Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Автор: Шлегель Ирина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа-интернат №15" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: статья Тема: Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении Раздел: среднее профессиональное
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с наруше-
нием слуха в общеобразовательном учреждении
Мыслители разных времен трактовали понятие нравственности по-
разному.
С.И. Ожегова видим: « Нравственность-это внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила
поведения, определяемые этими качествами».
Этим обосновывается то, что нравственное развитие школьников
рассматривается как базовый компонент в становлении личности. Учителю
отводится приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в
формировании нравственных качеств, в усвоении школьниками нравственных
норм и ценностных ориентаций. Перед учителем возникает необходимость в
выборе эффективных средств, способствующих систематическому и
целенаправленному воспитанию у школьников нравственного поведения с ранних
детских лет.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых
проблем,
стоящих
перед
родителями,
обществом
и
государством
в
целом.
Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все
многообразие
знаний
и
навыков,
формирующееся
мировоззрение,
различные
формы индивидуальной и социальной активности, все это пронизано духовно-
нравственным воспитанием.
Целью духовно-нравственного воспитания учащихся с ограниченными
возможностями КОУ «Адаптивная школа-интернат №15» является воспитание
человека, обладающего такими духовными и нравственными качествами, как
трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному
очагу.
Будущее
человечества
сидит
сейчас
за
партой,
оно
еще
наивно,
чистосердечно, доверчиво. Оно целиком в наших взрослых руках.
На школе, на
учителе лежит огромная
ответственность
за
духовное
лицо
сегодняшнего
общества. Учителю отводится приоритетная роль в воспитании и обучении
школьников, в формировании нравственных качеств в усвоении школьниками
нравственных
норм
и
ценностных
ориентаций.
Перед
учителем
возникает
необходимость
в
выборе
эффективных
средств,
спо собствующих
систематическому
и
целенаправленному
воспитанию
у
школьников
нравственного поведения с ранних детских лет. Нравственное воспитание детей
является одной из актуальных задач нашего времени.
Целью нашей работы является создание условий направленных на
развитие нравственной культуры школьников с нарушением слуха.
Объект исследования: процесс организации нравственного воспитания
школьников.
Предмет
исследования:
формирование
нравственной
культуры
школьников.
В ходе анализа нашей деятельности по
духовно – нравственному и
патриотическому воспитанию детей с нарушением слуха, мы сделали вывод:
воспитание с его сердцевинным началом – нравственностью – побуждает к
установлению животворных и действенных связей с семьей и обществом, к
нахождению
эффективных
способов
формирования
у
детей
лучших
нравственных качеств средствами учебных предметов, внеклассной работой и
каждой минутой общения учителя с ребенком. Сегодня в нашей школе духовно-
нравственное воспитание стало приоритетным направлением в образовательной
деятельности.
Целью
деятельности
нас,
педагогов,
в э т о м направлении
является
обучение учащихся
с
ограниченными
возможностями
пониманию смысла
человеческого
существования,
ценности
своего
существования
и
ценности
существования других людей. Ученик, постоянно оказывается перед выбором:
какие
ценности,
какие
идеалы
принять?
Наш
долг
–
помочь
ему
сделать
правильный выбор.
К О У
«Адаптивная
школа-интернат
№15»
реализует
программу
воспитания школьников: «Духовно-нравственные традиции русской культуры».
Цель
программы:
духовно-нравственное
и
патриотическое
воспитание
учащихся на уроке и во внеурочное время посредством создания социально-
педагогической
среды,
ориентированной
на
традиционные
нравственные
и
культурные ценности семьи и народа.
Задачи
программы:
воспитание
ценностного
отношения
к
семье;
к
окружающему
миру
и
людям;
к
духовно-нравственным
традициям
русской
культуры;
к
историко-культурному
наследию
родного
края;
к
историко-
культурному наследию Отечества.
Педагогический коллектив нашей школы работают над сохранением
духовно-нравственного
здоровья
детей
особой
заботы,
приобщение
их
к
нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Развитие
духовно-нравственных
категорий
в
социализации
детей
с
нарушениями слуха определяется рядом сложностей. К ним относятся бедность
словарного
запаса,
неточность
употребления
слов,
трудность
активизации
словаря.
Данные дети определяют слова с абстрактным значением более
примитивно и элементарно. У многих детей отсутствуют слова обобщающего
характера.
Отсутствуют
многие
прилагательные,
глаголы,
обозначающие
нравственные понятия и категории морали. На всех занятиях по организации
коррекционно-педагогической работы по развитию речи осуществляется отбор
такого
содержания,
чтобы
материал,
используемый
во
время
занятий,
предусматривал
формирование
нравственно-ценностного
словаря
дошкольников,
а
именно:
ознакомление детей
со
значением
слов,
отражающих
нравственные
представления,
понятия
категорий
морали;
развитие
умения
осуществлять
подбор
к
нравственному
понятию
слов-
синонимов, слов-антонимов, слов-определений; стимулирование употребления
детьми слов и выражений,
отражающих нравственные качества человека;
активизация пассивного и активного нравственного словаря
(существительных, прилагательных,
наречий,
глаголов),
создающего
предпосылки
для
развития
у
школьников возможности высказывать
нраственно-ценностные
суждения.
Проводимая
коррекционно-развивающая
работа предусматривает тематическую направленность «Город. Улица. Дом, в
котором я живу» и т. д.
В коррекционно-развивающей работе по формированию нравственных
представлений
используются:
чтение
педагогом
рассказов;
инсценировка
и
показ
сказок
(педагогом,
детьми);
рассматривание
книжных
иллюстраций,
репродукций, предметов; дидактические игры; экскурсии по улицам города.
