Автор: Трутнева Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: Санкт – Петербург, Фрунзенский район
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий
дальнейшее развитие человека - это период рождения личности, первоначального
раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ
индивидуальности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в
дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не
умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются
нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребёнка
дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности тормозит развитие
общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир.
Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком
творческих результатов в ней является особенно важным. Игра является сквозным
механизмом развития ребёнка посредством которой реализуются содержание пяти
образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое
развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности
детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание
игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
особенности развития игровой деятельности ребенка: - в младенческом возрасте (2
месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым,
манипулирование с предметами…;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого…; - для детей дошкольного возраста (3
года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с
правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками).
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым
воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в
игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Важным типом игры в воспитательном процессе, являются сюжетно-ролевые игры.
сюжетно-ролевая игра - это деятельность творческого характера, в которой дети берут
на себя роли. В обобщенной форме дети воспроизводят деятельность и отношения
взрослых, используя предметызаместители. Осваивая сначала действия с предметами,
затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем
плане.
Переход к сюжетно - ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает
на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития
сюжетно - ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые
эпизоды из жизни семьи. С обогащением представлений об окружающем мире в играх
всё чаще отображается деятельность взрослых. Таким образом, главным компонентом
сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В
зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: • игры на бытовые
сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется
кукле).
• игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей
(школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
• игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков»
и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.
Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение
представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё
требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. Воспитатель
создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку. По мере обогащения игрового и
жизненного опыта дети начинают сами определять, во что они будут играть.
Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется.
Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру,
только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.
Ролевые действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением
характерных движений, жестов, мимики.
Например, в роли мамы одна девочка демонстрирует, что мама ласковая, весёлая, а
другая девочка в этой же роли - хмурая, строгая. При этом обе выразительно
исполняют принятую роль, но средства выразительности у них разные.
Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем: - сначала
замысел игры появляется по инициативе взрослого; - потом - с помощью взрослого; -
в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.
Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем
разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений
об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были разнообразными, а
игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и
проведению работы по ознакомлению с окружающим миром.
Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того
чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них
педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки.
В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым.
Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается
разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах
наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа
«Ловишки», также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом
процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их
действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успешность
проведения игры зависит от воспитателя, и должен заинтересовать детей, дать
образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает
наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из ребят старших групп,
важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот
педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались, и у них
не пропал интерес к игре. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять
методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные
возможности сюжетного рассказа. Для младшей группы рекомендуются игры с
текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель
выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие
игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются
подражать его движениям.
Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский философ, считал игру необходимой
формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Игра -
серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей
ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем
мире. Рассматривая игру как условие радостного детства и как средство
всестороннего, гармоничного развития ребенка. Я.А. Коменский советовал взрослым,
внимательно относится к играм детей, разумно руководить ими.