Напоминание

"Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам"


Автор: Борзенкова Елена Вагизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 2
Населённый пункт: Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: Проект
Тема: "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познава- тельно-речевому направлению развития воспитанников»
Проект

«Экологическая тропа как средство фор-

мирования экологической культуры и лю-

бви к родным местам»
г.Ленинск-Кузнецкий 2015 г
Территория участка детского сада - это визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посе- титель, ступив на участок, обращает внимание на его ухоженность. Если ваш взгляд радуют разноцветные клумбы, чистые дорожки, аккуратно подстри- женные газоны, спортивные снаряды, вы сразу поймете, что здесь живут и работают люди, для которых детский сад не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным. К счастью, в последнее время все больше дошкольных учреждений стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей. Мы, педагоги, отчетливо понимаем, что пребывание ребенка в до- школьном образовательном учреждении – это огромная составляющая часть жизни каждого ребенка, ведь он проводит чуть ли не половину всего своего времени в детском саду учится дружить, общаться со взрослыми и сверстни- ками. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной бу- дет среда, в которой ребенок живет и развивается, зависит его физическое и психическое состояние.
Актуальность проблемы
Воспитание дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. При написании проекта мы следовали следующим педагогическим принципам:  системность;  наглядность;  доступность;  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали акту- альными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмот- ная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошколь- ном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формиро- ваться экологическая направленность личности. В дошкольном возрасте за- кладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действитель- ности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организ- мов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обита- ния является содержательным элементом экологического воспитания до-
школьников. Именно по этой причине у нашего ДОУ возникло желание изме- нить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада за счёт создания экологической тропы. Экологическая тропа – это маршрут в природном ландшафтном комплексе, представленный одним или несколькими биологическими сооб- ществами, на котором можно наблюдать и изучать растения и животных в естественной среде, проследить взаимосвязи и законы в окружающем мире, созданы условия для непосредственного контакта детей с объектами живой природы. На основании вышесказанного мы сформулировали
проблему:
Недостаточная сформированность экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста ведет к действиям, причиняю- щим вред природе. Понимая это, мы поставили перед собой следующие цель:
Цель:
создание экологической тропы, благоустройство и озеленение территории детского сада, превратить территорию в территорию красоты, сказки добра, создание условий для экологического и нравственного воспи- тания детей;
Задачи:
1.Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ. 2.Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях жи- вой и неживой природы родного края. 3.Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее вза- имосвязь с окружающим миром. 4.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. 5.Воспитывать у ребёнка любовь к природе.
Способы, методы и приемы:
1. Создание в детском саду условий для экологического воспитания. 2. Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, лекарственные растения. 3. Создание условий для труда детей и взрослых на территории детско- го сада. 4.Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений. 5.Экологическое воспитание в непосредственно образовательной дея- тельности, во время экскурсий.
Объект исследования:
система экологического образования дошколь- ников через создание экологической тропы.
Предмет исследования:
условия эффективности применения экологи- ческой тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольни- ков.
Гипотеза:
если создать экологическую тропу на территории детского сада, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее
благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.
Участники проекта:
педагоги, дети, родители.
Этапы проекта

1.

Подготовительный – диагностический этап:
Изучение ме- тодической литературы по проблеме ис- следования  О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград: Учитель 2007 г.;  З.Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г.;  Н.Ф.Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.: «Просвещение» 1993г.;  А.С.Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г.;  А.И.Иванова. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г.;  С.Н.Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г.;  Н.А. Рыжова. «Наш дом природа», М.: 2005г.;  Н.А.Рыжова. «Что у нас под ногами», М.: 2005г.;  Н.А.Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М.: 2006г.;  Л.Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г.;  П.Г.Федосеева. «Система работы по экологическому вос- питанию», Издательство «Корифей», 2008г. Детальное об- следование территории детского сада и выделение м е с т а д л я объектов эко- логической тропы Обследуя территорию детского сада, разработали маршрут, который будет проходить через различные экологические систе- мы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, при- родоохранную и историческую ценность, где дети получат уст- ную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.) информацию об этих объектах. С о зд а н и е и разработка маршрута эко- логической тропы, состав- ление карто- схемы. При- влечение ро- дителей, об- Создавая экологическую тропу, мы воссоздадим фрагменты разных растительных сообществ, характерных для нашего края, что поможет педагогам в дальнейшем познакомить детей с представителями местной флоры и экосистемами.
Картосхема экологической тропы:
1. Точка «Герои сказочной страны»; 2. Точка «Рябиновая роща»; 3. Точка «Наш хвойный лес»; 4. Точка «Ах, эти розы»;
щественности к благоустрой- ству террито- рии. 5. Точка «Мир насекомых», «Злаки»; 6. Точка «Птичья столовая»; 7. Точка «Бабушкин двор»; 8. Точка «Кусты»; 9. Точка «Авто городок»; 10. Точка «Чудо - город»; 11. Точка «Здоровей-ка»; 12.Точка «Альпийская горка»;
2.

