Напоминание

Современный урок литературы


Автор: Трифонова Надежда Зиновьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №5"
Населённый пункт: г.Муравленко
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современный урок литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Урок посвящается Распутину В.Г.

«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Тема: «
В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»
Цели:
1. Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества. 2. Познакомить учащихся с историей создания рассказа. 3. Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина 4. Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран, словарь С.Ожегова.
На доске: эпиграф урока.

Оформление доски:
Эпиграф «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». (В.Г.Распутин)
Ход урока

I.

Организационный момент.
1. Объявление темы урока, определение его целей.  Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и 1
какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы. Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
II.

Работа с эпиграфом.
 Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». ( В.Распутин.)  Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.
III.

Проверка домашнего задания
 В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над 3-я вопросами:  Где границы добра?  Почему надо помогать людям?  Как понимаете слово «добро»? Словарь.
Добро -
нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
IV.

Изучение нового материала
1. Рассказ учителя о времени и месте действия А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. 2
Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел. 2. Теория литературы. Рассказ
«Уроки французского»
- произведение
автобиографическое.
 Что такое автобиография? (ответы учащихся)
Словарь.

Автобиография

-
последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.  Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? (ответы учащихся)  Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. 3.Биография В.Г.Распутина  Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о жизни и творчестве В.Г.Распутина Детские годы. В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало. 3
Творчество В.Г.Распутина. И он учился. Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. Последний поклон писателю.(14 марта 2015 года умер великий писатель)
Мы надеялись на чудо, но чудо не произошло. Великий русский писатель

Валентин Григорьевич Распутин умер - буквально за несколько часов до своего

78-летия.
Ушел настоящий патриарх русской литературы. Это горько. Может быть, мы не до конца еще осознали эту потерю. Не про каждого писателя с гордостью скажешь: мы были современниками. А про Распутина - да, было чувство какой-то удивительной сопричастности, радости от того, что был он не далеким классиком, с которым разделен десятилетиями или даже веками. А был он - здесь, рядом. Родной и близкий, очень понятный, очень какой-то русский. Он был очень грустным последние годы. Грустным и малоразговорчивым. В авиакатастрофе погибла его дочь, талантливая музыкантша. Несколько лет назад он потерял жену. Тяжело переживал перемены, которые происходили в нашей стране. Последние годы Распутин сильно болел и почти не давал интервью. 4
Главное он сказал в своих книгах. Наверное, еще годы и годы понадобятся нам для того, чтобы осмыслить весь масштаб его личности, всю глубину творчества. Оставим это литературным критикам. А мы - его читатели и почитатели - просто молимся об упокоении его живой, русской, настоящей души. И повторяем: мы счастливы были жить рядом, дышать одним воздухом. 3. Работа с учебником.  Чтение статьи В.Распутина «Уроки доброты». Словарь.
Доброта

-
отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал «Уроки доброты».  Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?  О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает; б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила; в) добро возвращается добром.  Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.  Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского». 5

Словарь.

Прототип -
первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.  Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского? Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.
V.

Итог урока.
 Урок подошел к концу. Что нового и полезного вы узнали? Работа с кластером. Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.
VI.

Домашнее задание:
прочитать рассказ, ответить на вопросы викторины. Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик): Как хорошо, что доброта Живет на свете вместе с нами. Без доброты –ты сирота, Без доброты – ты серый камень. Спасибо за урок! 6

Викторина
1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе? 2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? 3. Что прислала учительница в первой посылке? 4. Из чего были перешиты штаны героя? 5. Назовите главного игрока в деньги? 6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? 7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? 8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? 9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? - Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они? 10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? 11. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…». 12. «Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство». 7


В раздел образования