Автор: Попкова Татьяна Николавна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ"Белоярская СОШ №1"
Населённый пункт: пгт Белый Яр
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Решение квадратных неравенств
Раздел: полное образование
Методическая разработка урока по теме: « Решение квадратных
неравенств» (учитель: Попкова Т.Н)
Цель:
обеспечить усвоение обучающихся понятий квадратного неравенства,
алгоритма решения графическим способом, повторить основные свойства
неравенств.
Задачи:
Образовательные: дать понятие квадратного неравенства 2-ой степени с
одной переменной, познакомиться с алгоритмом решения неравенства на
основании свойств квадратичной функции (сформировать умения решать
неравенства данного вида
).
Воспитательные: сформировать интерес к обучению, самостоятельность,
ответственность, умение отстаивать свою точку зрения и четко излагать
мысли, показать взаимосвязь с окружающим миром.
Развивающие: выработать умения анализировать, выделять главное,
сравнивать, обобщать, формировать графическую и функциональную
культуру обучающихся, учиться осуществлять взаимоконтроль и
самоконтроль.
Метод обучения: групповая работа, индивидуальная, системно-
деятельностный подход,
1.
Организационный момент (подготовка к уроку учащихся, наличие
тетрадей, учебников и т. д.)
Учитель объявляет тему и напоминает высказывание: «Математика-это
язык, на котором написана книга природы» (Г. Галилей). Задает вопрос
обучающимся: «Как Вы думаете, имеет ли связь с природой и
окружающим миром тема нашего урока?» Выслушав мнения
обучающихся, дает слово одному из учащихся, который приготовил
презентацию и сообщение о практическом применении квадратных
неравенств. Применение квадратных неравенств в космосе,
строительстве, в задачах на железной дороге и т.д.
- Итак, делаем вывод: тема нужна, очень важная. Сегодня на уроке Вам
предстоит открыть новые знания самостоятельно. Все новое строится
на знаниях пройденного материала. Повторим некоторые вопросы:
-Правда ли, что квадратным трехчленом называется выражение вида
ax
2
+bx+c ?
-7x
3_
5x – это квадратный трехчлен?
-Правда ли, что графиком квадратичной функции является гипербола?
-Как определить, куда направлены оси параболы?
- Правда ли, что количество корней квадратного уравнения зависит от
загадочного слова «дискриминант»?
- Правда ли, что промежутки знакопостоянства - это те промежутки, на
которых функция сохраняет свой знак?
-Как Вы считаете можно ли считать удовлетворительной нашу базу
знаний? Тогда продолжаем урок. Поставим перед собой цели (в
процессе дискуссии выделяются цели):
1. Познакомиться с определением квадратного неравенства.
2.Рассмотреть способ решения, выделив алгоритм.
Учитель проговаривает основные этапы работы:
1.2 учащихся изучили данную тему и поделятся своим пониманием.
Причем рассказывать тему они будут в роли диалога: учителя и слабого
ученика, задающего вопросы и пытающегося обобщить информацию.
2. Оценивание их рассказа экспертами по указанным критериям.
3. Проверка результата работы всего класса в тетрадях по
разработанным критериям. Самостоятельная работа по пройденному
материалу.
4. Подведение итогов работы. Домашнее задание: разноуровневые
карточки-задания (на столах).
Выберем экспертов: 2 человека отсаживаются. Все остальные
обучающиеся на листах А4 или в конспекте ( по желанию) оформляют
информацию в виде таблицы, блок — схемы, творчески переработав и
сжав информацию.
2.Изучение материала.
2 обучающихся объясняют тему. «Учитель» рассказывает. «Ученик»
задает вопросы и переводит все на простой язык.
Выделяется 5 этапов при решении:
1. Введение функции.
2.Направление ветвей.
3.Решение квадратного уравнения.
4. Эскиз параболы.
5. Ответ.
В результате диалога выделяются различные варианты в решении: D=0;
D ˂ 0; D˃0.
После объяснения материала эксперты оценивают объяснение по
критериям: правильность формулировок, строгость и четкость в
изложении, знание старого материала, способность заинтересовать.
Учитель собирает конспекты, карты и отдает лучшим ученикам на
проверку. На данном этапе у учащихся формируется научный аппарат,
умение анализировать ситуацию и применять соответствующие методы
решений, выполнять необходимые преобразования.
Умения обрабатывать информацию и излагать материал окружающим,
исследовать решения заданий в нестандартных ситуациях, проявлять
высокий уровень самостоятельности, осуществлять контроль и
самоконтроль, планировать выступление и доступно излагать материал.
3.Физкультминутка
4. Лучшие обучающиеся проверяют конспекты, выбирая лучший и
оценивая по критериям: оригинальность, творческий подход,
лаконичность, использование математических символов, аккуратность,
полнота. Все остальные в классе работают по заданиям на карточках.
Задание-решить 3 квадратных неравенства (1-й уровень). 3 квадратных
неравенства 2-ого уровня. Работы просматриваются и собираются на
проверку учителем.
4.Подведение итогов.
Учитель сообщает о следующем этапе в работе: оценивание творческой
работы в конспектах. Обучающиеся: «учитель и ученик», выделяют
лучшую работу и делятся впечатлениями и замечаниями.
Учитель беседует с учащимися: достигли мы цели, которые были
поставлены в начале урока? на какие вопросы вы услышали ответы?
Какие способ решения рассмотрели? Как решить неравенство, если
дискриминант отрицательный?
- продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал….»
- Как вы думаете: над чем нам следует поработать на следующем
уроке?
5. Домашнее задание (карточки-задания на столах)
1.Учить теорию по конспекту.
Комментирует домашнее задание: 1. Задание по уровням: сильным
учащимся задания 2 уровня№34.3-34.5(а б в), слабым 1 уровня-34.1,
34.2 (а б)
2.Приготовить «умные вопросы по данной теме».