Напоминание

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста


Автор: Трутнева Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: Санкт – Петербург, Фрунзенский район
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий

дальнейшее развитие человека - это период рождения личности, первоначального

раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ

индивидуальности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в

дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не

умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются

нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребёнка

дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности тормозит развитие

общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир.

Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком

творческих результатов в ней является особенно важным. Игра является сквозным

механизмом развития ребёнка посредством которой реализуются содержание пяти

образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое

развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности

детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание

игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,

особенности развития игровой деятельности ребенка: - в младенческом возрасте (2

месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

манипулирование с предметами…;

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и

динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со

сверстниками под руководством взрослого…; - для детей дошкольного возраста (3

года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с

правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками).

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен

выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым

воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в

игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и

реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Важным типом игры в воспитательном процессе, являются сюжетно-ролевые игры.

сюжетно-ролевая игра - это деятельность творческого характера, в которой дети берут

на себя роли. В обобщенной форме дети воспроизводят деятельность и отношения

взрослых, используя предметызаместители. Осваивая сначала действия с предметами,

затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем

плане.

Переход к сюжетно - ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает

на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития

сюжетно - ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые

эпизоды из жизни семьи. С обогащением представлений об окружающем мире в играх

всё чаще отображается деятельность взрослых. Таким образом, главным компонентом

сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В

зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: • игры на бытовые

сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется

кукле).

• игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей

(школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

• игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков»

и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение

представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё

требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. Воспитатель

создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку. По мере обогащения игрового и

жизненного опыта дети начинают сами определять, во что они будут играть.

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется.

Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру,

только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

Ролевые действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением

характерных движений, жестов, мимики.

Например, в роли мамы одна девочка демонстрирует, что мама ласковая, весёлая, а

другая девочка в этой же роли - хмурая, строгая. При этом обе выразительно

исполняют принятую роль, но средства выразительности у них разные.

Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем: - сначала

замысел игры появляется по инициативе взрослого; - потом - с помощью взрослого; -

в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем

разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений

об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были разнообразными, а

игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и

проведению работы по ознакомлению с окружающим миром.

Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того

чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них

педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки.

В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым.

Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается

разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах

наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа

«Ловишки», также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом

процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их

действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успешность

проведения игры зависит от воспитателя, и должен заинтересовать детей, дать

образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает

наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из ребят старших групп,

важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот

педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались, и у них

не пропал интерес к игре. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять

методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные

возможности сюжетного рассказа. Для младшей группы рекомендуются игры с

текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель

выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие

игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются

подражать его движениям.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский философ, считал игру необходимой

формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Игра -

серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей

ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем

мире. Рассматривая игру как условие радостного детства и как средство

всестороннего, гармоничного развития ребенка. Я.А. Коменский советовал взрослым,

внимательно относится к играм детей, разумно руководить ими.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники