Автор: Туркасова Виктория Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5 "Норильчонок" Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край Наименование материала: Конспект интегрированного занятия Тема: "Мой город" Раздел: дошкольное образование
Образовательная «Коммуникация»
1.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
2.
Расширение представлений детей о родном городе и его особенностях;
3.
Развитие связной диалогической и монологической речи;
4.
Формирование умений рассказывать по образцу о содержании картины.
Образовательная область «Познание»
5.
Сенсорное развитие;
6.
Развитие умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов
(цвет, форма, величина, расположение в пространстве);
7.
Формирование умений ориентироваться в пространстве;
8.
Совершенствование понимания смысла пространственных отношений
(вверху-внизу, слева-справа, впереди-сзади, слева-справа).
Образовательная область «Художественное творчество»
9.
Развитие продуктивной деятельности детей (аппликация);
10.
Закреплять
умения
делать
аппликацию,
используя
прием
обрывания
с
целью
создания выразительных образов.
Материалы:
Игрушка
чебурашка,
иллюстрация
с
изображением
города
Норильска,
квадрат
на
мольберте с изображением геометрических фигур и иллюстрации герба Норильска.
Ход занятия:
Дети находятся на ковре в кругу.
Воспитатель:
Здравствуйте
ребята,
очень
приятно
вас
всех
видеть
таких
красивых,
здоровых. Скажите как у вас настроение?
Дети: …
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые ребята. С такими детьми
и беседовать интересно. Ребята, у каждого человека бывает плохое и хорошее настроение.
Как узнать, какое у человека настроение?
Дети: …(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение?
Предлагает детям изобразить на лице разные чувства и эмоции.
А теперь присаживайтесь на стульчики, улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет
хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.
Слышите, кто – то стучится к нам. Кто бы это мог быть?
Сюрпризный момент.
Воспитатель открывает дверь, а там чебурашка.
2
- Ребята, посмотрите это же чебурашка. Он прилетел к нам в гости из своего города.
Давайте с ним познакомимся.
( воспитатель подносит чебурашку к каждому ребенку, дети гладят его и по очереди
называют свое имя).
- А вы знаете, чебурашка никогда не был у нас в городе и не знает, как называется наш
город. Какие у нас есть улицы и достопримечательности, куда в нашем городе можно
сходить. Расскажем ему?
Дидактическая игра «Закончи предложение».
1. Мы живем в городе…. (Норильске).
2. Жители Норильска называются… (Норильчане).
3. Наш район называется… (Норильский промышленный район).
4. Наш детский сад называется… (Норильчонок)
5. Как можно добраться в Норильск из др. города? (ответы детей)
Воспитатель: В Норильск можно попасть только двумя способами:
- прилететь самолетом из больших городов, где есть аэропорты;
- из г. Красноярск доплыть на корабле по реке Енисей до г. Дудинка, а из Дудинки можно
приехать в Норильск на автобусе или на машине.
А хотите знать, почему в Норильск так тяжело добираться? Вот послушайте.
Норильск
один
из
пяти
самых
северных
городов
мира.
Расположен
на
полуострове
Таймыр, недалеко от Северного полюса. В зоне лесотундры. Климат в Норильске очень
суровый
зимой
температура
воздуха
опускается
до
-50
градусов,
в
такую
погоду
норильские школьники доже не посещают школу, для них объявляется акктировка – это
когда по радио говорят, детям каких классов нужно сидеть дома и на улицу не выходить. В
других городах нашей страны акктировок нет, потому, что там более мягкий климат и дети
даже не знают, что такое акктировка. Зима у нас длится 268 суток, это почти девять
месяцев в году. Зимой в декабре у нас наступает полярная ночь, это значит, что солнце в
это время совсем не показывается, утром, днем, вечером и ночью в это время у нас темно.
Период
полярной
ночи
длится
45
суток,
солнце
появляется
на
горизонте
только
в
середине января и до конца марта происходит смена дня и ночи. Весной в мае месяце у
нас наступает полярный день, это когда солнце не заходит за горизонт. Длится он до конца
лета, до середины августа, все это время у нас на Таймыре светло и днем и ночью.
Воспитатель: Ребята, чем же Норильск отличается от других городов нашей страны?
Дети: (На Севере деревья вырастают маленькие, а на «материке» есть леса, большие
деревья; на Севере почти весь год зима, сильные морозы, пурга; зимой наступает полярная
ночь,
а
летом
полярный
день;
короткое
лето;
вечная
мерзлота
и
своими
достопримечательностями др.).
Чтение стихотворения воспитателем:
Снежинки падают на плечи,
Вокруг сверкает белый снег
Зима тут длиться бесконечно
И с неба льётся лунный свет
Мы верим в радость и в мгновенья
Мы любим город свой родной
И не покинуть нам навечно
Норильск наш, город дорогой.
