Напоминание

"Пальчики–помощники"


Автор: Кончилова Екатерина Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 171
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Пальчики–помощники"
Дата публикации: 12.02.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное административное дошкольное образование

МАДОУ № 171 «Журавушка» города Кемерово

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Пальчики - помощники»

подготовила

учитель-логопед

Кончилова Екатерина Владимировна

Кемерово

2019г

Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно

трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики

всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается

настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец,

погремушки,

пеленки;

сжимаются,

чтобы

пощупать

свой

«улов»,

и

разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики

становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и

всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит

за всеми этими действиями?

В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков,

в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется,

что ребёнок просто забавляется со своим ручками, а он тем временем активно

познаёт мир и умнеет.

Поэтому чем больше

вы

уделяете кистям малыша (поглаживаете и

разминаете

пальчики,

загибаете

и

разгибаете

их),

тем

активнее

у

него

развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках

пальцев,

-

утверждал

известный

педагог

Василий

Александрович

Сухомлинский.

Только

после

всестороннего

обследования

предметов

в

сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и

качествах.

Чем

больше

у

малыша

возможностей

для

самостоятельного

исследования

окружающих

предметов,

тем

быстрее

развивается

его

интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Не верите? Тогда – немного науки….

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи

находиться

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности

тонких

движений

пальцев

рук.

Специалисты

считают,

что

формирование

речи

происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а

точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем

быстрее он начинает говорить.

Очень

полезно

играть

в

веселые

пальчиковые

игры.

С

помощью

пальчиков можно объяснить и показать всё, что угодно, -

от игрушек и

зверушек до чисел и букв. Пальчики помогут любознательному малышу

учиться читать и считать.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и

точность движений,

но улучшают внимание, память, помогают научиться

терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития

творческих

способностей

малышей,

пробуждающих

воображение

и

фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с малышом, его пальчики

постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и

слаженными.

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук

Все

упражнения

проводятся

в

игровой

форме.

Сложность

их

должна

выбираться вами в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук

вашего ребенка. Выполнять в медленном темпе, а затем по мере развития

моторики пальцев движения можно ускорить. Каждое занятие имеет свое

название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

1. «Бодание кулачками»

Ребёнок

сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг

другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторить упражнение несколько

раз.

2. «Проверка сцепления»

Ребёнок сцепляет пальцы в «замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть

раскрывает и «вкладывает» друг в друга. Пальцы сжимает. Затем тянет руки

в разные стороны. Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.

3. «Давай обнимемся»

Ребёнок сцепляет пальцы обеих рук

и давит подушечками пальцев на

тыльные стороны ладоней. Повторить упражнения несколько раз.

4. «Пальчики прыгают»

Ребёнок сгибает

пальцы

рук и соединяет их ногтями (большой палец с

большим,

указательный

с

указательным

и

так

далее).

Затем

он

резко

распрямляет пальцы и соприкасается с подушечками. Потом снова ногтями,

опять подушечками и так далее. Повторить упражнения несколько раз.

5. «Карандаш»

Ребёнок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки.

Начинает его покачивать, имитируя движения маятника.

Сопровождаем

упражнение чтением стихотворения:

Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

То же самое проделывает левой рукой. Повторить упражнения несколько

раз.

6. «Бусинки – горошки».

Ребёнок

похлопывает

по

внутренней

стороне

левой

ладони

кончиками

пальцев правой руки. Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей

Пальчики, ладошки.

Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.

7. «Черепашка»

Подушечками

пальцев

и

нижней

частью

ладошки

прикасаться

к

столу,

образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с опорой на стол и

подтянуть

им

вперёд

весь

«домик

черепашки».

Аналогичным

способом

передвигать

«домик

черепашки»

средним,

безымянным

пальцами

и

мизинцем.

Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:

Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней!

Рекомендации

1.

Перед

игрой

обсудите

с

ребенком

её

содержание,

отработайте

необходимые жесты, движения.

2.

Выполняйте упражнения вместе с ребенком.

3.

Все указания даются спокойным, доброжелательным голосом, четко, без

лишних слов. При необходимости оказывайте помощь.

4.

Побуждайте ребенка произносить текст, хотя – бы частично (особенно

начало и окончание фраз).

5.

Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте новым.

6.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа,

если возможно, ликвидируйте их или поменяйте игру.

Список литературы:

1.

Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: подсказки для родителей. –

М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

2.

Пятница

Т.В.

Речевые

нарушения

у

детей.

Скорая

логопедическая

помощь. – Ростов на Дону.: Феникс, 2011.

3.

Большакова

С.Е.

Формирование

мелкой

моторики

рук:

игры

и

упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4.

Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. – М.: Гном и Д, 2005.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники