Стимуляция речевого развития детей раннего возраста
Автор: Плотникова Елена Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Центр развития ребенка "Детский сад №175" Населённый пункт: г.Новокузнецк Наименование материала: Статья Тема: Стимуляция речевого развития детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Звуковая культура речи: дифференцияция звуков «с»- «ш».
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнения на
различения звуков «с»- «ш», на определение их в словах и фразовой речи и на
определение звука в слове.
Ход. Ребята сегодня у нас гости поприветствуем их. Встаньте пожалуйста в
круг, вспомним песенку воды с-с-с-с, а теперь змеи ш-ш-ш-ш. Сегодня мы
продолжаем играть со звуками и словами. Игра называется « Узнавайка».
Звуки любят прятаться в слова. Я называю слова, если вы слышите звук «с»,
твердый , сожмите пальцы в кулаки, если «с» мягкий, помашите мне рукой.
Слушайте ( сани, сито, сон, сын, синь, сушки, сыр, носилки, собака, суп).
Хорошо справились!
Дети проходите за столы и садитесь. Что в видите на доске? ( буквы
«с»-«ш»). Возьмите простой карандаш и напишите буквы «с»-«ш», на листе
бумаги в левом верхнем углу. Расскажите , что вы знаете о буквах? ( мы их
видим, можем написать их и прочесть в словах). Отодвиньте карандаш и
листы бумаги на край стола.
Закройте глаза, вы что –ни будь видите? ( нет). Послушаете с-с-с-с, ш-ш-ш-ш.
Откройте глаза, что вы слышали? ( звуки с-ш). Что можно сказать о звуках?
( мы их слышим и произносим) Молодцы! Запомнили чем отличаются звуки
от букв.
Посмотрите на доску. Назовите животных зоопарка нарисованных на
картинках ( слон, носорог, лось). Давайте определим где находится звук «с» в
этих словах.
В слове слон звук «с», находится … ( в начале слова).
Он будет какой?... ( согласный, глухой, твердый).
Каким цветом можно его выделить?... ( синим). Верно!
В слове носорог звук «с» находится… (в середине слов).
Он будет какой?... ( согласный, глухой, твердый).
Выделить его каким цветом?... ( синим).
И последнее слово лось, где слышаться звук «сь»?
Звук «сь» находится в конце слова.
Какой звук «с» в этом слове твердый или мягкий?...( мягкий).
Мы выделим его каким цветом (зеленым).
У вас на столах лежат две картинки, подними нарисованы круги. Нужно
определить самостоятельно на катором месте находиться звук « с» в слове
усы. Выделите его закрасив круг. А теперь в слове Сима так зовут куклу,
хорошо справились с заданием. Сейчас немного отдохнем.
Физминутка
« Я сом большой, усатый, на грудке полосатый»
« Ловко плаваю в воде, не догнать меня не где»
« Раз ,два выше голова три четыре, руки шире»
« Пять, шесть, тихо сесть».
Дети послушайте сказку « Как мыша шалил. Запомните слова со звукам « ш»,
которые встретятся вам в сказке. Стр 315. « Азбуковедение».
Дети называют запомнишееся слова со звуком «ш», (шлепанцы, шарф шляпа,
шалопай, шкаф, шарахаются, шарят, и др.). Много слов назвали молодцы! Все
они начинаются на звук «ш».
Вспомним скороговорку « Широкие шины, шикарные машины, бесшумно
шуршат по шассе». Дети какой звук слышатся во всех словах скороговорки,
что можно рассказать о нем ( глухой всегда твердый согласный) говорим ее
шопотом и медленно затем громче и быстрее. Здорово получилось!
Пришло время прочесть слоги- читаем хором, а сейчас прочитаем
предложение моя указка вам поможем. Я показываю на букву вы ее
называете, указка движется дальше буква за буквой, в сливаете буквы в слова.
Первое предложение читаем все вместе, последующие чье имя я назову.
Ребята из одного стихотворения сбежали звуки, а именно те про которые м
сегодня говорим, «с» и «ш», послушайте его.
На елочке на…ей
…ме…ный игру…ки
…ме…ные ежи
И …ме…ные лягу…ки
Мы тоже немножечко
В ма…ках …ме…ны
Ме…ными мы деду морозу нужны
Дети вставляют пропущенные звуки
Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам сегодня заниматься? Что
именно понравилось?
Мне было приятно вас слушать, я рада и хочу вам подарить улыбку. Спасибо
всем за внимание.