Напоминание

Участие родителей в управлении учебным процессом


Автор: Курячая Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ "Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса"
Населённый пункт: г.Шарыпово, Красноярский край
Наименование материала: методическеая разработка
Тема: Участие родителей в управлении учебным процессом
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Участие родителей «Участие родителей в управлении в управлении учебно-воспитательным учебно-воспитательным процессом» процессом»
Проблема Проблема Как усилить совместную деятельность по Как усилить совместную деятельность по взаимодействию колледжа и родителей взаимодействию колледжа и родителей
Актуальность проблемы Актуальность проблемы  В условиях кардинальных изменений в социальной В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и просвещения, проблемы взаимодействия семьи и колледжа являются особенно актуальными. колледжа являются особенно актуальными.  Родители и педагоги – две мощнейшие силы в Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. роль которых невозможно преувеличить.  Актуальное значение приобретает не столько Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество колледжа и семьи в воспитании и образовании колледжа и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. подрастающего поколения.
Цель Цель Разработка модели работы Разработка модели работы с родителями в условиях отдельно с родителями в условиях отдельно взятого образовательного учреждения взятого образовательного учреждения
Перспектива Перспектива  просвещение психолого-педагогических просвещение психолого-педагогических знаний родителей; знаний родителей;  вовлечение родителей в управление учебно- вовлечение родителей в управление учебно- воспитательным процессом в колледже; воспитательным процессом в колледже;  создание благоприятных условий во создание благоприятных условий во взаимоотношениях родителей и педагогов. взаимоотношениях родителей и педагогов.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Традиционные Нетрадиционные ● Родительские собрания ● Общегрупповые и общеколледжные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Совет профилактики правонарушений ●Дистанционное взаимодействие с родителями ●Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Спортивные праздники с родителями ● Практикумы

Методы работы

Методы работы
 наблюдение; наблюдение;  беседа; беседа;  анкетирование анкетирование

Общеколледжные родительские

собрания
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о колледже, основными направлениями, задачами, итогами колледже, основными направлениями, задачами, итогами работы. работы. Общешколледжные родительские собрания проводятся, как Общешколледжные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы за определенный период носит характер отчета работы за определенный период времени. На них выступают заведующая филиалом, времени. На них выступают заведующая филиалом, заведующая дневным отделением, отчитывается о работе заведующая дневным отделением, отчитывается о работе родительский комитет. Например, учебное заведение прошло родительский комитет. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. достигнутыми результатами. Общеколледжное родительское собрание можно использовать Общеколледжное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. положительным опытом воспитания детей.


Групповые родительские собрания

Групповые родительские собрания
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы группы, Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и колледжа, рассмотрение актуальных сотрудничества семьи и колледжа, рассмотрение актуальных педагогических проблем. педагогических проблем. Групповые родительские собрания проводятся один раз в семестр, Групповые родительские собрания проводятся один раз в семестр, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения группы в учебной деятельности. возможности, степень продвижения группы в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых студентом успехов. Разговор на собрании должен идти не об студентом успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Рекомендации по проведению Рекомендации по проведению родительских собраний: родительских собраний: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи студентов. ошибки и неудачи студентов. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности студентов. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности студентов. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. учащихся. Примерная тематика консультаций для родителей: Примерная тематика консультаций для родителей: 1. Студент не хочет учиться. Как ему помочь? 1. Студент не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Плохая память студента. Как ее развить? 2. Плохая память студента. Как ее развить? 3. Наказания студента. Какими им быть? 3. Наказания студента. Какими им быть? 4. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. 4. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. 5. Грубость и непонимание в семье. 5. Грубость и непонимание в семье. 6. Талантливый ребенок в семье. 6. Талантливый ребенок в семье. 7. Друзья детей – друзья или враги? 7. Друзья детей – друзья или враги?

Родительские конференции

Родительские конференции
Имеют огромное значение в системе воспитательной работы Имеют огромное значение в системе воспитательной работы колледжа. Родительские конференции должны обсуждать насущные колледжа. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – это темы родительских наркотики, сексуальное воспитание в семье – это темы родительских конференций. конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в колледже. В их задачу входит проведение работают в колледже. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. заявленной проблеме.


Индивидуальные тематические

Индивидуальные тематические

консультации

консультации
Индивидуальные консультации – одна из важнейших Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того чтобы преодолеть беспокойство группу. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации- необходимо проводить индивидуальные консультации- собеседования с родителями. Готовясь к консультации, собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогами. хорошего контакта между родителями и педагогами.


Участие родителей в Совете

Участие родителей в Совете

профилактики правонарушений

профилактики правонарушений
Цель: предупреждение противоправного Цель: предупреждение противоправного поведения учащихся, профилактика курения поведения учащихся, профилактика курения и пьянства, употребления токсических и и пьянства, употребления токсических и наркотических веществ, профилактика наркотических веществ, профилактика травматизма, аморального поведения травматизма, аморального поведения родителей и учащихся, активизация родителей и учащихся, активизация воспитательной позиции родителей воспитательной позиции родителей . .

Дистанционное Дистанционное взаимодействие взаимодействие Очень неординарная форма работы с родителями, Очень неординарная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям которая дает возможность родителям контролировать успеваемость, посещаемость контролировать успеваемость, посещаемость студента посредством общения с преподавателем по студента посредством общения с преподавателем по электронной почте. электронной почте. Электронный классный журнал поможет Электронный классный журнал поможет родителям более подробно и качественно оценить родителям более подробно и качественно оценить сложившуюся ситуацию. сложившуюся ситуацию.


Что мы ожидаем от

Что мы ожидаем от

родителей

родителей

Результаты анкетирования Результаты анкетирования родителей родителей
Удовлетворенность родителей Удовлетворенность родителей средой колледжа средой колледжа

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей 1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства. педагогического пространства. 2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, 2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. вовлечение родителей в педагогическое самообразование. 3. Формирование культуры здорового образа жизни. 3. Формирование культуры здорового образа жизни. 4. Привлечение родителей к активной созидательной, 4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций. воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций. 5. Привлечение родителей к непосредственной творческой 5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы. спортивно-оздоровительной и туристической работы. 6. Организация системы работы по формированию у студентов 6. Организация системы работы по формированию у студентов осознанного отношения к будущему родительству. осознанного отношения к будущему родительству. 7. Привлечение родителей к государственно-общественному 7. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению колледжа. управлению колледжа.

«Мы знаем: без сомнения,

«Мы знаем: без сомнения,

Продлится много дней

Продлится много дней

Союз детей, родителей

Союз детей, родителей

И нас, учителей!»

И нас, учителей!»


В раздел образования