Автор: Доценко Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад № 31
Населённый пункт: д. Медвежьи Озера, Щелковский район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Использование игровых приемов при формировании элементарных
математических представлений у дошкольников
2019
Содержание
1.Введение
2. Основы формирования математических представлений у
дошкольников
3. Влияние игры на формирование элементарных математических
представлений
4.Заключение
5.Литература
Введение
Математика - одна из наиболее важных областей знания человека.
Приобщение к ней - это преимущественно приобщение к культурным
ценностям и, таким образом, роль математики в развитии личности
растущего человека чрезвычайно важна. С раннего детства и до самой
старости мы в той или иной мере связаны с математикой. Математика
занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии
мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка
переходит в новую фазу развития: увеличивается круг представлений детей и
идет перестройка умственной деятельности.
Обучение математике дошкольников не представляется возможным без
использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль
несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных
возможностей детей. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и
ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть
объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт.
Применяется занимательный материал для того, чтобы активизировать
умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом,
увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять
математические представления, закреплять полученные знания и умения,
упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
В повседневной жизни, в быту , в играх ребенок рано начинает встречаться с
ситуациями, требующими применения математического решения, знания
таких отношений, как "много", "мало", "больше", "меньше", "поровну".
Сперва с помощью взрослых, далее самостоятельно дети решают
возникающие проблемы. В дошкольном возрасте ребенок знакомится с
математикой и овладевает элементарными вычислительными умениями.
Формирование у дошкольников элементарных математических
представлений является важным направлением работы дошкольных
образовательных учреждений.
Основы формирования математических представлений у дошкольников
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе
является развитие логического мышления и познавательных способностей
дошкольников, формирование у них элементарных математических
представлений, умений и навыков. Математическим развитием детей
дошкольного возраста называют качественные изменения в формах
познавательной активности ребенка, которые происходят в итоге
формирования элементарных математических представлений и связанных с
ними логических операций.
В процессе обучения математике дети осваивают специальную
терминологию: названия чисел, геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник, ромб и др.), элементы фигур (сторона, вершина, основание) и т.
п. В математической подготовке дошкольников большое внимание уделяется
операциям с наглядно представленными множествами, проведению
измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и
жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических
фигурах, о времени, формированию понимания пространственных
отношений. Комплекс задач является программой математического развития,
обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и
других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования
математического мышления, речи. Все это способствует умственному
развитию дошкольников и успешной подготовке их к обучению в школе.
Формирование математических представлений - это целенаправленный и
организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов
умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Основная цель этого процесса - не только подготовка к успешному
овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие
детей.Ознакомлением и обучением детей дошкольного возраста математики
занимается дисциплина которая называется «методика формирования
элементарных математических представлений у дошкольников».
Методика формирования элементарных математических представлений в
педагогике призвана помочь в подготовке детей дошкольного возраста к
восприятию и усвоению математики - одного из важнейших учебных
предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой
личности. Предметом исследования методики формирования элементарных
математических представлений является изучение основных
закономерностей процесса формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста в условиях общественного
воспитания. В теоретическую базу методики формирования элементарных
математических представлений у дошкольников входят общие,
принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии,
математики и других наук. Методика формирования элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста прошла долгий
путь становления, что способствовало постепенному и глубокому изучению
всех вопросов обучения детей математике до школы. В процессе
формирования элементарных математических представлений у дошкольников
воспитатель использует разные методы обучения и умственного воспитания:
практические, наглядные, словесные, игровые. Они применяются
комплексно, в разных комбинациях друг с другом.
На занятиях воспитателями используют различные методы (словесный,
наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и
объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных
предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить
одну из главных задач - осуществить математическую подготовку
дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для
успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении
занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и
индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более
детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами
и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении
математике. Основные принципы методики обучения математики:
систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный
подход, научность, доступность, коррекционная направленность,
непрерывное повторение материала.
Если ребенок не усвоил какое-либо правило или понятие, то это неизбежно
повлечет за собой его отставание на занятиях по математике в школе.
Задача воспитателя - включить всех детей в активное и систематическое
усвоение материала. Для этого нужно хорошо знать индивидуальные
особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их
математического развития и степень понимания нового материала.
Индивидуальный подход дает возможность не только помочь детям в
усвоении программного материала, но и развить интерес к этим занятиям.
Обеспечение активного участия всех детей в общей работе, ведет за собой
развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает
интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает
настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.
Воспитатель должен научить применять полученные ранее знания, творчески
подходить к решению предложенных заданий. Все вопросы педагог должен
решать, учитывая индивидуальные особенности детей, которые проявляются
на занятиях по математике.
Занятия состоит из нескольких частей, которые объединеняются общей
темой. Продолжительность занятий на протяжении всего года увеличивается
постепенно. На каждом занятии должен быть перерыв для снятия
умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты
(физкультминутка). Он может быть упражнением с речевым сопровождением
или пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнение на
релаксацию. На занятии дети выполняют разные виды деятельности с целью
закрепления математических знаний. Программа разных возрастных групп
включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма»,
«Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».
Первая младшая группа
"Количество". Привлекать детей к формированию групп однородных
предметов. Формировать умение различать количество предметов: много -
один (один - много).
"Величина". Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров
и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая
матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.)
"Форма". Формировать умение различать предметы по форме и называть их
(кубик, кирпичик, шар).
"Ориентировка в пространстве". Продолжать накапливать у детей опыт
практического освоения окружающего пространства (помещений группы и
участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо,
руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Вторая младшая группа:
"Количество": Дети учатся составлять группы из отдельных предметов и
выделять предметы по одному; различать «много» и «один»; при сравнении
двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения
определять их равенство и неравенство по количеству входящих в них
элементов; воспринимать на слух (без счета) от одного до пяти звуков.
"Величина": Детей обучают сравнивать предметы контрастных и одинаковых
размеров, обозначая результаты сравнения словами: длиннее- короче-
одинаковые (равные по длине), выше- ниже- одинаковые (равные по высоте),
шире- уже- одинаковые (равные по ширине), толще- тоньше- одинаковые
(равные по толщине), больше- меньше- одинаковые (равные по величине).
"Форма": Данный раздел включает в себя знакомство детей с квадратом и
треугольником. Называние этих фигур соответствующими словами должно
явиться результатом умения различать и выделять их. Поэтому воспитатель
учит детей приемам обследования предметов осязательно-двигательным и
зрительным путем.
"Ориентировка в пространстве": Закладывает умение различать направления
от себя: впереди- сзади- направо- налево. Эта программная задача
осуществляется в основном в бытовой деятельности, где умение находить
левую, правую руку, сторону для ребенка жизненно необходимо.
"Ориентировка во времени" : Этот раздел осуществляется в повседневной
жизни и лишь уточняется на занятиях. В основном предусматривается
обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, день,
вечер, ночь.
Средняя группа.
"Количество и счет": Программа включает в себя обучение счету до 5 на
сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей
в разделе является умение устанавливать равенство и неравенство групп
предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга,
когда они различны по величине и т. д.
В средней группе должны научиться:1. Называть числительные по порядку.
2. Учить отличать процесс счета от итога счета. 3. В конце счета подводить
итог (например: «одна, две, три. Всего три куклы»). При подведении итога
счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети всегда первым называли
число, а потом - предмет.4.Соотносить каждое числительное только с одним
предметом.5.В процессе счета называть только числительные.6.Считать
правой рукой слева направо.7. Учить детей правильно согласовывать
числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать
развернутый ответ.
С обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе путем
добавления единицы. В течении учебного года повторяется количественный
счет до 5. При обучении счету на каждом занятии следует уделить особое
внимание таким приемам, как сопоставление, сравнение двух чисел,
установление равенства и неравенства.
Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» - «первый, второй,
третий».
Важнейшей задачей является обучение умению отсчитывать предметы. Для
ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. Это разные счетные операции.
"Величина": Работа направлена на совершенствование умения сравнивать два
предмета по величине (длине, ширине, высоте), сравнивать два предмета по
толщине путем наложения или приложения их друг к другу; отражать
результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее- короче,
шире- уже, выше- ниже, толще- тоньше или равные (одинаковые) по длине,
ширине, высоте, толщине. Развивать умение детей сравнивать предметы по
двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый
шарфик короче, уже синего).
"Форма": В средней группе расширяются знания детьми геометрических
фигур. Кроме треугольника и квадрата, они должны уметь различать и
называть круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр. Знакомятся дети с
фигурами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем.
Воспитатель должен дать представление, что фигуры могут быть разных
размеров. Воспитатель должен развивать умение соотносить форму
предметов с известными детям геометрическими фигурами.
"Ориентировка во времени": Воспитатель должен расширять представления
детей о частях суток, их особенностях, последовательности (утро-день-вечер-
ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Старшая группа
В старшей группе у детей формируется понятия о том, что некоторые
предметы можно разделить на несколько частей: на две, на четыре.
Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что части меньше целого,
показать это на наглядном примере. Начинать деление предметов на равные
части путем сгибания листа бумаги пополам (на 2 части), еще раз пополам
(на 4 части). Когда ребята хорошо усвоят деление предметов путем сгибания,
используются другие приемы: разрезание ножом, ножницами или
разрывание.
Программа для детей старшей группы направлена на расширение, углубление
и обобщение у них элементарных математических представлений,
дальнейшее развитие деятельности счета.
"Количество и счет": Детей учат считать в пределах 10, продолжают
знакомить с цифрами первого десятка. В упражнениях по количественному
сравнению предметов воспитатель показывает детям разные способы
обозначения какого-либо количества. Затем необходимо дать детям
возможность выбрать нужную цифру, воспроизвести, нарисовать количество
предметов, указанное цифрой.
Задача в старшей группе установление связей между смежными числами,
понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое
из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для
развития деятельности счета важное значение имеют упражнения с активным
участием различных анализаторов: счет звуков, движение на ощупь в
пределах десяти.
"Величина": Дети 6 лет должны уметь сравнивать предметы по длине,
ширине, высоте, толщине и правильно отражать это в речи: это длиннее, это
тоньше, тут шире, а этот выше и т. д. На основе этих знаний и умений детей
учат определять расстояния условными мерками и обозначать результаты
измерения числами. В этой группе педагог развивает глазомер у детей: учит
на глаз определять длину или толщину палки, ширину полоски, ленты,
высоту забора, дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем
сопоставления с величиной известных ребенку предметов или действий.
"Форма": Дети должны уметь объединить в группу любые четырехугольники
- знакомые (квадрат, прямоугольник) и незнакомые, но обладающие
признаками четырехугольника: четыре угла, четыре стороны. Воспитатель
учит детей использовать знакомые геометрические фигуры в целях анализа
окружающей действительности, видеть геометрическую форму в жизненных
предметах (например, мячик, арбуз - шар; блюдце- круг; крышка стола, стена,
пол, потолок - прямоугольник; платочек - квадрат, косынка - треугольник,
стакан - цилиндр, блюдо - овал).
"Ориентировка в пространстве": Совершенствовать умение ориентироваться
в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений
(вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), слева - справа, между, рядом с,
около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в
соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад,
налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди
окружающих людей и предметов.
"Ориентировка во времени": дети данной группы должны знать
последовательность дней недели и уметь определять и называть, какой день
сегодня, какой был вчера и какой будет завтра
Подготовительная к школе группа.
"Количество и счет": Дети седьмого года жизни учатся считать группы
предметов, состоящие из одинакового количества, и называть общее число
предметов (групповой счет). Овладев указанными выше знаниями, умениями
и навыками, дети переходят к составлению и решению простых
арифметических задач на сложение и вычитание (в одно действие),
составлению задач на наглядном материале, составлению задач по числовому
примеру, обозначенному цифрами; учатся пользоваться знаками +> -, =.
Решая задачи, дети начинают рассуждать, мыслить логически.
В разделе "Величина" задачи, связанные с определением величины
различных объектов. Дети должны научиться измерять длину, ширину,
высоту окружающих предметов (с помощью условной мерки); определять
объем жидких и сыпучих тел также с помощью условной мерки.
"Форма": Дети должны научиться видоизменять геометрические фигуры,
составляя из нескольких треугольников четырехугольник, пятиугольник и т.
д., из частей круга составлять целый круг.
"Ориентировка в пространстве": Закрепляются умения и навыки,
приобретенные в старшей группе.
"Ориентировка во времени" : раздел предполагает прежде всего
формирование у детей умения укладываться в определенные отрезки
времени, отведенные на игры, бытовую деятельность, занятия. У детей
должно сформироваться чувство времени (что можно сделать, например, за 5,
10 минут), которое будет им необходимо в школьной жизни. Дети должны
знать последовательность дней недели и времен года, уметь назвать текущий
месяц.
Влияние игры на формирование элементарных математических
представлений
Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе
очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление,
воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания,
умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях,
направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его
проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной
деятельности.
Игра как метод обучения и формирования элементарных математических
представлений предполагает использование отдельных элементов разных
видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.),
игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.),
органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде
руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной
активности и самостоятельности ребёнка.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и
высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано,
что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить
человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным
отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным.
Игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить,
что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом
слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода
обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
Для формировании у дошкольников математических представлений широко
используются занимательные по форме и содержанию разнообразные
дидактические игры
.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и
др.) являются эффективным средством и методом формирования
элементарных математических представлений у детей всех возрастных групп.
Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне
их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они
выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную
и развивающую.
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников
можно использовать: игры на плоскостное моделирование , игры
головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Дидактические игрыприменяются для уточнения и закрепления
представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между
ними, о составе каждого числа и т. д. При обучении началам математики
педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые
математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото»,
«домино» и др.).
Дидактические игры по формированию математических представлений
делятся на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном
порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех
чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на
верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не
возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда
находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?",
"Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети
учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами
свои действия.
Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью
развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит
для знакомства детей с днями недели, месяцами. Объясняется, что каждый
день недели имеет свое название. После такой беседы предлагаются игры с
целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с
удовольствием играют в игры, которые помогают детям быстро запомнить
название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и
закрепляются в процессе всех видов деятельности. Воспитатель должен
научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных
ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи
дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять
словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Четвертая группа: Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их
моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с
формой предметов.
Наряду с дидактическими в детских садах используются увлекательные игры
«в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков,
поваров; в больницу, магазин, парикмахерскую, школу, завод и т. д. Этим
сюжетно-ролевым играм свойственна свободная, активная, по личной
инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная
положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только
уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-
действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются,
приобретают сознательный и обобщенный характер.
Для того чтобы ребенок мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или
иную ситуацию, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы
отношений, существующие между людьми. Самостоятельно сделать это
ребенок не может. Лишь подготовленное педагогом ознакомление с
доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл
трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий.
Количественные отношения, то самостоятельно, непосредственно
воспринимать действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник
не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его
зрения. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и
способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.
Математическое содержание включается в сказки как необходимые моменты
сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание.
Дальше, математическое содержание может выступать в качестве особого
рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования,
выдвижения и проверки гипотез. Решение такого рода задач является
организованное с помощью сказки детское экспериментирование. В процессе
экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую
размерность понятие высоты.
Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-
ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так,
материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не
может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным
бельчатам). Вместе с белкой дети открывают, что и бельчат и грибы можно
посчитать палочками.
Математическое содержание может выступать как некое правило действий
героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии можно выбраться из
лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с
математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и
направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути,
с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).
Благодаря сюжетно-ролевым играм удаётся сконцентрировать внимание и
привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста.
Постепенно у дошкольников пробуждается интерес и к самому предмету
обучения. В игре ребенок получает новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,
развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие
дошкольника в целом.
На занятиях по математике дети очень активны в восприятии задач-шуток,
головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения,
который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у
него складывается положительное эмоциональное отношение к ней. Ребенку
интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проблем: практическими
(действия в подборе, перекладывании) и мыслительными (обдумывании хода,
предугадывании результата). Задачи-шутки - занимательные игровые задачи с
математическим смыслом. Для решения их необходимо проявить
находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике.
Построение, содержание лишь косвенно напоминают математическую задачу.
Загадки имеют большое значение при развитии мышления, воображения
дошкольников. При знакомстве с числами можно предлагать детям
разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные
числительные.
Формированию элементарных математических представлений могут помочь
пословицы и поговорки. Помогут пословицы и при изучении временных
представлений.
Во время занятий по формированию у детей 6-7 лет элементарных
математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям
в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики.
Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного
эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на
занятии, активности. Такие задачи делают счет наиболее интересным для
ребят. Они и сами не замечают, как в игре осваивают необходимые навыки
счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой
деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к
действиям с числами.
Заключение
Дошкольное детство- это короткий, но очень важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к
труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,
складывается характер.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать
определенные трудности во время школьного обучения. Регулярное
использование на занятиях по математике системы игровых заданий и
упражнений, нацеленных на развитие познавательных способностей,
расширяет математический кругозор дошкольников, способствует
математическому развитию, повышает качество математической
подготовленности к школе, позволяет детям уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и
закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры,
дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода
логические задачи, формирующие определенные логические операции.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес
даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их
увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в
наших силах сделать его веселым и увлекательным.
"Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся
к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в
радость к учению. Учение должно быть радостным!"
Литература
1. Белошистая А.В.- Формирование и развитие математических способностей
дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
2. Большунова, Н.Я. - Место сказки в дошкольном образовании. 2005
3. Веракса Н.Е. -Программа от рождения до школы- Москва Мозаика-синтез
2010.
4. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для
дошкольников. М. Просвещение ,1992.-192с.
5. Леушина АМ. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.
6. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем
дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования
элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.
7. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим
содержанием - М. :Просвещение, 1993
8. Столяр А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. -
М.: Просвещение, 1991.
9. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений
у дошкольников - М.: Просвещение, 1988. - 330 с.
10. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у
дошкольников. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980.
11. ЩербаковаЕ.И. Теория и методика математического развития
дошкольников Учебное пособие Москва - Воронеж 2005