"Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам"
Автор: Борзенкова Елена Вагизовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 2 Населённый пункт: Ленинск - Кузнецкий Наименование материала: Проект Тема: "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познава-
тельно-речевому направлению развития воспитанников»
Проект
«Экологическая тропа как средство фор-
мирования экологической культуры и лю-
бви к родным местам»
г.Ленинск-Кузнецкий
2015 г
Территория участка детского сада - это визитная карточка. Как театр
начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посе-
титель, ступив на участок, обращает внимание на его ухоженность. Если ваш
взгляд радуют разноцветные клумбы, чистые дорожки, аккуратно подстри-
женные газоны, спортивные снаряды, вы сразу поймете, что здесь живут и
работают люди, для которых детский сад не просто место работы, а родной
дом, который хочется сделать уютным и комфортным. К счастью, в последнее
время все больше дошкольных учреждений стремятся сделать свои участки
не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего
развития детей.
Мы,
педагоги,
отчетливо
понимаем,
что
пребывание
ребенка
в
до-
школьном образовательном учреждении – это огромная составляющая часть
жизни каждого ребенка, ведь он проводит чуть ли не половину всего своего
времени в детском саду учится дружить, общаться со взрослыми и сверстни-
ками. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной бу-
дет среда, в которой ребенок живет и развивается, зависит его физическое и
психическое состояние.
Актуальность проблемы
Воспитание дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон
экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота -
это то, что ждет природа от каждого человека. При написании проекта мы
следовали следующим педагогическим принципам:
системность;
наглядность;
доступность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый
план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали акту-
альными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмот-
ная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к
нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда
очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к
тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья,
жизни и т.д. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в
настоящее время. А природа, как известно, один из основных источников
формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошколь-
ном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формиро-
ваться экологическая направленность личности. В дошкольном возрасте за-
кладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действитель-
ности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго
остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организ-
мов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обита-
ния
является
содержательным
элементом
экологического
воспитания
до-
школьников. Именно по этой причине у нашего ДОУ возникло желание изме-
нить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории
детского сада за счёт создания экологической тропы.
Экологическая
тропа
–
это
маршрут
в
природном
ландшафтном
комплексе, представленный одним или несколькими биологическими сооб-
ществами, на котором можно наблюдать и изучать растения и животных в
естественной среде, проследить взаимосвязи и законы в окружающем мире,
созданы условия для непосредственного контакта детей с объектами живой
природы.
На основании вышесказанного мы сформулировали проблему:
Недостаточная сформированность экологической культуры и любви к
родным местам у детей дошкольного возраста ведет к действиям, причиняю-
щим вред природе.
Понимая это, мы поставили перед собой следующие цель:
Цель: создание экологической тропы, благоустройство и озеленение
территории детского сада, превратить территорию в территорию красоты,
сказки добра, создание условий для экологического и нравственного воспи-
тания детей;
Задачи:
1.Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ.
2.Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию
нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях жи-
вой и неживой природы родного края.
3.Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее вза-
имосвязь с окружающим миром.
4.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему
живому, заботы и бережного отношения к природе.
5.Воспитывать у ребёнка любовь к природе.
Способы, методы и приемы:
1. Создание в детском саду условий для экологического воспитания.
2.
Организация
и
оборудование
«экологических
пространств»
на
участке детского сада: площадки природы, лекарственные растения.
3. Создание условий для труда детей и взрослых на территории детско-
го сада.
4.Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и
развитием растений.
5.Экологическое воспитание в непосредственно образовательной дея-
тельности, во время экскурсий.
Объект исследования: система экологического образования дошколь-
ников через создание экологической тропы.
Предмет исследования: условия эффективности применения экологи-
ческой тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольни-
ков.
Гипотеза: если создать экологическую тропу на территории детского
сада, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее
благоприятные
условия,
позволяющие
повысить
уровень
экологической
культуры педагогов, детей и родителей.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Этапы проекта
1.
Подготовительный – диагностический этап:
Изучение
ме-
тодической
литературы по
проблеме
ис-
следования
О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в
ДОУ», Волгоград: Учитель 2007 г.;
З.Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера»
2011г.;
Н.Ф.Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.:
«Просвещение» 1993г.;
А.С.Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г.;
А.И.Иванова. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г.;
С.Н.Николаева.
«Юный
эколог»,
«Мозаика-синтез»
1999г.;
Н.А. Рыжова. «Наш дом природа», М.: 2005г.;
Н.А.Рыжова. «Что у нас под ногами», М.: 2005г.;
Н.А.Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М.:
2006г.;
Л.Б.
Поддубная.
«Природа
вокруг
нас»,
Издательство
«Корифей», 2008г.;
П.Г.Федосеева. «Система работы по экологическому вос-
питанию», Издательство «Корифей», 2008г.
Детальное об-
следование
территории
детского
сада
и
выделение
м е с т а
д л я
объектов
эко-
логической
тропы
Обследуя территорию детского сада, разработали маршрут,
который будет проходить через различные экологические систе-
мы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, при-
родоохранную и историческую ценность, где дети получат уст-
ную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки
и т. п.) информацию об этих объектах.
С о зд а н и е
и
разработка
маршрута эко-
логической
тропы, состав-
ление
карто-
схемы.
При-
влечение
ро-
дителей,
об-
Создавая экологическую тропу, мы воссоздадим фрагменты
разных растительных сообществ, характерных для нашего края,
что
поможет
педагогам
в
дальнейшем
познакомить
детей
с
представителями местной флоры и экосистемами.
Картосхема экологической тропы:
1. Точка «Герои сказочной страны»;
2. Точка «Рябиновая роща»;
3. Точка «Наш хвойный лес»;
4. Точка «Ах, эти розы»;
щественности
к благоустрой-
ству
террито-
рии.
5. Точка «Мир насекомых», «Злаки»;
6. Точка «Птичья столовая»;
7. Точка «Бабушкин двор»;
8. Точка «Кусты»;
9. Точка «Авто городок»;
10. Точка «Чудо - город»;
11. Точка «Здоровей-ка»;
12.Точка «Альпийская горка»;
2.
Основной – практический этап:
Разработка
макета и со-
ставление
паспорта
всех
точек
тропинки.
Точка №1 «Герои сказочной страны »
Уютная территория детского сада стала ещё привлекательнее с
появлением новых клумб. Разбиты клумбы с учетом цветовой
композиции, видового разнообразия, сказочных сюжетов и об-
разов.
Точка №2«Рябиновая роща»
На примере дерева Рябины, дети узнают об отличии плодового
дерева и неплодовитого. Укрепляют знания с помощью игр и вик-
торин: «Откуда берутся фрукты», «Рябина и птички», «Лесные
обитатели».
Точка №3«Наш хвойный лес»
На этой площадке дети узнают о сообществе лес, его составе и
структуре, знакомятся с хвойными деревьями. Рассказывают о
жителях хвойного леса, об особенностях сосны, о ее пользе и
переработке.
Знакомят
с
такими
понятиями
как
«смола»,
«ствол», корень, «иголки-листочки».
Точка №4«Ах, эти розы»
На данной территории планируется высадить больше десяти
роз и выращивать многолетние обильно цветущее растение, что
позволит в течение нескольких лет более подробно изучить эти
цветы не только в летний период, но и в зимний розам требуется
уход.
Точка №5«Мир насекомых» «Злаки»
На площадке изображены разные виды насекомых: бабочки,
стрекозы, пчелы и муравьи. С помощью сказок, экскурсий, прогу-
лок и бесед, дети узнают об особенностях каждого насекомого,
об их пользе для растений и человека. Осваивают такие понятия
как «опыление», «улей», «муравейник», «жало», «целебные
свойств меда», что относится к злакам и т.д..
Точка № 6 «Птичья столовая»
Не остались без внимания и наши пернатые друзья – птицы.
С целью воспитания заботливого отношения к птицам, развития
познавательных
способностей
детей,
нами
будет
оборудована
птичья столовая.
Таким образом, дети будут иметь возможность наблюдать за
прилетающими птицами и заботиться о них.
Точка № 7 «Бабушкин двор» Уютным маленький деревен-
ский дворик позволяет воспитанникам погрузится в мир деревни
и сказок. Накотором можно видеть домашних животных курицу,
мышку, козлика, поросенка, бычка. И вспомнить сказки «Репка»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Теремок», «Бычок – смоляной бо-
чок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д.
Точка № 8 «Кусты»
Объектами для наблюдения являются посаженные в этом году
декоративные кустарники: спирея, чубушник, калина, форзиция.
Мы планируем исследовать внешние особенности: лист, ствол,
цветы и т.п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов
между собой.
Точка № 9 «Авто городок»
На участке детского сада оформлена площадка для проведения
занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма:
дорожная разметка с пешеходным переходом. Эта площадка еже-
годно используется для проведения игр и занятий по обучению
детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
Точка № 10 «Чудо - огород»
Целью этой стоянки является формирование представлений о
выращивании культурных растений. Приобретение навыков ухо-
да за растениями, растущими в огороде. Дети совместно с педаго-
гом-экологом выращивают рассаду, высаживают ее, ухаживают за
растениями (поливают, пропалывают, собирают урожай). Во вре-
мя работы в огороде проводятся беседы на различные темы: све-
толюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчи-
вые растения, витамины в овощах и ягодах, зимние заготовки и
т.д
Точка № 11 «Здоровей-ка»
На тропинке детей встречает Айболит, предлагая детям совер-
шить прогулку босиком по «Тропе здоровья» (в летний период)
по разной поверхности. Основными целями являются:
профилактика плоскостопия;
улучшение координации движения;
улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной
систем;
повышение сопротивляемости инфекционным заболевани-
ям»
улучшение эмоционально-психического состояния детей;
приобщение детей к здоровому образу жизни.
На «Тропе здоровья» используется различное оборудование:
массажные коврики, спортивный инвентарь, тренажеры, тазы с
водой, песком и т.п.
Так же имеется футбольное поле, где дети с удовольствием иг-
рают в футбол и баскетбол.
Точка №12 «Альпийская горка»
Альпийская горка, имитирующая горный пейзаж будет укра-
шением
детского
сада.
Наш
вид
альпинария
–
классический.
Представляет собой имеющее вид «праздничного пирога».
Планируется посадить растения: гортензию, рябинник, пету-
нью, бархатцы, портулак, агератум. Они наиболее неприхотливы
для нашей местности, цветут всё лето и первую половину осени.
Это позволит знакомить детей с особенностями внешнего вида
растений, поддерживать интерес к жизни растений, учить до-
школьников наслаждаться общением с природой, видеть её кра-
соту.
Изготовле-
ние
т абли-
чек с рисун-
ками, подпи-
сями для ви-
довых точек,
природо-
охранитель-
ных знаков.
В качестве образца табличек мы воспользовались экологиче-
скими знаками на природе.
Знаки:
Ходить по тропинкам.
Не ломать ветки деревьев.
Не топтать цветы, травы.
Не лезть в птичьи гнезда.
Не ловить насекомых.
Не рвать паутинки.
Не разорять муравейники.
Мероприя-
т и я
с
детьми.
Проводит каждый воспитатель в группе.
3.
Заключительный этап
Ожидаемый
результат.
Экологическая тропа сформирует активную позицию в эколо-
гической
и
общественно-значимой
деятельности
ребёнка-
дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и
наблюдений,
обеспечит
у
детей
формирование
экологической
культуры и любви к родным местам.
увеличения числа родителей, удовлетворенных качеством
воспитательно - образовательного процесса в ДОУ и жела-
ющих привести ребенка в наш детский сад, что, в свою
очередь, влияет на повышение имиджа ДОУ в городе:
повышения уровня экологической культуры и социальной
компетентности детей;
заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским
садом;
увеличения детей проявляющих творческую активность в
познании окружающего мира;
• взаимодействие родителей с педагогами и своими детьми,
принимающие участие в проектной деятельности дошкольного
учреждения.
• реализация своих творческих способностей;
Участие в создании развивающей экологической среды, освоение
новых форм работы повышает уровень экологической культуры
всех участников педагогического процесса: детей, родителей и
педагогов.
Перспектива
на будущее.
В
планах
на
будущее:
продолжать создавать природно-ланд-
шафтный комплекс, который будет рациональным в использо-
вании и значимым в образовательном процессе.
Посадка именного леса воспитанниками.
В заключение хочется отметить, что сотрудничество человека и природы
рождает красоту!
Вывод: Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отно-
шение к тому, что происходит вокруг нас.
Детей учит то, что их окружает!
Приложение №1
К содержанию участка детского сада будут предъявлены следующие требова-
ния
участок должен быть удобен для организации наблюдений и за
растениями, и за трудом взрослых, которые ухаживают за ними
(При этом дошкольники оказывают посильную помощь);
работа на участке призвана воспитывать у детей бережное отно-
шение к природе, любовь к своему краю;
прогулки и наблюдения на озелененном участке позволяют позна-
комить ребят с разнообразными видами насаждений, их особен-
ностями, развивать у дошкольников наблюдательность;
многообразие жизненных форм, яркая гамма цветов вызывают ра-
достные эмоции, создают у ребенка творческое настроение;
непосредственный контакт дошкольников с объектами природы,
наблюдения и практическая деятельность гораздо эффективнее,
чем познание природы через книги, слайды, сказки и картины;
Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой
и радиационный режим территории.