Воспитывая
уважение
к
нравственным
нормам,
педагоги
проводят:
интегрированные занятия («Путешествие по городам страны», «Дерево добра»,
«Хозяева и хозяюшки», «В стране добра и зла»); игры нравственного и духовно-
нравственного содержания («Правда и ложь», «Как мы ходим в гости», «Добрые
слова и добрые дела»); беседы на различные темы («О дружбе и друзьях»,
«Жадность и щедрость», «Прощение», «Зависть»).
Организованная
педагогами
форма
работы
учит
детей
особой
заботы
различать добро и зло, воспитывает желание делать выбор в пользу хорошего,
следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формирует христианское
отношение к ближним.
Для
восприятия
детьми
с
нарушением
слуха
целостной
картины
окружающего
мира
используются
следующие
формы
работы:
экскурсии
с
выездом в экологический центр на темы: «Разнообразие животного мира»,
«Многообразие
растений»,«Зачем
птице
крылья»,
«Зачем
нужна
вода»;
экскурсии в библиотеку, где педагог совместно с библиотекарем знакомит детей
с такими темами, как «Времена года», «Мир - наш дом», «Питание, отдых,
здоровье,
болезнь»,
«Жизнь
человека»;
беседы:
«Умеем
ли
мы
видеть»,
«Красота земли сибирской», «Животный мир нашего края».
Такие
формы
деятельности
открывают
путь
школьника
к
духовно-
нравственной стороне познания окружающего мира, обращают внимание на его
богатство. Большое значение мы придаём воспитанию у школьников чувства
любви
к
своему
городу,
своей
стране,
уважения
и
признательности
к
основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости
за историческое прошлое Омской области, русского государства, значимости
православных
праздников,
осуществляя
при
этом
творческий
подход
к
проведению следующих форм работы: занятия на темы: «Край, в котором ты
живешь», «Город Омск - удобный и радостный», «Парки города», «Памятники
города»,
«Наша
Родина
-
Россия»;
интегрированные
досуги
«О
чем
поет
колокол?», «Откуда пошла земля русская?»; проведение праздников «Рождество
Христово»,
«Православная
Россия
в
лицах»,
«История
в
архитектурных
памятниках».
Особенно
проявляется
творческий
подход
у
педагогов
при
развитии
способностей
у
школьников
воспринимать
и
анализировать
поступки
литературных героев. Проведение праздников, игр-драматизаций: «Волшебный
сундучок»,
«В гостях у сказки», «Праздник родного языка»; викторины по
сказкам А. С. Пушкина, по русским народным сказкам; заучивание детьми
загадок,
пословиц,
поговорок;
постановка
музыкальных
сказок
духовно-
нравственного
содержания,
которые
обогащают
словарный
запас
и
учат
выражать свои чувства к добрым и плохим поступкам.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
личности
начинается
в
семье. Важным компонентом воспитательной работы считаем взаимодействие с
родителями и общественностью, основанное на общих целях и задачах.
Во
взаимодействии
с
семьёй
мы,
педагоги,
стремимся
к
созданию
ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям и
родственникам. Учителями разработана программа лектория для родителей,
предполагающая
не
только
знакомство
с
развитием
духовно-нравственных
качеств
личности
ребенка,
но
и
с
традициями
православной
семьи,
оформлением
дома,
русской
усадьбы,
изучение
которых
способствует
формированию
культуры
быта,
стремлению
эстетически
облагораживать
«домашний очаг», создавать красоту вокруг себя. Педагогами используются
активные формы работы с родителями: родительские собрания на духовно-
нравственные
темы;
индивидуальные
консультации
для
родителей;
вечера
вопросов и ответов; совместное (с родителями и детьми) проведение выставок:
«Умельцы
из
одной
семьи»;
театрализованных
праздников:
«Масленица»,
«Вербное воскресенье», «Традиции моей семьи»; праздничных концертов: «Для
милых мам», «Защитники нашей России»,
«День Матери», «Рождественский
сочельник», «Светлая Пасха».
Педагогический поиск и творческий подход в работе с детьми особой
заботы по духовно-нравственному воспитанию позволяют педагогам добиться
следующих результатов: формирование позитивного отношения школьника к
окружающему миру, к другим людям и самому себе; потребность и готовность
проявлять сострадание; воспитание чувства патриотизма; приобщение к опыту
православной
культуры,
к
традициям
семейного
уклада,
понимания
своего
места в семье; деятельное отношение к труду и ответственность за свои дела и
поступки.
Вся построенная работа в нашем учреждении по духовно-нравственному
воспитанию заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия,
сострадания, правдолюбия, стремления к добру и неприятия зла.
Мы часто задаем себе вопрос: «Готовы ли мы, учителя, помочь ученикам
учиться любить себя?» И отвечая на него, понимаем, что чем больше мы
открываем
свое
сердце
детям,
тем
больше
мы
их
любим,
тем
лучше
складываются у нас отношения с ними, их родителями и тем больше ребята
ладят между собой, любят себя и нас.
И
закончить
хочется
словами
Я.А.Коменского,
которые
очень
точно
отражают смысл работы школы - интерната в современных условиях: «Научись
сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться
последней».
Список литературы:
1.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе нравственного
воспитания школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22
2. Бабанский Ю.К.: «Воспитание детей в семье»
3. Глазачев С. Н. Сохраним ценности культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14
4. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.
5. Марьенко И.С.: «Нравственное воспитание школьника»
6. Нинадрова Н. Н. Воспитание у школьников чувства прекрасного. // НШ. –
1998. №6. С. 105-106.
7. Свадковский И.Ф.: «Нравственное воспитание»
8. Яковлева Е. В. Развитие культуры учащихся // РАО – 1996.