Напоминание

"Знакомство с русским костюмом. Московская губерния"


Автор: Кузьмина Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 2051 д/о № 1
Населённый пункт: Г.Москва
Наименование материала: Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: "Знакомство с русским костюмом. Московская губерния"
Дата публикации: 10.02.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ

КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО НРАВСТВЕННО –

ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

" ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ КОСТЮМОМ

.

МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ".

ЦЕЛИ:

- воспитание в детях чувства ответственности за

сохранение и развитие русских традиций,

- развитие художественно - творческих способностей

детей,

- развитие мелкой моторики,

- обогащение словарного запаса.

Предварительная работа:

- знакомство с экспонатами мини - музея в группе "Русский

народный костюм",

- чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним:

"Сказка о царе Салтане","Сказка о рыбаке и рыбке","Ма-

ша и медведь" и др.,

- дидактические игры "Одень Дуня сарафан","Русские име-

на и их происхождение"и др.

- конкурс рисунков "Вот какие Василисы у нас получились",

- просмотр мультфильмов "Аленький цветочек", »Двенадцать

месяцев», фрагментов сказок "Морозко", "Мама".

. - рассматривание картин русских художников ("Три богаты-

ря", "Аленушка" Васнецова В.М., "Царевна - лебедь" М.Вру-

беля, "Полдень.Окрестности Москвы" И.И.Шишкина).

Материалы к занятию : презентация «Русский сарафан»,

куклы в национальных костюмах, аудиозаписи русских народных

песен («Эх, лапти мои»,»Ни шей ты, мне матушка, красный сара-

фан», «Валенки»), образцы тканей для шитья сарафанов, вышивки,

сундук с образцами старинной и современной одежды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:Ребята,знаете ли вы как называется страна,в

которой мы живем?

Ответы детей: Россия!

Воспитатель:А как называлась раньше наша страна,много

много лет назад?

Ответы детей:Русь!

Воспитатель:Молодцы! Сегодня я хочу рассказать вам, как

одевались русские люди в старину, какие предметы одеж-

ды составляли русский костюм.Основной одеждой женщи-

ны была длинная сорочка, поверх которой одевался длин-

ный сарафан.Для тепла надевалась душегрея. Как вы дума-

ете, как образовалось это слово? (душу греет)

Головными уборами женщин были платки, кокошники, капо-

ры, чепцы, шапки.Девочки, девушки носили ленточки.

Одежду мужчин составляли рубаха-косоворотка, порты, в

холодное время года кафтан, телогрея.А как это слово об-

разовалось? (тело греет)

Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь.

На протяжении многих веков основной обувью в деревнях

были лапти - летом, а валенки - зимой. В Московской губернии

богатые люди носили обувь из кожи.

Ребята, а где хранится одежда в ваших домах?

Ответы детей: В шкафах,в камодах.

Воспитатель: А раньше одежду хранили в сундуках.Перед вами

сундук с предметами одежды разных времен.Сейчас я

предлагаю вам разложить старинную и современную одеж-

ду по разным сундукам (воспитатель вызывает детей

по желанию для выполнения задания).

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с за-

данием.А теперь я предлагаю вам поиграть.

(дети встают перед стульчиками)

Дидактическая игра "Современная и старинная

одежда".(воспитатель называет предметы современ-

ной и старинной одежды,а дети хлопают в ладоши,ког-

да слышат названия предметов одежды прошлых веков).

Воспитатель: О предметах одежды на Руси слагались пос-

ловицы,поговорки.Знаете ли вы их? (дети рассказывают

пословицы и поговорки).

ПОСЛОВИЦЫ

1.Плохая одежда не красит человека.

2.Что к лицу, то и красит.

3.Хороша алая лента, когда на молодую одета.

4.На красавице всякая тряпка - шелк.

5.Зимой всяк рад тулупу до пят.

6.Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого,что доброго мастера.

Воспитатель: В Москве, как и в других городах, одежду для

богатых людей шили специальные мастера. Как их называ-

ют? (портные) В деревнях одежду для членов своей семьи

женщины шили сами. На станках ткали ткани, отбеливали их

раскладывая на солнышке, а затем на руках шили одежду,

которая на Руси носила символ оберега. В Московской гу-

бернии сарафаны шились синего и красного цвета, с добав-

лением золотисто-желтого и белого цветов. Вышивкой вы-

делялся подол, воротник, рукава.Сейчас я предлагаю вам

стать художниками одежды. (Два мальчика и две девочки

приступают к оформлению нарисованных сарафанов

с помощью тесьмы, кружева, лент).

Воспитатель: А сейчас я хочу показать вам ткани,из кото-

рых много лет назад шили одежду для московских красавиц.

( воспитатель показывает образцы старинных тканей,

дети )

Воспитатель:

" Ребята, я знаю,что вы очень любите собирать и разбирать

матрешки. А знаете ли вы, где впервые сделали эту игрушку

и в честь кого назвали?Сделали ее в Москве, на игрушечной

фабрике "Детское воспитание" очень давно, в ХIХ веке.Пер-

вая игрушка состояла из восьми фигурок. Сначала токарь вы

точил их из дерева, потом художник нарядил в яркие сарафа-

ны, платки с петухами, красивые передники. Назвали деревян-

ную куклу "Матрешкой", в честь самого популярного в то вре-

мя в Москве имени - Матрена. Кукла раскрывалась и в ней

находили подружку Матрешечку, а в той следующую и т.д.

(Под веселую народную мелодию выходят девочки - мат-

решки в одинаковых сарафанах и поют частушки):

1. Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к вам пришли матрешки.

Ложки деревянные, матрешечки румяные!

2. Мы матрешки, мы подрушки,

Утром рано мы встаем,

Мы втроем поем частушки

И танцуем мы втроем!

3. Наша русская матрешка

Не стареет много лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

4. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко

Две матрешки, 3 матрешки,

И одна матрешечка!

5. Ах, матрешечка, матрешка

Хороша не рассказать,

Очень любят с тобой дети

В нашем садике играть!

6. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Очень любим мы частушки,

Мы от них не устаем!

7. Мы матрешки, мы сестрички,

Мы девчонки невелички,

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть!

8. Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики

Весело кружаться в танце

Яркие букетики!

9. Сарафаны расписные,

Щечки зорькою горят!

Мы, московские матрешки!

Шлем улыбки всем подряд!

Воспитатель:

А сейчас давайте поиграем с нашей русской мат-

решкой.(дети встают вкруг и под веселую русскую мелодию передают

матрешку из рук в руки).

Воспитатель:

Жители Москвы на протяжении всей истории города умели

красиво отдыхать, любили петь и танцевать.И сейчас, в костюмах

московской губернии, дети нашей группы танцуют «Московскую

кадриль».



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники