Автор: Бурлакова Ольга Васильевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Заиграевская СОШ"
Населённый пункт: п. Заиграево, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность и деловая игра как средство формирования коммуникативной культуры учащихся
Раздел: полное образование
Проектная деятельность и деловая игра
как средство формирования коммуникативной культуры учащихся
О.В. Бурлакова
МБОУ «Заиграевская СОШ»
учитель немецкого языка
Концепция модернизации российского образования так определяет
социальные
требования
к
системе
школьного
образования:
«Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
возможные
последствия,
способные
к
сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым
чувством ответственности за судьбу страны».
В этом свете важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан
своей страны. А от решения этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься
повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.
Конечно же, школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она
в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа
может
и
должна
развивать
познавательные
интересы
и
способности
ученика,
привить
ему
ключевые
компетенции,
необходимые
для
дальнейшего
самообразования.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические
средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу
обучения
и
воспитания.
Основной
целью
обучения
и
воспитания
является
формирование и развитие коммуникативной культуры школьников.
Конечной целью обучения и воспитания является научение свободному
ориентированию в окружающей среде и умению адекватно реагировать в различных
ситуациях,
т.е.
общению,
так
как
общение
–
фактор
развития,
источник
коллективных
отношений.
Становление
человека
происходит
под
воздействием
деятельности
и
общения.
Вся
наша
жизнь
–
личная
и
общественная,
наша
производственная и научно-теоретическая деятельность строится на общении, на
коммуникации.
Основным моментом воспитательной деятельности является обучение
учащихся
конструированию
и
моделированию
в
сфере
общения
с
помощью
организации активных форм деятельности.
Существуют разнообразные формы, методы, технологии формирования
коммуникативной культуры учащихся – технологии сотрудничества, ролевые игры,
проектные технологии, ИКТ, деловая игра и другие.
Классными руководителями широко применяется проектная технология как
способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий,
позволяющих учащимся применить накопленные знания в различных областях.
Учащиеся
расширяют
свой
кругозор,
учатся
слушать
и
слышать
друг
друга,
понимать
друг
друга
при
защите
проектов.
Дети
работают
со
справочной
литературой, словарями, компьютером.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или
под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для
этого требуется владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными
умениями.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру
общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к
мнению
партнеров
по
общению,
развивать
умение
добывать
информацию
из
различных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных
технологий,
создает
языковую
среду,
способствующую
возникновению
естественной потребности в общении.
Одной из форм командных технологий являются игры. Применение
различных
игр
обеспечивает
большую
плотность
общения.
В
игре
может
самореализоваться
даже
слабый
ученик.
К
тому
же
подобные
мероприятия
позволяют раскрывать творческий потенциал личности учащегося, формировать
коммуникативные,
социальные
и
политические
компетенции,
активизировать
познавательный интерес.
В играх между учащимися формируются взаимоотношения, которые
сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое.
Такая
технология
позволяет
глубоко
вникнуть
в
проблему,
обеспечить
взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия,
способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально
новое решение актуальной проблемы.
Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают
инициативу
и
самостоятельность
в
принятии
решений.
Их
строение
отражает
логику
практической
деятельности,
и
поэтому
они
являются
не
только
эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом к
профессиональному общению.
Учащиеся учатся в школе для своей личностной творческой самореализации,
для сотворения своей судьбы. Что и будет, в конечном счете, той отдачей, которой
ожидает от школы и от каждого ученика общество: чем полнее ученик сможет
реализовать себя в жизни, тем счастливее сложится его судьба, тем больше и
значительнее будет его вклад в бытие общества и государства. Таким образом,
ученик учится в школе не только для овладения определенной суммой знаний и для
поступления
в
ВУЗ,
но
и
для
активного
участия
в
современной
жизни,
для
готовности
быть
и
чувствовать
себя
гражданином,
носителем
нравственных
и
конституционных
ценностей
общества.
Но
самое
главное,
для
того,
чтобы
гармонично строить свои отношения с окружающими
людьми.