Автор: Кончилова Екатерина Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 171
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Пальчики–помощники"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное административное дошкольное образование
МАДОУ № 171 «Журавушка» города Кемерово
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Пальчики - помощники»
подготовила
учитель-логопед
Кончилова Екатерина Владимировна
Кемерово
2019г
Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно
трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики
всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается
настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец,
погремушки,
пеленки;
сжимаются,
чтобы
пощупать
свой
«улов»,
и
разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики
становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и
всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит
за всеми этими действиями?
В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков,
в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется,
что ребёнок просто забавляется со своим ручками, а он тем временем активно
познаёт мир и умнеет.
Поэтому чем больше
вы
уделяете кистям малыша (поглаживаете и
разминаете
пальчики,
загибаете
и
разгибаете
их),
тем
активнее
у
него
развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках
пальцев,
-
утверждал
известный
педагог
Василий
Александрович
Сухомлинский.
Только
после
всестороннего
обследования
предметов
в
сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и
качествах.
Чем
больше
у
малыша
возможностей
для
самостоятельного
исследования
окружающих
предметов,
тем
быстрее
развивается
его
интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Не верите? Тогда – немного науки….
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи
находиться
в
прямой
зависимости
от
степени
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук.
Специалисты
считают,
что
формирование
речи
происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а
точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем
быстрее он начинает говорить.
Очень
полезно
играть
в
веселые
пальчиковые
игры.
С
помощью
пальчиков можно объяснить и показать всё, что угодно, -
от игрушек и
зверушек до чисел и букв. Пальчики помогут любознательному малышу
учиться читать и считать.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и
точность движений,
но улучшают внимание, память, помогают научиться
терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития
творческих
способностей
малышей,
пробуждающих
воображение
и
фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с малышом, его пальчики
постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и
слаженными.
Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук
Все
упражнения
проводятся
в
игровой
форме.
Сложность
их
должна
выбираться вами в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук
вашего ребенка. Выполнять в медленном темпе, а затем по мере развития
моторики пальцев движения можно ускорить. Каждое занятие имеет свое
название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
1. «Бодание кулачками»
Ребёнок
сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг
другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторить упражнение несколько
раз.
2. «Проверка сцепления»
Ребёнок сцепляет пальцы в «замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть
раскрывает и «вкладывает» друг в друга. Пальцы сжимает. Затем тянет руки
в разные стороны. Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.
3. «Давай обнимемся»
Ребёнок сцепляет пальцы обеих рук
и давит подушечками пальцев на
тыльные стороны ладоней. Повторить упражнения несколько раз.
4. «Пальчики прыгают»
Ребёнок сгибает
пальцы
рук и соединяет их ногтями (большой палец с
большим,
указательный
с
указательным
и
так
далее).
Затем
он
резко
распрямляет пальцы и соприкасается с подушечками. Потом снова ногтями,
опять подушечками и так далее. Повторить упражнения несколько раз.
5. «Карандаш»
Ребёнок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки.
Начинает его покачивать, имитируя движения маятника.
Сопровождаем
упражнение чтением стихотворения:
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
То же самое проделывает левой рукой. Повторить упражнения несколько
раз.
6. «Бусинки – горошки».
Ребёнок
похлопывает
по
внутренней
стороне
левой
ладони
кончиками
пальцев правой руки. Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки.
Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.
7. «Черепашка»
Подушечками
пальцев
и
нижней
частью
ладошки
прикасаться
к
столу,
образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с опорой на стол и
подтянуть
им
вперёд
весь
«домик
черепашки».
Аналогичным
способом
передвигать
«домик
черепашки»
средним,
безымянным
пальцами
и
мизинцем.
Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней!
Рекомендации
1.
Перед
игрой
обсудите
с
ребенком
её
содержание,
отработайте
необходимые жесты, движения.
2.
Выполняйте упражнения вместе с ребенком.
3.
Все указания даются спокойным, доброжелательным голосом, четко, без
лишних слов. При необходимости оказывайте помощь.
4.
Побуждайте ребенка произносить текст, хотя – бы частично (особенно
начало и окончание фраз).
5.
Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте новым.
6.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа,
если возможно, ликвидируйте их или поменяйте игру.
Список литературы:
1.
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: подсказки для родителей. –
М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.
2.
Пятница
Т.В.
Речевые
нарушения
у
детей.
Скорая
логопедическая
помощь. – Ростов на Дону.: Феникс, 2011.
3.
Большакова
С.Е.
Формирование
мелкой
моторики
рук:
игры
и
упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.
Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. – М.: Гном и Д, 2005.