Авторы: Новосёлова Екатерина Анатольевна, Новоселова Екатерина Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КОУ " Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: Проект
Тема: "Развитие общей и мелкой моторики у детей с ОВЗ"
Раздел: высшее образование
Тема проекта:
«Развитие общей и мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Введение
Актуальность
данной
проблемы
очевидна
на
сегодняшний
день
и
заключается в том, что многие современные концепции младшего школьного
образования
признают
незаменимое
влияние пальчиковых
игр
на
речевое
развитие ребёнка.
Выбор темы проекта не случаен, работая дефектологом в школе, исходя
из наблюдений, видно что, у вновь прибывших детей с общим недоразвитием
речи, слабо развита моторика рук. И так же доказывает
статистика: что в
последние
десятилетия
число
детей,
имеющих
речевые
нарушения,
значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17%
детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их
стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим
детям?
Во-первых, взрослые даже не представляют насколько важно развивать
общую и мелкую моторику у своего ребенка, а ведь развитие у школьника
общей и мелкой моторики является одним из главных условий последующего
успешного овладения письмом.
Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети,
имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи
присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт
подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части
детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации
сложных
движений,
неуверенности
в
выполнении
точно
дозированных
движений,
снижения
скорости
и
ловкости
выполнения.
Наибольшие
трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции
и
наиболее
отчетливо
в
серии
двигательных
актов.
Дети
отстают
от
нормально
развивающихся
сверстников
в
точном
воспроизведении
двигательного
задания
по
пространственно-временным
параметрам,
нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные
части.
Особого
внимания
требует
рассмотрение
особенностей
мелкой
моторики
пальцев
рук.
Наблюдения
за
тем,
как
ребенок
застегивает
и
расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет
увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных
пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность,
застёгивание
на
одной
позе,
пропуск
отдельных элементов
и
другие
особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности
общей и мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие
движений
пальцев
рук
соответствует
возрасту,
то
и
речевое
развитие
находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то
задерживается
и
речевое
развитие.
Речь
совершенствуется
под
влиянием
кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема:
что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную
недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так
как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала
необходимость
разработать
технологию
развития
мелкой
мускулатуры
пальцев рук у детей.
Мы со специалистами, пришли к такой гипотезе, что целенаправленная
и
систематическая
работа,
основанная
на
комплексном
подходе,
будет
способствовать развитию общей и мелкой моторики у младших школьников с
общим недоразвитием речи.
Участники проекта: 1-4 классы, учителя, специалисты и родители.
Длительность проекта: 2 года.
Тип проекта: информационно-практический, исследовательский, практико-
ориентированный,
реализуется
в
рамках
КОУ
«Нефтеюганская
школа-
интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель проекта: развитие общей и мелкой моторики рук у детей с ОНР,
используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
и з у ч и т ь
с п е ц и а л ь н у ю
н ау ч н о - м е т о д и ч е с к у ю психолого-
педагогическую литературу
по
использованию
общей
и
мелкой
моторики рук в речевом развитии детей младшего школьного возраста
с общим недоразвитием речи;
разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития
моторики у детей младшего школьного возраста;
развивать
тактильную
чувствительность
и
умение
оперировать
мелкими предметами;
в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у
детей следующих психических процессов:
* произвольного внимания;
* логического мышления;
* памяти и речи детей.
познакомить
детей
с
техниками:
оригами,
аппликация
из
комочков
салфеток, папье-маше, мозаичная аппликация, лепка из соленого теста
и т.д.
формировать навыки учебной деятельности:
* умение действовать по словесным инструкциям;
* контроль за собственными действиями.
на основе изученных литературных источников, практического опыта –
сформировать
рекомендации
по
эффективному
использованию
упражнений
и
игр,
направленных на
развитие
общей
и
мелкой
моторики у школьников.
Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук,
пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, графические диктанты.
Ожидаемые результаты:
возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
родители станут единомышленниками, помощниками
педагогов по
изготовлению пособий и их использованию в развитии общей и мелкой
моторики;
родители получат необходимые знания по данной теме, станут более
информированными в вопросе развития общей и мелкой моторики и
речи у детей;
предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и
речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет
скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.
Этапы реализации проекта:
I
этап – Подготовительный
изучение научно-методической литературы по теме исследования;
изучение понятий касающихся темы проекта;
разработка
игровых
комплексов
по
развитию
общей
и
мелкой
моторики;
создание предметно – развивающей среды;
создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;
изучение
полученных
результатов,
теоретическая
подготовка
к
последующей деятельности с детьми.
II
этап - Основной, реализация проекта
составление перспективного плана проведения мероприятий для развития
общей
и
мелкой
моторики:
пальчиковой
гимнастики,
дидактических
игр,
упражнений,
продуктивной
деятельности:
оригами,
аппликации
из
круп,
папье-маше, мозаичная аппликация, лепка из соленого теста и т.д.
разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
оформление папок – передвижек, информационных листов, выставок
для родителей;
изготовление
дидактических
игр,
пособий
для
развития
крупной
и
мелкой моторики;
разучивание с детьми игр и упражнений и применение их во время
досуга, в процессе непрерывной образовательной деятельности;
выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер – класс для
родителей «Изготовление овощей в технике «Папье-маше».
III этап – Заключительный
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом индивидуальных
особенностей детей ОВЗ, объема информации, которая может
быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные
виды деятельности детей;
отмечалась
положительная
реакция
и
эмоциональный
отклик
детей на знакомство с новыми видами пальчиковых гимнастик,
упражнений на развитие мелкой моторики рук,
с большим
интересом выполняли продуктивный вид деятельности;
возросла
речевая
активность
детей,
внимание
стало
более
сосредоточенным, улучшилась память;
считаем,
что
удалось
достигнуть
хороших
результатов
взаимодействия
педагога
с
родителями.
Родители
принимали
активное участие в реализации проекта.
Технологическая карта проекта «Развитие мелкой моторики у детей с
задержкой речевого развития».
Название проекта
«Развитие общей и мелкой моторики у детей
ОВЗ»
Тип проекта
Информационно-практический, исследовательский,
практико-ориентированный
Возраст детей
1-4 классы
Продолжительность
проектной
деятельности
2 года
2018-2019 учебный год
Раздел программы
Ху д о ж е с т в е н н о е
т в о р ч е с т в о .
Ч т е н и е
художественной литературы
Цель
Развитие общей и мелкой моторики рук у детей с
ОНР, используя традиционные и нетрадиционные
методы.
Задачи
-изучить
специальную
научно
методическую
психолого-педагогическую
литературу
по
использованию общей и мелкой моторики рук в
речевом развитии детей с общим недоразвитием
речи;
-ра зра б от ат ь
компле кс
ме роприя т ий
п о
организации процесса развития общей и мелкой
моторики у детей младшего школьного возраста;
-развивать тактильную чувствительность и умение
оперировать мелкими предметами;
-в
процессе
работы над
общей
и
ме л ко й
моторикой
способствовать
развитию
у
детей
следующих психических процессов:
* произвольного внимания;
* логического мышления;
* памяти и речи детей.
-познакомить
детей
с
техниками:
оригами,
аппликация
из
комочков
салфеток,
папье-маше,
мозаичная аппликация, лепка из соленого теста и
т.д.
-формировать навыки учебной деятельности:
* умение действовать по словесным
инструкциям;
* контроль за собственными
действиями.
-на
основе
изученных
литературных
источников,
п р а к т и ч е с ко г о
о п ы т а
–
с ф о р м и р о в а т ь
рекомендации
по
эффективному
использованию
упражнений
и
игр,
направленных на
развитие
общей и мелкой моторики у детей.
Мероприятия
-различные игры и упражнения на развитие мелкой
моторики
рук:
пальчиковые
г и м н а с т и к и ,
графиче ские
дикт анты,
дорисуй
ко н т у р ,
штриховка, шнуровки.
-
НОД-«Художественно-эстетическое
развитие»
(рисование, аппликация);
ниткография «Яблоко» (на бархатной бумаге
выкладываем
корзину
с
яблоками
цветной
нитью);
аппликация
«Гроздья
рябины»
(скатываем
полоски бумаги);
рисование пальчиками «Осенние листочки»;
Делаем
композицию
«Лес»
(накладываем
пластилиновые жгуты на конторы деревьев).
«Чайный
сервиз»
(Поделка
из
папье-маше)
т.д.
Результат
- о т м е ч а л а с ь
п о л ож и т е л ь н а я
р е а к ц и я
и
эмоциональный
отклик
детей
на
знакомство
с
новыми
видами
пальчиковых
г и м н а с т и к ,
упражнений на развитие общей и мелкой моторики
рук,
с
большим
интересом
выполняли
продуктивный вид деятельности;
-
возросла
речевая
активность
детей,
внимание
стало более сосредоточенным, улучшилась память
Ресурсы
1. Дети, родители, специалисты.
2 -дидактические и настольные игры для развития
мелкой моторики;
- гуашь, пластилин, кисти, ватные палочки, газеты,
картон,
ватман,
клей
ПВА,
лак
акриловый,
прищепки,
шнурки,
салфетки,
цветная
бумага,
цветной картон, шерстяные нитки, иголки, крупы,
цветной песок.
3. Изготовление шнуровок, сухого бассейна,
тактильных мешочков, модули из прищепок,
ковриков для развития мелкой моторики.
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:
Технологическая
1. Умение устанавливать причинно-следственные
компетентность
связи.
Информационная
компетентность
1. Умение делать выводы из полученной
информации.
Социально-
Коммуникативная
1. Умение вести диалог со сверстниками.
2. Умение принимать участие в коллективных
делах.