Основной – практический этап:
Разработка макета и со- ставление паспорта всех точек тропинки.
Точка №1 «Герои сказочной страны
» Уютная территория детского сада стала ещё привлекательнее с появлением новых клумб. Разбиты клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия, сказочных сюжетов и об- разов.
Точка №2«Рябиновая роща»
На примере дерева Рябины, дети узнают об отличии плодового дерева и неплодовитого. Укрепляют знания с помощью игр и вик- торин: «Откуда берутся фрукты», «Рябина и птички», «Лесные обитатели».
Точка №3«Наш хвойный лес»
На этой площадке дети узнают о сообществе лес, его составе и структуре, знакомятся с хвойными деревьями. Рассказывают о жителях хвойного леса, об особенностях сосны, о ее пользе и переработке. Знакомят с такими понятиями как «смола», «ствол», корень, «иголки-листочки».
Точка №4«Ах, эти розы»
На данной территории планируется высадить больше десяти роз и выращивать многолетние обильно цветущее растение, что позволит в течение нескольких лет более подробно изучить эти цветы не только в летний период, но и в зимний розам требуется уход.
Точка №5«Мир насекомых» «Злаки»
На площадке изображены разные виды насекомых: бабочки, стрекозы, пчелы и муравьи. С помощью сказок, экскурсий, прогу- лок и бесед, дети узнают об особенностях каждого насекомого, об их пользе для растений и человека. Осваивают такие понятия как «опыление», «улей», «муравейник», «жало», «целебные свойств меда», что относится к злакам и т.д..
Точка № 6 «Птичья столовая»
Не остались без внимания и наши пернатые друзья – птицы. С целью воспитания заботливого отношения к птицам, развития познавательных способностей детей, нами будет оборудована птичья столовая. Таким образом, дети будут иметь возможность наблюдать за
прилетающими птицами и заботиться о них.
Точка № 7 «Бабушкин двор»
Уютным маленький деревен- ский дворик позволяет воспитанникам погрузится в мир деревни и сказок. Накотором можно видеть домашних животных курицу, мышку, козлика, поросенка, бычка. И вспомнить сказки «Репка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Теремок», «Бычок – смоляной бо- чок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д.
Точка № 8 «Кусты»
Объектами для наблюдения являются посаженные в этом году декоративные кустарники: спирея, чубушник, калина, форзиция. Мы планируем исследовать внешние особенности: лист, ствол, цветы и т.п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой.
Точка № 9 «Авто городок»
На участке детского сада оформлена площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: дорожная разметка с пешеходным переходом. Эта площадка еже- годно используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
Точка № 10 «Чудо - огород»
Целью этой стоянки является формирование представлений о выращивании культурных растений. Приобретение навыков ухо- да за растениями, растущими в огороде. Дети совместно с педаго- гом-экологом выращивают рассаду, высаживают ее, ухаживают за растениями (поливают, пропалывают, собирают урожай). Во вре- мя работы в огороде проводятся беседы на различные темы: све- толюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчи- вые растения, витамины в овощах и ягодах, зимние заготовки и т.д
Точка № 11 «Здоровей-ка»
На тропинке детей встречает Айболит, предлагая детям совер- шить прогулку босиком по «Тропе здоровья» (в летний период) по разной поверхности. Основными целями являются:  профилактика плоскостопия;  улучшение координации движения;  улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;  повышение сопротивляемости инфекционным заболевани- ям»  улучшение эмоционально-психического состояния детей;  приобщение детей к здоровому образу жизни. На «Тропе здоровья» используется различное оборудование: массажные коврики, спортивный инвентарь, тренажеры, тазы с водой, песком и т.п.
Так же имеется футбольное поле, где дети с удовольствием иг- рают в футбол и баскетбол.
Точка №12 «Альпийская горка»
Альпийская горка, имитирующая горный пейзаж будет укра- шением детского сада. Наш вид альпинария – классический. Представляет собой имеющее вид «праздничного пирога». Планируется посадить растения: гортензию, рябинник, пету- нью, бархатцы, портулак, агератум. Они наиболее неприхотливы для нашей местности, цветут всё лето и первую половину осени. Это позволит знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений, учить до- школьников наслаждаться общением с природой, видеть её кра- соту. Изготовле- ние т абли- чек с рисун- ками, подпи- сями для ви- довых точек, природо- охранитель- ных знаков. В качестве образца табличек мы воспользовались экологиче- скими знаками на природе.
Знаки:
 Ходить по тропинкам.  Не ломать ветки деревьев.  Не топтать цветы, травы.  Не лезть в птичьи гнезда.  Не ловить насекомых.  Не рвать паутинки.  Не разорять муравейники. Мероприя- т и я с детьми. Проводит каждый воспитатель в группе.
3.

Заключительный этап
Ожидаемый результат. Экологическая тропа сформирует активную позицию в эколо- гической и общественно-значимой деятельности ребёнка- дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, обеспечит у детей формирование экологической культуры и любви к родным местам.  увеличения числа родителей, удовлетворенных качеством воспитательно - образовательного процесса в ДОУ и жела- ющих привести ребенка в наш детский сад, что, в свою очередь, влияет на повышение имиджа ДОУ в городе:  повышения уровня экологической культуры и социальной компетентности детей;  заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;  увеличения детей проявляющих творческую активность в познании окружающего мира;
• взаимодействие родителей с педагогами и своими детьми, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения. • реализация своих творческих способностей; Участие в создании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. Перспектива на будущее. В планах на будущее: продолжать создавать природно-ланд- шафтный комплекс, который будет рациональным в использо- вании и значимым в образовательном процессе. Посадка именного леса воспитанниками. В заключение хочется отметить, что сотрудничество человека и природы рождает красоту!
Вывод:
Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отно- шение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!
Приложение №1

К содержанию участка детского сада будут предъявлены следующие требова- ния  участок должен быть удобен для организации наблюдений и за растениями, и за трудом взрослых, которые ухаживают за ними (При этом дошкольники оказывают посильную помощь);  работа на участке призвана воспитывать у детей бережное отно- шение к природе, любовь к своему краю;  прогулки и наблюдения на озелененном участке позволяют позна- комить ребят с разнообразными видами насаждений, их особен- ностями, развивать у дошкольников наблюдательность;  многообразие жизненных форм, яркая гамма цветов вызывают ра- достные эмоции, создают у ребенка творческое настроение;  непосредственный контакт дошкольников с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность гораздо эффективнее, чем познание природы через книги, слайды, сказки и картины; Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим территории.


В раздел образования