"Формирование, обогащение словаря у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи"
Автор: Белая Вера Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка" Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск Наименование материала: Презентация Тема: "Формирование, обогащение словаря у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи" Раздел: дошкольное образование
Формирование, обогащение
словаря у детей старшей
группы с тяжелыми
нарушениями речи.
Подготовила
воспитатель
МБДОУ «Ягодка»
Белая Вера Николаевна
Задачи словарной работы
- обогащение, расширение словаря разными
частями речи;
-активизация словаря,
-переход слов из пассивного словаря в активный;
-уточнение словаря;
-замена диалектизмов, местных говоров
словами литературного произношения.
Методы словарной работы в старших группах
1.Занятие по обогащению словаря детей
2.Осмотр помещения.
3. Экскурсии.
4. Рассматривание предметов и живых объектов
5. Занятие по сравнению предметов.
6. Занятия по формированию родовых понятий
7. Беседы об игрушках.
8.Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам.
9. Ознакомление с художественной литературой.
10.Объяснение значений слов
11.Составление рассказов детьми
12.Упражнения и игры
Большое значение для обогащения словаря детей имеет: бытовая деятельность, трудовая деятельность,
сюжетно-ролевые игры, прогулки, образовательная деятельность, творческая деятельность
Словарная работа в разных видах деятельности
1.Бытовая деятельность
Дети
осваивают
жизненно
необходимые
обиходные
слова.
С
воспитанием культурно-гигиенических навыков, формирования
навыков
самообслуживания
ребенок
осваивает
слова,
обозначающие
предметы
одежды,
мебели,
постельные
и
умывальные принадлежности, а также их качества, действия с
ними.
2. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Словарь пополняется за счет названий орудий труда, инструментов,
действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет
совместный, коллективный труд, требующий употребления
соответствующих слов.
3. Сюжетно – ролевые игры
В
сюжетно-ролевых
играх
на
бытовые
темы
активизируется
бытовой словарь.
В играх на производственные темы – профессиональная лексика.
В
строительных
играх
–
слова,
обозначающие
качества
и
про ст ранственное
расположение
предметов,
а
т а к же
соответствующие глаголы.
Творческая деятельность.
Театрализованные
игры,
праздники
и
развлечения,
участие
в
концертах
и
утренниках
способствуют
активизации
образного
словаря
ПРОГУЛК И.
Готовясь к прогулке, во время одевания педагог побуждает детей к употреблению
антонимов: у Сергея куртка тонкая, а в Гали дубленка толстая. На Тане сапожки белые, а
на Андрюше ботинки - черные. Идя на прогулку, воспитатель предлагает дошкольникам
определить, что тротуар узкий, а дорога широкая, дерево высокое, а куст низкий, на улице
холодно, а в групповой комнате тепло, вверху небо, а внизу земля. Наблюдая за собаками,
предлагает их характерные признаки: один черного цвета, а второй - белого. У черного
щенка шерстка гладкая, а у белого - лохматая. Черная собака большая, а белая - маленькая.
Можно предложить детям со словом собака составить словосочетание, предложение, а
затем придумать небольшой рассказ, используя слова-антонимы. Можно вспомнить
загадки,в которых слова будут иметь противоположное значение.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Словарная работа проводится по всем разделам программы. Например
по изобразительной деятельности дети осваивают название предметов,
оборудывания, материалов, их качества. По физическому развитию
помогают уточнить и закрепить глаголы движения.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных
образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребенку. Играя, ребенок
обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него
формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребенком, будьте
дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не
скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная и увлекательная игра.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого
развития детей. В эти игры можно играть с детьми, собираясь на прогулку, идя в
магазин, на даче, перед сном и т.д.:
«Слово на ладошке»
«Что бывает?»
«Обобщающие слова»
«Четвертый лишний»
«Посчитай»
«Скажи наоборот»
«Подбери слово»
«Большой- маленький»
«Отгадай загадку!
«Назови какой»
«Расскажи сказку»
«Расскажи стихотворение»
Большое влияние на
обогащение детского
словаря оказывает
художественная
литература. Однако и те
слова, которые ребенок
услышал в сказке, в
стихотворении,
необходимо повторять в
самых разнообразных
сочетаниях с другими
словами, только тогда
дети будут обогащать
словарь и усваивать строй
родной речи, начнут
свободно использовать
эти слова в своей речи.
Большое значение в развитии речи детей является знакомство
с устным народным творчеством. А знакомство начинается с
потешек. Под звук этих ласковых, напевных слов, ребенок
легко просыпается, умывается (Водичка - водичка), ест
(Травка-муравка).
Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним, под
слова потешек превращаются в тот эмоциональный контакт ,
в те формы речевого общения , которые так необходимы для
его развития. Язык народных песенок, потешек лаконичен,
образен, богат такими звуковыми сопоставлениями, которые
помогают детям уловить их различия.
Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга
лишь одним звуком (пальчик - мальчик, ел - пел, наша -
Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются и это
подчеркивает особенности каждого из них.
М. Горький писал: «Именно на игре словами ребенок учится
тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что
филологи называют «духом» языка».
Большинство потешек создавалось в процессе труда на
природе, в быту. Отсюда их четкость, краткость и
выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая
из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой
мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и
мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их,
приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь
пользоваться им в своей работе.
Слушание сказок всегда доставляет детям большую радость.
Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро
усваивают содержание, с удовольствием его пересказывают,
проводят игры на сказочные сюжеты, используют
запомнившиеся обороты и эпитеты в разговорной речи
(тянет-потянет, лягушка - квакушка и т.д.) Сила воздействия
сказки зависит не только от ее содержания, но и от умения
преподнести ее детям, ярко и образно рассказать или
прочитать. На всех этапах своего развития они содержали в
себе народную мудрость, мечты о счастливой жизни,
покорении природы, справедливой доле, выражали высокие
идеалы народа. Само слово «сказка» происходит от
«сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и
простая разговорная (речь) манера ее преподнесения,
читающий наизусть как бы обращается к детям, желая
воспроизвести историю, событие, случай, хорошо ему
известный, необычность которого намерен передать « я там
был», «жили-были». Естественное, дружеское,
заинтересованное обращение к детям - одно из необходимых
условий рассказывания сказки. Теплая, задушевная
обстановка при рассказывании сказки усиливает впечатление
от нее, увлекает и захватывает детей. В сказках прежде всего
поучительна выдумка, некоторая таинственность,
свойственная волшебным сказкам, должна соблюдаться в
зачине самом начале сказки (превращение братца Иванушки,
полет на гусях-лебедях).
Словарная работа имеет огромное значение для
дошкольного образовательного процесса, так как:
а) словарная работа в детском саду направлена на создание
лексической основы речи и занимает важное место в общей
системе работы по речевому развитию детей;
б) овладение словарём является признаком хорошо развитой
речи и показателем высокого уровня умственного развития
ребёнка;
в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения
представлений, формирования понятий, развития
содержательной стороны мышления.
г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов
подготовки к школьному обучению.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!