Автор: Борисов Марат Викторович
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: КОУ "Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: с.Леуши
Наименование материала: статья
Тема: Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе в коррекционной школе
Раздел: среднее профессиональное
Статья
Тема: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном
процессе в коррекционной школе»
Выполнил(а):
Учитель
Борисов Марат Викторович
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Применение технических средств обучения в учебно-
воспитательном процессе в системе дошкольных учреждений общего и
специального образования
1.1.
Место технических средств обучения в образовательном процессе
дошкольных учреждений компенсирующего вида……….………………..…..6
1.2.
Коррекционно-воспитательная работа с применением компьютерных
технологий в специальном учреждении……………………………………….15
Выводы по 1 главе………………………………………………………………21
Глава 2. Приёмы работы с мультимедийными презентациями в
образовательном процессе в учреждениях компенсирующего вида……23
Вывод по главе 2………………………………………………………………...35
Литература……………………………………………………………………….38
Введение
Для
повышения
качества
работ
(коррекционных,
воспитательных,
образовательных
задач)
в
коррекционных
учреждениях
успешно
используются технические средства. Они служат для предъявления, передачи
и контроля усвоения учебного материала учащимися.
С
появлением
мультимедийной
аппаратуры
и
внедрением
её
в
систему
образования
возникла
необходимость
технического
переоснащения
коррекционных учебных учреждений, создания программных педагогических
средств и методики их применения для обучения детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Многие исследователи в области специальной педагогики и психологии
считают,
что
более
интенсивное
внедрение
новых
информационных
технологий
в
образовательный
процесс
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию (Н.Н.
Васенков, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др.).
Использование мультимедийных средств обучения может существенно
оптимизировать процесс обучения , так как эти средства достаточно легко
можно адаптировать под психолого-педагогические особенности умственно
отсталого ребенка. Кроме того, современные технические средства обучения
обладают
высоким
потенциалом
и
разнообразными
дидактическими
свойствами. Это повысит эффективность учебного процесса, положительно
повлияет на качество графических навыков, умений, а так же, как следствие,
поможет
преодолению
недостатков
эмоционально-эстетического
развития
детей с интеллектуальной недостаточностью.
На сегодняшний день специально созданные программы для обучения
детей
с
умственно
отсталостью
с
помощью
мультимедийных
средств
не
представлены на рынке электронных обучающих продуктов. В связи с этим
педагогу
необходимо
заниматься
самостоятельной
разработкой
учебных
пособий с использованием мультимедийных средств. Как правило, этому
препятствует как низкий уровень подготовки педагогов в этом отношении,
так
и
не
знание
методических
рекомендаций
по
созданию,
а
также
использованию мультимедийных презентаций (МП).
Целью
нашего
исследования
составляет
решение
проблемы
по
повышению эффективности процесса в учреждении компенсирующего вида
средствами мультимедийных презентаций.
Актуальность
рассматриваемой
проблемы,
её
недостаточная
теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для
определения темы работы – «Использование мультимедийных презентаций
на занятиях с умственно отсталыми школьниками».
Объект
исследования
–
процесс
обучения
детей
в
учреждении
компенсирующего вида.
Предмет
исследования
–
педагогические
условия
(содержания
и
организации
деятельности
детей,
межличностных
отношений,
общения
в
группе,
быта
детского
объединения,
отношений
педагогов
с
детьми,
вхождения ребенка в объединение, взаимодействия детского объединения
(образовательного
учреждения)
с
окружающей
средой)
эффективного
использования мультимедийных презентаций.
Задачи исследования:
1.
Охарактеризовать состояние проблемы использования технических
средств
в
процессе
обучения
умственно
отсталых
школьников,
степень ее изученности и освещенности в специальной психолого-
педагогической
и
методической
литературе;
изучить
состояние
современного опыта использования технических средств в процессе
занятий в учреждении компенсирующего вида.
2.
Апробировать
технологию
создания
и
и с п о л ь з о в а н и я
мультимедийных
презентаций,
определить
эффективность
их
применения в процессе занятий с школьниками с интеллектуальной
недостаточностью.
3.
Теоретически
обосновать
и
экспериментально
проверить
педагогические условия применения мультимедийных презентаций
на занятиях в учреждении компенсирующего вида.
Гипотеза
состоит
в
том,
что
формирование
умений
и
навыков
у
воспитанников учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта
будет
более
эффективным,
если
наряду
с
традиционными
средствами
и
методами
обучения
в
нем
будут
использоваться
мультимедийные презентации, при создании которых педагогом будут учтены
предметное
содержание
занятий,
а
также
психолого-педагогические
и
возрастные особенности умственно отсталых дошкольников.
Для реализации цели и задач использовались следующие методы:
Теоретические:
изучение
и
теоретический
анализ
общей
и
специальной
педагогической
и
методической
литературы
по
проблеме
исследования;
анализ
программы
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушением
интеллекта;
изучение
и
анализ
компьютерных
программных
продуктов,
являющихся
инструментальной
средой,
с
целью
их
использования в качестве средств разработки МП для занятий;
Эмпирические: наблюдение; беседа с педагогами и школьниками;
разработка
и
проведение
констатирующего,
обучающего
и
контрольного экспериментов;
Аналитические:
анализ
данных,
полученных
в
результате
проведения
констатирующего
и
контрольного
экспериментов;
обобщение полученных результатов;
Статистические:
обработка
материалов
исследования
с
использованием методов математической статистики.
Практическая значимость. Методические рекомендации по созданию и
использованию МП можно успешно применять педагогами-практиками на
занятиях в учреждениях компенсирующего вида.
Глава
1.
Применение
технических
средств
обучения
в
учебно-
воспитательном процессе в системе общего и специального образования
1.1.
Место технических средств обучения в образовательном процессе
учреждений компенсирующего вида
Всё возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать
не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и
приемов
обучения
и
воспитания.
В
связи
с
этим
особенно
актуальной
является задача повышения эффективности и качества труда воспитателей
учреждений. Самого пристального внимания требуют вопросы организации
учебно-воспитательного процесса, его интенсификации, заключающейся в
том, чтобы при наименьших затратах времени давать детям необходимое
количество
информации,
добиваться
глубокого
ее
усвоения,
формировать
необходимые умения и навыки (В.Д. Сыч, 1989).
В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и
повышении
ее
качества
большую
помощь
педагогам
могут
оказать
технические – аудиовизуальные средства обучения.
Средства
обучения —
это
объекты,
созданные
человеком,
а
также
предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе
в
кач е с т ве
н о с и т е л е й
у ч е б н о й
и н ф о рма ц и и
и
и н с т р у м е н т а
деятельности педагога и
обучающихся
для
достижения
поставленных
целей обучения, воспитания и развития (М. Н. Скаткин, 1971.).
Продолжает
оставаться
актуальной
проблема
разработки
и
совершенствования средств обучения. Развитие техники неразрывно связано
с
педагогическим
и
психологическим
опытом.
Так
как
использование
технических
средств
обучения
повышает
эффективность
обучения
и
воспитания, специально разрабатываются технические устройства с учётом
дидактических принципов.
Технические
средства
обучения
(ТСО) – совокупность
технических
устройств
с
дидактическим
обеспечением,
применяемых
в
учебно-
воспитательном
процессе
для
предъявления
и
обработки
информации
с
целью
его
оптимизации.
ТСО объединяют
два
понятия:
технические
устройства
(аппаратура)
и
дидактические
средства
обучения
(носители
информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся (Е.В.
Подвальная, 2010).
Классифицировать
технические
средства
обучения
сложно
в
силу
разнообразия
их
устройства,
функциональных
возможностей,
способов
предъявления информации.
В
практике
специальной
(коррекционной)
работы
наиболее
распространена классификация технических средств обучения по характеру
воздействия
на
органы
чувств.
Это
«золотое
правило
дидактики»
было
сформулировано
Я.А.
Коменским,
по
которому
дети
всё
воспринимают
чувствами. Дети с умственной отсталостью, имеющие неполные и неточные
знания об объектах и явлениях окружающего мира, нуждаются в наглядных
средствах обучения.
Классификация
ТСО
по
характеру
воздействия
на
орган
чувств
(аудиовизуальные, визуальные, аудиосредства) даёт понять то, какие органы
чувств будут задействованы при работе с умственно отсталыми детьми.
К аудиосредствам относятся комплексы аппаратуры, осуществляющие
запись
и
воспроизведение
звука.
Носителями
информации
являются
грамзаписи, магнитофонные записи на кассетах, лазерные диски и др.
Грампластинка – аналоговый носитель звуковой информации – диск, на
одной или на обеих сторонах которого тем или иным методом нанесена
непрерывная
извилистая
канавка
(дорожка),
форма
которой
(глубина
и
ширина) модулирована звуковой волной. Для «проигрывания» (извлечения
звука) с грампластинок используются специально предназначенные для этой
цели
аппараты:
граммофоны,
патефоны,
в
дальнейшем
электрофоны
и
электропроигрыватели.
Ком п а кт - ка с с е т а
( ауд и о ка с с е т а
и л и
п р о с то
ка с с е т а )
–
распространённый во второй половине XX века носитель информации на
магнитной
ленте.
Применялась
для
звукозаписи
и
хранения
цифровой
информации.
Магнитофон –
элект ромеханиче ско е
у с т р о й с т в о ,
предназначенное как для записи (преобразования акустических колебаний
в электромагнитные и фиксации их на носитель), так и для воспроизведения
ранее записанных на магнитные носители сигналов.
Лазерный (оптический) диск – собирательное название для носителей
информации,
выполненных
в
виде
дисков,
чтение
с
которых
ведётся
с
помощью оптического излучения. Диск обычно плоский, его основа сделана
из поликарбоната, на который нанесён специальный слой, который и служит
для
хранения
информации.
Для
считывания
информации
используется
обычно луч лазера, который направляется на специальный слой и отражается
от него. При отражении луч модулируется мельчайшими выемками «питами»
(от англ. pit — «ямка», «углубление») на специальном слое, на основании
декодирования
этих
изменений
устройством
чтения
восстанавливается
записанная на диск информация. Проигрывается при помощи
аппаратуры
формата CD.
Записи
на
аудионосителях
содержат
музыкальные
и
литературные
произведения, голоса великих людей, театральные постановки, голоса птиц,
зверей
и
многое
другое.
Прослушивание
осуществляется
с
помощью
аудиоаппаратуры.
К
визуальным
(статическим)
средствам
обучения
относятся
диафильмы, диапозитивы, кодотранспаранты, эпиобъекты.
Диафильм
–
последовательность
позитивных
изображений,
отпечатанных на стандартной позитивной 35-мм перфорированной плёнке,
кадры которой тематически связаны друг с другом и, как правило, снабжены
текстом,
превращающим
кадры
в
иллюстрированный
рассказ.
Просмотр
диафильма
возможен
через
специальный диапроектор
с
простейшим
уст ройством
для
перемотки
плёнки.
Диапроектор (фильмоскоп,
слайдпроектор,
кадропроектор) —
р а з н о в и д н о с т ь проекционного
аппарата для
демонстрации диапозитивов, диафильмов и других носителей
на
прозрачной
основе.
Показ
озвученных
диафильмов
мог
проводиться
одновременно с воспроизведением грампластинки с дикторским текстом или
музыкальным сопровождением. Дорогостоящие модели диапроекторов имели
устройство
синхронизации
с
магнитофоном
—
показ
диафильмов
сопровождался звуковым сопровождением, записанным на магнитную ленту,
дополнительно
записывался
сигнал,
по
которому
производилась
автоматическая смена диафильма.
Диапозитив (слайд) – позитивное изображение на обращаемой или
позитивной
фотоплёнке,
стеклянной
фотопластинке,
зафиксированное
в
пластмассовой,
металлической
или
картонной
рамке,
что
позволяет
демонстрировать
(просматривать)
его
при
помощи
диапроектора
или
диаскопа.
Слайд
–
более
распространённое
название
диапозитива,
произошедшее
от
способа
демонстрации
на
экране
слайд-фильма,
составленного из нескольких слайдов, которые вдвигались в кадровое окно
слайд-проектора.
Под
слайд-фильмом
понимают
набор
слайдов
одной
тематики, законченного содержания (Е.А. Иофис, 1981).
Кодотранспаранты (фолии) — это наглядные пособия на прозрачных
пленках, предназначенные для демонстрации при помощи оверхед-проектора
(кодоскопа).
Фолии
хранятся
в
защитных
конвертах,
которые
собраны
в
папки. Формат листа A4. Информация наносится на плёнку при помощи
копировального
аппарата
(струйного
или
лазерного
принтера)
или
же
специальными
маркерами
(фломастерами),
туши
вручную.
На
отдельном
транспаранте
находится
только
часть
изображения,
которое
проявляется
полностью
при
одновременной
проекции
нескольких
транспарантов,
наложенных
один
на
другой.
Это
даёт
возможность
увидеть
сложное
изображение
объекта
или
процесса
на
экране
постепенно.
С
помощью
данного ТСО развиваются операции анализа и синтеза.
Эпиобъекты
–
изображения
(тексты,
фотографии,
рисунки,
репродукции
и
т.п.)
на
непрозрачной
основе
или
плоские
натуральные
объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проецируемые
на экран в отраженном свете. Могут быть как черно-белыми, так и цветными.
Чем
светлее
и
контрастнее
проецируемый
объект,
тем
качественнее
изображение на экране. Эпипроекция передает цвет плоских непрозрачных
объектов. Сравнительно небольшие размеры объекта эпипроекции (140 х 140
мм)
следует
учитывать
при
изготовлении
пособий,
подлежащих
проецированию на экран, например, рисунков, эскизов и т.п. Эпипроекция
широко используется на занятиях в детском саду и на уроках в школе, где ее
применяют обычно в комбинации с показом диапозитивов. Эпипроекция
привлекает
простотой
получения
большого
цветного
изображения.
Даже
газетная
иллюстрация
приобретает
на
экране
более
качественный
вид.
Иногда на экране возникает стереоскопический эффект. Это бывает в том
случае, когда изображение на фотографии или рисунке передает перспективу.
Ощущение объема и масштабности объектов при эпипроекции создается
отчетливее, чем при непосредственном рассмотрении маленькой картинки.
Существенный недостаток эпипроекции - малая освещенность изображения
на
экране.
Поэтому
повышаются
требования
к
затемнению
помещений,
использовать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории. Этот
недостаток также влияет на выбор методических приёмов преподавателя, так
как дети с интеллектуальным нарушением не смогут сделать необходимых
записей или зарисовок.
Аудиовизуальные
средства
обучения
представляют
собой
кино
и
видеоматериалы, а также учебные телепередачи.
Фильм, кинофильм, телефильм, мультфильм, кинокартина — отдельное
произведение киноискусства. В технологическом плане, обычно, фильм – это
последовательность
фотографических
изображений
(кадров),
связанных
единым
сюжетом.
Фильм,
как
правило,
включает
в
себя
звуковое
сопровождение. Фильмы создаются путем записи движущихся изображений
окружающего мира с помощью киносъемочных аппаратов или цифровых
кинокамер,
а
также
производятся
из
отдельных
изображений
с
использованием
мультипликации
или
спецэффектов.
С
помощью
кинематографа можно замедлить быстрые процессы и ускорить медленные,
сделать их видимыми, заметными, проникнуть внутрь явлений, процессов,
скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет и уменьшить огромные
объекты, перенести в другие страны зрителя, сделать видимыми обобщения и
абстракции посредством движущегося рисунка, то есть мультипликации.
Учебные телепередачи многообразны по дидактическому назначению,
по цели и по форме изложения учебного материала. Однако обучающая
(дидактическая) функция учебной телепередачи значительно возрастает при
использовании
мультипликации,
внутрикадровых
надписей,
приемов
научного кино (ускоренной или замедленной съемки, стоп-кадра, а также
современных выразительных средств, основанных на электронной обработке
экранной реальности). Они используются на занятиях для стимулирования,
активизации речевой деятельности учащихся разных возрастных групп.
Как правило, адаптированных для восприятия детьми с нарушениями
интеллектуального
развития
грампластинок,
компакт-кассет,
дисков
не
выпускается.
В
учебных
целях
применяются
аудиосредства
и
большое
значение имеет правильный их подбор и применение. (В.В. Воронкова, И.В.
Евтушенко и др.).
В
специальных
(коррекционных)
учреждениях
аудиосредства
используют
на
занятиях
для
развития
речи.
Дети
с
интеллектуальными
нарушениями могут прослушивать сказки, басни, лирические стихотворения,
рассказы в исполнении мастеров художественного слова. Такой вид работ
позволяет
передать
эмоциональность,
образность
произведения,
помогает
осознать его смысл, а также прочувствовать характерные черты персонажа
или явления.
Прослушивание
звукозаписей
на
занятиях
сочетается
с
показом
иллюстраций, картин.
Чаще аудиосредства применяются на этапе закрепления пройденного
материала, при проведении динамических или физкультурных «минуток»,
иногда на этапе организации начала учебного занятия.
Время
прослушивания
не
должно
превышать
5
–
10
мин.
Более
длительное
звучание
утомляет
умственно
отсталых
детей.
Для
лучшего
усвоения детьми с интеллектуальными нарушениями материала аудиозаписи
рекомендуется
подбирать
диапозитивы,
кадры
фильмов,
картины,
фотографии
и
др.
Наглядные
пособия
служат
подкреплением
воспринимаемой
информации
и
облегчают
формирование
правильных
представлений и понятий об изучаемом предмете, явлении. (В.В. Воронкова,
И.В. Евтушенко и др.).
При
демонстрации
диапозитивов
и
диафильмов
учитель-дефектолог
имеет возможность удерживать необходимый кадр столько времени, сколько
нужно для понимания дошкольниками учебного материала. Демонстрация
кадров
диафильмов
может
быть
выборочной.
Рекомендуется
отбирать
слайды, которые связаны с изучаемой темой, указывать на существенные,
главные моменты, так как самостоятельно умственно отсталые дети не могут,
определить главное. (В.М. Мозговой и др.)
Эффективность использования ТСО зависит от подготовки педагога к
занятию
и
правильного
применения
их.
Педагог
перед
занятием
должен
отобрать необходимые кадры, подготовить вопросы для беседы с детьми,
ознакомиться с литературой по теме, составить подробный план, подготовить
конспект пояснения к кадрам ТСО. В процессе подготовки также следует
определить
время
и
место
для
показа
или
прослушивания
ТСО;
рекомендуется
учитывать
особенности
умственного
развития
и
уровень
знаний, а также психическое состояние умственно отсталых детей. (В.М.
Мозговой).
Важное
значение
имеет
время
демонстрации
ТСО,
так
как
внимание умственно отсталых детей рассеивается, и они быстро утомляются.
(А.Н. Граборов, 2005; Т.И. Пороцкая, 1971).
Аудиовизуальные
средства
занимают
особое
место
среди
других
средств обучения и воспитания. Они оказывают на ребенка наиболее сильное
воспитательное
и
обучающее
воздействие,
так
как
обеспечивают
нагляд-
ность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений,
раскрывают их в развитии и динамике. Аудиовизуальные средства являются
синтезом
достоверного
научного
изложения
фактов,
событий,
явлений
с
элементами
искусства,
поскольку
отображение
жизненных
явлений
совершается
художественными
средствами
(кино-
и
фото съемка,
художественное чтение, живопись, музыка и др.). Воздействуя на органы
чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные
средства
вызывают
у
ребенка
многообразные
ощущения,
которые
анализируются
им,
сравниваются,
сопоставляются
с
уже
имеющимися
представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких
раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами,
возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального
тонуса и уровня работоспособности.
Необходимо
также
подчеркнуть,
что
применение
аудиовизуальных
средств положительно сказывается на организации учебно-воспитательного
процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность. (В.Д. Сыч).
Применение технических средств обучения в дошкольных учреждениях
может осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях:
совершенствование воспитательно-образовательной работы с детьми
с тем, чтобы школьники глубже, полнее, эмоциональнее усваивали
знания,
овладевали
определенными
программой
умениями
и
навыками.
научная организация труда педагогов учреждений, повышение их
профессионального
мастерства,
расширение
обмена
опытом
по
творческому применению различных методов и приемов работы;
широкая
пропаганда
педагогических
знаний
среди
родителей
и
общественности.
Таким образом, использование ТСО в специальном (коррекционном)
образовании имеет огромное значение для всестороннего развития детей со
сниженной мотивацией к обучению. Однако не стоит забывать и о том, что
ведущая
роль
в
образовательном
процессе
принадлежит
педагогу.
Технические средства лишь исполняют роль «помощника».
Следует отметить, что ряд ТСО со временем становится не актуальным
(диафильмы,
кодотранспаранты
и
др.).
На
смену
им
приходят
более
современные
технические
устройства,
компьютерные
технологии,
программы,
которые
на
сегодняшний
день
недостаточно
изучены
и
разработаны.
1.2.
Коррекционно-воспитательная
работа
с
п р и ме н е н и е м
компьютерных технологий в специальном учреждении
В процессе развития образования на сегодняшний день существует
необходимость обновления средств, форм, методов организации обучения.
Это тесно связано с разработкой и внедрением в учебный процесс передовых
педагогических технологий. Понятие «технология обучения» на сегодняшний
день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах
ЮНЕСКО
технология
обучения
рассматривается
как
системный
метод
создания,
применения
и
определения
всего
процесса
преподавания
и
усвоения
знаний
с
учетом
технических
и
человеческих
ресурсов
и
их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
(Е.И. Кузьмин, 2004).
Термин
«компьютерные
технологии»
–
это
обобщённое
название
технологий,
отвечающих
за
хранение,
передачу,
обработку,
защиту
и
воспроизведение
информации
с
использованием
компьютеров.
Это
также
компьютерные сети, которым характерно наличие «дружественной» среды
работы
пользователя.
(Н.В.
Макарова)
Невозможно
представить
себе
современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где
не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе,
развлечении, образовании и научных исследованиях.
Компьютерные технологии – это передний край науки XXI века.
Компьютеризация
образования
–
это
не
только
повышение
компьютерной
грамотности,
изучение
основ
информатики,
это
ещё
и
средство
увеличения
производительности
труда
преподавателей
и
дошкольников,
способ
повышения
эффективности
и
интенсификации
коррекционно-воспитательной работы.
А.П. Ершов предложил классификацию видов применения компьютера в
связи с многообразием его функций:
1.
орудийная – компьютерная поддержка различных видов деятельности
(рисование, письмо, математические вычисления, поиск информации и
др.)
2.
досуговая
–
использование
компьютера
во
внешкольной
работе
(компьютерные
игры,
ведение
личного
архива,
проведение
самостоятельной исследовательской работы и пр.)
3.
педвузовская – применение информационных технологий в процессе
подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
4.
профессиональная – применение компьютер для углублённого изучения
профессиональной ориентации в разнообразных профессиях.
5.
организационная – использование компьютера для управления школы и
другими учебными заведениями.
6.
учительская
–
применение
компьютера
в
деятельности
учителя
(методические
разработки,
ведение
личного
архива,
планирование
учебной деятельности и др.)
7.
учебная
–
использование
компьютера
как
средства
обучения
на
материале
учебного
предмета
с
применением
педагогических
программных средств специального назначения.
8.
дефектологическая
–
компьютерная
поддержка
обучения
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
специальными
программными
средствами
и
соответствующим
программным
обеспечением. (А.П. Ершов, 1994, Е.В. Подвальная, 2010).
Более подробно рассмотрим дефектологическую функцию применения
компьютера.
В
последние
годы
активно
разрабатываются
ТСО
и
компьютерные
технологии,
предназначенные
для
воспитания
и
обучения
детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуальной
сферы, опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогические аспекты
применения компьютерных технологий в процессе коррекции недостатков
произносительной
стороны
речи,
формирования
элемент арных
математических представлений, трудовых умений и навыков, представлений
о внутреннем мире человека, развитие самостоятельной письменной речи,
коммуникативных
умений
у
детей
дошкольного
и
школьного
возраста
с
нарушениями речи, слуха и задержкой психического развития, умственной
отсталостью.
При соответствующей организации процесса обучения использование
компьютерных технологий облегчает труд педагога. Компьютер может быть
полезен как при подготовке, так и при проведении занятия. Использование
компьютера
позволяет
не
только
индивидуализировать
коррекционно-
воспитательный
процесс,
но
и
сделать
его
более
интересным
и
привлекательным для каждого ребенка.
Был разработан ряд компьютерных программ сотрудниками Института
коррекционной педагогики И.В. Больших, О.И. Кукушкиной и др. для детей с
различными отклонениями в развитии:
«Мир
за
твоим
окном»
(компьютерная
программа,
которая
способствует
выявлению
и
коррекции
недостатков
мыслительных
операций,
развитию
коммуникативной,
знаковой,
читательской
деятельности в сфере сезонных явлений).
«Состав
числа»
(компьютерная
программа,
направленная
на
формирование основ математических представлений)
«Состав слова» (программа, используемая для уточнения буквенного
состава
слова,
относящихся
к
разным
тематическим
группам
(«Одежда»,
«Овощи»,
«Посуда»
и
пр.),
закрепление
обобщающих
понятий, набор кроссвордов).
«Развивающие игры «Logo»» (специальная компьютерная программа
для установления связи между словом и действием, словом и образом).
«Видимая
речь»
(программа
для
формирования
и
коррекции
произносительной стороны речи).
Приведенные выше программы используются в работе преподавателей
и логопедов специальных учреждений компенсирующего вида.
Как
показывают
анализ
научных
работ
и
наблюдения
за
учебно-
воспитательным
процессом,
компьютерная
поддержка
коррекционного
обучения
детей
с
умственной
отсталостью
возможна
начиная
с
этапа
дошкольного обучения. (Е.В. Подвальная)
В работах В.В. Клыпутенко, И.А. Никольской подчеркивается важность
применения
компьютера
как
наиболее
адаптируемого
к
индивидуальным
особенностям
умственно
отсталых
дошкольников
технического
средства
обучения, определяется место, роль и функции компьютера в формировании
элементарных математических и естественнонаучных представлений. Так,
разработанное В.В. Клыпутенко электронное пособие ориентированно на
возможности компьютерного пакета Microsoft PowerPoint, которое позволяет
внедрять и редактировать видео непосредственно в PowerPoint, добавлять
эффекты исчезания и форматирования, делать закладки на сцены и выполнять
монтаж
видео,
чтобы
добиться
профе ссионального
к ач е с т в а
мультимедийного
содержимого.
Внедренное
видео
становится
частью
презентации
PowerPoint;
позволяет
использовать
новые
и
улучшенные
средства
редактирования
рисунков,
в
том
числе
разнообразные
художественные
эффекты
и
расширенные
средства
коррекции,
настройки
цвета и обрезки, чтобы добиться наилучшего вида каждого изображения в
презентации. Предоставляет возможность добавлять динамичные объемные
эффекты смены слайдов и реалистичные эффекты анимации, чтобы привлечь
внимание аудитории.
Использование данного пособия стимулирует интерес детей к занятиям,
активизирует их деятельность, что позволяет улучшить качество новых и
закрепление ранее полученных знаний.
Разработки немногочисленны, но при этом растёт и совершенствуется
производство программной продукции, прицельно не ориентированное на
коррекционное обучение. Некоторые компьютерные продукты используются
для
работы
с
детьми
с
нарушениями
слуха,
с
задержкой
психического
развития,
с
речевыми
нарушениями,
в
работе
с
детьми
с
аутизмом,
с
умственно отсталыми и др.
Значение наглядности в процессе обучения подчеркивается многими
исследователями (В.В. Воронкова, И.М. Бгажнокова, Е.В. Подвальная, Б.П.
Пузанов
и
др.),
отмечается
также
необходимость
разумного
сочетания
наглядных,
словесных
и
практических
методов
в
коррекционно-
воспитательном процессе в связи с учётом особенностей познавательной
деятельности
умственно
отсталых
детей.
Такое
сочетание
может
быть
достигнуто при использовании компьютерных учебных презентаций.
В связи с этим компьютерные технологии в процессе обучения будут
выступать в качестве «помощника».
Следовательно,
внедрение
компьютерных
технологий
в
учебно-
воспитательный
процесс
умственно
отсталых
детей
должно
быть
дидактически и методически обоснованно.
Умственно отсталые дети имеют общую симптоматологию. Вместе с
тем
разным
группам
детей
и
каждому
из
них
в
отдельности
присущи
специфические черты. Одни спокойны и легко подчиняются требованиям
учителя. Их недостатки отчётливо проявляются лишь в случаях, связанных с
интеллектуальной стороной деятельности. Другие легковозбудимы и трудно
организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех
сферах деятельности.
Любой вид работы требует грамотного планирования деятельности,
пошагового
выполнения
действий.
Планирование
у
умственно
отсталых
детей нарушено и в этом им необходима помощь.
Таким
образом,
ТСО
могут
быть
использованы
педагогом
для
реализации дидактических задач. Не только для выявления имеющихся у
детей знаний, сообщения нового материала, обобщения знаний об объектах и
явлениях, закрепления и уточнения полученных знаний, но и для обучения
планированию на занятиях.
Планируя
занятие
с
использованием
технических
средств
обучения
необходимо учитывать время демонстрации, это связано с тем, что умственно
отсталые дети быстро утомляются, их внимание быстро ослабевает.
На
сегодняшний
день
в
литературе
нашел
достаточное
освещение
вопрос об обучении планированию учащихся, имеющих интеллектуальное
недоразвитие,
но,
к
сожалению,
отсутствуют
работы,
направленные
на
раскрытие данной проблемы применительно к детям дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Обобщая
материал,
изложенный
в
первой
главе
выпускной
квалификационной работы, необходимо отметить:
Целенаправленные
занятия
являются
неотъемлемой
частью
все стороннего
развития
школьников
с
и н т е л л е ктуа л ь н о й
недостаточностью и активно содействуют этому развитию. Конкретно-
практический характер занятий создаёт благоприятные условия для
мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей,
что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной
деятельностью.
Для лучшего восприятия и усвоения умений и навыков в деятельности
умственно
отсталыми
дошкольниками
в
учебно-воспитательном
процессе
используют
разнообразные
формы,
средства,
методы
и
приёмы работы, которые отбираются с учётом уровня знаний детей, их
готовности к восприятию, сформированности психических процессов
таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Преподавание в коррекционном учреждении невозможно без средств
наглядности.
В
коррекционной
педагогике
наиболее
важное
место
занимает натуральная наглядность, которая в случае необходимости
может быть дополнена или заменена иллюстративной наглядностью. В
связи
с
этим
на
современном
этапе
на
занятиях
изодеятельностью
особое
внимание
начинают
приобретать
средства
мультимедийных
презентаций.
За
последнее
время
в
ряде
научно-методических
журналах
«Дефектология»,
«Коррекционная
педагогика»
и
др.,
посвященных
проблемам
обучения
и
воспитания
учащихся
специальных
(коррекционных)
учреждений,
были
опубликованы
ст атьи,
посвящённые использованию технических средств обучения на уроках
и занятиях, в некоторых описывается практический опыт педагогов.
Использование
технических
средств
на
занятиях
улучшает
условия
труда
преподавателя
и
учеников.
Применение
технических
средств
открывает много возможностей.
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения и отсутствие
специальных
современных
методик,
адаптированных
для
работы
с
ними с умственно отсталыми детьми, указывают на необходимость
разработки
и
применения
ТСО,
а
в
частности
мультимедийных
презентаций.
Глава
2.
Приёмы
работы
с
мультимедийными
презентациями
в
образовательном процессе в учреждениях компенсирующего вида.
Современное содержание образования предполагает активное внедрение
компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в
специальных
методах,
приемах
и
средствах
обучения,
учитывающих
особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа
позволяет максимально скоррегировать дефект и предотвратить вторичные
отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение
на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают
трудности
при
абстрактном
мышлении.
Наглядные
пособия
являются
средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных
образов в сознании ученика. А использование мультимедийных средств на
уроках
дает
возможность
воздействовать
на
все
органы
чувств
и,
следовательно,
интенсифицировать
воздействие
на
ученика
и ,
соответственно,
резко
повысить
возможности
восприятия
им
учебного
материала.
Создание
и
применение
на
уроке
электронных
презентаций
на
нынешний
день
очень
актуально.
Учебный
процесс
с
использованием
мультимедийных
технологий
становится
более
ярким,
разнообразным
и
познавательным, и учебные возможности школы намного увеличиваются.
Электронные презентации можно разглядывать как дидактическое
средство
обучения,
а
мультимедийный
проектор
–
техническое
средство,
позволяющее показ презентации в классе. Презентация – вспомогательное
средство
обучения,
используемое
учителем
на
уроке
и
требующее
его
комментариев
и
дополнений.
Под
электронной
презентацией
понимается
логически
связанную
последовательность
слайдов,
объединенную
одной
темой и общими принципами дизайна.
Мультимедийная
презентация
позволяет
сочетать
в
себе
элементы
разных
видов
компьютерных
программ
( д е м о н с т р а ц и о н н ы е ,
контролирующие, моделирующие, справочные).
Прежде, чем начинать создание мультимедийной учебной презентации
желательно:
определить цель, время и место использования данного пособия на
конкретном уроке;
разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так,
чтобы
не
допустить
перегруженности,
определить
место
и
длительность
использования КТ;
продумать
простое
композиционное
решение
отдельных
слайдов
(привлекательное
цветовое
решение,
расположение
иллюстративного
и
текстового материалов, использование крупного шрифта и т. п.);
продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в
процессе
рассказа
учителя,
при
обобщении
и
закреплении
материала.
Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с
работой по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях и т.п.
Управление
сменой
слайдов
мультимедийной
п р е зе н т а ц и и
осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана
устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей.
Фрагментарный
показ
позволяет
давать
информацию
в
небольшом
количестве, что способствует лучшему усвоению материала.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр
разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей
знания,
закрепить
и
обобщить
полученные
в
ходе
урока
сведения.
При
возникновении
ситуации
затруднения
есть
возможность
неоднократного
возвращения к нужному слайду для уточнения, получения подсказки в виде
разъяснения
или
выбора
варианта
ответа.
Показ
на
экране
правильного
ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду
последствий:
резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
преподаватель,
создающий
или
использующий
информационные
технологии,
вынужден
обращать
огромное
внимание
на
логику
подачи
учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня
знаний учащихся;
изменяется
отношение
к
компьютеру,
как
к
игрушке,
учащиеся
начинают
воспринимать
его
в
качестве
универсального
инструмента
для
работы.
Привлечение к обучению мультимедийных технологий вызывает у детей
огромный интерес к заданиям, к предмету в целом, оживление, постоянно
поддерживает
их
положительный
настрой,
стимулирует
мыслительную
деятельность
школьников,
повышает
мотивацию
к
учению,
тем
самым
способствует улучшению усвоения учебных знаний.
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации
образования в Российской Федерации является обеспечение детей с
ограниченными возможностями здоровья специальными условиями
обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими
детьми.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это
комплекс учебно-методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,
формах и методах их применения для совершенствования деятельности
специалистов учреждений образования.
Использование ИКТ в моей работе открывает возможности:
представить наглядно те явления, которые невозможно
продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств
привлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность воспитанников;
оптимально использовать время на занятии;
видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на
изменяющуюся ситуацию.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к
внеклассным мероприятиям считаю создание мультимедийных презентаций.
Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день
весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной
группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их
психического, физического и эмоционального уровня развития.
Использование мультимедийных презентаций в моей педагогической
деятельности способствует:
повышению эффективности усвоения материала детьми;
повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти
детей: зрительная, слуховая, моторная);
активизации и развитию высших психических функций, мелкой
моторики рук;
формированию теоретического, творческого и рефлексивного
мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого
развития;
созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа
ребенком собственной деятельности;
· подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Презентации powerpoint использую на различных этапах совместной
организованной деятельности:
В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой
теме, создавая проблемную ситуацию;
Как сопровождение моего объяснения презентации и ее элементов
(схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
Как информационно-обучающее пособие;
Для контроля усвоения материала детьми.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую
поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала
выстраиваю в систему тот материал, который нужно повторить или
обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы –
учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд.
Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен
обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала
на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы,
представлением печатного текста, который должен появиться на экране в
заранее продуманное время.
Особое внимание на занятии с применением компьютерной техники
уделяться здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как
технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к
занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках
обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с
помощью презентации (Приложение №1 ). Существуют также компьютерные
программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что
у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в
результатах диагностики, проводимой в течение учебного года (Приложение
№2). Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к моим
занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций
– это мощный стимул в воспитании. При этом у меня появляется
возможность проявить творческий подход к созданию и проведению
современного, полноценного, интересного занятия.
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма
актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в
нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в
использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в
олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию
портфолио воспитанников. Каждый год мои воспитанники принимают
участие в ряде районных , областных и международных интернет - конкурсах
с применением ИКТ
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются
эффективным техническим средством, при помощи которого можно
значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать
индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов
воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую
личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Что дает использование мультимедийных средств на уроках?
Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Возможность воздействовать на
все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на
ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им
учебного материала.
Для работы мною создаются презентации, которые реализуют принцип
наглядности. При словесном описании на уроках истории событий и явлений
прошлого, в подавляющем числе случаев, учащиеся с отклонениями в
развитии не имеют возможности опереться на непосредственное наблюдение
за предметами описания или повествования, потому что в связи с
особенностью своих заболеваний у них страдает образное мышление.
Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней
наглядности, неизбежно будут неточны, не вполне адекватны исторической
действительности.
Как использовать мультимедийные средства на уроках в специальной
(коррекционной) школе VIII вида?
Преобладают три основных способа (или подхода) преподнесения
информации:
1.
Иллюстративный (традиционный). Подобранный визуальный ряд
иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики следят за
меняющимися „картинками“, часто при этом „забывая“ воспринимать (а
то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого
использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный
ряд затем используется при не менее традиционном опросе или
обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и
восприятие „картинок“ тоже притупляется.
2.
Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных
конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа
в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем.
Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися
элементами, все теми же „картинками“.
3.
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы
иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том,
что использование разнообразного визуального материала, схем и
анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из
разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода
требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и
„картинки“ должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи,
должны отличаться определенной „символичностью“. Но самое главное в
таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он
и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность
учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
При разработке презентаций есть определенные правила, которые
необходимо помнить учителям-дефектологам, составляющим презентацию.
Почти все учителя о них, просто-напросто, не знают. Вот одно из таковых
правил.
Титульный лист. На нем должно размещаться: направление презентации,
предмет, заглавие темы и т. д.
Тема, если она короткого содержания и, направление, должны постоянно
находиться на следующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик
её видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов.
При разработке презентации почти все учителя запамятовали о диафильмах,
которые в прошлые времена, помогали сделать урок более наглядным. Сейчас
применять диафильмы при разработке презентаций либо подготовки к уроку
можно с таковым же успехом, как и ранее. Большим успехом у учеников с
ограниченными возможностями здоровья пользуются программы «Школа
Кирилла и Мефодия».
Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых
медиасредств. Почти все такие уроки и пробуют назвать мультимедийными.
Однако это термин не научный, а больше разговорный.
При использовании презентаций, созданных учителем в программе Power
Point тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены
ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в
течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя
сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией,
рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и
схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют
учителю создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся
ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их
заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Анимация боевых
сражений позволяет учащимся четко проследить ход событий и лучше
усвоить материал.
На таких уроках есть возможность привлечь большое количество цифровых
данных, цитат, что позволяет их использовать в нужный момент, не
затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать
на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и
т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью.
Таким образом, мультимедийный урок – это урок, когда есть деятельность
учителя и учеников с применением медиасредств.
Опыт проведения уроков с использованием мультимедийного оборудования
позволил мне сделать вывод о том, что учащиеся не должны быть
пассивными зрителями и слушателями во время демонстрации презентации и
лекции учителя. Выполнение заданий обостряет внимание учащихся,
заставляет осмысливать полученную информацию.
Далее следуют слайды с основным содержанием урока. Мультимедийные
технологии позволяют вносить разнообразие в подаче материала. Также в
презентации используются схемы, карты, слайд-шоу, видеофрагменты,
которые включают разные каналы восприятия (зрительные, аудиовизуальные
и т. п.) информации, знания лучше усваиваются, запоминаются на более
долгий срок. После лекции учителя появляется слайд, по которому можно
проверить правильность своих ответов, после выполнения задания.
В конце урока учитель просит ребят сделать выводы по теме урока, после
чего демонстрирует свой слайд с выводом по теме.
Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет
несколько ролей:
заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание,
определение и т.д.);
предъявляет наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего
задания в виде тестов и др.)
дополняет учебник; - и т.д.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду
последствий:
резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
преподаватель, создающий или использующий информационные
технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи
учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня
знаний учащихся;
изменяется отношение к компьютеру, как к игрушке, учащиеся
начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для
работы.
Имея компьютер, воспитатель имеет неограниченные возможности в
изготовлении печатных материалов к каждому занятию, учитывая все
особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей.
Для своих занятий печатаю тестовые задания, карточки и так далее.
Эффективность занятия в случае использования печатных материалов
повышается вдвое: за занятие можно не только изучить новый материал,
но также закрепить его, отработать практические навыки.
В настоящее время в учебном процессе мною осваивается работа на
интерактивной доске. Считаю, что интерактивная доска – лучшее, что
существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя
с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным
устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что
происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом
презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и
комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети
быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и
легко. Интерактивная доска позволяет мне, как воспитателю,
воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися.
Работая на доске электронным маркером, имею возможность быстро и
наглядно показать тот или иной приём работы. На занятиях в начальной
школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность
является ведущей. Работа с интерактивной доской в начальной школе
становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и
видеоэффектами. Независимо от этапа обучения, применение
интерактивной доски на занятиях выводит процесс обучения на новый
уровень. Для меня обучение детей никогда ещё не становилось таким
привлекательным. Интерактивные средства увлекают и призывают
младших школьников к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают
достичь целей обучения. Интерактивная доска помогает детям преодолеть
психологический барьер, стеснение у доски, легко вовлекает в учебный
процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся
доступными и увлекательными. Ребята начинают понимать более
сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной
подачи материала. Ребята начинают работать более творчески. Им не
нужна клавиатура, таким образом, повышается вовлеченность учащихся.
Интерактивная доска на занятии – это отличный способ сосредоточить и
удержать внимание ребят. Наглядность учёбы особенно ценно для работы
с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание.
Воспитанники лучше усваивают материал.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось
с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровье
сберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером
строго регламентируется и составляет не более 10 минут. В течение
занятий проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме
того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости
детей.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что
позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов,
критических статей, рефератов и т.д. Средства коммуникации Интернет
позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во
всем мире. Являюсь активным пользователем портала –Сеть творческих
учителей; Мой университет; международного портала PiL. Интернет –
универсальный и самый дешевый источник педагогической и
методической научной информации. При составлении тематических
планов и сценариев мероприятий использую сайты, порталы : - Единая
коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов; - Завуч-инфо; -
Педагогический университет «Первое сентября»; - Сеть творческих
учителей и др.
Вывод по главе 2.
С
целью
повышения
качества
образовательных,
воспитательных
и
коррекционно-развивающих
задач
на
занятиях,
существует
технология
создания МП, включающих в себя иллюстративный и текстовый материалы,
созданный с учётом психо-физического уровня развития детей.
МП,
как
средство
обучения,
выполняет
следующие
функции:
информационную,
иллюстративную,
воспитательную
и
коррекционно-
развивающую.
Результаты
контрольного
эксперимента
показали
эффективность
использования
учебных
презентаций
на
занятиях
для
обучения
планированию
деятельности
с
нарушениями
интеллекта
и
повышению
качества
сформированных
у
этой
категории
детей
умений
и
навыков
в
рисовании.
1.
Мультимедийный урок может значительно увеличить возможности
преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Он дает прекрасную возможность почувствовать „вкус эпохи“. Это
достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде
всего визуальных (фото, гравюры, плакаты, карикатуры и т.п.).
2.
Однако мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества
обучения, он расширяет возможности, но не создает нового
образовательного поля.
Наиболее эффективен мультимедийный урок с использованием
интерактивных технологий. С некоторым преувеличением можно даже
сказать, что он тем более эффективен, чем более интерактивен.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что подготовка занятий с
применением информационно компьютерных технологий заставляет
воспитателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень
медиа образованности; укрепляет авторитет воспитателя у современного
ученика, т.к. сближает педагога со школьником, позволяет общаться на
языке обучающихся; повышает интерес и формирует устойчивую
мотивацию учащихся однозначно, т.к. за занятии с ММ ребенок получает
намного больше информации, нежели при использовании обычных
средств обучения; позволяет обеспечить качественное улучшение
результатов учебно- воспитательной деятельности при разумном
объединении накопленного методического опыта и современных
информационных технологий. Имидж современного педагога немыслим
без знания им информационно компьютерных технологий. А когда
педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер
становится незаменимым инструментом в работе, значительно
облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
• наполнить занятия новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность
воспитанников;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными
программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что
компьютер не заменит педагога или учебник, поэтому он рассчитан на
использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении
педагога методическими средствами. Естественно, использование
компьютера на каждом занятии не реально, да ведь это и не нужно. Как бы
то ни было, а занятие, например, по окружающему миру — это, прежде
всего наблюдения и опыты в природе. Я думаю, что каждый педагог в
состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы
использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным,
уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт — это только
начало большой и кропотливой работы!В нашем образовательном
учреждении на всех уроках активно используются мультимедийные
технологии. Естественно, это отбирает уйму времени и, тем не менее:
приятно, когда ученик увидел, услышал, впитал в себя то, новое, что ему
предложил учитель. Тем более, что наши дети особенные и им труднее
впитывать сложный материал. Многие психофизические функции
организма у таких детей нарушены, в частности и слуховое восприятие.
Следовательно, большая часть информации должна поступать зрительная.
А когда ребенок наяву видит, то это явный результат того, что на
следующем уроке он сможет многое вспомнить и рассказать.
Литература:
1.
Айзенберг Б.И., Белоножко О.П., Юделевич А.Я. Диагностический и
коррекционный
аспекты
использования
компьютеров
в
работе
с
детьми,
имеющими
нарушения
в
познавательной
деятельности//Дефектология.
–
1991. - №6. – С. 43-48.
2.
Бабанский
Ю.К.
О
совершенствовании
методов,
форм
и
средств
обучения в свете требований реформы. – М.: Просвещение, 1986. – 68 с.
3.
Баряева
Л.Б.,
Гаврилушкина
О.П.,
Зарин
А.П., Соколова
Н.Д.
Программа
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
интеллектуальной
недостаточностью.—
СПб.:
Издательс т в о «СОЮЗ»,
2003. — 3 2 0 с.
—
(Коррекционная педагогика).
4.
Бгажнокова
И.М.
Мыслительные
операции
у
умственно
отсталых
школьников в процессе реализации знаний//Дефектология. – 1975. - №3. – С.
20-26.
5.
Больших
И.В.
Компьютерная
поддержка
обучения
начальной
математике//Дефектология. – 1996. - №6. – С. 56.
6.
Васенков
Г.В.,
Меньков
А.Б.
Компьютер
на
уроке
труда
во
вспомогательной школе. – 1996. - №4. – С. 57.
7.
Вальчук
Н.П.,
Шамшур
Э.В.
Компьютерная
обучающая
программа
«Звукослоговой анализ слов» и первый опыт её применения в детском саду
(из опыта работы). – 2000. - №3. – С. 55.
8.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников. – М., 1989.
9.
Гальперин
П.Я.
Психология
мышления
и
учение
о
поэтапном
формировании умственных действий//Исследование мышления в советской
психологии./Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука. – 1966. – С. 236-277.
10.
Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории
поэтапного усвоения умственных действий. – М.: изд-во МГУ, 1968. – 134 с.
11.
Гёте И.В. Учение о цвете. Теория познания: Пер. с нем. Изд. 3-е. – М.:
Книжный
дом
«ЛИБРОКОМ»,
2012.
–
200
с.
(Из
наследия
мировой
философской мысли: эстетика.)
12.
Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие/Авт. сост.
В.Г. Петрова, Т.В. Швырёва. – М.: Классик Стиль, 2005. – 248 с.
13.
Грошенков
И.А.
Изобразительная
деятельность
в
специальной
(коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
14.
Егоров
Н.Д.
Из
опыта
применения
компьютерной
техники
при
обучении картонажно-переплетному делу детей с нарушениями умственного
развития//Дефектология. – 1996. - №4. – С. 61.
15.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение
и
воспитание.
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушением
интеллекта.
–
М.:
Просвещение, 2005. – 272 с.
16.
Ершов А.П. Избранные труды/Отв. ред. И.В. Поттосин. – Новосибирск,
1994, – 413 с.
17.
Загвязинский
В.
И.
Теория
обучения:
Современная
интерпретация:
Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
18.
Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – М., 1974, – 239 с.
19.
Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.
20.
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.,
1960. – 316 с.
21.
Интерактивная доска в школе/авт.-сост. Е.А. Голодов, И.В. Гроцкая,
В.Е. Бельченко. – Волгоград: Учитель, 2010. – 86 с.
22.
Кабанова-Меллер
Е.Н.
Формирование
приёмов
умственной
деятельности и умственное развитие учащихся. – М.: Просвещение, 1968. –
228 с.
23.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985. – 126
с.
24.
Катаева
А.А.,
Стребелева
Е.А.
Дошкольная
олигофренопедагогика:
Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. — 208 с.
25.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1991.
26.
Кларин М.В., Развитие педагогической технологии и проблемы теории
обучения//Советская педагогика, N4, 1984. - с. 117-122.
27.
Клыпутенко
В.В.
Использование
компьютерных
технологий
в
формировании элементарных математических представлений дошкольников с
умственной отсталостью//Гуманизация образования. – 2008. - №6. – С. 77-81.
28.
Коджаспирова
Г.М.,
Петров
К.В.
Технические
средства
обучения
и
методика их использования. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
29.
Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-
методическое пособие для системы повышения квалификации работников
образования. – СПб.: «Дрофа – Санкт-Петербург», 2003.
30.
Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском
саду. (Пособие для воспитателей). – М.: «Просвещение», 1973. – 208 с.
31.
Королевская Т.К. Проектирование цикла мультимедийных обучающих
программ «Звучащий мир»//Дефектология. – 2005. - №3. – С. 62-69.
32.
Кузьмин и др. «ЮНЕСКО об информационном обществе: основные
документы и материалы», Издательство: РНБ СПб, 2004. – 120 с.
33.
Кукушкина
О.И.
Компьютер
в
специальном
обучении.
Проблемы.
Поиски. Подходы.//Дефектология. – 1994. - №5. – С. 3-9.
34.
Кукушкина
О.И.
Использование
информационных
технологий
в
области развития представлений о мире (Сообщение 1)//Дефектология. –
2005. - №5. – С. 83-92.
35.
Кукушкина
О.И.
Использование
информационных
технологий
в
области развития представлений о мире (Сообщение 2)//Дефектология. –
2005. - №6. – С. 64-69.
36.
Кукушкина
О.И.
Использование
информационных
технологий
в
области развития представлений о мире (Сообщение 3)//Дефектология. –
2006. - №2. – С. 61-66.
37.
Кукушкина О.И. «Мир за твоим окном»//Дошкольное воспитание. –
2006. - №4. – С. 56.
38.
Кутепова
Е.Н.
Совершенствование
процесса
обучения
умственно
отсталых
учащихся
с
применением
программно-методических
средств:
Дис… канд. пед. наук: - СПб., 2002. – 187 с.
39.
Левченко
И.Ю.,
Киселёва Н.А., Психологическое
изучение
детей
с
нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 120 с.; цв.
ил. (Специальная психология.)
40.
Лернер
И.Я.
Дидактические
основы
методов
обучения.
–
М.:
Педагогика, 1981. – 186 с.
41.
Лифанова
Т.М.,
Подвальная
Е.В.
Методические
рекомендации
по
использованию
мультимедийных
презентаций
на
уроках
географии
в
специальных (коррекционных) школах VIII вида//Коррекционная педагогика.
– 2010. - №4(40). – С. 36-46.
42.
Лыкова
И.А.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду:
планирование,
конспекты
занятий,
методические
рекомендации.
Старшая
группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с., переиздание.
43.
Лыкова
И.А.
Комплект
технологических
карт
«Шаг
за
шагом».
Наглядно-методическое пособие к Программе «Цветные ладошки». Природа
(рисование красками). – М.: ИД «Карапуз», 2010.
44.
Лыкова
И.А.
Комплект
технологических
карт
«Шаг
за
шагом».
Наглядно-методическое пособие к Программе «Цветные ладошки». Любимые
цветы (рисование красками). – М.: ИД «Карапуз», 2009.
45.
Лыкова
И.А.
Комплект
технологических
карт
«Шаг
за
шагом».
Наглядно-методическое пособие к Программе «Цветные ладошки». Садовые
цветы (рисование красками). – М.: ИД «Карапуз», 2009.
46.
Лыкова
И.А.
Комплект
технологических
карт
«Шаг
за
шагом».
Наглядно-методическое пособие к Программе «Цветные ладошки». Наши
Писанки (рисование красками). – М.: ИД «Карапуз», 2009.
47.
Лыкова
И.А.
Комплект
технологических
карт
«Шаг
за
шагом».
Наглядно-методическое
пособие
к
Программе
«Цветные
ладошки».
Насекомые (аппликация из бумаги). – М.: ИД «Карапуз», 2010.
48.
Макарова Н.В. Информационные технологии обучения// Информатика
и образование. – 1998. - №2. – С. 7-9.
49.
Никольская
И.А.
Информационные
технологии
в
специальном
образовании//Коррекционная педагогика. – 2004. - №2(4). – С. 47-50.
50.
Обучение
детей
с
нарушениями
интеллектуального
развития
(Олигофренопедагогика)/Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: академия, 2008. – 272
с.
51.
Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов/Т.В. Алышева, Г.В.
Васенков, В.В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.
52.
Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб.
заведений/В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. – М.: Академия,
2006. – 224 с.
53.
Павлова
Т.А.
Развитие
пространственного
ориентирования
у
дошкольников и младших школьников. – М. : Шк. пресса, 2004. – 60 с.
54.
Педагогика:
учебное
пособие/Под
ред.
П.И.
Пидкасистого.
–
М.:
Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.
55.
Подвальная Е.В. : Дис… канд. пед. наук: – М., 2010. – 206 с.
56.
Пороцкая
Т.И.
Применение
учебных
фильмов
во
вспомогательной
школе. – М.: НИИД Академии педагогических наук СССР, 1971. – 71 с.
57.
Репина
Г.А.
Моделирование
с
дошкольниками
на
материале
«Пентамино» с использованием компьютера//Дошкольная педагогика. – 2012.
- №4(79). – С. 19.
58.
Скаткин
М.Н.
Совершенствование
процесса
обучения.
–
М.:
Педагогика, 1971. – 208 с.
59.
Специальная
дошкольная
педагогика:
Учебное
пособие/Е.А.
Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. –
М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.
60.
Ушинский К.Д. Избранные труды. – Т.2. – М.: Дрофа, 2005. – 448 с.
61.
Фотокинотехника:
Энциклопедия/Гл.
редактор
Е.
А.
Иофис.
—
М.:
Советская энциклопедия, 1981. — 447 с. — С. 77.
62.
Фомина
Л.И.
Развитие
у
младших
дошкольников
восприятия
цвета//Дошкольная педагогика. – 2012. - №2(77). – С. 18.
63.
Хархан
Г.
Подготовка
руки
к
письму
средствами
декоративного
рисования//Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С. 22.
64.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
Старшая
группа:
Программа,
конспекты:
Пособие
для
педагогов
дошк.
Учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2000.