Автор: Шутилина Татьяна Константиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБПОУ ОК "Юго-Запад" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Организация режима дня в дошкольном учреждении Раздел: дошкольное образование
Актуальность.
Дошкольный
возраст
характеризуется
бурным
развитием
основных
функциональных
систем,
которые
способствуют
созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в
течение
всего
последующего
его
развития.
Одним
из
условий,
обеспечивающий
необходимый
уровень
физического,
психического
и
гармоничного
развития,
является
организация
режима
дня.
Правильный
режим
—
это
рациональное
продолжительность
и
четкое
чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным
принципом
правильного
построения
режима
является
его
соответствие
возрастным психофизиологическим особенностей ребенка.
В последние
годы
наблюдается
тенденция
увеличения
количества
детей,
имеющих
недостатки
в
физическом
и
психическом
развитии.
Проблема
рождения
здорового
ребенка,
его
воспитания
и
обучения
давно
вышла
за
рамки
медицинской и превратилась в социальную. Основу режима составляет точно
установленный распорядок сна и бодрствования, прием пищи, гигиенических
и
оздоровительных
процедур,
обязательных
занятий,
прогулок
и
самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном
учреждении
этим
не
ограничивается.
В
него
входят
также
условия
проведения и содержание каждого из указанных процессов. Количественные
и качественные показатели должны соответствовать как возрастным, так и
индивидуальным
особенностям
ребенка
и
содействовать
укреплению
его
физического и психического здоровью.
Цель работы – исследовать особенности организации режима дня в
дошкольном учреждении
Методы
исследования:
анализ
литературных
и с точ н и ко в ,
педагогические наблюдения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка литературы.
Глава 1.
Организация режимных требований в соответствии с
ФГТ
1.1.
Режим дня в ДОУ. Значение режима дня для дошкольников
Соблюдение режима дня имеет большое значение в жизни любого
человека.
Если
для
взрослого
это
залог
хорошего
самочувствия
результативности работы, то для ребёнка – это важное условие развития
адаптации к окружающей среде. Поэтому не случайно особое внимание в
настоящее время уделяется разработке режима пребывания детей в ДОУ
соответствии
с
новыми
санитарно-эпидемиологическими
правилами
и
нормативами,
а
также
Федеральными
государственными
требованиями
структуре общеобразовательной программы ДОУ.
Необходимым условием, обеспечивающим укрепление здоровья детей
является организация правильного режима дня. Главный принцип построения
правильного
режима
–
его
соответствие
возрастным
психофизическим
особенностям ребёнка.
Правильно
построенный
режим
предполагает
оптимальное
соотношении
периодов
бодрствования
и
сна
детей
в
течение
суток,
целесообразно
чередование
различных
видов
деятельности
и
отдыха,
а
именно:
определённую
продолжительно сть
н е п о с р е д с т в е н н о
образовательно деятельности, труда и рациональное сочетание их
с отдыхом;
регулярное питание;
полноценный сон;
достаточное пребывание детей на воздухе.
Примерный
режим
дня
есть
во
всех
образовательных
программах
реализуемых в ДОУ. На его основе администрация и старшая медсестра
разрабатывают
режим
дня
для
каждой
возрастной
группы,
который
утверждается подписями руководителя ДОУ и старшей медсестрой.
Режим дня в ДОУ должен быть вариативным, учитывать все возможные
ситуации:
плохую
погоду,
отсутствие
достаточного
количества
персонала
желание родителей приводить и забирать ребёнка в удобное для них время
карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято
называть
гибким,
т.к.
он
разрабатывается
на
основе
системы
быстрого
реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию [3].
Режим дня на случаи неблагоприятных погодных условий составляется
старшим
воспитателем
в
начале
учебного
года.
Группам
выделяется
конкретное
помещение
для
организации
прогулки
(физкультурный
зал,
музыкальный зал), и определяется её время. Дети находятся в нём около 40
минут. Воспитатель организует развивающие и подвижные игры.
В
дни
карантинов
и
повышенной
заболеваемости
в
режиме
дня
увеличивается
продолжительность
пребывания
детей
на
свежем
воздухе,
предусматривается
время
для
проведения
специальных
лечебно-
профилактических
процедур,
уменьшается
объём
непосредственно
образовательной
деятельности
с
повышенными
физическими
и
интеллектуальными нагрузками. Данный режим дня разрабатывается врачом,
старшей медсестрой совместно со старшими воспитателем.
При
недостаточном
количестве
персонала
(отсутствие
младшего
воспитателя) оптимальным выходом из ситуации является подключение на
определённые часы специалистов (музыкального руководителя, инструктора
по физкультуре). Они организуют игры и другую деятельность, а воспитатель
занимается уходом за ними и хозяйственными вопросами [8; c. 97].
Время
проведения
каникул
определяется
на
основании
изучения
утомляемости воспитанников и учёта заболеваемости детей.
Технологический
режим
«Каникулы»
представляет
собой
набор
сценариев
деятельности
детей
на
3-5
дней.
В
эти
дни
организуются
мероприятия
физкультурно-оздоровительной
направленности
и
деятельности, располагающей детей к художественному творчеству.
Необходимо помнить, что особое место в режиме дня занимают:
утренняя гимнастика;
гимнастика после сна;
физкультминутки в процессе непосредственно образовательной
деятельности
и
в
перерывах
между
разными
видами
организованной образовательной деятельности;
досуги и праздники;
индивидуальная работа с воспитанниками;
самостоятельная деятельность детей.
Взяв за основу режим, составленный и утверждённый администрацией
учреждения с учётом основной общеобразовательной программы, каждый
педагог обязан адаптировать его для воспитанников своей группы. При этом
должны учитываться следующие факторы [5; c. 38].
Образовательный процесс ведётся непрерывно, в течение всего дня, а
не только в периоды непосредственно образовательной деятельности. По
ходу всех режимных моментов (кроме времени, отведённого на сон) должны
решаться задачи разных образовательных областей «Физическая культура»,
«Здоровье»,
«Безопасность»,
«Социализация»,
«Труд»,
«Познание»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка».
При составлении режима учитываются возраст и их индивидуальные
психологические особенности, программа, по которой работает ДОУ.
Режим должен строиться на основе традиций, сложившихся в данной
возрастной группе, и с учётом времени года.
Несмотря на то, что режим должен быть гибким, неизменным должно
оставаться время, отведённое на прогулку, приём пищи и сон. Каждый день
необходимо предусматривать время для чтения художественной литературы.
Составлять режим дня следует на каждый день для каждой возрастной
группы в отдельности.
Продолжительность сна, бодрствования и прогулок в режиме дня
Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и
с п о с о б с т в о ват ь
и х
г а рм о н и ч н ом у
р а з в и т и ю .
М а к с и м а л ь н а я
продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет
5,5-6 часов.
Общая
продолжительность
суточного
сна
для
детей
дошкольного
возраста составляет 12-12,5 часов, из которых 2-2,5 часа отводится дневному
сну.
Ежедневная продолжительность прогулки детей не менее 4-4,5 часа.
При
температуре
воздуха
ниже
-150С
и
скорости
ветра
более
7
м/с
продолжительность
прогулки
сокращается.
Для
детей
5-7
лет
при
температуре ниже воздуха ниже -200С и скорости ветра более 15 м/с прогулка
не проводится [2].
Объём
и
продолжительность
непосредственной
образовательной
деятельности
Продолжительность
непосредственной
деятельности
ДОУ
общеобразовательного вида составляет:
для детей 4 г.ж. – не более 15 мин.
для детей 5 г.ж. – не более 20 мин.
для детей 6 г.ж. – не более 25 мин.
для детей 7 г.ж. – не более 30 мин.
В середине непрерывно образовательной деятельности проводить физ.
минутку.
Перерывы
между
периодами
непрерывной
образовательной
деятельности должны быть не менее 10 мин.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего и
старшего дошкольного возраста может организовываться во второй половине
дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю и продолжительностью
не более 25-30 минут.
Непосредственная
образовательная
деятельность
физкультурно-
оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50%
общего
времени,
отведённого
на
непосредственную
образовательную
деятельность.
Образовательную
деятельно сть,
требующую
повышенной
познавательной
активности
и
умственного
напряжения
детей,
следует
проводить
в
первой
половине
дня
и
в
дни
наиболее
высокой
работоспособности детей (вторник, среду).
В середине года (январе-феврале) для воспитанников рекомендуется
организовывать
недельные
каникулы,
во
время
которых
проводится
образовательная деятельность оздоровительно-эстетического цикла.
В
каникулы
и
летний
период
непосредственную
образовательную
деятельность
проводить
не
рекомендуется.
Следует
организовывать
спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.,
увеличивать продолжительность прогулок [10; c. 49].
Таким образом, организация режима, должна строиться в соответствии
с
действующими
нормативными
документами,
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
социального
заказа
родителей,
предусматривать личностно ориентированные подходы к проведению всех
видов детской деятельности.
1.2. Принципы организации режима дня
Режим дня детей в ДОУ:
− гибкая и динамичная конструкция, но основные его компоненты
остаются неизменными (кормление, сон, длительность прогулки);
−
ориентирован
на
возрастные,
физические
и
психологические
возможности детей, сезон года;
− учитывает индивидуальные особенности детей, что проявляется в
подвижном определении их жизнедеятельности;
−
учитывает
время
повышения
детской
активности
и
наибольшей
работоспособности;
−
предусматривает
необходимое
время
для
игры
и
двигательной
деятельности;
−
обеспечивает
баланс
организованной
и
самостоятельной
детской
активности;
− не допускает превышения учебной нагрузки.
Ежедневная
продолжительность
прогулки
детей
составляет
4
часа.
Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во
вторую половину дня - перед уходом детей домой.
Общая
продолжительность
сна
для
детей
дошкольного
возраста
в
период нахождения в ДОУ составляет 2,0 - 2,5 часа (дневной сон), для детей
от 1,6 до 3 лет - 3 часа.
Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет занимает в режиме не
менее 4 часов.
При
составлении
расписания
непосредственно
образовательной
деятельности (занятий) учтены следующие параметры:
−
общий
объем
непосредственной
образовательной
деятельности
в
неделю;
−
продолжительность
периодов
непрерывной
непосредственно
образовательной деятельности;
− количество периодов непрерывной непосредственно образовательной
деятельности в течение дня;
−
распределение
периодов
непрерывной
непо средственно
образовательной
деятельности
в
течение
дня
(в
первую
и
во
вторую
половину);
−
перерывы
между
периодами
непрерывной
непосредственно
образовательной деятельности;
−
основные
виды
деятельности
детей
в
конкретные
периоды
непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня,
недели и их чередование;
− образовательные области, задачи которых решаются в каждый из
конкретных
периодов
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности;
−
формы
работы,
в
которых
осуществляется
непосредственно
образовательная деятельность [2].
Время, необходимое для реализации Программы для детей в группах с
12-ти часовым пребыванием соответствует ФГТ и составляет:
Время необходимое для реализации Программы
для детей в группах с 12-ти часовым пребыванием
При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие
позиции:
−
полное
и
своевременное
удовлетворение
всех
органических
потребностей детей (в сне, питании);
− тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды,
постели;
− привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
поощрение самостоятельности и активности;
− формирование культурно-гигиенических навыков;
− эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
− учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого
ребенка;
− спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение
к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей
прямо зависит от состояния их нервной системы.
Составляющие
режима
структурировались
на
основе
режимного
расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего).
Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое
мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого
июня по тридцать первое августа
Модель организации режима пребывания детей в ДОУ на
холодный период
1.2.
Здоровьезберегающие технологии как концепция режима дня
для ребенка
Основным богатством государства, достоянием любой нации является
здоровье населения, именно уровень здоровья определяет его экономический
и социальный потенциал.
Для поддержания и укрепления психического и физического здоровья
д о ш ко л ь н и ко в
в
р е ж и м е
д н я ДОУ
целесообразно
использовать
разнообразные
здоровьесберегающие
технологии:
подвижные
спортивные
игры,
часы
двигательной
активности,
динамические
паузы,
релаксации,
разные
виды
гимнастик,
технология
обучения
здоровому
образу
жизни
(самомассаж,
коммуникативные
игры,
образовательная
деятельность
по
физической
культуре),
коррекционные
технологии
(арттерапии,
сказкотерапия, песочная терапия и др.) [6; c. 28].
Нами было распределено время использования данных технологий с
учетом режима дня ДОУ.
Здоровьесберегающие
технологии
включены
в
основные
виды
деятельности
детей
с
учетом
интеграции
образовательных
областей
и
использованием педагогических форм работы.
По
данным
НИИ
гигиены
и
профилактики
заболеваний
детей
за
последнее
десятилетие
состояние
здоровья
дошкольников
ухудшилось:
снизилось
количество
абсолютно
здоровых
детей
(с
23,2%
до
15,1%).
Изменилась действительность, окружающая детей, на смену увлекательным
коллективным
играм
пришли
компьютерные.
Приоритетным
становится
интеллектуальное
и
эстетическое
развитие
ребенка.
Эти
показатели
свидетельствуют о кризисном положении здоровья нации. Здоровье человека
зависит
на
20%
климатических
и
экологических
факторов,
на
20%
от
генетических
факторов,
на
10%
от
медицинской
помощи
и
на
50%
от
факторов
здорового
образа
жизни
(Ю.П.Лисицын).
Понимание
необходимости здорового образа жизни существует в человеческом сознании,
оно генетически заложено с первого дня появления ребенка на свет, однако,
это свойство человеческой психомоторики настолько «зашлаковано» извне
неправильным образом жизни предшествующих и современных поколений,
что существующий образ жизни кажется ребенку самым оптимальным и
комфортным. На слом этого стереотипа и должна быть направлена работа
педагогов и родителей.
Формирование
у
детей
дошкольного
возраста
и
в
дошкольных
учреждениях,
и
в
семье
правильного
отношения
к
своему
здоровью,
безусловно, позволит укрепить их физическое и духовное здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения: «здоровье -
это состояние полного физического, духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Ею поставлена
задача
обучению
здоровью
как
одна
из
частных
задач
первоочередных
направлений с целью воздействия на поведение человека.
Личная культура здоровья - это часть культуры личности, включающая
в себя сформированное ценностное отношение к себе и своему здоровью,
мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым,
используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом
знания и оздоровительные практики [11; c. 52].
Активная
профилактика
нарушения
здоровья
детей
предполагает
обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения к
своему
здоровью.
В
связи
с
этим
актуальным
является
поиск
путей
физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных путей
развития двигательной сферы ребенка. Интерес к движению должен стать его
жизненной потребностью. Так как ведущей деятельностью дошкольника по
определению психолога Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина является игра, то
игровые формы организации двигательной деятельности детей наилучшим
образом способствуют достижению этой цели.
Для
решения
поставленных
задач
в
ДОУ
можно
использовать
разнообразные
здоровьесберегающие
технологии:
еженедельные
динамические
часы
дни
здоровья,
физкультурные
досуги,
спортивные
праздники,
туристические
походы,
утренняя
гимнастика
с
игровым
содержанием, дыхательная гимнастика разнообразные игры: с элементами
спорта, дидактические, подвижные, народные, игры - соревнования и др.
Одним
из
способов
опосредованного
воздействия
является
использование любимых игрушек. В дидактических играх с их помощью
можно
учить
детей
вовремя
вставать,
с
удовольствием
делать
зарядку,
умываться, не бояться неприятных процедур (инъекций, прививок, санации
полости рта). От имени сказочных героев проводились беседы с детьми о
сохранении
здоровья,
строении
человека.
Такие
игровые
приемы
как
сюрпризные
моменты,
элементы
соревнования,
«награды»
победителям
способствуют
развитию
интереса
к
занятиям
физической
культурой,
утренней гимнастикой, гигиеническим процедурам.
Таким
образом,
использование
здоровьесберегающих
технологий
помогает
сформировать
у
детей
стойкую
мотивацию
на
здоровый
образ
жизни,
снизили
заболеваемость,
сформировали
у
педагогов
и
родителей
ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников.
Глава 2. Организация содержательной досуговой части режима дня
в ДОУ
2.1.
Досуг
как
специально
организованная
деятельность
в
педагогическом процессе дошкольного учреждения
Федеральные
государственные
требования
(ФГТ)
указывают,
что
содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного
возраста
должны
быть
направлены
на
формирование
общей
культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных
и
личностных
каче ств,
формирование
предпосылок
учебной
деятельности,
обеспечивающих
социальную
успешность,
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
дошкольного
возраста,
коррекцию
недостатков
в
их
физическом
и
психическом развитии. Содержание образовательного процесса для детей
дошкольного
возраста
включает
совокупность
образовательных
областей,
которые
обеспечивают
разностороннее
развитие
детей
с
учётом
их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –
физическому,
социально-личностному,
познавательно-речевому
и
художественно-эстетическому [1].
Режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ)
должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их
гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного
бодрствования
детей
3–7
лет
составляет
от
5,5
часов
до
6
часов
[2].
Бодрствование
детей
3–7
лет
необходимо
поддерживать
ресурсами
соответствующей возрастным особенностям дошкольников содержательной и
разнонаправленной
деятельности,
причём
особое
предпочтение
следует
уделять организации
в
ДОУ
досуговой
деятельности.
Досуг
–
средство
реализации
интересов
личности,
связанных
с
саморазвитием,
общением,
оздоровлением,
имеющее
свободный
развлекательный
и
ненавязчивый
характер.
Содержательность
и
разнообразие
досуга
характеризуют
культурный
и
интеллектуальный
уровень
развития
личности,
степень
развития его способностей.
На этапе дошкольного детства досуговая деятельность представляет
сложный комплекс видов детской деятельности и включает разнообразное
содержание
и
формы
взаимодействия
с
дошкольниками.
Досуг
в
ДОУ
сочетает
в
себе
различные
варианты
музыкальной,
художественной,
познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной
деятельности.
В
досуговой
деятельности
успешно
осуществляется
музыкальное, физическое, сенсорное воспитание, дети имеют возможность
по_
упражняться
в
звукопроизношении,
закрепить
представления
об
окружающих предметах и явлениях, у них развиваются любознательность,
смекалка,
внимание,
умение
обобщать,
систематизировать
и
классифицировать предметы.
Досуг как специально организованная деятельность в педагогическом
процессе
дошкольного
учреждения
направлен
на
обогащение
социально-
личностного
развития.
Досуг
расширяет
детский
кругозор,
способствует
закреплению
у
детей
структурированных
представлений
о
социальной
действительности,
развивает
коммуникативные
способности,
инициативу,
формирует
у
дошкольников
умение
оказывать
помощь
и
поддержку
сверстникам, обеспечивает их раннюю позитивную социализацию.
Разнообразное
содержание
досуговой
деятельности
обеспечивает
условия для организации эффективного процесса социального воспитания в
ДОУ
и
повышения
уровня
социально-личностного
развития
детей
дошкольного возраста. Содержательная досуговая деятельность оказывает
серьёзное
влияние
на
разностороннее
развитие
личности
ребёнка-
дошкольника и на формирование базиса личностной культуры детей.
Педагоги
ДОУ
должны
направлять
свои
усилия
на
решение
следующего комплекса задач:
_
создание
у
дошкольников
радостного
настроения,
комфортного
самочувствия;
_
приобщение
дошкольников
в
соответствии
с
их
возрастными
особенностями
к
культурно-историческим
ценностям
и
природным
достопримечательностям родного края;
_ сохранение и укрепление здоровья детей, содействие их физическому
развитию и двигательной активности;
_
воспитание
активной
социальной
личности,
спо собной
демонстрировать
адекватные
модели
поведения
в
обществе
взрослых
и
сверстников.
2.2. Пример организации досуговой части в режиме дня в ДОУ
Разработанная
педагогами
ДОУ
программа
может
реализоваться
в
процессе
культурно-досуговой
деятельности
детей
дошкольного
возраста
через
организацию
содержательного
и
активного
отдыха,
развлечений,
праздников
и
самостоятельной
деятельности
детей
и
представлена
следующими тематическими блоками:
_ «Беседы у камина»,
_ «Волшебники кисточки»,
_ «Театральные подмостки»,
_ «Музыкальная гостиная»,
_ «Здоровый малыш»,
_ «Природа – волшебница».
Блок «Беседы у камина» способствует развитию у детей потребности в
чтении,
первоначальному
приобщению
детей
к
художественным
произведениям, произведениям устного народного творчества о родном крае,
его жителях и их занятиях в процессе досуговой деятельности.
Содержание этого блока реализуется в образовательной деятельности в
утренние и вечерние отрезки времени в дидактических, сюжетно-ролевых,
театрализованных играх, занимательных игровых упражнениях, а также в
беседах посредством рассматривания иллюстраций, фотографий, альбомов на
социальную проблематику.
В качестве примера рассмотрим образовательные материалы по теме
«Волшебный
мир
песка»
программы
«Сказка»
по
организации
в
ДОУ
досуговой деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Особое
значение
мы
уделяем
интеграции
в
досуговой
деятельности
таких
образовательных
областей,
как
«Социализация»,
«Труд»,
«Безопасность»,
«Коммуникация»,
«Чтение
художественной
литературы»,
«Здоровье»,
«Познание»,
и
комплексно-тематическому
планированию
образовательной
работы с детьми в режимные моменты.
Тема «Волшебный мир песка»
Цели (по образовательным областям):
«Социализация» –
развивать
соответствующую
возрастным
особенностям
детей
игровую
деятельность; «Безопасность»,
«Чтение
художественной литературы» – расширять представления детей о богатстве
и разнообразии природы родного края; «Труд»,
«Здоровье» – познакомить
детей с разнообразными сферами профессиональной деятельности жителей
посёлка, условиями сохранения здоровья в процессе трудовой деятельности;
«Коммуникация» – развивать у детей навыки общения со взрослыми и
сверстниками,
способствовать
проявлению
у
них
чувства
радости,
восхищения, желания узнавать новое о событиях окружающего мира;
«Познание» –
расширять
кругозор
детей,
развивать
потребность
в
экспериментировании,
активном
познании
нового,
желание
совершать
собственные открытия.
1. Игровое упражнение «Рассмотрим песчинку».
Материал: лупа, ёмкость с песком.
Ход: воспитатель предлагает детям загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть
(Песок)
Воспитатель рассказывает детям о том, что в посёлке Силикатный
учёными открыты богатые природные запасы – залежи кварцевого песка.
Жители
посёлка
участвуют
в
добыче
и
переработке
кварцевого
песка,
необходимого для обеспечения жизнедеятельности жителей нашего региона и
нашей страны.
Воспитатель предлагает детям попробовать себя в роли учёных и
рассмотреть крупинки песка через лупу; обращает внимание детей на
форму, цвет и величину песчинок; предлагает порассуждать и высказать
собственные версии о том, где можно использовать кварцевый
песок.
2. Игра «Мой клад».
Материал: ёмкость с песком, перчатки, очки, мелкие игрушки.
Ход: воспитатель предлагает детям надеть перчатки и очки и найти
спрятанные
в
песке
игрушки;
просит
внимательно
их
рассмотреть,
описать (форма, цвет, размер) и назвать предмет.
3. Экспериментирование «Песочные секреты».
Материал: песок, лист цветного картона, пластмассовые и деревянные
кубики, небольшая металлическая ёмкость (кастрюля), лупа, разбрызгиватель
воды.
Ход: воспитатель вспоминает с детьми стихотворную сказку «Федорино
горе» К.И. Чуковского. Беседует с детьми:
– Чем Федора хотела почистить посуду? (Песком.)
– Как вы думаете, песок действительно может очищать посуду?
(Предположения детей.)
– Потрите песчинки между пальцами. Что вы чувствуете? (Песчинки
твёрдые, царапают кожу.) Попробуйте почистить песком различные
предметы.
Дети натирают песком лист цветного картона, игрушки (пластмассовый
и
деревянный
кубики,
металлическую
кастрюльку
и
т.п.).
Затем
рассматривают предметы через лупу, делают вывод: песком можно удалить с
поверхности изделия жирные пятна, грязь; песчинки могут оставлять на
поверхности предметов полосы, царапины.
3Воспитатель
сообщает
детям,
что
это
свойство
песка
(очищать
предметы от загрязнения) используется человеком. Предлагает рассмотреть в
лупу особую бумагу, на которую нанесён слой песка. Её называют наждачной
бумагой, или шкуркой (дети рассматривают кусочки наждачной бумаги через
лупу, пробуют потереть ею различные поверхности).
– Где ещё применяют песок?
(Предположения детей.) Песок используют при строительстве дорог и
зданий, при производстве стекла и посуды (демонстрируются иллюстрации,
на которых изображены предметы, для изготовления которых понадобился
песок: здания, посуда, бутылки и т.д.).
– И, конечно, с песком с удовольствием играют дети. Вы не раз
делали из него куличики.
Воспитатель смачивает песок водой из опрыскивателя, предлагает
детям прикоснуться к нему, ощутить его плотность, рассмотреть че_
рез лупу.
Дети выполняют поручение и объясняют, как и почему изменились
свойства песка.
– Как вы думаете, почему красивые куличики получаются только из
влажного песка? (Вода скрепляет песчинки.)
– Что произойдёт с куличиками, когда песок высохнет? (Куличики
рассыплются.) Только влажный песок прекрасно сохраняет форму.
4. Экспериментирование «Сыпучий или не сыпучий».
Материал: ёмкость с песком.
Ход: воспитатель предлагает поиграть в необычные песочные игры.
– Какой песок в ёмкости? (Сухой.)
– Погрузите руки в песок. Что вы чувствуете? (Дети описывают свои
ощущения.)
– Как называются частички песка?
(Песчинки.)
–
Рассмотрите
их
в
лупу.
Что
вы
видите? (Песчинки
примерно
одинаковые по размеру, но различаются по цвету и форме.)
–
Песчинки
не
соединены
между
собой,
поэтому
песок
можно
пересыпать с одного места на другое. Мы говорим: «Песок сыпучий». Это
свойство
используется
в
песочных
часах
(показывает).
Мелкие
песчинки тонкой струйкой перетекают из одной ёмкости часов в другую. Что
образовали песчинки в нижней части колбы часов? (Горку.)
– Как вы думаете, если насыпать песок, находящийся в нашей ёмкости,
в одно место, песчинки образуют горку? Убедитесь в этом. (Дети насыпают
горку из песка.)
Воспитатель предлагает детям попробовать изготовить песочные часы
из бумаги.
5. Игра «Следопыт».
Материал: ёмкость с песком.
Х о д : воспитатель
предлагает
детям
попробовать
себя
в
роли
следопытов.
Дети отворачиваются, воспитатель прикладывает к песку отпечатки
следов животных и птиц. Дети пытаются отгадать, кто оставил на песке
следы.
6. Игра-развлечение «Рисунки на песке».
Материал: блюдце с песком.
Ход : на
плоском
блюдце,
заполненном
сухим
песком,
воспитатель
рисует изображения знакомых детям животных, природных явлений (дождь,
снежинки), предлагает детям изобразить знакомые им предметы.
7. Игра_развлечение «Волшебный цветной песок».
Материал: ёмкость с песком, гуашь, тарелки, картон, клей, пакеты,
молоток.
Хо д : дети
раскладывают
песок
по
тарелкам,
добавляют
в
него
разведённую гуашь, тщательно перемешивают и выставляют сушиться на
солнце.
После
того
как
песок
высохнет,
его
перекладывают
в
пакеты
и
размельчают молотком. Затем насыпают сухой цветной песок на картон,
намазанный клеем, и «рисуют» песочные картины.
Таким образом, интеграция различных образовательных областей при
организации
досуга
в
ДОУ
позволяет
расширять
детский
кругозор,
закреплять
у
детей
структурированные
представления
о
социальной
действительности,
развивать
коммуникативные
способности,
инициативу,
активность, обеспечивает дошкольникам раннюю позитивную социализацию.
Заключение
Необходимым условием, обеспечивающим укрепление здоровья детей
является организация правильного режима дня. Главный принцип построения
правильного
режима
–
его
соответствие
возрастным
психофизическим
особенностям ребёнка.
Правильно
построенный
режим
предполагает
оптимальное
соотношении
периодов
бодрствования
и
сна
детей
в
течение
суток,
целесообразно чередование различных видов деятельности и отдыха
Для поддержания и укрепления психического и физического здоровья
дошкольников
в
режиме
дня
ДОУ
целесообразно
использовать
разнообразные
здоровьесберегающие
технологии:
подвижные
спортивные
игры,
часы
двигательной
активности,
динамические
паузы,
релаксации,
разные
виды
гимнастик,
технология
обучения
здоровому
образу
жизни
(самомассаж,
коммуникативные
игры,
образовательная
деятельность
по
физической
культуре),
коррекционные
технологии
(арттерапии,
сказкотерапия, песочная терапия и др.).
Содержание
образовательного
процесса
для
детей
дошкольного
возраста
включает
совокупность
образовательных
областей,
которые
обеспечивают
разностороннее
развитие
детей
с
учётом
их
возрастных
и
индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,
социально-личностному,
познавательно-речевому
и
художественно-
эстетическому Режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее
ДОУ)
должен
соответствовать
возрастным
особенностям
детей
и
способствовать их гармоничному развитию.
Бодрствование
детей
3–7
лет
необходимо
поддерживать
ресурсами
соответствующей возрастным особенностям дошкольников содержательной и
разнонаправленной
деятельности,
причём
особое
предпочтение
следует
уделять организации в ДОУ досуговой деятельности.