Напоминание

учебная программа по биологии


Автор: Пирогова Наталья Семёновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГОАУ коррекционная школа-интернат №5
Населённый пункт: п.г.т. Новобурейский, Амурской области
Наименование материала: учебная программа по биологии, 7 класс корркционных школ 8 вида
Тема: учебная программа по биологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа- интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, п.г.т.Новобурейский Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом к утверждению МО _______________ ГОАУ Школы-мнтерната № 5 _________________________________ п.г.т.Новобурейский Протокол от ________________ № ___ от ________________ № _____ ___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета __
БИОЛОГИИ
___

для 7 класса на 2013-2014 учебный год
учитель
Пирогова Наталья Семёновна


Пояснительная записка
В качестве основы для настоящей рабочей программы по биологии 6 класса использована программа В.В.Воронковой «Биология» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2001г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении биологии в специальных (коррекционных) школах VIII вида; в школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, экологическому, нравственному, гражданскому воспитанию. Программа использована сбез изменений и дополнений. Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа: - Закон Российской Федерации «Об образовании»; - приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»; - методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»; - устав специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейского. Основная
цель
обучения биологии в 6 классе – получение учащимися элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о неживой природе и формирование у них представления о мире, который окружает человека. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
- сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве); - формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; - экологическое воспитание (рассмотрение природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), формирование у учащихся бережного отношения к природе; - первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных, на пришкольном участке) и правилами ухода за ними; - первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать в домашних условиях; - привитие навыков сохранения и укрепления здоровья человека.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений. Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов в бактерий.
В процессе обучения биологии в 7 классе у учащихся, помимо формирования представления об окружающем мире, развиваются наблюдательность, речь и мышление. Ученики учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязанность живых организмов, явлений природы между собой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, понимать влияние, которое человек оказывает на природу. Развиваются также метапредметные компетенции (умение работать самостоятельно и в группе в различных ролях, сравнивать, аргументировать свое мнение и делать вывод, работать по плану, участвовать в разработке проекта, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и др.) Неоднородность состава детей в 7 классе, максимальный диапазон различий в требуемом уровне подготовленности учащихся обусловливает необходимость реализации принципов личностно-ориентированного обучения, разноуровневого обучения. Все учащиеся данного класса нуждаются в осуществлении индивидуального подхода в обучении. В процессе обучения в 7 классе реализуются принципы: - коррекционной направленности обучения; - воспитывающей и развивающей направленности обучения; - научности и доступности; - систематичности и последовательности; - наглядности. Формы учебной деятельности в 7 классе – коллективная, групповая (парная), индивидуальная. Технологии обучения (элементы технологий обучения): - дифференцированное обучение; - личностно-ориентированное обучение; - ИКТ. Методы обучения: - словесные (рассказ, беседа); - наглядные (наблюдение, демонстрация); - практические (выполнение заданий, лабораторные и практические работы). Типы уроков: - урок сообщения новых знаний; - урок формирования и закрепления знаний и умений; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок проверки и оценки знаний и умений; - комбинированный урок. На уроках биологии в 7 классе применяются ТСО (видеофильмы, мультимедиапрезентации). Биология тесно связана с другими предметами: чтением, географией, физкультурой, с уроками труда, занятиями по ОБЖ. Значительное место на уроках биологии занимает опора на знания учащихся, полученные в 5 классе на уроках природоведения. При изучении программного материала
обращается внимание на значение физической культуры для здоровья человека и его нормальной жизнедеятельности. Для проведения уроков биологии в кабинете имеются измерительные приборы, химическая посуда для демонстрации опытов, образцы полезных ископаемых, скелеты животных и человека, таблицы, раздаточный материал. На обучение чтению в 6 классе отводится 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю). Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаруживаются совершенные ошибки, анализируются и предупреждаются в дальнейшем. Виды контроля Содержание Методы Текущий Освоение учебного материала по теме, разделу программы Б е с е д а , у с т н ы й о п р о с , самостоятельная работа, работа с карточкой, тест, нетрадиционные в и д ы ко н т р о л я , п р о в е р к а домашнего задания (пересказ статьи учебника), практическая (лабораторная) работа. Итоговый (в конце уч.года) Контроль выполнения поставленных задач Проверочная работа (письменный опрос либо тест) На уроках биологии возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые слова (термины), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее. 1) Устные ответы учащихся: Отметка Критерии оценки «5» Содержание материала в объёме программы раскрыто полно, четко и правильно даны определения (термины), для доказательства использованы различные способы, сделаны выводы, ответ самостоятельный, ученик опирается на полученные ранее знания, приводит примеры. «4» Основное содержание материала раскрыто, в целом даны
правильные определения (допущены незначительные недочеты), ответ самостоятельный, с небольшой помощью учителя, имеются небольшие неточности в приведении аргументов, доказательств, выводы сделаны в целом верные, приведены примеры. Допущены две несущественные ошибки или одна грубая. «3» Содержание материалы в основном усвоено, но ответ неконкретный, изложение непоследовательно, несамостоятельно, с помощью наводящих вопросов учителя и с помощью других учащихся, определения неточные, с ошибками, не все доказательства приведены, затруднения с выводами, допущены ошибки в использовании терминов. Допущено более двух значительных ошибок. 2) Практическая или лабораторная работа: Отметка Критерии оценки «5» Учащийся работу в полном объеме, самостоятельно, правильно определяет цели работы, подбирает необходимое оборудование, грамотно описывает ход работы, соблюдает правила безопасного труда. «4» В целом правильно определяем цель работы, с небольшой помощью учителя осуществляет подбор оборудования, допускает 1-2 ошибки, в целом грамотно, логично описывает проведенную работу, допуская небольшие неточности. В основном соблюдает правила безопасного труда. «3» Работа выполнена несамостоятельно, с помощью учителя, работа выполнена не полностью, допущено более 2 значительных ошибок при проведении и описании работы. Имелись нарушения правил безопасного труда. Ожидаемые результаты обучения: - овладение основными знаниями по биологии за курс 6 класса и развитие представления об окружающем мире; - развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных климатических и природных условиях; - развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы. Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - проводить простые наблюдения; - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха (расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла, текучесть воды, движение воздуха).
Содержание программы



