Тема: "Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах по слуху"
Автор: Пархомчук Елена Борисовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Солнышко" Населённый пункт: Г. Муравленко, ЯНАО Наименование материала: Педагогический проект Тема: Тема: "Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах по слуху" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей до-
школьного возраста через игру на музыкальных инструментах
по слуху»
Цель : формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных
творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотно-
го, динамического и ритмического слуха.
Задачи: Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке;
Развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки
музицирования;
Формировать у детей такие качества как творческая индивидуаль-
ность, самостоятельность и свобода мышления, способность к спонтанно-
му творческому поведению;
Развивать навыки общения и сотрудничества.
Формировать и развивать навыки игры на музыкальных инструментах
по слуху;
Способствовать применению усвоенных музыкальных знаний в игровой
практике.
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельно-
сти занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творче-
ском взаимодействии с детьми.
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное за-
нятие было интересно для детей. И как ненавязчиво, легко и просто расска-
зать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать,
придумывать.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход
представляет единственно возможную форму участия в любой деятельно-
сти, в том числе и в музыкальной.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей
предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе дея-
тельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает уча-
стие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через
игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с эле-
ментами концепции Карла Орфа».
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской ис-
полнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольни-
ков. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются
эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способству-
ет становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настой-
1
чивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение
сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных
инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую мо-
торику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и
двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способ-
ности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых раз-
личных видах детской деятельности:
ООД по музыкальному воспитанию
театральная деятельность
выступления на праздниках
В разных видах деятельности:
пение
слушание музыки
движение.
2
Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие
возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в на-
шем детском саду “Веселый оркестр”.
В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюннико-
вой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методиче-
ские пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе
обучения К.Орфа”.
Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широ-
кий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как
следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.
Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музы-
кальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок, не испытавший ра-
дости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных
в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к по-
требности слушать классическую музыку”.
Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:
1.
Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
2.
Привить навыки игры на музыкальных инструментах
3.
Знакомить с произведениями детской классической музыки на
практике
4.
Овладевать простейшими элементами музыкального языка
5.
Формировать у детей такие качества как творческая индивиду-
альность, самостоятельность и свобода мышления
6.
Развивать навыки общения и сотрудничества.
Основными видами деятельности по элементарному музицированию
являются активные формы:
1.
Пение
2.
Игра на детских музыкальных инструментах
3.
Речевые упражнения и движения
3
Цель: прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого
музицирования на основе развития импровизационного мышления и пер-
вичного моделирования творческих процессов.
Задачи:
Обучающие:
1.
Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру
звуков.
2.
Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры
на них.
3.
Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелоди-
ческим движением.
4.
Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмо-
формул
5.
Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащи-
ми жестами или музыкальными инструментами.
6.
Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов,
сказок.
7.
Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпане-
ментом на музыкальных инструментах.
Развивающие:
1.
Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в
звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
2.
Развивать чувство ритма и ручной праксис.
4
3.
Развивать у детей чувство уверенности в себе.
4.
Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников
Воспитательные:
1.
Формировать у детей чувство коллективизма и ответственно-
сти.
2.
Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении
цели.
Совместная работа с семьей.
Тема: «Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста »
1.Актуальность проблемы взаимодействия семьи и музыкального руково-
дителя при реализации данного проекта.
2.Организация взаимодействия родителей, музыкального руководителя,
воспитателей и детей при осуществлении данного проекта.
3.Дифференцированный подход в работе с родителями.
4.Формы и методы работы с родителями:
- наглядная пропаганда;
- совместное изготовление музыкальных инструментов для данного проек-
та;
- ознакомление с принципами творческого музицирования Карла Орфа;
- идеями импровизационной ритмики Жака Далькроза и ее современным
применением в детском обучении;
- ознакомление с авторской методикой использования в обучении музыке
детских музыкальных инструментов;
- родительские собрания;
- консультации;
- вечера вопросов и ответов;
- совместные выступления оркестра шумовых инструментов;
Мною накоплен опыт организации сотрудничества с родителями в це-
лях повышения эффективности нравственного, умственного, художествен-
5
ного воспитания и музыкального развития детей. Постоянно совершен-
ствую содержание и формы работы с родителями, стремясь добиться орга-
ничного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном
учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Актуальность поднятой темы проекта состоит в том, что детский сад
- первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учре-
ждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их систе-
матическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей
и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества
работы дошкольного учреждения, а в частности и музыкального руководи-
теля, воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а,
следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы
быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспита-
ния, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспита-
ния. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекоменда-
циям по данной теме и, охотно будут устанавливать с ними контакт. Музы-
кальный руководитель должен постоянно повышать требования к себе, к
своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и
родителям.
Объектом данного проекта является педагогическое просвещение ро-
дителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогическо-
го просвещения. Ведь как бы ни продумывались формы обучения элемен-
тарному музицированию детей, какой бы высокой ни была квалификация
воспитателей и музыкального руководителя, невозможно достигнуть по-
ставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей
в процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности тре-
бует единства, согласованности всей системы воспитательно-образователь-
ных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согла-
сованности трудно переоценить. Поэтому крайне важно, чтобы основной
составной частью работы по данной теме была пропаганда знаний среди
родителей.
Основное направление данного проекта – раскрытие актуальных форм
и методов работы с родителями, детьми, всеми специалистами в музы-
кально-дидактических играх, в импровизационно-игровом исполнитель-
стве. Войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней,
способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой
практике, необходимых для повышения активности родителей как участни-
ков воспитательного процесса.
Для создания в семье благоприятных условий для обучения детей и
просвещения их родителей, необходимо, прежде всего, овладеть объемом
определенных знаний по элементарному музицированию и изготовлению
6
шумовых инструментов, практическими навыками и умениями в данной
деятельности. Задачами данного проекта были:
Показать актуальность проблемы;
Творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных
навыков музицирования дома и в детском учреждении;
Изучить дифференцированный подход в работе с родителями;
Определить время проведения работы с родителями дошкольников;
Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с роди-
телями.
Вся деятельность по воплощению данного проекта преследует одну
цель - воспитать свободного, развитого, музыкально-образованного челове-
ка, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям
эти задачи и попытаться воплотить их в жизнь с наибольшей степенью
успеха. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество,
чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны.
Обучение ребенка культуре страны, ее нравственным нормам, традициям
народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это не-
возможно без систематического просвещения родителей.
Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей
должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование ак-
тивной позиции родителей. Правильно организованная работа носит обу-
чающий характер. Музыкальный руководитель должен опираться на опыт,
накопленный в результате работы, распространяя его, используя в обучаю-
щем процессе для усиления положительных тенденций. Первым и решаю-
щим условием положительного направления взаимодействия являются до-
верительные отношения между музыкальным руководителем, воспитателя-
ми, и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у роди-
телей возник интерес к процессу обучения музицированию, потребность
добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи теми знаниями и
умениями по данному вопросу, в их усвоении непосредственно в теорети-
ческой и практической, определенным образом организованной деятельно-
сти. Следствием такой организации педагогического взаимодействия ста-
нет активное участие родителей не только в обучении своего ребенка, но и
выступления на детских праздниках и концертах. Музыкальный руководи-
тель и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения
партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелатель-
ность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином обучаю-
7
щем процессе базируется на общих базовых знаниях, полученных в ре-
зультате просветительской работы муз. руководителя и общей музыкальной
культурой.
Дифференцированный подход к работе с родителями.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями -
необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их музы-
кальных знаний и умений в игре на шумовых и других музыкальных
инструментах. Условиями успеха являются:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между музыкальным руководи-
телем и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уров-
ня подготовленности в данном вопросе;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией рабо-
ты со всеми родителями группы;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности,
системы.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить
индивидуальный подход к каждой семье. Дифференциация проводиться на
основе тестирования, анкетирования, «живого общения – обучения» по
определенной программе:
1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия).
2. Имеют ли родители музыкальное образование, выяснить уровень (музы-
кальная школа, училище, консерватория)
3. Наличие музыкальных инструментов в семье.
После изучения семей необходимо составление своеобразного неофи-
циального документа по потенциалу в работе над данным проектом, с це-
лью наибольшей его эффективности и корректировки педагогического воз-
действия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с
ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности,
музыкальные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но
следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее
проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать
помощь в обучении детей элементарному владению различными инстру-
ментами.
8
Для выявления уровня музыкальной культуры и степени участия роди-
телей в этом проекте можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Тестирование родителей;
3. Консультации родителей;
4. Индивидуальные беседы с детьми;
5. Посещение семьи ребенка;
6. Диагностика общих музыкальных способностей детей.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
Дата
1
Анкетирование родителей
СЕНТЯБРЬ
2
Деревянные истории
ОКТЯБРЬ
3
Металлическая фантазия
НОЯБРЬ
4
Бумажный карнавал
ДЕКАБРЬ
5
Стеклянное королевство
ЯНВАРЬ
6
Снежная сказка
ФЕВРАЛЬ
7
Солнечная капель
МАРТ
8
Дождик бегает по крыше
АПРЕЛЬ
9
Звездный бал
МАЙ
Список литературы:
1.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просве-
щение. 1981.
2.
Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.: Просвещение.
3.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просве-
щение, 1981.
4.
Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -
1990.
9
5.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просве-
щение: Владос, 1994.
6.
«Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. – СПБ.:
Музыкальная палитра, 2003.
7.
«Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импро-
визация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
8.
«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движе-
ние» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект НОД «Прекрасен мир поющий»
Для детей старшей группы
Цель: формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных
творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотно-
го, динамического и ритмического слуха.
Задачи:
создать радостную творческую атмосферу, закреплять имеющиеся
у детей навыки умения игры на музыкальных инструментах,
побуждать к самостоятельному музицированию.
Предварительная работа:
знакомство с музыкой Э.Грига, П.И.Чайковского.
разучивание музыкально-инструментального оформления к музыке
Брамса “Венгерские танцы” в совместном творчестве педагога и детей.
Дети входят в зад под музыку Э.Грига “Шествие гномов”
Музыкальный руководитель.
Здравствуйте, ребята.
10
Вы узнали музыку, которая вас встречала? Догадались, кто у нас в го-
стях? Это наш знакомый гномик Погуляй-ка.
Музыкальный руководитель показывает детям игрушку
Какой у него характер?
/ответы детей/
Про характер можно сказать, а можно его показать.
А давайте покажем, какой наш гномик.
Дети в движении изображают весёлого, непоседливого гномика под
музыку Э.Грига “Шествие гномов”.
Оказывается, гномик не всегда был таким веселым.
Хотите узнать его историю? Рассаживайтесь удобно.
Дети с музыкальным руководителем усаживаются на ковре.
Музыкальный руководитель.
Далеко-далеко, за высокими горами, изумрудными морями есть ска-
зочная страна, где живут гномики. Правил этой страной злой Король. И му-
зыка там звучала всегда мрачная.
Э.Григ “В пещере горного Короля”
Музыкальный руководитель.
Какие звуки в этой музыке?
Каким она цветом?
Она легкая или тяжелая?
Однажды в сказочную страну пришел добрый волшебник. Ему стало
жалко гномиков, и он решил подарить им радость. Он подарил Королю
волшебный музыкальный инструмент. Король заиграл на нём и… о чудо!
Природа стала просыпаться, оживать! Хотите услышать, как это было? То-
гда возьмите музыкальные инструменты.
Импровизация на детских музыкальных инструментах под музыку Э.-
Грига “Утро”
Вот проснулся ветерок / дудочки
Закружился листок / шуршунчики
Зажурчал ручеек / глиссандо на металлофоне
И забегал паучок / ксилофон
11
Зашумели поля / шумелки
И проснулась вся земля / все инструменты
Под музыку П.И.Чайковского “Жаворонок” проводится речевое
упражнение “Жаворонок”, модель М.Ю.Картушиной.
В небе жаворонок пел, /Взмахивают руками, как крыльями.
Колокольчиком звенел. /Взмахивают кистями рук.
Порезвился в вышине, /Через стороны поднимают и опускают руки,
вращая кистями.
Спрятал песенку в траве. /Приседают, руками обхватывая колени
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год. /Хлопают в ладоши.
Теперь в сказочной стране слышны были разные звуки. Медведи
большие и неуклюжие полюбили звуки, какие? – Низкие.
Зайчикам нравилось прыгать под музыку в среднем регистре.
А белочки маленькие и пушистые бегали по деревьям под звуки высо-
кие.
Музыкально-дидактическая игра “Чья музыка играет?”
1 вариант:
Дети делятся на 3 подгруппы: медведи, зайцы и белки. Каждая под-
группа танцует под свою музыку.
2 вариант:
Дети отстукивают ритм соответствующими игрушками
Музыкальный руководитель.
Музыка была даже у деревьев. Ветки - руки танцевали под звуки высо-
кого регистра. Туловище – ствол раскачивался под звуки среднего регистра,
а ноги – корни танцевали под низкие звуки.
Музыкально-дидактическая игра “Деревья”
Раньше музыка Короля звучала вот так:
Слушаем отрывок “В пещере горного Короля” на фортепиано в ниж-
нем регистре.
А теперь она звучит так:
Слушаем тот же отрывок в среднем регистре.
Что изменилось? Как вы думаете, благодаря чему произошли такие
перемены в сказочной стране? Благодаря музыке. Спасибо доброму вол-
12
шебнику. Хотите узнать, какой музыкальный инструмент подарил он Коро-
лю? Этот волшебный инструмент – ФЛЕЙТА. Хотите послушать, как она
звучит?
Звучит тема Горного Короля на флейте
Музыкальный руководитель.
Гномик решил подарить флейту нам. На следующем занятии мы по-
учимся на ней играть. Спасибо, гномик. А, что же нам тебе подарить?
(предложения детей)
Я предлагаю подарить гномику красивую музыку.
Музыканты, занимайте места в оркестре.
Брамс “Венгерские танцы” - оркестр детских музыкальных инстру-
ментов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Активная форма работы с участниками мастер – класса – изготовле-
ние музыкальных инструментов.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать свои-
ми руками. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пла-
стиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Все-
возможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Ме-
шочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, перга-
мент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ни-
ток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от
них и многое другое.
Звучащие ключи.
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы «П» и подвесить клю-
чи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (мо-
жет подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки
можно взять плечики для одежды.
«Звонарики»
13
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к
крышке.
Звонкие кольца
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.
Чудо-кастаньеты.
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутрен ние сторо-
ны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок.
Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.
Трещотка «Гармошка».
Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собран-
ные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как
будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии,
коммуникативных навыков, природных способностей.
Для чего используется: Во всех видах музыкальной деятельности, ритми-
ческие импровизации.
Шейкер.
Описание: Футляряйцо от «Киндер-сюрприза» с мелкими сыпучими
предметами.
Шуршик.
Описание: Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продоль-
ные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлыш-
ком.
Цель: Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук.
Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на
ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Для чего используется: Воспроизведение метрической пульсации и рит-
мического рисунка.Совершенствовать умение различать звучание детских
музыкальных инструментов.
Трещотка «Гармошка».
Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собран-
ные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как
будто играем на гармошке.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии,
коммуникативных навыков, природных способностей.
Для чего используется: Во всех видах музыкальной деятельности, ритми-
ческие импровизации.
Rain stick «Шум дождя» или палка дождя.
Рейнстик, или палка дождя (Rain stick) – музыкальный инструмент
(группа «шумовая перкуссия»).
14
Изобретение этого инструмента приписывается чилийским индейцам
Южной Америки. Палки дождя изготовлялись преимущественно из
определенного вида длинных и узких кактусов. Но в наших условиях
можно использовать подручные материалы.
Описание: шуршащий инструмент, чем-то напоминающий маракас,
но звук у него долгий, протяжный, как шум дождя или песка, переносимого
ветром. Этот своеобразный звук вызван медленным движением зерен,
пересыпающихся в длинной трубке с преградами. Для детей старше 2 лет.
Цель: Способствовать приобретению элементарных навыков поды-
грывания на детских ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Для чего используется : Развитие мышц кистей рук, координации дви-
жений, формирование желания музицировать на детских музыкальных
инструментах.
Способов изготовления палок дождя существует несколько, но вот
наиболее доступный и безопасный для ребенка:
Нам понадобятся: длинная и узкая картонная трубка,
лист плотной бумаги
пара горстей риса
кусок пищевой фольги
клей для бумаги
Трубка должна быть как можно более толстой, не мяться. Прекрасно
подходят трубки от подарочной оберточной бумаги, обоев винила, тканей,
бумаги, и всего прочего, что продается на метраж, и просто прочные
картонные трубки, - спрашивайте в канцелярских магазинах). Склеенные
вместе 2-3 коробки из-под чипсов.
Из плотной бумаги вырезать два круга, диаметр которых больше диа-
метра трубки на 1-2 см. К кружочкам приложить трубку и обвести, отметив
диаметр.
Вырезать клапаны и к одному из концов трубки приклеить кружок. От-
резать кусок пищевой фольги:
Длина: длина трубки, умноженная на 2 – 2.5 Ширина: 30-40 см (как
минимум, полная ширина стандартного рулона) Скатать полосу в рулон
вдоль, слегка обжать, а затем обернуть вокруг какой-нибудь палки, чтобы
получилась спираль. Спираль поместить внутрь трубки.
В трубку насыпать рис, закрыть рукой отверстие и попробовать звук.
Попробуйте поиграть с количеством риса и плотностью витков спира-
ли. Может быть, для того, чтобы замедлить падение зерен (продлить «шум
дождя») Вам придется добавить зерен или увеличить плотность спирали, а
значит и ее длину.
Когда Вы останетесь удовлетворены производимым звуком, заклейте
открытый конец оставшимся кружочком бумаги.
Наше занятие подходит к концу и на прощание я предлагаю поиграть в
игру «Звуковой бутерброд»
15
Игра «Звуковой бутерброд».
Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: дере-
вянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инстру-
менты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры:
научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем, мажу маслом - звучат одновременно деревянные
и металлические инструменты
А теперь положу колбасу- шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и
металлические
Осталась колбаса- только шумовые
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его
тоже как угодно.
На этой веселой ноте мы заканчиваем свое занятие. Спасибо за внимание!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирова-
ния детей в самостоятельной деятельности детей?
16