Интегрированный подход в работе с семьей по формированию культуры здоровья
Автор: Антохина Кристина Игоревна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями №69" Населённый пункт: г. Нижнекамск Наименование материала: Статья Тема: Интегрированный подход в работе с семьей по формированию культуры здоровья Раздел: дошкольное образование
Интегрированный подход в работе с семьей по формированию культуры
здоровья.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников
образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на
современном этапе развития общества. Современные условия жизни
предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека,
особенно детей дошкольного возраста.
В определении понятия «здоровый образ жизни» можем выделить
следующие наиболее полные определения:
1. Здоровый образ жизни – это система взглядов, складывающаяся в процессе
жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на
конкретное выражение возможностей человека в достижении любой
поставленной им цели;
3. Здоровый образ жизни – социально и исторически определенное
представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в
практическую жизнь
4.
Здоровый
образ
жизни
–
типичные
формы
и
способы
повседневной
жизнедеятельности
человека,
которые
укрепляют
и
совершенствуют
резервные
возможности
организма,
обеспечивая
тем
самым
успешное
выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от
пола, экономической и социально психологической ситуаций.
За многолетнюю историю у человечества сложились две ветви воспитания
детей:
семейное
и
общественное.
Каждая
из
них
представляет
собой
отдельный
социальный
институт
воспитания
и
обладает
разными
специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
В современном обществе ведется спор о том, что важнее в становлении
личности подрастающего поколения: семья или детский сад.
Между тем, современная наука уже располагает многочисленными данными,
которые свидетельствуют о том, что без ущерба для развития личности
ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила
и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным
воспитанием в детском саду.
Семья представляет собой малую группу, которая наиболее соответствует
требованиям
постепенного
приобщения
ребенка
к
социальной
жизни и
поэтапного расширения его кругозора и опыта.
Немногие
семьи имеют возможность
в полной мере решить жизненные
проблемы собственными своими силами.
Причины разные: одни семьи категорично не хотят заниматься
воспитанием ребенка, другие – просто не умеют это делать, третьи - не
понимают,
для
чего
это
нужно.
Во
всех
случаях
необходима
квалифицированная
помощь
педагогов
дошкольного
учреждения.
На
современном этапе необходимость общественного дошкольного воспитания
не вызывает ни у кого никакого сомнения.
В
содержании
психолого-педагогического
просвещения
родителей
необходимо включать вопросы по охране жизни и укреплению здоровья
детей, создания условий для правильного физического и психологического
развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям детского сада, режима
дня, гигиенического ухода, качественного питания, способах закаливания,
массажа, утренней гимнастики советы и рекомендации родителям.
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе
детского сада необходимо, прежде всего для детей. И не только потому, что
они узнают, научатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением,
любовью
и
благодарностью
смотрят
дети
па
своих
пап,
мам,
бабушек,
дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно го в о р я т об
этом.
Еще
важнее
помочь
родителям
попробовать
себя
в
роли
«коллективн о го педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им
так необходимо видеть, что они нужны,
интересны окружающим людям.
Педагоги имеют возможность лучше у з н ат ь семьи, каждого воспитанника.
Понять
ее
сильную
и
слабую
стороны
в
воспитании
детей,
определить
характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!
Решение задач сотрудничества можно разделить на 3 этапа.
На
1
подготовительном
этапе:
воспитатели
изучают
семьи,
их
воспитательные возможности (анкеты, индивидуальные беседы, посещение
семьи и т.д.)
2
этап,
организационный:
Осуществляется
индивидуа льный
дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не
у п у с т и т ь из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и
не
совсем
благополучные
в каких-то конкретных, но важных вопросах
семьи. Непосредственно на данном этапе происходит привлечение родителей
в воспитательный процесс детского сада.
Родители
приходят
в
детский
сад,
рассказывают
о
себе,
принимают
участие
в
подготовке
занятий,
участвуют
в
создании
предметно
–
развивающей среды.
3 этап, практический: подбираются формы сотрудничества с родителями
(консультации, родительские собрания, родительские конференции, вечера
отдыха и т.д.).
Работа по взаимодействию с семьей основывается на единстве, когда цель
и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и
родителям.