7

К Л АС С

РАСТЕНИЯ

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Введение. Растения вокруг нас. (2 ч)
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.(19 ч)
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки и т. п.).
Подземные и наземные органы растения

Цветок(3ч)
Строение цветка. Понятие о соцветиях. Опыление цветков. Образование плодов и семян.
Плоды
(2 ч). Разнообразие плодов: плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя
(3ч). Строение семени (на примере фасоли). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень
(2ч). Образование и виды корней. Корневые системы. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.
Лист
(5ч) Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения. Образование питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Стебель
(3ч) Строение стебля и его значение в жизни растения. Разнообразие стеблей. Растение – целостный организм.
Экскурсия
в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространениями плодов и семян (в начале сентября).
Лабораторные работы
Л.р.№1 Строение цветкового растения. Л.р№2 Строение цветка. Л.р.№3 Строение семени фасоли.
Практические работы
П.р.№1 Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:1. Условия, необходимые для прорастания семян. 2. Испарение воды листьями.
3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте)
Многообразие растительного мира. (47 ч)

Бактерии.
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы.
Строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи.
Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники.
Многоле т ние т ра вя нис т ы е ра с т е ния . М е с т а произрастания папоротника.
Голосеменные.
Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Покрытосеменные

или

цветковые.
Особенности строения(наличие цветков, плодов с семенами)
Цветковые растения
. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.
Однодольные растения.

Злаки.
Особенности внешнего строения и разнообразие. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве.
Лилейные.
Общие признаки лилейных. Основные представители: цветочно – декоративные лилейные, овощные лилейные, дикорастущие лилейные.
Лабораторные работы.
Л.р.№4 Строение луковицы.
Двудольные растения.

Паслёновые.
Общие признаки паслёновых. Овощные и технические паслёновые: картофель, томат, баклажан и перец. Цветочно – декоративные паслёновые.
Бобовые.
Общие признаки бобовых. Пищевые и кормовые бобовые растения.
Розоцветные.
Общие признаки розоцветных. Шиповник. Плодово – ягодные розоцветные: яблоня, груша, вишня, малина, земляника, персик и абрикос.
Сложноцветные.
Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула и бархатцы – однолетние цветочно – декоративные сложноцветные. Маргаритка и георгин – многолетние цветочно – декоративные сложноцветные. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Работы в саду. Осенняя перекопка почвы. Подготовка сада к зиме. Весенний уход за садом.
Практические работы.
П.р.№2 Пересадка комнатных растений.
Экскурсия
в лес для ознакомления с особенностями растений весной.

Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны
знать:
• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада; • общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений; • признаки сходства и различия между растениями; • особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними. Учащиеся должны
уметь:
• узнавать изучаемые растения по внешнему виду; • различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам; • устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений); • осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами; • работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.

Учебно-тематический план. 6-й класс.

Растения, грибы и бактерии 7 класс

1.

Введение.

Многообразие растений

2.

Цветок.

3.

Семя растений.

4.

Корни.

5.

Лист.

6.

Стебель

7.

Растение — целостный организм.

8.

Многообразие растений, бактерий и грибов

9.

Покрытосеменные или цветковые.

Однодольные растения.

Злаки

Лилейные

Двудольные растения


Пасленовые

Бобовые.

Розоцветные.

Сложноцветные.

Список литературы

I. Для учащихся:

1.Учебник :Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник

для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г.

II. Для учителя:

Учебник:

1.

Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 7

класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. –

М.: Просвещение, 2009 г.

Методическое пособие учителя:

1.

Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание:

Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История.

Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная

деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.:

Просвещение, 2006 г.

Дидактические материалы:

1.

Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях,

таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 г.


2.

Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила,

принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 г.

Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по биологии на 1-е полугодие

2013-2014 учебного года. 6-й класс
№ Тема урока Дата Повторение Знания, умения Термины, определения
I четверть

Название раздела (большой темы).
1 2


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники