Автор: Теренина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Листвянский детский сад"
Населённый пункт: поселок Листвянка Рязанского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Поезд"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Листвянский детский сад»
Конспект открытого занятия по развитию речи
для детей средней дошкольной группы. Пересказ
рассказа Я. Тайца «Поезд»
Подготовила:
воспитатель средней группы
Теренина С.В.
2018 год
Цель: создание условий для успешного пересказа детьми небольшого,
впервые прочитанного текста (рассказа).
Задачи:
1. Закреплять умение самостоятельно пересказывать рассказ;
2. Развивать умение выразительно передавать прямую речь персонажей;
3.
Способствовать
формированию
грамматического
строя
речи
(тренировать
в
образовании
форм
имен
существительных
в
родительном
падеже)
4. Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Оборудование и материалы: мольберт, магнитофон
Демонстрационные материалы: портрет Я.М. Тайца, иллюстрация к рассказу
Я.Тайца «Поезд»,
модели одежды на магнитах: свитер, теплые брюки,
шапка, шарф, варежки, валенки, теплое пальто (куртка)
Музыкальный ряд: звук поезда
План
занятия:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Заключительная часть
Используемая литература:
«Развитие
речи
детей
4-5
лет».
Программы,
методические
рекомендации,
конспекты
образовательной
деятельности,
игры
и
упражнения/ О. С.Ушакова, Е.М. Струнина
Ход занятия:
1.Воспитатель: - «Ребята, подойдите все ко мне. Я слышу какой-то звук
(играет мелодия движущегося поезда). А Вы? Вы узнали, что это за звук? Да,
правильно. Это звук поезда. А вы когда-нибудь ездили на поезде»?
- «Сегодня я предлагаю всем нам отправиться в увлекательное путешествие
на поезде. Давайте попробуем с вами сделать свой поезд и отправиться на
нем на наше занятие. Строимся друг за другом, положим руки друг другу на
плечи и у нас получится поезд. Дима первым, Маша становится второй и так
далее.». Поехали «ту-ту»! Дети садятся на свои стульчики.
2. - «Молодцы ребята, у вас получился хороший поезд. А пока мы едем,
предлагаю Вам послушать один очень интересный рассказ. Автором рассказа
является Яков Моисеевич Тайц. (показ портрета Я. Тайца). Он был детским
писателем и написал очень много книг. Сейчас мы познакомимся с одним из
его рассказов, называется «Поезд».
Чтение рассказа Я. Тайца. «Поезд».
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки.
Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины
к Мишиным, Мишины к Машиным. Получился поезд. Миша кричит: ту-
ту! – он машинист. Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор. А папа
тянет за веревочку и приговаривает: чух – чух…..
чух – чух…… Значит
он паровоз.
4.
Беседа – опрос.
В-ль: - « Ребята вам понравился рассказ»?
Дети: - «Да».
-
«Давайте
посмотрим
на
мольберт
(демонстрация
иллюстрации
«Поезд» по Я. Тайцу). Я принесла иллюстрацию к рассказу Я . Тайца
«Поезд». Рассмотрите ее и расскажите, кто на ней изображен».
В-ль: «О каком времени года говорится в рассказе»?
Дети: «О зиме».
В-ль: «Почему вы думаете, что это было зимой»?
Дети: « Потому что везде лежал снег и дети катались на санках».
В-ль: «Правильно, молодцы, так как везде лежал снег и у ребят были
санки, а на санках мы катаемся только зимой».
В-ль: «Как начинается рассказ»?
Дети: «Что везде снег и у всех ребят есть санки».
В-ль: «Правильно ребята, молодцы».
В-ль: «Как у ребят получился поезд»?
Дети: «Папа взял санки и зацепил их друг за друга».
В-ль: « Кто был машинистом»?
Дети: «Миша».
В-ль: «Правильно, Миша, он кричал ту-ту»!
В-ль: «Кто был кондуктором»?
Дети: « Маша, она кричала: ваши билеты»?
В-ль: «А кто был паровоз»?
Дети: « Папа».
В-ль: «Правильно, папа он тянул за веревочку и говорил: чух-чух».
Дети, пора нам сделать остановку и немного отдохнуть.
3. Проведение физкультминутки.
Поезд мчится и свистит
(Руки согнуты в локтях, синхронные вращающие движения)
И колёсами стучит.
(Топают на месте, руки согнуты в локтях, вращающие движения руками)
Я стучу, стучу, стучу
(Шаг в сторону, притоп 3 раза)
Всех до места докачу
(Бег на месте)
Чу-чу, чу-чу, чу-чу.
(Круговые движения руками).
В-ль: « - Ребята, я предлагаю вам еще раз внимательно прослушать
рассказ Я.Тайца «Поезд» и пересказать его, попробовать себя в роли
рассказчика» (чтение рассказа)
В-ль: « - Дети, кто хочет пересказать рассказ Я. Тайца «Поезд»
?
(пересказ рассказа детьми).
« - Молодцы, дети. Вы были очень внимательны, запомнили многие
детали, поэтому с легкостью смогли пересказать рассказ».
« - А теперь, подумайте и расскажите, как могли быть одеты дети. Как был
одет Толя, когда играл в поезд»? — Дополнительные вопросы он задает
только в случае необходимости, например: «Какие теплые вещи надел Толя
под пальто? Какая у него могла быть обувь? А что он повязал себе на шею?
Какое у него зимнее пальто? Что он надел на голову? На руки?»
— «Толя пошел на прогулку в теплых варежках, шерстяных рейтузах, носках
и валенках. Он надел меховую шубу и шапку, повязал шею шарфом, спрятал
руки в теплые варежки. Вся одежда Толи была сложена в шкафчик, поэтому
он оделся быстро. А Миша не сложил свои вещи аккуратно. Стал собираться
на
прогулку,
смотрит,
а
носков,
валенок
и
варежек
нет
(воспитатель
демонстрирует поочередно картинки). Решил Миша исправиться и заранее
готовить свою одежду к прогулке. Сложил он в шкафчик свитер и теплые
брюки. А что он еще стал готовить, скажите вы, дети. Чего не хватает Мише,
чтобы пойти на прогулку? — Дети отвечают: «Носков, валенок, шарфа,
пальто или шубы, шапки, варежек». Если дети затрудняются назвать какой-то
вид
одежды,
воспитатель
показывает
картинку
и
спрашивает:
«Чего
не
хватает
Мише?»
(Предполагается
ответ
существительным
в
родительном
падеже
.)
4.« - Вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться в садик.
Дети, а чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется рассказ,
который я вам прочитала сегодня»?
« - Правильно, поезд».
« - А кто его написал»?
« - Верно, Я. Тайц».
« - Почему он так называется»?
Дети: « - Потому что из санок папа ребятам сделал поезд».
« - А теперь дети, я предлагаю вам построить свои поезда из различных
строительных материалов (кубиков, конструкторов) и прокатить на них
пассажиров (игрушки)».