Напоминание

НОД "Мое село - Старое Шайгово"


Автор: Котькина Ольга Евдокимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2"
Населённый пункт: РМ, Старошайговский район, с.Ст.Шайгово
Наименование материала: Конспект
Тема: НОД "Мое село - Старое Шайгово"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида»



ТЕМА:

«МОЕ СЕЛО -СТАРОЕ ШАЙГОВО».
НОД по краеведению в подготовительной группе Выполнила: воспитатель МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Котькина О.Е. 2016 год.
Цели:
-Формировать представление детей о родном селе и его достопримечательностях, о культуре, обычаях, традициях, народных промыслах.
- Воспитать интерес, любовь и чувство гордости к малой родине. Умение видеть прекрасное и гордиться своим селом. - Вызвать желание сохранить его чистым и красивым.
Материалы:
- карта Старошайговского района, книги: « Боль и радость ты наша, земля Старошайговская», « Живи и здравствуй, край Старошайговский!» -кукла Дуня в национальном костюме. - фото достопримечательностей села Старое Шайгово.
Для аппликации:
- Цветная бумага, ленточки атласные, силуэт куклы, клей, кисточка.
Предварительная работа:
- Экскурсия в сельскую библиотеку, в школьный краеведческий музей, по улицам родного села. - Фотовыставка « лучшая усадьба села», « лучшая улица села». -Чтение литературы, разучивание стихотворений, пословиц о селе. - Рассматривание картин, книг и открыток о родном селе. -Туристические походы на природу. -Просмотр слайдов. - Рассматривание изделий народного прикладного творчества. -Беседы и разговоры с детьми по теме. - Изготовление поделок на занятиях по ручному труду.


Ход занятия:

Воспитатель
: -Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Совершим небольшое путешествие в прошлое и настоящее нашего села.
Кто из вас знает, что такое Родина?
(ответы детей.)

Воспитатель:
Это место, где ты родился, где пошел в детский сад, нашел верных друзей. А еще это место, где человек стал человеком, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, любить. Но у каждого из нас есть еще и малая родина. Нет дороже места, где ты родился и вырос. Для меня малая родина-это родное село Старое Шайгово: это моя семья, дом, природа, которая меня окружает, детский сад, где я работаю. Родина-то место, где ты родился, где твой дом, где живет твоя семья. -Ребята, сегодня к нам пришла гостья, зовут ее Дуня.
Дуня:
Шумбратада, ялгат!
Воспитатель
.- Кто понял, что сказала Дуняша?
( ответы детей
)
Воспитатель
.-Она с нами поздоровалась на мокшанском языке. «Шумбратада, ялгат!», означает, « Здравствуйте, друзья!».
Воспитатель
: - Кукла Дуняша давно живет в родном селе Старое Шайгово и приглашает совершить путешествие по родному селу. Но прежде чем отправимся, я расскажу вам быль, которую мне рассказала моя старенькая бабушка, почему так назвали наше село.
Воспитатель
:
Быль про Ст. Шайгово
. - Давным -давно вместо села было болото и росла трава, которая называлась по- мордовски « Шяй-тише»- болотная трава. Мимо на лошади ехали муж с женой, приглянулось им место, и остановились переночевать. Прошел день, прошла неделя, прошел месяц - им не хотелось дальше ехать, больно уж места красивые, вокруг болота
рос лес. Срубили они избу, народились детки. Ехали мимо другие люди и тоже останавливались и так же строили дома, заводили семьи, разводили скот. Болото постепенно высохло, потом появились дороги. И назвали люди селом Старое Шайгово, в честь болотной травы- «Шяй-тише».
Воспитатель
.- И наша гостья Дуняша приглашает совершить путешествие в прошлое и настоящее нашего села. Посмотрите, ребята, какое оно раньше было.

Воспитатель:
- Посмотрите, ребята-это карта нашего района ( ответы детей. Вместе с воспитателем обводят границы- 2,3 человека)
Воспитатель:
- К нашему району относятся следующие села: Летки, Богдановка, Старая Теризморга и другие. И люди в селах живут в основном мордовской национальности, но живут и русские, татары. Все люди друг с другом живут дружно. Дуняша приглашает вас на прогулку по достопримечательностям нашего села.
Воспитатель:
Дети, а кто знает, что такое достопримечательности?
(ответы детей).

- Гордость села – замечательный
храм Казанской Божией Матери
. -Кто знает из вас, ребята, на каком месте села находится храм?
( Ответы детей)
,( в центре села, на площади) Обобщает воспитатель.
Воспитатель:
- А еще какие достопримечательности находятся на площади? Послушаем вас. (Если дети затрудняются, то нужно предложить вспомнить о том, ездили ли они с родителями куда-нибудь).(
ЗАГС, магазин «Птица», здание администрации и т.д.

( показываются слайды)


Здание

Администрации


Воспитатель:
- Путешествие по селу продолжаем дальше. Как прекрасно наше село весной! Представьте ребята себе: Выходите со своего дома, и рядом с крыльцом цветущая яблоня, поет скворушка и в дали слышна соловьиная трель. -Какие чувства вы испытываете, глядя на изображение родных мест? ( Чувство гордости, восхищения, любви к селу). -Ребята, давайте вспомним стихи о нашем селе. (
дети читают
)
1реб.
Есть много сел в России среди родных полей, Но Шайгова нет красивей И нет для нас земли мелей.
2 реб.
Навеки ты со мною. Как первая весна село мое родное Родная сторона.
Воспитатель
- Ребята, стихи можно слушать долго, но нас ждут другие замечательные места. Это улицы родного села, где стоят большие и маленькие дома, деревянные и кирпичные. Есть старые дома и новостройки.
ЗАГС

А вокруг каждого дома цветут красивые цветы. Каждый житель хочет, чтобы его дом был красивым и уютным. И люди в них живут приветливые, дружелюбные и добрые.
Воспитатель:


-
В нашемселе много улиц. - Ребята, кто знает, на какой улице живете вы?
( Ответы детей
). -Какой транспорт ездит по вашей улице? ( грузовые, легковые машины, автобусы, тракторы) -Ребята, а дом у вас деревянный или каменный?
( Ответы 3-4-х детей)
-А теперь давайте послушаем пословицы и поговорки: «Дома и стены помогают» «Всякая птичка свое гнездо бережет» «Где родной край, там и рай» « Где родился, там и пригодился». ( как понимаете значение этих пословиц?) (
ответы детей
) -Продолжаем путешествие дальше. И одной из следующих достопримечательностей является обелиск, посвященный воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Цена их жизни - наша мирная жизнь сегодня.
Улица

Рабочая

А какие еще достопримечательности нашего села мы не вспомнили?
Поликлиник

Дом

Культуры

Магазин

ВАЛДА


Детский

сад

Начальная

школа

№1

Почта


Проводиться игра
«Найди то, что назову» дети делятся на 2 команды, каждой из них дается задание, найти фотографии зданий « Магазины, почта, школа и т.д»
Воспитатель:

-
В нашем селе состоялось открытие спортивного комплекса. Приезжало много почетных гостей. Меркушкин Николай Иванович – бывший глава РМ, Волков Владимир Дмитриевич- глава РМ, Руженков Владимир Викторович, Миронов Сергей Михайлович- гость из Москвы. На праздничный концерт приезжала певица Анита Цой. -Идем дальше по замечательным местам нашего села. Наше село богато лесами.
Воспитатель:

- Давайте послушаем загадку.

- Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем.
(
Лес
)

Воспитатель:
- Ребята, наш лес мы называем не только домом, но и кладовой. В наших лесах живут разные животные, птицы; растут деревья и кустарники, разные травы, грибы, ягоды. Вдоль леса протекает река « С ивинь».В старину в реке водилось много рыбы. -Посмотрите, какие красивые и живописные места. Обратите внимание, какое небо- доброе, бездонное, голубое.
- Когда ребята, вы станете взрослыми и может быть, кто-нибудь из вас уедет жить в город, а кто-то останется жить в селе. Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую родину, потому что это место остается в его сердце навсегда, как самое лучшее и дорогое. А вы, ребята, как маленькие деревца будете питаться силой родной земли, дышать свежим воздухом. - Послушаем слова замечательного мордовского поэта Ильи Девина:
1 ребенок:
- В Сенемасе-синий воздух, синий-синий небосвод. В Сенемасе в синих звездах, В синих серьгах рожь цветет.
2 ребенок:
- Синь- глазами словам счастливым. Синь такая-как во сне! В Сенемасе- синий ливень Ходит тихо по весне.
(Какие чувства выражены автором в этих строках?)Впечатления детей о

стихотворении. )

Воспитатель:

-
А теперь ребята, вспомним прошлое нашего села. -В старину наши дедушки и бабушки умели плести лапти. Это было у них любимым ремеслом. Обували всю семью: взрослых и детей. Даже продавали на базаре, на вырученные деньги, покупали муку. - А рукодельницы занимались вышивкой. Они вышивали красивые мордовские рубахи. До сей поры сохранилась эта традиция.

Воспитатель:
Наш народ на селе православный, каждый год отмечается «Пасха». Женщины и девушки любили наряжаться в праздники в национальную мордовскую одежду В каждом доме на праздник красили пасхальные яички, пекли блины и варили мордовскую позу. И наша гостья - Дуняша попросила вас нарядить ее подружек в мордовскую национальную одежду, что бы пойти на праздник.- (панар, нула, ингольгя, руця, хромовай кямот)-( рубаха, платье, фартук, платок, хромовые сапоги).
Во
с
питатель:
-Но прежде чем, начнем работать, мы немного отдохнем. Выполняе тся физ-минутка. Я хочу построить дом, ( над головой руки домиком) Чтоб окошко было в нем, ( две ладони друг перед другом) Чтоб у дома дверь была, ( Обве сти руками дверь форму двери) Рядом чтоб сосна росла,( показать форму сосны) Пес ворота охранял. ( руки перед собой, имитируя собачку ) Солнце было, дождик шел ( круг показываем перед собой, правым указательным пальчиком бьем по левой лодошке.) И тюльпан в саду расцвел ( руки вверх, ладошки ра скрыть).
(
садятся дети за столы и выполняют работу)
(Выполнение работы. Декоративная аппликация «Мордовочка наряжается на

праздник ).

(
После сделанной работы предложить детям взять домой на память куклы-мордовочки или подарить гостям ).

Воспитатель:
- В завершении нашего путешествия, я приглашаю вас поиграть
в игру-викторину
« Знаешь ли ты, свою малую родину?». Я буду задавать вопросы, а вы - на них отвечать: -как называется место, где ты родился, вырос и пошел в детский сад. ( Малая родина). - Кто приходил к нам в гости? ( Кукла Дуня). - На каком языке она поздоровалась? ( на мордовском). -Про какое село вы слушали быль? (с. Ст. Шайгово). -Какие села по карте расположены вокруг села? ( Летки, Богдановка, Теризморга
).
- О каких достопримечательностях вы узнали? ( Храм Казанской Божией Матери, обелиск воинам ВОВ, Здание ЗАГСА, магазины, библиотека, школы и детские сады). -Как называется река, которая протекает вдоль нашего села? ( с ивинь) - Что еще мы с вами вспоминали? ( улицы, на которых мы живем) - Какие почетные гости приезжали к нам в Старое Шайгово? ( Меркушкин, Волков, Руженков, Миронов и певица Анита Цой) - О чем загадывала загадку? ( о лесе). -Назовите фамилию мордовского поэта, который писал стихи о селе, о людях, о природе? ( Илья Девин). -в какую игру мы играли? (находили по фотографиям достопримечательности нашего села.) -Каким ремеслом занимались наши дедушки и бабушки? ( плели лапти, вышивали мордовские рубахи). - Какой православный праздник мы отмечаем на селе ежегодно? ( Пасха). -Какие пословицы и поговорки мы вспомнили про родное село? Ответы детей. -Какую аппликацию мы сегодня выполнили? ( нарядили куклу-мордовочку). Воспитатель: Ребята, скажем нашей Дуняше спасибо за интересное путешествие по родному селу! Мы её будем ждать в гости на следующее занятие.


В раздел образования