Напоминание

"Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста"


Автор: Радаева Ольга Викторовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО "Центр развития ребёнка–детский сад № 200"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Краснодар «Центр развития ребенка

детский сад №200"

Методическая разработка

«Дидактическая игра как средство всестороннего

воспитания детей дошкольного возраста».

Учитель –логопед

Радаева О.В.

г. Краснодар 2019

1 Содержание Введение…………………………………………………..

…………………….3 Глава 1 Дидактическая игра как средство развития

познавательных способностей детей дошкольного возраста

………......................................... 5 1.1 Дидактическая игра как форма обучения

детей……………… …………. 5 1.2 Дидактическая игра как средство

всестороннего воспитания личности ребенка

………………………………………………………………….………. 6

1.3 Работа с родителями ………………………………………………………..9

1.3 Дидактическая игра как самостоятельная игровая

деятельность……………………………………………………………………. 11

Заключение. ……………………………………………………………………. 13

Литература ……………………………………………………………………... 15

« У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять»

А.С. Макаренко

Введение

В

каждом

периоде

человеческой

жизни

существует

определённая

деятельность,

которая

является

ведущей.

Дети

всех

времён

и

всех

народов играют,

потому

что

только

в

игре развиваются духовные

и

физические силы ребёнка

.

Дошкольный возраст - это возраст игры.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности

ребенка.

В

эти

годы

ребенок

приобретает

первоначальные

знания

об

окружающей

жизни,

у

него

начинает

формироваться

определенное

отношение

к

людям,

к

труду,

вырабатываются

навыки

и

привычки

правильного

поведения,

складывается

характер.

В

младшем

дошкольном

возрасте игре, как важнейшему виду деятельности, принадлежит огромная

роль.

Игра

является

эффективным

средством

разностороннего

развития

личности

дошкольника,

его

морально

-

волевых

качеств,

в

игровой

деятельности реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает

существенное изменение в его психике.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей.

Чтобы

маленькие

дети

овладели

необходимыми

движениями,

речью,

разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Это период,

когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные

условия для их развития.

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными,

предусмотрительными,

остроумными,

разумными,

сообразительными

короче

говоря,

умными.

«Уметь

мыслить

значит

уметь

всё»-

слова

известного

ученого,

доктора

медицинских

наук,

Шевелева

Ильи

Николаевича. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам

природой? Разве не рождаемся мы уже умными, или «не очень», как в сказке

П. Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший

вовсе был дурак»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к

мыслительной

деятельности,

но

умным

легче

вырасти

тому

ребенку,

которому помогли научиться мыслить. Поэтому одной из важных является

задача развития игровой деятельности детей.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и

духовному здоровью, является источником обширной информации, методом

обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития

творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством

всестороннего развития и воспитания личности. Через дидактические игры

закрепляются знания и умения.

На

каждом

возрастном

этапе

развития

ребенка

дидактические

игры

меняются,

но

все

они

направлены

на

развитие

памяти,

мышления,

воображения, дидактические игры учат также детей играть по правилам,

содержат

игровой

замысел.

Наличие

правил

создает

условия

для

самоорганизации детей, формирования правильного поведения и отношения

между детьми. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические

задачи

в

игровой

форме,

наиболее

доступной

для

детей

дошкольного

возраста.

Дидактические игры занимают важное место в реализации стандартов ,

поскольку

обязательным

элементом

в

них

является

познавательное

содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок

прочно

осваивает

знания,

которыми

он

оперирует.

А

решая

умственную

задачу

в

игре,

ребёнок

учится

запоминать,

в о с п р о и з в од и т ь ,

классифицировать предметы и явления по общим признакам.

У современных детей большое количество игр, но дидактическая игра

ушла на второй план, так как на первый план вышли гаджиты, электронные

игры,

которые

зачастую

не

несут

полезного

содержания,

а

В.

А.

Сухомлинский

утверждал «Без игры нет и не, может быть полноценного

умственного

развития.

Игра-это

огромное

светлое

окно,

через

которое

в

духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий».

Глава 1.

Дидактическая

игра

как

средство

развития

познавательных

способностей детей дошкольного возраста.

1.1Дидактическая игра как форма обучения детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить

составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний,

овладению

способами

познавательной

деятельности.

Дети

осваивают

признаки

предметов,

учатся

классифицировать,

обобщать,

сравнивать.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес

детей

к

занятиям,

развивает

сосредоточенность,

обеспечивает

лучшее

усвоение

программного

материала.

Особенно

эффективны

эти

игры

на

занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку,

формированию

элементарных

математических

представлений.

В

дидактической

игре

учебные,

познавательные

задачи

взаимосвязаны

с

игровыми,

поэтому

при

организации

игры

следует

особое

внимание

обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска,

сюрпризности, отгадывания и т.п. При обучении детей, в основном старшего

дошкольного

возраста,

наряду

с

дидактическими

играми

используются

упражнения с дидактическими материалами. При обучении детей раннего и

младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с

дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками и

т.д. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой

характер:

ребята

составляют

из

нескольких

частей

целую

матрешку,

подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. наличие

игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право

объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности

детей

раннего

возраста

дидактическими

играми-занятиями.

Обосновывая

необходимость проведения игр-занятий, советский ученый Н.М. Аксарина

указывала:

в

условиях

общественного

воспитания

нельзя

обеспечить

разностороннее

развитие

всех

детей,

пользуясь

только

индивидуальным

общением

в

процессе

их

самостоятельной

6

деятельности.

Необходимо

проводить

специальные

занятия

с

небольшой

группой

детей.

В

играх-

занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает

содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы

дидактические

задачи

были

приняты

всеми

детьми.

Систематически

усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игры-

занятия

сообщает

доступные

знания,

формирует

необходимые

умения,

совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.).

Особенность дидактических игр- занятий состоит в том, что усвоение детьми

знаний

и

умений

происходит

в

практической

деятельности

при

наличии

непроизвольного

внимания

и

запоминания,

что

обеспечивает

лучшее

усвоение

материала.

Все

игры-

занятия

осуществляются

под

непосредственным

руководством

взрослого.

По

характеру

используемого

материала

дидактические

игры

принято

условно

делить

на

игры

с

предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.

1.2

Дидактическая

игра

как

средство

всестороннего

воспитания

личности ребенка.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей

правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам

окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии,

людях

разных

профессий

и

национальностей,

представление

о

трудовой

деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью народа – источник идейной

направленности воспитания. Знания об окружающей жизни даются детям по

определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой

последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного

вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем – с машинами,

помогающими

людям

в

их

труде,

облегчающими

труд,

с

этапами

производства

при

создании

необходимых

предметов,

продуктов

(строительство

дома,

выращивание

хлеба),

после

чего

раскрывают

перед

детьми

значение

любого

вида

труда.

Многие

дидактические

игры

и

направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры,

как

«Кто

построил

этот

дом?»,

«Откуда

стол

пришел?»,

«Кем

рубашка

сшита?» и др., содержат дидактические задачи, при решении которых дети

должны

проявлять

конкретные

знания

о

труде

строителей,

хлеборобов,

плотников, ткачей и др., о машинах, которые помогают им в работе, об этапах

производства. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей

самостоятельно

мыслить,

использовать

полученные

знания

в

различных

условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические

игры

ставят

перед

детьми

задачу

рационально

использовать

имеющиеся

знания

в

мыслительных

операциях:

находить

характерные

признаки

в

предметах

и

явлениях

окружающего

мира;

сравнивать,

группировать,

классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные

выводы,

обобщения.

Активность

детского

мышления

является

главной

предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких

знаний,

установления

разумных

отношений

в

коллективе.

Дидактические

игры

развивают

сенсорные

способности

детей.

Процессы

ощущения

и

восприятия

лежат

в

основе

познания

ребенком

окружающей

среды.

Ознакомление

дошкольников

с

цветом,

формой,

величиной

предмета

позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному

воспитанию,

направленных

на

совершенствование

восприятия

ребенком

характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь

детей:

пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать

свои

мысли.

Дидактические

задачи

многих

игр

составлены

так,

чтобы

научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в

природе

и

в

общественной

жизни.

Некоторые

игры

требуют

от

детей

активного

использования

родовых,

видовых

понятий,

например

«Назови

одним

словом»

или

«Назови

три

предмета».

Нахождение

антонимов,

синонимов, слов, сходных по звучанию, главная задача многих словесных

игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он

охотно

рассказывает

туристам

о

достопримечательностях

города.

Так

развивается монологическая речь ребенка. В процессе многих игр развитие

мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре

«Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые

дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь

при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается

способность

аргументировать

свои

утверждения,

доводы.

Нравственное

воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о

бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам

труда взрослых, о нормах поведения о взаимоотношениях со сверстниками и

взрослыми,

о

положительных

и

отрицательных

качествах

личности.

В

воспитании

нравственных

качеств

личности

ребенка

особая

роль

принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего

возраста

основным

содержанием

дидактических

игр

является

усвоение

детьми культурно- гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо

известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения

Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Само название игр

направляет

внимание

воспитателя

на

то,

чтобы

дети,

играя,

усваивали

культурно-

гигиенические

навыки,

нормы

поведения,

чтобы

у

них

развивались

положительные

игровые

взаимоотношения.

Использование

дидактических

игр

в

работе

с

детьми

более

старшего

возраста

решает

несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей

нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам

нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Наблюдая за поведением

детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-

либо настольную игру, один из играющих (назовем его Дима) все время

выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить

игру. «Давай еще раз сыграем, - просит его товарищ. – Пожалуйста, Дима,

поиграй еще немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу

советом,

как

надо

играть,

чтобы

победить.

Наконец,

тот

тоже

стал

победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как

хорошо играли вдвоем два мальчика. «Дима был хорошим товарищем: помог

Вове, научил его играть», - заканчивает рассказ воспитатель. Дети потом сами

вызываются помочь малышам во время игры, сделать им подарок в виде

новой дидактической игры, научить новенького играть в знакомую детям игру

и др. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей

уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых,

желание

самим

трудиться.

Например,

в

игре

«Кто

построил

дом?»

дети

узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы - проектировщики

работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики,

штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о

том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей

пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в

строительство домов, мостов, железной дороги и др. Некоторые навыки труда

дети

приобретают

при

изготовлении

материала

для

дидактических

игр.

Старшие

дошкольники

отбирают

иллюстративный,

природный

материал,

изготовляют карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших

групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к

ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми

можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме

того,

это

является

хорошим

средством

воспитания

первоначального

трудолюбия,

бережного

отношения

к

продуктам

труда.

Эстетическое

воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим

и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими

красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения

коробки

и

папки.

Яркие,

красивые

дидактические

игрушки

привлекают

внимание детей, вызывают желание

играть с ними. Весь материал для

дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном

детям

для

его

использования.

Физическое

воспитание.

Игра

создает

положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и

вместе

с

тем

требует

определенного

напряжения

нервной

системы.

Двигательная

активность

детей

во

время

игры

развивает

мозг

ребенка.

Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых

развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно

сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к

письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.

1.3 Работа с родителями.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя

успешно

решить

без

плодотворного

контакта

с

семьёй

и

полного

взаимопонимания между родителями и педагогами. Выбор игрушек и игр

часто бывает стихийным: либо ребенку что – то приглянулось в магазине, и

родители рады угодить ему, либо они сами присматривают ему игрушку, игры

в

соответствии

с

ее

внешним

видом,

размером

и

ценой.

Отсутствие

осмысленных

критериев

в

качестве

ориентиров

при

выборе

игрушек,

приобретение

по

принципу

«чем

больше,

тем

лучше»

приводят

к

бессистемной массовой закупке. В результате детская комната оказывается,

завалена однотипными и бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а

те, что действительно важны для развития ребенка, среди них, к сожалению,

отсутствуют. Взрослые

должны отдавать себе отчет в том, что игрушка

нужна

вовсе

не

для

того,

чтобы

доставить

ее

обладателю

мимолетную

радость обладания.

Взаимодействие с родителями – важный этап в развитии детей. Содержание

любой программы развития включает сотрудничество воспитателя и семьи.

Я оказываю квалифицированную

педагогическую помощь и поддержку

родителям, создаю условия для их активного участия.

Я решила использовать различные формы работы с родителями. Одна из

них:

Консультативно – рекомендательная

В

помощь

родителям

регулярно

помещаю

в

родительский

уголок

консультации, например, «Значение дидактических игр в воспитании детей».

Раскрывая перед родителями значение дидактических игр, подчеркиваю, что

в

таких

играх

у

ребят

развиваются

не

только

мышление,

речь,

память,

произвольное

внимание,

но

и

такие

важные

качества

личности,

как

целеустремленность, сосредоточенность. Я стараюсь, чтобы родители после

встреч унесли не только устную информацию, но и памятку, которая поможет

им дома восстановить материал консультации.

Лекционно – просветительская форма

Родителям я предлагаю

список тем, которые будут освещены в течение

учебного

года.

Тематика

лекций

может

быть

разнообразной,

включаю

широкий спектр педагогических вопросов. Члены семьи ребенка на лекциях

не только получают знания, но и знакомятся с другими родителями. Это дает

им уверенность, желание поделиться своим опытом.

Практические занятия с родителями

Так после семинара-практикума под названием «Во что играют наши дети»

родители осознали, что правильно подобранные игрушки, способствующие

всестороннему развитию личности ребенка, остаются в памяти на долгие

годы. Такие встречи объединяют родителей.

Родители проявляют активность. Я знакомила родителей с играми, в которые

можно

играть

с

ребенком

дома,

например,

«Найди

пару»,

«Чудесный

мешочек», «Волшебные сказки», «Угадай, что изменилось» и др. Главное

чтобы родители понимали что, надо общаться во время игры с ребенком.

Проведение мастер- классов для родителей

Так я провела мастер – класс на тему «Сенсорное

развитие детей в

домашних условиях».

Познакомила родителей с играми и упражнениями по сенсорному развитию

детей, учила родителей взаимодействовать с ребенком. Родителям было очень

интересно участвовать. Мы пришли к выводу, что через игру ребенок познает

окружающую мир, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит

всестороннее развитие детей. Поэтому я хочу помочь родителям осознать, что

в первую очередь в семье должны создаваться все условия для этого.

Индивидуальные беседы с родителями

Для

того,

чтобы

родителям

была

понятна

методика

проведения

дидактической игры, советую организовать такие игры дома. На практике

родителей убеждаю в том, что дидактические игры помогают решать задачи

умственного, сенсорного, нравственного развития их детей, сближают ребят в

семье.

В

беседе

с

родителями

я

советую

им

внимательно

учитывать

индивидуальные особенности своих детей. Например, слишком возбудимым

подвижным детям нужно предлагать настольно – печатные игры, такие, как

лото, кубики, шнуровка, мозаика и др. Детям с замедленной реакцией - игры

«Кто быстрее соберет?» и пр. Рекомендую своим

родителям использовать

дидактические игры в организации досуга детей, но при этом напоминаю о

необходимости учета возрастных особенностей.

Совместные проведения с детьми праздников, утренников.

Благодаря участию родителей в совместной деятельности, конкурсах, как

правило, у пап и мам возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с

педагогом

приобретает

более

открытый

и

дружеский

характер.

Много

положительных эмоций вызвала совместная работа над творческим проектом

«Моя любимая игрушка»

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Нетрадиционные формы работы положительно влияют на эмоциональное

состояние родителей. Организовала «семейную кофейню».Родители вечером

пьют

чай

или

кофе.

На

таких

встречах

в

непринужденной

обстановке

родители

легко

раскрепощаются

и

с

готовностью

обсуждают

и

делятся

своими проблемами, радостями.

Конечно, все это требует сил и времени, но только доверительное и живое

заинтересованное общение взрослых поможет в развитии наших детей.

1.4

Дидактическая

игра

как

самостоятельная

игровая

деятельность.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,

если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти

правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее

правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо

знакомые,

с

удовольствием

играют

в

них.

Подтверждением

этому

могут

служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где

мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Наоборот» и др. В каждой

такой

игре

заложен

интерес

к

игровым

действиям.

Например,

в

игре

«Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые

и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к

водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной

ножке»,

-

говорит

водящий

тому,

кто

назвал

краску,

которой

нет

среди

играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-

то дети всегда играют в такие игры. Задача воспитателя заключается в том,

чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в

запасе,

чтобы

они

сами

могли

организовывать

их,

быть

не

только

участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Воспитатель

заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят

угасает

интерес

к

игре

это

относится

в

большей

мере

к

настольно-

печатным

играм),

необходимо

вместе

с

ними

придумать

более

сложные

правила.

Например,

в

игре

«Лото

малышам»

согласно

правилам

игры

победитель тот, кто правильно подберет карточки и закроет ими клетки на

большой карте. Дети играют в эту игру с интересом, пока все карточки не

станут им хорошо известны и они не научатся соотносить изображение с

сюжетом

картинки.

Для

поддержания

интереса

к

этой

игре

воспитатель

организует действия ребят, говорит им: «Давайте теперь поиграем так: у меня

значки (кружки) – красный, зеленый и синий (по количеству играющих

детей). Мы поиграем и узнаем, кто быстро и правильно выполнит задание –

закроет первым клетки на большой карте,- тот будет победителем, получит

вот этот значок – красный кружок, второй – зеленый, а кто последний –

получит синий кружок. Вася подаст сигнал, когда начинать игру: стукнет

кубиком по столу два раза». Игра начинается всеми детьми одновременно.

Играть

можно

несколько

раз,

обменявшись

картами.

Каждому

хочется

получить значок победителя, поэтому дети просят своих партнеров: «Давайте

еще

раз

сыграем!»

Самостоятельная

игровая

деятельность

не

исключает

управления

со

стороны

взрослого.

Участие

взрослого

носит

косвенный

характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает

карточку

и

старается

выполнить

задание

в

срок,

участвует

в

поиске

необходимых

предметов,

радуется,

если

выигрывает,

т.е.

является

равноправным участником игры. При определении победителя воспитатель

дает

возможность

самим

детям

оценить

действия

играющих,

назвать

лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре тоже проходит более

организованно, четко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь может, как и

каждый участник игры, высказать свое «за» или «против». Так, в играх,

помимо

формирования

само стоятельно сти,

активно сти

д е т е й ,

устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между

самими

детьми,

взаимопонимание,

атмосфера,

основанная

на

уважении

личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям,

которые

он

испытывает

в

процессе

игры.

Это

и

составляет

сущность

педагогики

сотрудничества.

Самостоятельно

дети

могут

играть

в

дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются

те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми

детьми.

Они

закрепляют,

систематизируют

знания.

Но

более

широкий

простор

для

воспитания

самостоятельности

в

дидактической

игре

представляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не

только в выполнении правил и действий, но и выборе игры, партнера, в

создании новых игровых вариантов, в выборе водящего. Дидактические игры,

особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной

педагогике как метод обучения детей сюжетно- ролевым играм: умению взять

на себя определенную роль, выполнять правила игры, развернуть ее сюжет.

Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит

детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания

куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо

относиться к кукле, укладывая ее спать, петь колыбельную песню. Согласно

правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только

те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочередно

берут

нужные

для

сна

предметы

и

кладут

их

в

спальню,

заранее

приготовленную

для

куклы

в

игровом

уголке.

Так

появляются

кровать,

стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Затем

под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия

раздевания

куклы

кр

сну:

надевают

ей

пижаму

и

укладывают

спать

в

подготовленную для этой цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную

песню: «Баю-баю-баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла».

Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождения куклы

Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с

куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным

творческим сюжетно-ролевым играм. Дидактические игры имеют большое

значение для обогащения творческих игр более старших детей. Такие игры,

как «Умные машины», «Кто быстрее наденет на артиста его национальный

костюм?», «Молочная ферма», «Кому что нужно для работы», «Кто построил

этот

дом?»,

«От

зернышка

до

булочки»,

не

могут

оставить

ребят

равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов,

доярок.

Заключение.

В

игре

дети

ярко

выражают

социальные

чувства,

стремятся

делать

все

сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо

хорошо

знать

индивидуальные

особенности

каждого

воспитанника.

В

дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника,

как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др.,

так

и

отрицательные

эгоизм,

упрямство,

хвастливость.

В

ходе

игры

воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют

уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто.

Бывает

и

так,

что

ребенок

знает

много,

но

не

проявляет

смекалки,

находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается

быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные

особенности

у

детей

замкнутых,

малоактивных.

Такие

дети

любят

чаще

оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не

справятся

с

игровой

задачей.

Нерешительность,

неуверенность

в

себе

преодолевается в игре. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно дает

им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за

другим

в

разных

играх,

вселяют

в

ребят

уверенность

в

своих

силах

и

постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В играх проявляются

и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для

других:

товарищество,

отзывчивость,

скромность,

честность

и

др.

Воспитатель обращает внимание играющих на эти качества, делая это очень

осторожно. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности

детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления

в

характере

своих

воспитанников.

Большое

значение

имеют

не

только

дидактические

правила

игры

но

и

правила

общения;

не

требуй

всегда

ведущей

роли,

помни,

что

и

другие

хотят

быть

ведущими;

не

мешай

товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси

разрешения;

когда

играешь

с

друзьями,

думай,

чем

можешь

им

помочь;

старайся хорошо, четко выполнить свою роль и правила в игре; если начал

игру с товарищами, не бросай ее без их согласия; помни, что к материалам

для игр надо бережно относиться, так как потеря фишек, карточек приводит к

тому, что потом уже нельзя будет играть, поэтому, закончив игру, сложи все в

коробку, проверь, не забыл ли что-нибудь положить, убери коробку на место.

Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют

постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

Литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

2. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.

3. «Игра дошкольника» / Под редакцией Абрамян Л.А. – М. « Просвещение»,

1989г.

4.

«Игра

дошкольника»

/

Под

редакцией

Новоселовой

С.А.

М.

«Просвещение», 1989г.

5. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» / Под редакцией

Васильевой М. А. – М. «Просвещение», 1986г.

6. Скляренко Т. «Игра является основным видом детской деятельности, в

процессе которой происходит формирование личности ребенка» / Журнал

«Дошкольное воспитание» № 7, 1983г.

7.

1.

Абрамян

А.Л,

Т.В.Антонова,

Л.В.

Артемова

и

др.;

Под

ред.

С.Л.Новоселовой. Игра дошкольника - М.: Просвещение, 2008.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники