Напоминание

Проектная деятельность и деловая игра как средство формирования коммуникативной культуры учащихся


Автор: Бурлакова Ольга Васильевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Заиграевская СОШ"
Населённый пункт: п. Заиграево, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность и деловая игра как средство формирования коммуникативной культуры учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность и деловая игра

как средство формирования коммуникативной культуры учащихся

О.В. Бурлакова

МБОУ «Заиграевская СОШ»

учитель немецкого языка

Концепция модернизации российского образования так определяет

социальные

требования

к

системе

школьного

образования:

«Развивающемуся

обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,

которые

могут

самостоятельно

принимать

ответственные

решения

в

ситуации

выбора,

прогнозируя

возможные

последствия,

способные

к

сотрудничеству,

отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым

чувством ответственности за судьбу страны».

В этом свете важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан

своей страны. А от решения этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься

повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Конечно же, школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она

в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа

может

и

должна

развивать

познавательные

интересы

и

способности

ученика,

привить

ему

ключевые

компетенции,

необходимые

для

дальнейшего

самообразования.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых

информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические

средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу

обучения

и

воспитания.

Основной

целью

обучения

и

воспитания

является

формирование и развитие коммуникативной культуры школьников.

Конечной целью обучения и воспитания является научение свободному

ориентированию в окружающей среде и умению адекватно реагировать в различных

ситуациях,

т.е.

общению,

так

как

общение

фактор

развития,

источник

коллективных

отношений.

Становление

человека

происходит

под

воздействием

деятельности

и

общения.

Вся

наша

жизнь

личная

и

общественная,

наша

производственная и научно-теоретическая деятельность строится на общении, на

коммуникации.

Основным моментом воспитательной деятельности является обучение

учащихся

конструированию

и

моделированию

в

сфере

общения

с

помощью

организации активных форм деятельности.

Существуют разнообразные формы, методы, технологии формирования

коммуникативной культуры учащихся – технологии сотрудничества, ролевые игры,

проектные технологии, ИКТ, деловая игра и другие.

Классными руководителями широко применяется проектная технология как

способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий,

позволяющих учащимся применить накопленные знания в различных областях.

Учащиеся

расширяют

свой

кругозор,

учатся

слушать

и

слышать

друг

друга,

понимать

друг

друга

при

защите

проектов.

Дети

работают

со

справочной

литературой, словарями, компьютером.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или

под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для

этого требуется владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными

умениями.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру

общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к

мнению

партнеров

по

общению,

развивать

умение

добывать

информацию

из

различных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных

технологий,

создает

языковую

среду,

способствующую

возникновению

естественной потребности в общении.

Одной из форм командных технологий являются игры. Применение

различных

игр

обеспечивает

большую

плотность

общения.

В

игре

может

самореализоваться

даже

слабый

ученик.

К

тому

же

подобные

мероприятия

позволяют раскрывать творческий потенциал личности учащегося, формировать

коммуникативные,

социальные

и

политические

компетенции,

активизировать

познавательный интерес.

В играх между учащимися формируются взаимоотношения, которые

сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое.

Такая

технология

позволяет

глубоко

вникнуть

в

проблему,

обеспечить

взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия,

способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально

новое решение актуальной проблемы.

Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают

инициативу

и

самостоятельность

в

принятии

решений.

Их

строение

отражает

логику

практической

деятельности,

и

поэтому

они

являются

не

только

эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом к

профессиональному общению.

Учащиеся учатся в школе для своей личностной творческой самореализации,

для сотворения своей судьбы. Что и будет, в конечном счете, той отдачей, которой

ожидает от школы и от каждого ученика общество: чем полнее ученик сможет

реализовать себя в жизни, тем счастливее сложится его судьба, тем больше и

значительнее будет его вклад в бытие общества и государства. Таким образом,

ученик учится в школе не только для овладения определенной суммой знаний и для

поступления

в

ВУЗ,

но

и

для

активного

участия

в

современной

жизни,

для

готовности

быть

и

чувствовать

себя

гражданином,

носителем

нравственных

и

конституционных

ценностей

общества.

Но

самое

главное,

для

того,

чтобы

гармонично строить свои отношения с окружающими

людьми.



В раздел образования