Напоминание

Учим детей сочинять стихи


Автор: Смирнова Людмила Ермиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФКГДОУ Детский сад№145
Населённый пункт: Московская область, Можайск-3
Наименование материала: статья
Тема: Учим детей сочинять стихи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учим старших дошкольников придумывать стихи

Смирнова Л.Е., воспитатель высшей категории

ФГК ДОУ «Детский сад № 145»

Министерства обороны Российской Федерации

Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих воз-

можностей, чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необ-

ходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось

созидательное восприятие мира. Именно в дошкольном возрасте возникают

все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки

самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельно-

сти ребёнка – словесное творчество. И тут на помощь приходят стихи, поэти-

ческое творчество. В них всё исполнено глубокого смысла, образности, поэ-

тического звучания.

Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть

свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет

ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познаватель-

ной эстетической среды. Общественно-педагогическая ценность творчества

детей очевидна, так как ребёнок выявляет своё понимание окружающего,

своё отношение к нему и помогает раскрыть свой внутренний мир, особен-

ности представлений, интересов. В своём творчестве ребёнок открывает что-

то новое для себя, а для окружающих новое о себе. Б.В. Афанасьев писал:

«Ребёнок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степе-

ни, становится другим. Воспитание не будет успешным, если не вызывать у

детей творческого инстинкта и не воспитывать их творческие навыки».

Хочу поделиться педагогическим опытом по развитию словесного стихо-

творного творчества у детей дошкольного возраста. Работая воспитателем в

детском саду много лет, я заметила, что дети очень любят различные рифмо-

ванные выражения: считалки, дразнилки, заклички, мирилки и другие ма-

лые формы устного народного творчества, которые тут же превращали в иг-

ровое действие. Опираясь на эту особенность детей, интерес к рифме, подо-

брала словесные игры и творческие задания, в которых нужно было состав-

лять рифмованные сочетания слов. Рифмованные сочетания слов вызывают в

воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыс-

лить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор ребенка.

Любая игра, сопровождающая текстом, намного интересней обычной. Ведь

даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. А за

счёт пополнения словарного запаса происходит и речевое развитие дошколь-

ника. Поэтому, чем раньше научить ребенка мыслить рифмами, тем ярче и

1

яснее он будет выражать свои мысли, мнение. Ритм стихотворений способ-

ствует активизации различных аналитических систем, становлению умствен-

ных способностей.

Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к сочинительству.

Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Из наблюде-

ний за детьми заметила, что одни дети сами могут сочинять, если им подо-

брать рифму. Другие - сами выберут тему для нового словосочетания, но бу-

дут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и

сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. А также взрослому

важно использовать похвалу для развития дальнейших успехов ребёнка.

Необходимо соблюдение условий и организации творческой атмосферы:

1) Создание ситуации «новизны», «неожиданности», «сюрпризности», внесе-

ние новых атрибутов для поддержания эмоциональности, мотивации, актив-

ности детей.

2) Побуждение повторно пережить эмоциональное состояние, связанное с ху-

дожественным произведением.

3) Создание ситуаций, которые побуждают к смене эмоционального состоя-

ния (радость, гнев, легкая грусть.)

4) Обращение к личному опыту, привлечение внимания к определённому от-

рывку произведения, общение по поводу пережитых чувств, воссоздание поэ-

тического образа.

5) Улавливая искреннее отношение, настроение педагога, дети, подражая,

проникаются теми же чувствами.

Главная задача была - создать атмосферу радости, торжества, желания

«играть» со словами, при реализации которой формируются речевые навыки

словоупотребления, усиливается языковое чутьё, внимание и живой интерес

к художественному слову.

Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой, можно использовать загад-

ки, ответ которых рифмован. В своей работе использовала следующие приё-

мы, которые помогают научить детей сочинять собственные стихи:

- вставить в стихотворную строчку пропущенное слово;

«Мы не ляжем рано спать

Дочку надобно……(купать)

Тёплую водичку

Льём на нашу…….» (птичку).

- подобрать рифму к словам (например, самолет-полет, мороз-нос);

- сочинить загадку (например, рыжий маленький зверек, по деревьям скок

да скок, там орешки собирает на зиму их запасает: белочка, эту загадку сочи-

нили вместе с детьми);

- вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (осень, листопад,

игрушки). Например, «Листопад, листопад с березы листики летят).

2

Использовала возможности разнообразных игр, например: игра «Найди

лишнее» - из четырёх слов найти лишнее: палка, галка, ночь, скакалка; при

чем не только найти, но и обосновать, почему лишнее. Затем придумываем

рифмы с этими словами, используя прием состязания «Кто лучше, кто бы-

стрее, кто поэтичнее» - это очень увлекательная игра.

Другим примером может служить игра «Продолжалки», чтение стихотвор-

ных строк, а дети продолжают дальше в рифму:

Пчелы в сад к нам прилетели (воспитатель),

На цветочки они сели (дети).

Мы за ними наблюдали (воспитатель)

Громко так они жужжали (дети).

Игра «Допиши две строчки», воспитатель придумывает первые две строч-

ки, а дети две последние. Например:

«В гости к нам пришел Барбос

Белый хвостик черный нос.

По участку пробежал

Всех ребяток напугал» (сочинили вместе с детьми).

Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова», воспитатель называет де-

тям по 2 слова, а дети должны придумать с ними рифмованные строки (жда-

ли - увидали, ура – зима). Пример совместного стихотворения (авторская

разработка):

«В сентябре мы осень ждали.

Вдруг мы снег все увидали.

Дети крикнули: «Ура!»

Снова к нам пришла зима!

Будем Новый год встречать

И подарки получать!»

Ванечка сказал так строго:

«Ведь зимою новый год,

Этот снег сейчас пройдет.

Все напутала зима,

Осень в гости к нам пришла!»

Игра «Угадай-ка», называю по два слова, а дети должны поднять фишку,

если слова рифмуются.

Коллективное и индивидуальное создание стихотворений, игры: «Кто

больше подберёт рифм?».

Играя с детьми, я заметила, что у детей появилась огромная потребность в

словотворчестве, многие дети хотят сами сочинить хотя бы короткие четверо-

стишье. Темой для стихотворения может быть всё, что окружает дошкольни-

ка и привлекает его внимание: друзья, игрушки, животные...

3

Детям дошкольного возраста свойственно быстро сочинять и так же бы-

стро забывать собственное сочинительство, поэтому я записывала, а потом

отпечатывала совместные стихи детей, у нас в группе есть альбом «Наши

стихи» (совместное творчество).

Подводя итог сказанному, важно выделить этапы сочинения стихов:

-формирование интереса к сочинению собственных стихов;

-воспитание фонематического слуха, ритма, поэтического чутья;

-сочинение собственных стихов.

-создание творческой атмосферы, доброжелательное отношение взрослого;

-обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать, используя

метафоры, образные определения, эпитеты;

-знакомство с построением стихотворений; научить чувствовать ритм, звуча-

ние, рифму;

-умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях.

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что дети в процессе

творческой деятельности получают возможность выразить свою индивиду-

альность, свой удивительный внутренний мир, а самое главное они получают

огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания

собственного мини-стихотворения. Многие современные дети не любят чи-

тать и учить стихи, но зато они любят их сочинять! Так давайте воспользуем -

ся этим, чтобы воспитать из детей грамотных читателей!

Используемая литература.

1.

Кодолбенко

Е.А.

Зашифрованные

скороговорки.-

М.:

ТЦ

Сфера,

2011.- 32с.

2.

Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память // Ребенок в детском

саду. -2004. № 2. С. 59-62.

3.

Матосьян М.А. Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР.//

Логопед. 2011. №9.

4.

Сергеева Т.В. Игровые рифмовки. // Логопед. 2006. №1.

5.

Шинкаренко

Л.Н.

Детская

поэзия

как

средство

приобщения

до-

школьников к чтению. // Логопед. 2011. №8.

Приложение

Совместное творчество, наши стихи:

Детский сад.

Утром рано я встаю

На работу в сад иду.

4

В саду ждут меня ребята

Варя, Вера дошколята.

«Здравствуй Милая Имила»-

Маша громко говорила,

А Данечка все молчал

Головой только кивал.

Утроим весело у нас

Хоть от «горя» иди в пляс.

Кто-то плачет, кто кричит

Святослав громко визжит.

Сколько сил, терпенья надо

Чтобы не сбежать из сада.

Но я все перетерплю

Деток я своих люблю!

( о первых днях детей в детском саду)

ЕЖ

Еж колючий к нам пришел,

Яблочка он просит.

К ежу Рома подошел

Его погладить хочет.

«Ох, не трогал бы ежа»-

Верочка сказала.

И в песочницу играть

Быстро убежала.

Рома тихо так сказал: «Что же здесь такого?

Я не сделаю ему

Ничего плохого».

Кормушка

Мы кормушку смастерили

К дереву ее прибили.

Каждый день по утрам

Прилетают птицы к нам.

ЛИСТОПАД

Листопад! Листопад!

С березы листики летят.

Как монетки золотые

На траве они лежат.

По листочкам зашагали

Листья громко зашуршали:

«Ши-ши-ши - до чего мы хороши!»

Тут и ветер прилетел,

Свою песенку запел:

5

« У-У-У я листочки унесу!»

Посильнее ветер дунул,

Закружились листья в ряд!

Вот такой у нас осенний

Золотистый листопад! (стихи после наблюдения на прогулке)

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники