен
совокупностью
мер
воспитательного
процесса
и
организации
социализирующей
среды,
обеспечивающих
достижение
социально-успешного
уровня
социализации
личности дошкольника.
К педагогическим условиям социализации дошкольников в процессе
организации
их
социально-культурной
деятельности
можно
отнести
следующие.
1. Формирование социального опыта ребенка посредством специально
организованного общения с педагогами, родителем ребенка, сверстниками в
условиях ДОО.
2.
Усиление
профессиональной
направленности
педагогов
ДОО
на
взаимодействие с семьей ребенка.
3. Развитие педагогической культуры родителя ребенка.
Перейдем к рассмотрению содержания каждого из выдвинутых нами
психолого-педагогических условий.
Первое
условие
–
формирование
социального
опыта
ребенка
посредством
специально
организованного
общения
со
сверстниками,
педагогами ДОО, родителем. За счет организации подобного пространства в
ДОО расширяется семейно-бытовая сфера социализирующего пространства.
Цель
достигается
посредством
организации
таких
форм
социально-
культурной деятельности в условиях ДОО, как коммуникационные и ролевые
игры; организация занятий по детскому художественному творчеству (по
способу организации аудитории – индивидуальные и групповые). Комплекс
данных
форм
наилучшим
образом
возможно
реализовать
в
контексте
деятельности
специально
созданной
в
ДОО
экспериментальной
«Лаборатории детского творчества».
Второе
условие
–
усиление
профессиональной
направленности
педагогов ДОО на взаимодействие с семьей. Центральной частью в процессе
социализации ребенка выступает педагогическая составляющая, на основе
чего
оказывается
педагогическое
содействие
первоначально
педагогам,
а
затем родителям в формировании успешного уровня социализации детей. Мы
рассматриваем
социально-культурную
деятельность
ДОО
как
совместную
деятельность
педагогов,
детей
и
родителей,
которая
должна
обеспечить
условия для полноценного развития личности в период дошкольного возраста
[1]. Данное направление осуществимо при помощи таких форм социально
культурной деятельности, как консультации, беседы, семинары-практикумы,
тренинги, содержанием которых является оптимизация работы педагогов с
семьей.
Третье
условие
–
развитие
педагогической
культуры
родителей.
Планируя
содержание
взаимодействия
с
родителями
по
повышению
их
педагогической
культуры,
своей
целью
мы
ставим
формирование
у
них
осознанного
отношения
к
воспитанию
детей,
содействующего
развитию
социальных качеств ребенка в условиях семьи, в том числе эффективных
коммуникативных
качеств.
В
процессе
взаимодействия
с
родителями
мы
считаем
целесообразным
использовать
формы
организации
социально-
культурной деятельности, учитывающие их индивидуальные возможности:
уровень
культуры,
образования,
интересы,
склонности
и
способности,
потребности
в
образовательных
услугах.
Восстановление
в
практике
образовательной организации таких форм просвещения, как школа молодой
семьи, просветительская деятельность по культуре речи, взаимоотношениям
в семье, определено современными социально- педагогическими условиями,
что подтверждается исследованиями Р. В. Овчаровой [3].
Таким
образом,
данные
условия
образуют
комплекс,
позволяющий
систематизировать
социализирующее
пространство
растущей
личности,
организовать регулируемое образовательное пространство.
Список литературы
1.
Киселева
Т.Г.,
Красильников
Ю.
Д.
Социально-культурная
деятельность: учебник. — М.: МГУКИ, 2014. — С. 416.
2.
Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.:
Академия, 2002. - 200 с.
3.
Овчарова
Р.В.
Справочная
книга
социального
педагога.
–
М.:
ТЦ
«Сфера», 2014. – 480 с.
4.
Петровский
А.В.
Социальная
психология:
Учебное
пособие
для
студентов
педагогических
институтов
/
А.
В.
Петровский,
В.
В.
Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.// Под ред. А. В. Петровского. — М.:
«Просвещение», 1987. — 224 с.