Автор: Темираева Людмила Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Дигора РСО–А
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Раздел: полное образование
Исследование особенностей композиции
романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита»
-
одно из самых самобытных произведений не
только
в
русской,
но
и
в
мировой
литературе.
Несомненно,
говоря
о
причинах
обособленного положения романа среди прочих, нельзя не упомянуть об особенностях
построения его композиции.
Прежде всего, следует упомянуть разделение романа на два основных смысловых
пласта: реально-событийный пласт и пласт мистический. Порой определить, к какому
смысловому пласту относятся те или иные описанные в романе события или образы
бывает довольно сложно, так, Воланд – персонаж, принадлежащий к мистическому пласту
по определению(а куда еще может относиться нечистая сила), в то же время – причина
всех странных событий, происходящих в Москве, в плане реально-событийном. Кроме
пластов нельзя не отметить две основные сюжетные линии в романе: ершалаимскую
линию и московскую, которые на первый взгляд развиваются параллельно.
Московская
линия
неоднородна:
в
ней
также
можно
найти
подразделение
на
лирическую(образы
Мастера
и
Маргариты)
и
сатирическую(Лиходеев,
Варенуха,
Римский, Берлиоз, etc.) линии. Причем связь лирической линии с мистическим пластом
очевидна, равно, как и отсутствие связи с мистическим пластом сатирической линии.
Впрочем, при более детальном анализе становится очевидной некая диффузная
взаимосвязь линий в рамках обоих пластов(так как условные рамки пластов не совпадают
с
границами
сюжетных
линий)
при
помощи
общих
символов.
Возможно,
именно
благодаря
взаимосвязи
линий
при
помощи
определенных
мотивов-символов
можно
говорить о границах смысловых пластов. Так, «представитель» ершалаимской сюжетной
линии Понтий Пилат в течение всего своего первого появления мучается от головной
боли. Представитель московской сюжетной линии Степан Лиходеев при первом своем
появлении также мучается головной болью, правда, с похмелья. Так как параллелей
образов здесь быть не может, возникает ассоциативная параллель различных сюжетных
линий при некоем снижении общего смысла символа(Пилат – личность совершенно не
комическая да и его болезнь не вызывает улыбки у читателя, а вот Степа Лиходеев –
личность комическая во многом).
Переход
из
линии
в
линию
осуществляется
при
помощи
практически
кинематографичного приема – монтажа. Интересно при этом отметить, что есть фигура,
одновременно находящаяся во всех смысловых пластах и линиях сразу – это Воланд,
который присутствовал при ершалаимских событиях, и который принимал прямое участие
в событиях московских, как лирических и мистических, так и сатирических. Символично,
что именно Воланд и производит первый такой монтирующий прием, дает своеобразную
вводную читателю в роман Мастер - ершалаимскую линию.
Взаимосвязь
сюжетных
линий
и
смысловых
пластов
дает
нам
возможность
говорить о построении романа не столько согласно литературному, сколько согласно
музыкальному
принципу
построения
формы.
В
романе
есть
множество
тем(в
музыкальном понимании этого слова), каждая из которых наделена несколькими мотивами
— символами. Благодаря переходу мотивов из одного плана в другой мы можем следить
за «перемещениями» темы от образа к образу. Существует, к примеру, тема страдания с
лейтмотивной
фразой
«О
боги,
боги!»,
впервые
звучащая
у
Пилата
в
связи
с
упоминавшейся уже головной болью, а затем переходящая…к Мастеру уже в связи не с
физическим, а с нравственным страданием. Очень часто мотив привлекает ассоциативные
связи не только с определенной частью или определенной темой романа, но и с какими-
либо «внешними» ассоциациями. К примеру, знаковым является появление «на заднем
фоне»
событий
фокстрота,
фокстрот
сопровождает
сцену
появления
в
«Грибоедове»
Иванушки Бездомного, фокстрот сопровождает и бал Сатаны, то есть, в этом случае
фокстрот
–
легкий
танец
–
оказывается
знаком
вмешательства
нечистой
силы
в
происходящее. Но помимо этой своей «внутриромановой» функции фокстрот «Аллилуйя»
несет и другую смысловую нагрузку, так как сочетание религиозного названия и легкого
танца вызывает ассоциации со снижением смысла как таковым, и в результате – еще один
знак смыслового снижения идеи, события, – приема, которым постоянно пользуется автор
при переходе из мистического смыслового плана в реально-событийный.
Переход темы из одного образа в другой можно сравнить с переброской темы фуги между
разными
голосами
в
музыкальном
произведении.
Таким
образом,
можно
говорить
о
полифонической структуре романа.
Финальную
сцену
романа
–
сцена
полета
Воланда
со
свитой,
Мастера
и
Маргариты – по концентрированности различных тем можно уподобить стретте. Здесь и
тема города, разбросанная на протяжении романа по двум линиям(Ершалаим и Москва в
видении Булгакова во многом похожи, между ними постоянные параллели, а в финальной
сцене оба города оказываются рядом, закрепляя параллель), и тема страдания Пилата,
приходящая,
наконец,
к
своему
разрешению,
и
тема
любви
Мастера
и
Маргариты,
удвоенная параллелью с Пилатом и его собакой(«Удел того, кто любит быть с тем, кого
любит»). Здесь же становится очевидной трансформация тем. Воланд из нечистой силы
превращается в благодетеля Мастера и Маргариты, тем самым обратив наше внимание
снова на эпиграф из Гете. Маргарита из любящей женщины превращается в ведьму «от
горя и бедствий». Пилат из палача превращается в христианина и последователя Иешуа.
Бездомный – советский поэт, пишущий «правильные» стихи становится последователем и
душеприказчиком Мастера. Свита Воланда, на протяжении всего романа относившаяся к
сатирическим образам становится полноправной частью мистической составляющей. И в
свете всех этих превращений мир реально – событийный, мир Москвы начинает казаться
совершенно
ирреальным,
марионеточным,
иллюзорным.
И
все
четче
на
фоне
этой
марионеточности
выступает
фигура
«кукловода»,
того,
кто
может
«управиться»
с
человеком, как говорил вначале Воланд. Причем кукловод этот не бог и не дъявол, а
Единое, весь мистический план романа, который в финале представлен автором как
единственная и последняя реальность.