3
Воспитатель: Ребята теперь давайте мы проведем экскурсию для нашего чебурашки по
улицам Норильска. Скажите, как называется главная улица нашего города?
Дети: Ленинский проспект.
Просмотр фотографий города.
Вот
наша
первая
остановка,
первый
дом
Норильска.
Маленький,
одноэтажный деревянный домик, на Ленинском проспекте. Сейчас там - музей. Почему он
так называется? Что вы знаете о нем?
(Ответы детей, что такое музей)
Воспитатель:
В
нем
представлена
экспозиция
быта
экспедиции
Николая
Урванцева,
человека
который
один
из
первых
исследовал
Арктику,
он
доктор
геолого-
минералогических
наук,
открыл
богатейшее
месторождение
медно-никелевых
руд
с
высоким
содержанием
платины.
В
1921
году
на
том
месте,
где
расположен
город
Норильск, был построен бревенчатый дом. На мемориальной доске написано: «Первый
дом Норильска, построенный первой геологоразведочной экспедицией Н. Н. Урванцева
летом 1921 года». В этом доме Николай Николаевич провел первую зимовку.
Рядом с первым домом Норильска, расположено красивое здание -
Музей
истории освоения и развития Норильского промышленного района. Построен дом был
еще в 1921 году второй геологоразведочной экспедицией Н.Н. Урванцева.
Напротив здания Музея расположен Дворец культуры. Как вы думайте ребята,
в этом дворце живут короли и королевы?
(ответы детей)
Раньше он назывался Дворец культуры комбината – это был открыт в 1965 году к 30летию
Норильского комбината. В нем занимаются музыкальные и хореографические коллективы
нашего города, и там же показывают нам свое творчество.
Проходя дальше, мы увидим здание администрации нашего города. В нем
работает Мэр Норильска со своей командой. Вместе они следят за порядком в городе, за
его
чистотой,
благоустройством.
Решают
все
проблемы
существующие
в
городе.
Администрация следит, чтобы вовремя ремонтировались школы, строились детские сады,
детские площадки, спортивные заведения, даже снежные городки с новогодней елкой для
детей.
Ребята,
посмотрите,
на
здании
администрации
находится
символ
нашего
города.
На
фотографии его плохо видно, чтоб ближе разглядеть символ нам надо решить задачку.
Мольберт с заданием
На мольберте приклеен квадрат разбитый на 9 клеток, в каждой клетке изображение
геометрических фигур, в одной из них изображение герба. Дети по очереди выполняют
задания, сначало слушают инструкцию воспитателя, затем показывают указкой на нужный
4
квадрат, и только потом открывают клетку, называя изображенную фигуру и ее свойства
(название фигуры, цвет, количество /отсутствие/ углов).
1 Задание Открой квадрат в правом нижнем углу. Назови и опиши фигуру и ее свойства.
2 Задание Поднимись на две клетки вверх. Назови и опиши фигуру и ее свойства.
3 Задание Пройди две клетки вправо. Назови и опиши фигуру и ее свойства.
4 Задание Опустись на две клетки вниз. Назови и опиши фигуру и ее свойства.
5 Задание Пройди одну клетку вправо. Назови и опиши фигуру и ее свойства.
6 Задание Поднимись на одну клетку вверх. Назови и опиши фигуру и ее свойства.
7 Задание Пройди на одну клетку влево. Открылось изображение герба.
Воспитатель:
Герб
имеет
форму
щита.
Левая
сторона
синяя,
что
означает
честь
и
преданность, а правая сторона красная, означает мужество и красоту. В центре фигура
белого медведя. Он символизирует мощь и красоту нашего севера. В лапах он держит
ключ от земных богатств нашего края и передает его людям. Слева расположенна буква
«Н» - начальная буква нашего города. Справа три кольца. Они обозначают полезные
ископаемые, которые добывают в Норильске.
Воспитатель: А теперь ребята давайте с вами поиграем в игру.
И
ГРА
«С
МОТРИМ
ВЛЕВО
,
СМОТРИМ
ВПРАВО
».
Дети стоят на ковре врассыпную, лицом к педагогу. Руки сложены «замочком» под под-
бородком.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, Дети поворачивают корпус влево.
Смотрит вправо, Поворачивают корпус вправо.
Смотрит вверх, Поднимают голову вверх.
Смотрит вниз. Опускают голову.
Чуть присела на карниз, Выполняют легкие полуприседания.
А с него свалилась вниз! Резко приседают.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики и мы продолжим наше путешествие.
По улице Орджоникидзе дом 1 есть небольшая скульптура белому медведю.
Ребята как вы думайте, почему ее поставили именно белому медведю?
5
(ответы детей)
В 1974 году в нашем городе в семье кинооператора Юрия
Лендина,
в
трехкомнатной
квартире,
вместе
с
его
женой
и
шестилетней
дочерью
Вероникой, проживала медведица Айка. Жила она как полноправный член семьи, хозяин
гулял с ней по городу. И не случайно памятник белой медведице установили в том месте
на площади Металлургов, где гуляла настоящая медведица Айка. Когда ей исполнилось 5
месяцев хозяева вместе с ней вылетели на необитаемый остров Земли Франца-Иосифа, где
снимали фильм о белых медведях. А теперь эта скульптура нам напоминает о медведице
Айке.
В доме 34 по Ленинскому проспекту находится Заполярный театр драмы
имени Вл. Маяковского. Театр основан 6 ноября 1941 года. Как вы знаете, ребята в театре
работают актеры, они показывают спекттакли, на которые ходим мы зрители.
А сейчас мы с вами поиграем в игру я вам буду называть слова, услышав слово, которое у
вас ассоциируются с театром вы поднимаете вверх правую руку, а если это слово совсем
не из театральной среды, вы поднимаете вверх левую руку.
Игра « Право – лево».
- маска - костюм
- гримм -спектакль
- каска - лекарства
- сцена -актер
- чайник -шофер
В городе на улице Пушкина, 11 находится Храм Всех скорбящих Радость,
который является самым северным православным храмом.
На Ленинском проспекте стоит скульптура северного оленя, выполненная в
натуральную величину. Ранее этот северный олень, как полагается оленям, несколько раз
лишался рогов, но не потому, что сам сбрасывал их, как это делают олени в живой
природе, а потому, что отрывали их хулиганы, но теперь за оленем зорко следит камера
видеонаблюдения.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами еще в одну игру.
Игра «У
ОЛЕНЯ
ДОМ
БОЛЬШОЙ
».
У оленя дом большой, Дети руками показывают крышу над головой
Он глядит в свое окошко. Качают головой, правая рука находится чуть выше уровня
глаз, левая — ниже подбородка
Зайка по лесу бежит Руки сгибаются перед грудью, кисти свободно опускаются,
имитируя «лапки»
И в окно стучит. Правой рукой «стучат» в окно.
Тук, тук! Дверь открой! Стучат поочередно руками
Там в лесу охотник злой! Правая рука сжата в кулачок, большим пальцем дети
6
показывают назад через плечо
Зайка, зайка, не зевай! Хлопают в ладоши
Лапку мне скорей давай! Протягивают правую руку ладошкой вверх и хлопают
по ней левой рукой
Пояснение. При проведении игры дети выполняют движения педагога. Если дети хорошо
запомнили текст, можно провести игру-путаницу: движения педагог показывает не по
тексту песни, и дети должны быть внимательными и выполнять все правильно.
Воспитатель: Ну что чебурашка, тебе понравилась экскурсия по нашему городу? А вам
ребята? Что то, чебурашка не радостный какой-то, наверное, не хочется уезжать ему в свой
город, давайте ребята, чтоб чебурашка не грустил, сделаем ему подарок в память о нашем
замечательном городе.
Дети за столом делают аппликацию в технике обрывания «Белый медведь».
Воспитатель: Ребята пока вы занимались аппликацией, чебурашка написал письмо своему
другу Крокодилу Гене о нашем городе, вот послушайте:
Письмо
Здравствуй дорогой Гена! Сегодня я побывал в замечательном северном городе
Норильске.
Приехал
я
сюда
на
поезде,
познакомился
с
ребятами
из
детского
сада
«Лягушонок». Они рассказали мне о городе, о его природе и достопримечательностях.
Погода здесь суровая, зимой стоит жара до 50 градусов, дети в такую погоду не ходят в
школу, потому что им объявляют «Монтировки», и они с радостью бегут на улицу гулять,
кататься со снежных горок на коньках. А еще в этом городе есть дворец, в котором живет
король и королева. Они решают все проблемы существующие в городе. Следят, чтобы
вовремя ремонтировались школы, детские сады. Они убираются на детских площадках в
спортивных заведениях, и даже в снежном городке. А еще по городу ходят олени и белые
медведи, олени вбрасывают регулярно свои рога, а король с королевой их убирают на
место. Город Норильск мне очень понравился, приезжай сюда сам все увидишь.
Воспитатель: Ребята, как вы думайте, все ли правильно написал чебурашка, ни чего не
перепутал?
(ответы детей)
Воспитатель: Ну, вот ребята пора нашему другу возвращаться к себе домой, давайте
пожелаем
ему
счастливого
пути.
Прощаются
с
чебурашкой.
Вам
понравилось
наше
путешествие? Где мы сегодня побывали? Что делали? Нам осталось не забывать наш
родной город, помнить, что Норильск это наша малая Родина, любить и беречь его.
7