Напоминание

Социализация детей дошкольного возраста из неполных семей средствами социально–культурной деятельности


Автор: Саркисян Кристина Артмёмовна
Должность: магистр
Учебное заведение: Псковский государственный университет
Населённый пункт: город Псков, посёлок Писковичи
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей дошкольного возраста из неполных семей средствами социально–культурной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социализация детей дошкольного возраста из неполных семей

средствами социально-культурной деятельности

Саркисян К.А.

Саркисян Кристина Артёмовна – студентка 2 курса магистратуры

Псковского Государственного университета

Аннотация. В статье рассматриваются условия социализации детей

дошкольного возраста из неполных семей средствами социально-культурной

деятельности.

Ключевые слова: неполная семья, социализация, социально-культурная

деятельность.

В

настоящее

время

каждая

третья

семья

неполная,

так

как

разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в

обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс

распада семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч

браков.

Современная

семья

отличается

своей

нестабильностью,

развитием

процессов

кризисных

явлений

в

семье,

увеличением

числа

конфликтных

семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей,

и

как

следствие

возникает

развод

родителей.

Все

это

искажает

условия

ранней

социализации,

оказываясь

причиной

нервно-психических

расстройств,

фактором

риска

возникновения

асоциального

поведения,

личностной

деформации,

способствуя

возникновению

проблем

взаимоотношения

ребенка

с

социальным

окружением,

что

затрудняет

решение

воспитательных

задач

в

условиях

неполной

семьи.

Усилилась

криминальная обстановка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных

все

больше

расходятся,

поэтому

часть

населения

существует

на

грани

нищенства.

Неполные

семьи

имеют

серьезные

материальные

проблемы,

фактически все такие семьи зависят от социальной поддержки государства и

попадают в низкодоходные группы населения. В семье растет алкоголизм и

наркомания. Поэтому наиболее проблематичной и уязвимой неполная семья

является в воспитательном плане.

В современной России проблема социализации личности в неполных

семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих

пристального внимания. Неполная семья, при всей своей жертвенности и

героических усилиях родителя, не может обеспечить полноценных условий

социализации ребенка, а влияние различных видов факторов лишь осложняет

этот процесс и приводит к его деформации.

Семья

как

микромодель

общества

выступает

важнейшим

звеном

многогранного процесса формирования личности. Сегодня перед неполной

семьей

остро

стоит

проблема

ее

дезорганизации,

которая

связана

с

нарушением не только взаимодействия супругов (разведенных родителей), но

и системы «родитель – ребенок». Семья вообще очень часто не выполняет

своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения

психологического

комфорта,

эмоционального

благополучия.

Воспитание

ребенка

в

неполной

семье

осуществляется

в

более

трудных

условиях.

Поэтому

мудро

поступает

родитель,

когда

осмысливает

сложившуюся

ситуацию и ищет правильные пути для преодоления препятствий, чтобы

избежать

опасности.

Необходимо

осознавать,

что

источником

многих

трудностей является сам воспитатель, поэтому он должен научиться с ними

справляться.

Неполная

семья

это

малая

социально-психологическая

группа

ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним либо

несколькими несовершеннолетними детьми. Она возникает в силу разных

причин:

рождения

ребенка

вне

брака,

смерти

одного

из

родителей,

расторжения брака либо раздельного проживания родителей, установления

опеки или усыновления ребенка одним родителем. В таких семьях родитель

не всегда может сам справиться с возникшими трудностями и проблемами.

В

частности, в неполных семьях актуальной становится проблема успешной

социализации ребенка.

Мудрик

А.В.

определил

понятие

«социализация»,

как

процесс

становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм,

установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной

общности, группе. [3].

А.В. Петровский дал такое определение понятию «социализация» – это

процесс

усвоения

и

активного

воспроизводства

индивидом

социального

опыта, осуществляемый в общении и деятельности. А процесс социализации

– это обретение личностью своей индивидуальности, своего индвидуально-

конкретного социального лица [4].

Социализация

детей

дошкольного

возраста

из

неполных

семей

в

условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается

нами

как

процесс

овладения

социокультурными

нормами,

ценностями,

ролями

в

специально

созданных

психолого-педагогических

условиях,

посредством

развития

познавательной

активности,

формирования

ценностных

ориентаций,

организации

социальной

коммуникации

и

воспитание на их основе гуманистических качеств личности дошкольника.

Комплекс

педагогических

условий

представлен

совокупностью

мер

воспитательного

процесса

и

организации

социализирующей

среды,

обеспечивающих

достижение

социально-успешного

уровня

социализации

личности дошкольника.

К педагогическим условиям социализации дошкольников в процессе

организации

их

социально-культурной

деятельности

можно

отнести

следующие.

1. Формирование социального опыта ребенка посредством специально

организованного общения с педагогами, родителем ребенка, сверстниками в

условиях ДОО.

2.

Усиление

профессиональной

направленности

педагогов

ДОО

на

взаимодействие с семьей ребенка.

3. Развитие педагогической культуры родителя ребенка.

Перейдем к рассмотрению содержания каждого из выдвинутых нами

психолого-педагогических условий.

Первое

условие

формирование

социального

опыта

ребенка

посредством

специально

организованного

общения

со

сверстниками,

педагогами ДОО, родителем. За счет организации подобного пространства в

ДОО расширяется семейно-бытовая сфера социализирующего пространства.

Цель

достигается

посредством

организации

таких

форм

социально-

культурной деятельности в условиях ДОО, как коммуникационные и ролевые

игры; организация занятий по детскому художественному творчеству (по

способу организации аудитории – индивидуальные и групповые). Комплекс

данных

форм

наилучшим

образом

возможно

реализовать

в

контексте

деятельности

специально

созданной

в

ДОО

экспериментальной

«Лаборатории детского творчества».

Второе

условие

усиление

профессиональной

направленности

педагогов ДОО на взаимодействие с семьей. Центральной частью в процессе

социализации ребенка выступает педагогическая составляющая, на основе

чего

оказывается

педагогическое

содействие

первоначально

педагогам,

а

затем родителям в формировании успешного уровня социализации детей. Мы

рассматриваем

социально-культурную

деятельность

ДОО

как

совместную

деятельность

педагогов,

детей

и

родителей,

которая

должна

обеспечить

условия для полноценного развития личности в период дошкольного возраста

[1]. Данное направление осуществимо при помощи таких форм социально

культурной деятельности, как консультации, беседы, семинары-практикумы,

тренинги, содержанием которых является оптимизация работы педагогов с

семьей.

Третье

условие

развитие

педагогической

культуры

родителей.

Планируя

содержание

взаимодействия

с

родителями

по

повышению

их

педагогической

культуры,

своей

целью

мы

ставим

формирование

у

них

осознанного

отношения

к

воспитанию

детей,

содействующего

развитию

социальных качеств ребенка в условиях семьи, в том числе эффективных

коммуникативных

качеств.

В

процессе

взаимодействия

с

родителями

мы

считаем

целесообразным

использовать

формы

организации

социально-

культурной деятельности, учитывающие их индивидуальные возможности:

уровень

культуры,

образования,

интересы,

склонности

и

способности,

потребности

в

образовательных

услугах.

Восстановление

в

практике

образовательной организации таких форм просвещения, как школа молодой

семьи, просветительская деятельность по культуре речи, взаимоотношениям

в семье, определено современными социально- педагогическими условиями,

что подтверждается исследованиями Р. В. Овчаровой [3].

Таким

образом,

данные

условия

образуют

комплекс,

позволяющий

систематизировать

социализирующее

пространство

растущей

личности,

организовать регулируемое образовательное пространство.

Список литературы

1.

Киселева

Т.Г.,

Красильников

Ю.

Д.

Социально-культурная

деятельность: учебник. — М.: МГУКИ, 2014. — С. 416.

2.

Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.:

Академия, 2002. - 200 с.

3.

Овчарова

Р.В.

Справочная

книга

социального

педагога.

М.:

ТЦ

«Сфера», 2014. – 480 с.

4.

Петровский

А.В.

Социальная

психология:

Учебное

пособие

для

студентов

педагогических

институтов

/

А.

В.

Петровский,

В.

В.

Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.// Под ред. А. В. Петровского. — М.:

«Просвещение», 1987. — 224 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники