Автор: Жирякова Альфия Абузяровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Камышла
Населённый пункт: с. Камышла Камышлинского района Самарской области
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Пионерия - пример воспитания чести, товарищества и патриотизма"
Раздел: полное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с.Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области
ТЕМА:
«Пионерия – пример воспитания чести, товарищества и па-
триотизма»
Автор:
Жирякова Альфия Абузяровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Камышла
2017 г.
1
Содержание.
Основание для разработки проекта……………………………………………….4
Актуальность проекта……………………………...……………………………....6
Цель и задачи проекта………………………………………………………....…..10
.
Сроки и этапы реализации проекта………………………………………...….….11
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………...……13
Механизм реализации проекта………………………………………………...…..15
Основные направления проекта…………………………………………….……..16
Формы работы, используемые при реализации проекта…………………………32
Информационные, технические ресурсы проекта………………………………..33
Методическое обеспечение проекта………………………………………………34
Мероприятия по реализации…...………………………….…………………...…..35
Научная новизна проекта……………………………...……………………….…...37
Теоретическая значимость проекта………………………………………..…...…..38
Практическая значимость проекта…………………………………………...….....38
Оценка эффективности проекта……………………..……………………………...39
Экономичность проекта…………………………………….……………………….40
Риски в реализации проекта и пути их преодоления………………………………40
Список литературы……………………...……………………………………...…….41
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Пионерия – пример воспитания чести, товарищества
и патриотизма»
«Величие народа не измеряется его численностью,
как величие человека не измеряется его ростом;
единственной мерой служит его умственное развитие
и его нравственный уровень».
Виктор Гюго.
Информационная карта проекта
1
Название
проекта
«Пионерия – пример воспитания чести, товарищества и па-
триотизма»
2
Цель проекта
-формирование у обучающихся гражданственности, патрио-
тизма, активной жизненной позиции для успешной их социа-
лизации посредством вовлечения обучающихся, педагогов,
родителей в активную деятельность по патриотическому вос-
питанию, повысить интерес детей к истории своей страны и
истории пионерского движения, показать роль пионерской ор-
ганизации в СССР в воспитании подрастающего поколения.
3
Задачи проек-
та
развивать патриотические чувства и сознание обучаю-
щихся;
воспитывать у обучающихся ценности гражданственности,
патриотизма, толерантности, определяющие модель их жиз-
ненного поведения;
сохранять и развивать чувства гордости за свое страну
и народ;
изучать героическое прошлое нашей страны, историю
возникновения пионерской организации в селе Камышла;
знакомиться
с
историей
пионерского
движения
в
СССР;
формировать гражданскую жизненную позицию на достой-
3
ных примерах пионеров;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство при-
вязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
совершенствовать
ценностно-ориентированные
каче-
ства
личности,
обеспечить
условия
для
самовыражения
обучающихся, их творческой активности;
формировать
эффективную
систему
патриотического
воспитания, обеспечивающую оптимальные условия раз-
вития у каждого учащегося верности Отечеству, готовно-
сти приносить пользу обществу и государству;
способствовать
утверждению
в
сознании
и
чувствах
воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убе-
ждений.
развивать
поисково-исследовательскую
деятельность,
пополняя тем самым материалы школьного музея.
развивать умение работать с архивными документами,
коммуникативные навыки и самостоятельность суждений.
4
Направления
деятельности
- историко-краеведческое
-духовно- нравственное
-гражданско-патриотическое
- героико-патриотическое
5
Автор проекта
Жирякова Альфия Абузяровна, учитель русского языка и ли-
тературы ГБОУ СОШ с. Камышла
6
Полное на-
именование
организации -
заявителя
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Камышла муници-
пального района Камышлинский Самарской области
7
Юридический
и фактический
адрес
446970 село Камышла, улица Победы 139
8
Сроки проекта
2015-2017 уч.год
9
Кадры проек-
та
Участники учебно – воспитательного процесса школы
4
Сегодня в государстве и обществе социально-педагогическое значение дет-
ских общественных организаций уже не вызывает сомнения.
Детские организации помогают детям найти свое место в обществе, вносят
конкретный вклад в личностное развитие подростков и формирование их гра-
жданской ответственности. Учитывая, что развитие и воспитание эффективно осу-
ществляются в деятельности и общении, детская организация создает для этого
благоприятные условия. Общение предполагает создание определенных эмоцио-
нально-организационных, коммуникативных связей, что, наряду с включением ре-
бенка в воспитательную среду – интеллектуальную, экологическую, эстетиче-
скую, игровую, трудовую, экономическую, поисковую и другие, - способствует
самореализации ребенка. Детские организации сегодня являются школой обще-
ственной жизни. Деятельность детских объединений также создает предпосылки
рационального использования свободного времени, снижения безнадзорности не-
совершеннолетних. Именно в своей организации дети учатся демократии и глас-
ности, умению убеждать и выслушивать чужое мнение, проявлять активность,
хранить добрые традиции и создавать новые.
Проблематика проекта:
Критическая ситуация, сложившаяся с духовно-нравственным развитием под-
растающего поколения, показывает необходимость принятия мер для ее исправле-
ния.
Проект «Пионерия – пример воспитания чести, товарищества и патриотизма»
является одним из направлений работы в создании пионерского уголка в школь-
ном музея ГБОУ СОШ с. Камышла.
Наша школа имеет богатую историю. В 1923 году было принято правитель-
ственное решение о строительстве школы в селе Камышла. Именно с этого перио-
5
да начинается отсчет истории пионерии села Камышла. В 1957 году педучилище,
эвакуированное во время войны из Ульяновска в Камышлу, переехало в город Бу-
гуруслан, а в его здании открылась семилетняя школа.
Многие из выпускников нашей школы и по сей день живут и работают в
родном селе. Их дети, внуки и даже правнуки ходят в эту же школу. Некоторые
наши педагоги – тоже выпускники Камышлинской школы.
В 2008 году образовалась инициативная группа из учащихся и педагогов, ко-
торые решили, что и в нашей школе будет музей. Так как наша школа работает по
концепции гражданско-патриотического воспитания, одним из направлений его
работы и является изучение истории Всесоюзной пионерской организации и дея-
тельности пионерской дружины имени имени трижды Героя Советского Союза
Покрышкина Александра Ивановича», которая существовала в нашей школе.
6
Актуальность проекта
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже
ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё перво-
начальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей,
свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утра-
тив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы поте-
ряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего об-
разования и введение федеральных государственных стандартов второго поколе-
ния ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания
учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно
внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования
достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важ-
ность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания мо-
лодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамот-
ных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим вос-
питанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целе-
направленная и скоординированная деятельность школы, общественных объеди-
нений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического со-
знания,
чувства
верности
своему
Отечеству,
готовности
к
выполнению
гра-
жданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интере-
сов общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся
именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и вос-
7
питания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в
современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в послед-
нее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной ат-
мосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй
план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина
своего отечества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспи-
тания:
идея
воспитания
патриотизма
и
гражданственности,
приобретая
все
большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь
укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могуще-
ство, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей об-
щества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном
уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетно-
го направления, данный проект, который направлен на сохранение преемственно-
сти поколений и формирование патриотизма, я считаю особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и
отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патрио-
тизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране,
родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви
к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной ис-
тории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных гра-
ждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства не-
льзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с
раннего детства.
Актуальность проекта бесспорна: в 2015 году исполнилось 70 лет – со Дня
Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны,
некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и
медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно
увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и ме-
8
далями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие
нити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного
незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, кото-
рому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все
возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих
родства».
В преддверии празднования Победы нужно еще раз, еще много раз прикос-
нуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством вос-
питания гражданина и патриота в современных условиях становиться содруже-
ство подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гу-
манными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов,
выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспита-
ния. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший
фактор формирования нравственности и патриотизма.
Сегодня мы наблюдаем рост интереса к истории детского и молодежного дви-
жения в России. Это определяется значением молодого поколения в жизни обще-
ства, особенно в условиях смены общественно-политических систем. В настоящее
время существует много детских объединений, работающих по разнообразным
программам. Но есть то, что их объединяет - пионерская организация, из которой
вышли наши отцы и деды. Богатейший опыт, лучшие традиции и находки этой ор-
ганизации необходимо использовать в работе современных детских объединений.
В настоящее время государство уделяет особое внимание патриотическому воспи-
танию детей и молодежи: по указу президента создается детско-юношеская орга-
низация "Российское движение школьников" возрождается ГТО (готов к труду и
обороне) во всех образовательных учреждениях.
Я, как автор проекта «Пионерия – пример воспитания чести, товарищества и
патриотизма» уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало по-
нимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чув-
ство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чув-
ство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
9
Проект «Пионерия – пример воспитания чести, товарищества и патриотиз-
ма» разработан в соответствии программой «Патриотическое
воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 – 2015 года». Он содержит серьёзную и системную
работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума,
души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриоти-
ческих чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного по-
ведения
ребенка.
Формирование
патриотического
воспитания
должно
осуще-
ствляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером слу-
жения своей семье, краю.
Гипотеза
Процесс формирования патриотических чувств у молодёжи будет эффектив-
ным если:
- патриотизм будет востребован в обществе;
- не прервётся связь поколений;
- реализация программ патриотической направленности на государственном уров-
не.
Идея проекта связана с исследовательской деятельностью по сохранению
памяти о годах деятельности пионерской организации, развития интереса к исто-
р и ч е с к о м у
п р о ш л о м у
с в о е й
с т р а н ы ,
ш к о л ы ,
с е м ь и .
10
Цель:
формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, ак-
тивной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлече-
ния обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотиче-
скому воспитанию, повысить интерес детей к истории своей страны и истории пи-
онерского движения, показать роль пионерской организации в СССР в воспитании
подрастающего поколения.
Задачи:
развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толе-
рантности, определяющие модель их жизненного поведения;
сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
изучать героическое прошлое нашей страны, историю возникновения пио-
нерской организации в селе Камышла; знакомиться с историей пионерского дви-
жения в СССР; формировать гражданскую жизненную позицию на достойных
примерах пионеров;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем ме-
стам, где человек родился и вырос;
совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспе-
чить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечи-
вающую оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отече-
ству, готовности приносить пользу обществу и государству;
способствовать утверждению в сознании и чувствах воспитанников патрио-
тических ценностей, взглядов и убеждений.
развивать поисково-исследовательскую деятельность, пополняя тем самым
материалы школьного музея.
11
развивать умение работать с архивными документами, коммуникативные навыки
и самостоятельность суждений.
Сроки и этапы проекта
Проект реализуется с 1 сентября 2015 года по 1 сентября 2017 года
Название этапа
Цели и задачи
I этап
Подготовитель-
ный
Сентябрь-октябрь
2015г.
Цель: подготовка условий создания программы патриотиче-
ского воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать проект по гражданско-патриотическому
воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагоги-
ческие условия реализации проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным
направлениям проекта.
II этап
Внедрение
Ноябрь- апрель
2016г.
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффек-
тивные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Разработать методические рекомендации по патриоти-
ческому воспитанию.
4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с
учреждениями дополнительного образования, культуры и
социумом.
5. Вовлекать в систему патриотического воспитания пред-
ставителей всех субъектов образовательной деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
12
III этап
Отслеживание и
анализ результа-
тов
Май-август 2017г.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проек-
та.
3. Спланировать работу на следующий период.
Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
повышение ценностного отношения учащихся школы к проблемам патрио-
тического развития;
совершенствованию действующей системы работы школы по патриотиче-
скому воспитанию подрастающего поколения;
использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в
учебной и внеучебной деятельности школы.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значи-
мость
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей
всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую,
творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, фор-
мирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского госу-
дарства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей,
идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической дея-
тельности.
13
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
Формирование у школьников готовности к защите Родины.
Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
Активизация творческого потенциала школьников.
Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, по-
вышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому вос-
питанию школьников.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспита-
нию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И
КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
Механизм реализации проекта.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, оди-
наковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в
отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но та-
кой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех
ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обуче-
ния. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возраст-
ном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию
детей и подростков.
14
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: воз-
никновение, становление, период зрелости и преобразование.
Основные направления деятельности в рамках проекта
(адекватные поставленным задачам):
1.
Познавательно-исследовательская деятельность
2.
Коммуникативная деятельность
3.
Продуктивная деятельность
4.
Игровая деятельность
5.
Двигательная деятельность или (Трудовая деятельность)
Первое направление - познавательно – исследовательская деятельность. Школь-
ники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознатель-
ность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить
решение в проблемной ситуации. Моя задача как педагога – не пресекать эту дея-
тельность, а наоборот, активно помогать. Путей развития потенциала личности су-
ществует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один
из самых эффективных.
Когда я ввела детей в содержание проекта, у них, несомненно, возникли во-
просы: кто такие пионеры? кем являлись пионеры? чем они занимались?
В ходе дальнейшей работы ребята выбрали рабочие группы по своим ин-
тересам. Вместе с «Историками» и «Поисковиками» мы провели большую работу
по сбору информации об истории возникновения пионерской организации в стра-
не, в нашем селе, осуществляли поиск и проводили анализ исторических источни-
ков:
старых газет, архивных материалов; просмотр фотодокументов, видео; поиск
информации в библиотеке, в школьном краеведческом музее.
В нашей школе в преддверии празднования 95-летия пионерии ведётся по-
исковая работа « По следам пионерской истории», которая будет пополняться ма-
териалами об истории пионеров в разные периоды жизни страны. В школьном му-
зее имеется Пионерский уголок, где хранятся материалы о Пионерском движении.
15
Оформлены альбомы «Взят курс - страна Пионерия», «Пионерии 80 лет». Готовим
материалы для оформления альбома «Пионерии 95».Материал, собранный
«Историками» и «Поисковиками» передаётся другим рабочим группам для даль-
нейшей работы. Тут за дело берутся «Оформители» и « Литераторы».
Второе направление совместной деятельности – коммуникативная. Велика роль
школы в формировании личности, осознающей себя частью общества и граждани-
ном своего Отечества. Именно здесь развиваются коммуникативные способности
ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной
из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала
школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в
жизнь страны. Учащиеся в школе вовлекаются в общественно-полезную деятель-
ность. Стержнем гражданского образования является формирование уважения к
закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому
способствуют, кроме всего прочего, и внеурочная деятельность « Я- гражданин
России», проводимая мною в 5-6 классах.
Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-
творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, деятельности школьного му-
зея,
поручений в пионерской группе.
В 2017 году Дом детского творчества отметил своё 60 –летие. За свою историю
он прошел сложный, но интересный путь от Дома пионеров до структурного
подразделения «Созвездие». На протяжении этих лет СП «Созвездие» всегда было
домом открытых дверей, домом знаний, общения. Здесь нашли себя, реализовали
свои возможности и возможно профессионально определились тысячи ребят.
В июне этого года прошло торжественное мероприятие, приуроченное этому
событию. Увлекательную презентацию по страницам истории Дома детского твор-
чества подготовили учащиеся краеведческого клуба под руководством педагога
Г.Н. Бадретдиновой. Собравшиеся с благодарностью вспоминали людей, которые
внесли неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения. Это руководи-
тель кружка хорового пения и кружка рукоделия Эмма Мухаммадеевна Нуртдино-
ва; наставник юных фотолюбителей Фахразы Ризатдинович Салахов; Фархат На-
16
гимович Сафиуллин и Наиль Ахтямович Хайров, занимавшиеся с детьми спортом;
Дильбар Мухтабаровна Шигапова, обучавшая школьников азам театрального ис-
кусства; Горов — руководитель кружка шахматистов и другие замечательные пе-
дагоги.
Еще один сюрприз преподнесли воспитанники СП «Созвездие». Почетным го-
стям было предложено принять участие в церемонии принятия в пионеры — повя-
зать детям красные пионерские галстуки.
Отрадно отметить, что именно ученики моего класса стали первыми продолжате-
лями пионерских дел после такого долгого перерыва.
вклад в жизнь страны. Уча-
щиеся в школе вовлекаются в общественно-полезную деятельность. Стержнем
гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, пра-
вам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют, кро-
ме всего прочего, и внеурочная деятельность « Я- гражданин России», проводи-
мая мною в 5-6 классах.
Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-
творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, деятельности школьного му-
зея,
поручений в пионерской группе.
В 2017 году Дом детского творчества отметил своё 60 –летие. За свою историю
он прошел сложный, но интересный путь от Дома пионеров до структурного
подразделения «Созвездие». На протяжении этих лет СП «Созвездие» всегда было
домом открытых дверей, домом знаний, общения. Здесь нашли себя, реализовали
свои возможности и возможно профессионально определились тысячи ребят.
В июне этого года прошло торжественное мероприятие, приуроченное этому
событию. Увлекательную презентацию по страницам истории Дома детского твор-
чества подготовили учащиеся краеведческого клуба под руководством педагога
Г.Н. Бадретдиновой. Собравшиеся с благодарностью вспоминали людей, которые
внесли неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения. Это руководи-
тель кружка хорового пения и кружка рукоделия Эмма Мухаммадеевна Нуртдино-
ва; наставник юных фотолюбителей Фахразы Ризатдинович Салахов; Фархат На-
гимович Сафиуллин и Наиль Ахтямович Хайров, занимавшиеся с детьми спортом;
17
Дильбар Мухтабаровна Шигапова, обучавшая школьников азам театрального ис-
кусства; Горов — руководитель кружка шахматистов и другие замечательные пе-
дагоги.
Еще один сюрприз преподнесли воспитанники СП «Созвездие». Почетным го-
стям было предложено принять участие в церемонии принятия в пионеры — повя-
зать детям красные пионерские галстуки.
Отрадно отметить, что именно ученики моего класса стали первыми про-
должателями пионерских дел после такого долгого перерыва.
После произнесения клятвы, юные пионеры исполнили песню «Взвейтесь ко-
страми…».
Под горн и под эту знаменитую песню когда-то просыпались юные
жители советской страны.
Третье направление деятельности- продуктивная. Продуктивная дея-
тельность является сензетивной, так как способствует развитию как позна-
вательной, так и личностной сферы детей. В продуктивных видах деятель-
ности тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Про-
дуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит
к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явле-
нии, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции,
объемном изображении. Созданный в ходе продуктивной деятельности про-
дукт отражает представления ребенка о окружающем его мире и эмоцио-
нальное отношение к нему, что позволяет рассматривать продуктивную дея-
тельность как средство развития патриотических чувств у школьника.
В классе силами учеников оформлен и работает « Уголок пионера».
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач патрио-
тического воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских
работ, закрепляющих определенное отношение к Родине, воспитание у де-
тей патриотизма.
Очень
интересно
и
увлекательно
проходит
ежегодное
офомление
классных уголков. Ребята предлагают разные формы для уголка, где проявляются
их дизайнерские и творческие способности.
18
Четвертое направление деятельности- игровая деятельность. Как активи-
зировать интерес обучающихся к изучению и познанию истории своего Отече-
ства? Дети по своей природе очень любознательные и одним из способов позна-
ния окружающего мира и себя у них является игра. В связи с этим, считаю, что
применение игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности одно из
самых актуальных и эффективных способов воспитания в детях гражданско – па-
триотических ценностей, формирования гражданской позиции.
Какие же игры можно применять на учебных занятиях? В своей практике я
использую принципы известных игр, таких как «Своя игра», «Кто хочет стать
миллионером», «Что? Где? Когда?».
В период летнего оздоровления на базе шко-
лы отмечался День России.
Благодаря игре у моих обучающихся возрастает потребность в творческой
деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных
знаний, навыков и умений. Она развивает память и воображение, оказывает влия-
ние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими
эмоциями, организовывать свою деятельность. Благотворное влияние игр на фор-
мирование ответственного отношения к учебной деятельности: повышается тре-
бовательность к себе, развиваются личностные качества.
С целью определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к
нему со стороны обучающихся мною было проведено анкетирование. На основа-
нии чего было выявлено, что у обучающихся более четко формируются понятия о
«гражданском долге», «патриотизме». Анализ анкетирования обучающихся по
патриотическому воспитанию показал, что 73 % обучающихся считают себя па-
триотами. В большей степени на формирование патриотических чувств у учащих-
ся оказала влияние школа. Школьники правильно определяют признаки патрио-
тизма, но есть ученик, который проявление патриотизма связывает с непримири-
мостью к представителям других наций и народов. В кругу подростков во взаимо-
отношениях на первое место выходит «умение ценить настоящую дружбу»; очень
любят проводить свободное время с друзьями. В той части анкеты, где необходи-
мо дописать предложение учащиеся школы показали, что верят в хорошее буду-
щее, что страна станет самой лучшей, готовы постоять за свою страну; думать; по-
19
мочь в трудную минуту; к отважным поступкам; любить свою родину; защищать
свою
Родину;
к
трудностям.
Радует
то,
что
в
вопросе
о
защите
Родины
большинство высказываются за мирный путь, за то, что необходимо каждому тру-
диться на своем месте. Волнуются о будущем своей страны. Нарушений дисци-
плины стало меньше. Многие обучающиеся активно включились в работу учени-
ческого самоуправления класса.
Пятое направление деятельности-
двигательная (либо трудовая) деятель-
ность.
Пытаясь изменить ситуацию, я пытаюсь возобновить незаслуженно забы-
тые формы трудового воспитания. Это и чередование творческих поручений, где
каждый ученик отвечает за порученный ему участок трудового «фронта», регуляр-
но отчитываясь перед своими сверстниками. В две недели один раз каждая группа
отчитывается о проделанной работе.
В течение года проводились мастер-классы, где школьники показывали свои тру-
довые достижения в разных областях жизни: в кулинарии, в техническом творче-
стве («Робототехника»), в овладении компьютерными технологиями и т.п.
С каким энтузиазмом дети приняли предложение о создании Тимуровской
команды! Ребята ходят к подшефным пожилым людям, помогают в уборке двора,
зимой убирают снег, посыпают дорожки песком и солью; летом мы с девочками
полем грядки. Также ведётся постоянное общение с ветеранами и инвалидами Ве-
ликой Отечественной войны. Их ребята пытаются окружить заботой и вниманием.
В течение года мы с учениками организовали и провели
«огонёк», встречи, кон-
цертные программ дня пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщинки»,
операцию «Ветеран живет рядом», «Подарок ветерану», «Примите наши поздрав-
ления».
Велико воспитывающее значение труда, в ходе которого у каждого школьни-
ка есть возможность раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал, при-
обрести трудовые умения и навыки. Элементы творчества очень важны, ибо они
активизируют ценностное отношение к труду. Если ребенок любит трудиться, по-
нимает пользу своих усилий, щедро делится с близкими и друзьями продуктами
своего труда, это первая ступень на пути формирования привычек к трудовым уси-
лиям.
20
Формы работы, используемые при реализации проекта:
Внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.
Коллективные творческие дела.
Возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
Спортивные состязания.
Встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
Экскурсии.
Презентации.
Изучение истории и культуры родного края.
Информационные ресурсы.
Информационная база школы, специальная литература, сайт образовательного
учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход
реализации проекта.
Технические ресурсы.
Техническое обеспечение школы. А конкретно в школе имеется:
Кабинет русского языка и литературы, где есть возможность сохранять необ-
ходимые исторические материалы, проводить заседания, работать над
проектом.
Школьный краеведческий музей.
Мультимедийное оборудование.
Фотоаппарат.
21
Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
Использование комплекса методик по организации и проведению патриоти-
ческого воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и
методов работы.
Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освеща-
ющей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного
педагогического опыта.
Активное использование метода коллективно-творческого дела.
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворче-
ства и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики
изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на вос-
питание (анкетирование).
Научная новизна проекта
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического вос-
питания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной
работы будет разработана современная организационно-методическая модель дан-
ного направления воспитания;
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективно-
сти патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы, позволяю-
щие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотиче-
ского воспитания в зависимости от его целей.
22
Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обос-
нованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания уча-
щихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для возро-
ждения пионерской организации и создания проектов другими ОУ в данной сфе-
ре;
разработанная и апробированная на практике модель патриотического вос-
питания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сете-
вых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке под-
бору кадров для них;
сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм
и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эф-
фективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функ-
цию необходимого теоретического основания для прикладных и методических
разработок;
нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования систе-
мы
патриотического
воспитания
–
может
быть
использована
при
разработке
подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Практическая значимость проекта.
авторский подход к формированию информационной составляющей патрио-
тического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при
формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
23
предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотиче-
ского воспитания, могут быть использованы образовательными учреждения-
ми с целью повышения качества образования и при формировании требова-
ний к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
Результативность опыта
Реализуемый проект дал положительные результаты. Теоретически обосно-
ванная и созданная система форм и методов воспитательного воздействия на обу-
чающихся способствует повышению уровня гражданско-патриотического воспи-
тания учащихся.
Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об ис-
тории, жизни русского народа во время Великой Отечественной войны, культуре и
природе родного края, об истории возникновения пионерской организации в стра-
не и в селе Камышла. Сформирован интерес и потребность к посещению музея.
Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать, посетив выставоч-
ный зал.
В совокупности обретение этих знаний, умений, качеств способствует фор-
мированию патриотической компетентности обучающихся.
Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов повысился. У детей сформировано
правильное
понимание
смысла
войны.
Дети
стали
открытыми
в
проявле-
нии чувств: они говорят о своей любви к селу, родной природе, проявляют уваже-
ние к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю род-
ного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопостав-
лять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение вос-
принимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В
процессе работы у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался
интерес к прошлому родного края, значительно расширилось представление об
окружающем мире.
24
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении
родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась
активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное
становление детей.
Список литературы.
1.
Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных
условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный
патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
2.
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспи-
тания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 –
11.
3.
Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образова-
нии//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
4.
Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игна-
тьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
5.
Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы без-
опасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.
6.
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политиче-
ских реалий//Социс, №8,2006
7.
Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания стар-
шеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис.
канд. пед. наук. М., 2003.
8.
Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Маля-
кова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
9.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспи-
тание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
25
10.Научно-популярный журнал “Военные знания” № 1-12, 2000 г. М.
После произнесения клятвы, юные пионеры исполнили песню «Взвейтесь ко-
страми…».
Под горн и под эту знаменитую песню когда-то просыпались юные
жители советской страны.
Третье направление деятельности- продуктивная. Продуктивная дея-
тельность является сензетивной, так как способствует развитию как позна-
вательной, так и личностной сферы детей. В продуктивных видах деятель-
ности тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Про-
дуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит
к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явле-
нии, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции,
объемном изображении. Созданный в ходе продуктивной деятельности про-
дукт отражает представления ребенка о окружающем его мире и эмоцио-
нальное отношение к нему, что позволяет рассматривать продуктивную дея-
тельность как средство развития патриотических чувств у школьника.
В классе силами учеников оформлен и работает « Уголок пионера».
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач патрио-
тического воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских
работ, закрепляющих определенное отношение к Родине, воспитание у де-
тей патриотизма.
Очень
интересно
и
увлекательно
проходит
ежегодное
офомление
классных уголков. Ребята предлагают разные формы для уголка, где проявляются
их дизайнерские и творческие способности.
Четвертое направление деятельности- игровая деятельность. Как активи-
зировать интерес обучающихся к изучению и познанию истории своего Отече-
ства? Дети по своей природе очень любознательные и одним из способов позна-
ния окружающего мира и себя у них является игра. В связи с этим, считаю, что
применение игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности одно из
26
самых актуальных и эффективных способов воспитания в детях гражданско – па-
триотических ценностей, формирования гражданской позиции.
Какие же игры можно применять на учебных занятиях? В своей практике я
использую принципы известных игр, таких как «Своя игра», «Кто хочет стать
миллионером», «Что? Где? Когда?».
В период летнего оздоровления на базе шко-
лы отмечался День России.
Благодаря игре у моих обучающихся возрастает потребность в творческой
деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных
знаний, навыков и умений. Она развивает память и воображение, оказывает влия-
ние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими
эмоциями, организовывать свою деятельность. Благотворное влияние игр на фор-
мирование ответственного отношения к учебной деятельности: повышается тре-
бовательность к себе, развиваются личностные качества.
С целью определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к
нему со стороны обучающихся мною было проведено анкетирование. На основа-
нии чего было выявлено, что у обучающихся более четко формируются понятия о
«гражданском долге», «патриотизме». Анализ анкетирования обучающихся по
патриотическому воспитанию показал, что 73 % обучающихся считают себя па-
триотами. В большей степени на формирование патриотических чувств у учащих-
ся оказала влияние школа. Школьники правильно определяют признаки патрио-
тизма, но есть ученик, который проявление патриотизма связывает с непримири-
мостью к представителям других наций и народов. В кругу подростков во взаимо-
отношениях на первое место выходит «умение ценить настоящую дружбу»; очень
любят проводить свободное время с друзьями. В той части анкеты, где необходи-
мо дописать предложение учащиеся школы показали, что верят в хорошее буду-
щее, что страна станет самой лучшей, готовы постоять за свою страну; думать; по-
мочь в трудную минуту; к отважным поступкам; любить свою родину; защищать
свою
Родину;
к
трудностям.
Радует
то,
что
в
вопросе
о
защите
Родины
большинство высказываются за мирный путь, за то, что необходимо каждому тру-
диться на своем месте. Волнуются о будущем своей страны. Нарушений дисци-
27
плины стало меньше. Многие обучающиеся активно включились в работу учени-
ческого самоуправления класса.
Пятое направление деятельности-
двигательная (либо трудовая) деятель-
ность.
Пытаясь изменить ситуацию, я пытаюсь возобновить незаслуженно забы-
тые формы трудового воспитания. Это и чередование творческих поручений, где
каждый ученик отвечает за порученный ему участок трудового «фронта», регуляр-
но отчитываясь перед своими сверстниками. В две недели один раз каждая группа
отчитывается о проделанной работе.
В течение года проводились мастер-классы, где школьники показывали свои тру-
довые достижения в разных областях жизни: в кулинарии, в техническом творче-
стве («Робототехника»), в овладении компьютерными технологиями и т.п.
С каким энтузиазмом дети приняли предложение о создании Тимуровской
команды! Ребята ходят к подшефным пожилым людям, помогают в уборке двора,
зимой убирают снег, посыпают дорожки песком и солью; летом мы с девочками
полем грядки. Также ведётся постоянное общение с ветеранами и инвалидами Ве-
ликой Отечественной войны. Их ребята пытаются окружить заботой и вниманием.
В течение года мы с учениками организовали и провели
«огонёк», встречи, кон-
цертные программ дня пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщинки»,
операцию «Ветеран живет рядом», «Подарок ветерану», «Примите наши поздрав-
ления».
Велико воспитывающее значение труда, в ходе которого у каждого школьни-
ка есть возможность раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал, при-
обрести трудовые умения и навыки. Элементы творчества очень важны, ибо они
активизируют ценностное отношение к труду. Если ребенок любит трудиться, по-
нимает пользу своих усилий, щедро делится с близкими и друзьями продуктами
своего труда, это первая ступень на пути формирования привычек к трудовым уси-
лиям.
28
Формы работы, используемые при реализации проекта:
Внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.
Коллективные творческие дела.
Возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
Спортивные состязания.
Встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
Экскурсии.
Презентации.
Изучение истории и культуры родного края.
Информационные ресурсы.
Информационная база школы, специальная литература, сайт образовательного
учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход
реализации проекта.
Технические ресурсы.
Техническое обеспечение школы. А конкретно в школе имеется:
Кабинет русского языка и литературы, где есть возможность сохранять необ-
ходимые исторические материалы, проводить заседания, работать над
проектом.
Школьный краеведческий музей.
Мультимедийное оборудование.
Фотоаппарат.
29
Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
Использование комплекса методик по организации и проведению патриоти-
ческого воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и
методов работы.
Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освеща-
ющей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного
педагогического опыта.
Активное использование метода коллективно-творческого дела.
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворче-
ства и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики
изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на вос-
питание (анкетирование).
Научная новизна проекта
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического вос-
питания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной
работы будет разработана современная организационно-методическая модель дан-
ного направления воспитания;
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективно-
сти патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы, позволяю-
щие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотиче-
ского воспитания в зависимости от его целей.
30
Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обос-
нованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания уча-
щихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для возро-
ждения пионерской организации и создания проектов другими ОУ в данной сфе-
ре;
разработанная и апробированная на практике модель патриотического вос-
питания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сете-
вых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке под-
бору кадров для них;
сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм
и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эф-
фективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функ-
цию необходимого теоретического основания для прикладных и методических
разработок;
нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования систе-
мы
патриотического
воспитания
–
может
быть
использована
при
разработке
подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Практическая значимость проекта.
авторский подход к формированию информационной составляющей патрио-
тического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при
формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотиче-
ского воспитания, могут быть использованы образовательными учреждения-
ми с целью повышения качества образования и при формировании требова-
ний к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
31
Результативность опыта
Реализуемый проект дал положительные результаты. Теоретически обосно-
ванная и созданная система форм и методов воспитательного воздействия на обу-
чающихся способствует повышению уровня гражданско-патриотического воспи-
тания учащихся.
Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об ис-
тории, жизни русского народа во время Великой Отечественной войны, культуре и
природе родного края, об истории возникновения пионерской организации в стра-
не и в селе Камышла. Сформирован интерес и потребность к посещению музея.
Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать, посетив выставоч-
ный зал.
В совокупности обретение этих знаний, умений, качеств способствует фор-
мированию патриотической компетентности обучающихся.
Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов повысился. У детей сформировано
правильное
понимание
смысла
войны.
Дети
стали
открытыми
в
проявле-
нии чувств: они говорят о своей любви к селу, родной природе, проявляют уваже-
ние к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю род-
ного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопостав-
лять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение вос-
принимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В
процессе работы у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался
интерес к прошлому родного края, значительно расширилось представление об
окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении
родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась
активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное
становление детей.
32
Список литературы.
11.Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных
условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный
патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
12.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспи-
тания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 –
11.
13.Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образова-
нии//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
14.Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игна-
тьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
15.Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы без-
опасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.
16.Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политиче-
ских реалий//Социс, №8,2006
17.Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания стар-
шеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис.
канд. пед. наук. М., 2003.
18.Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Маля-
кова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
19.Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспи-
тание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
20.Научно-популярный журнал “Военные знания” № 1-12, 2000 г.
33
34
35