Автор: Смирнова Людмила Ермиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФКГДОУ Детский сад№145
Населённый пункт: Московская область, Можайск-3
Наименование материала: статья
Тема: Учим детей сочинять стихи
Раздел: дошкольное образование
Учим старших дошкольников придумывать стихи
Смирнова Л.Е., воспитатель высшей категории
ФГК ДОУ «Детский сад № 145»
Министерства обороны Российской Федерации
Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих воз-
можностей, чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необ-
ходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось
созидательное восприятие мира. Именно в дошкольном возрасте возникают
все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки
самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельно-
сти ребёнка – словесное творчество. И тут на помощь приходят стихи, поэти-
ческое творчество. В них всё исполнено глубокого смысла, образности, поэ-
тического звучания.
Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть
свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет
ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познаватель-
ной эстетической среды. Общественно-педагогическая ценность творчества
детей очевидна, так как ребёнок выявляет своё понимание окружающего,
своё отношение к нему и помогает раскрыть свой внутренний мир, особен-
ности представлений, интересов. В своём творчестве ребёнок открывает что-
то новое для себя, а для окружающих новое о себе. Б.В. Афанасьев писал:
«Ребёнок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степе-
ни, становится другим. Воспитание не будет успешным, если не вызывать у
детей творческого инстинкта и не воспитывать их творческие навыки».
Хочу поделиться педагогическим опытом по развитию словесного стихо-
творного творчества у детей дошкольного возраста. Работая воспитателем в
детском саду много лет, я заметила, что дети очень любят различные рифмо-
ванные выражения: считалки, дразнилки, заклички, мирилки и другие ма-
лые формы устного народного творчества, которые тут же превращали в иг-
ровое действие. Опираясь на эту особенность детей, интерес к рифме, подо-
брала словесные игры и творческие задания, в которых нужно было состав-
лять рифмованные сочетания слов. Рифмованные сочетания слов вызывают в
воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыс-
лить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор ребенка.
Любая игра, сопровождающая текстом, намного интересней обычной. Ведь
даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. А за
счёт пополнения словарного запаса происходит и речевое развитие дошколь-
ника. Поэтому, чем раньше научить ребенка мыслить рифмами, тем ярче и
1
яснее он будет выражать свои мысли, мнение. Ритм стихотворений способ-
ствует активизации различных аналитических систем, становлению умствен-
ных способностей.
Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к сочинительству.
Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Из наблюде-
ний за детьми заметила, что одни дети сами могут сочинять, если им подо-
брать рифму. Другие - сами выберут тему для нового словосочетания, но бу-
дут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и
сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. А также взрослому
важно использовать похвалу для развития дальнейших успехов ребёнка.
Необходимо соблюдение условий и организации творческой атмосферы:
1) Создание ситуации «новизны», «неожиданности», «сюрпризности», внесе-
ние новых атрибутов для поддержания эмоциональности, мотивации, актив-
ности детей.
2) Побуждение повторно пережить эмоциональное состояние, связанное с ху-
дожественным произведением.
3) Создание ситуаций, которые побуждают к смене эмоционального состоя-
ния (радость, гнев, легкая грусть.)
4) Обращение к личному опыту, привлечение внимания к определённому от-
рывку произведения, общение по поводу пережитых чувств, воссоздание поэ-
тического образа.
5) Улавливая искреннее отношение, настроение педагога, дети, подражая,
проникаются теми же чувствами.
Главная задача была - создать атмосферу радости, торжества, желания
«играть» со словами, при реализации которой формируются речевые навыки
словоупотребления, усиливается языковое чутьё, внимание и живой интерес
к художественному слову.
Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой, можно использовать загад-
ки, ответ которых рифмован. В своей работе использовала следующие приё-
мы, которые помогают научить детей сочинять собственные стихи:
- вставить в стихотворную строчку пропущенное слово;
«Мы не ляжем рано спать
Дочку надобно……(купать)
Тёплую водичку
Льём на нашу…….» (птичку).
- подобрать рифму к словам (например, самолет-полет, мороз-нос);
- сочинить загадку (например, рыжий маленький зверек, по деревьям скок
да скок, там орешки собирает на зиму их запасает: белочка, эту загадку сочи-
нили вместе с детьми);
- вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (осень, листопад,
игрушки). Например, «Листопад, листопад с березы листики летят).
2
Использовала возможности разнообразных игр, например: игра «Найди
лишнее» - из четырёх слов найти лишнее: палка, галка, ночь, скакалка; при
чем не только найти, но и обосновать, почему лишнее. Затем придумываем
рифмы с этими словами, используя прием состязания «Кто лучше, кто бы-
стрее, кто поэтичнее» - это очень увлекательная игра.
Другим примером может служить игра «Продолжалки», чтение стихотвор-
ных строк, а дети продолжают дальше в рифму:
Пчелы в сад к нам прилетели (воспитатель),
На цветочки они сели (дети).
Мы за ними наблюдали (воспитатель)
Громко так они жужжали (дети).
Игра «Допиши две строчки», воспитатель придумывает первые две строч-
ки, а дети две последние. Например:
«В гости к нам пришел Барбос
Белый хвостик черный нос.
По участку пробежал
Всех ребяток напугал» (сочинили вместе с детьми).
Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова», воспитатель называет де-
тям по 2 слова, а дети должны придумать с ними рифмованные строки (жда-
ли - увидали, ура – зима). Пример совместного стихотворения (авторская
разработка):
«В сентябре мы осень ждали.
Вдруг мы снег все увидали.
Дети крикнули: «Ура!»
Снова к нам пришла зима!
Будем Новый год встречать
И подарки получать!»
Ванечка сказал так строго:
«Ведь зимою новый год,
Этот снег сейчас пройдет.
Все напутала зима,
Осень в гости к нам пришла!»
Игра «Угадай-ка», называю по два слова, а дети должны поднять фишку,
если слова рифмуются.
Коллективное и индивидуальное создание стихотворений, игры: «Кто
больше подберёт рифм?».
Играя с детьми, я заметила, что у детей появилась огромная потребность в
словотворчестве, многие дети хотят сами сочинить хотя бы короткие четверо-
стишье. Темой для стихотворения может быть всё, что окружает дошкольни-
ка и привлекает его внимание: друзья, игрушки, животные...
3
Детям дошкольного возраста свойственно быстро сочинять и так же бы-
стро забывать собственное сочинительство, поэтому я записывала, а потом
отпечатывала совместные стихи детей, у нас в группе есть альбом «Наши
стихи» (совместное творчество).
Подводя итог сказанному, важно выделить этапы сочинения стихов:
-формирование интереса к сочинению собственных стихов;
-воспитание фонематического слуха, ритма, поэтического чутья;
-сочинение собственных стихов.
-создание творческой атмосферы, доброжелательное отношение взрослого;
-обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать, используя
метафоры, образные определения, эпитеты;
-знакомство с построением стихотворений; научить чувствовать ритм, звуча-
ние, рифму;
-умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что дети в процессе
творческой деятельности получают возможность выразить свою индивиду-
альность, свой удивительный внутренний мир, а самое главное они получают
огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания
собственного мини-стихотворения. Многие современные дети не любят чи-
тать и учить стихи, но зато они любят их сочинять! Так давайте воспользуем -
ся этим, чтобы воспитать из детей грамотных читателей!
Используемая литература.
1.
Кодолбенко
Е.А.
Зашифрованные
скороговорки.-
М.:
ТЦ
Сфера,
2011.- 32с.
2.
Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память // Ребенок в детском
саду. -2004. № 2. С. 59-62.
3.
Матосьян М.А. Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР.//
Логопед. 2011. №9.
4.
Сергеева Т.В. Игровые рифмовки. // Логопед. 2006. №1.
5.
Шинкаренко
Л.Н.
Детская
поэзия
как
средство
приобщения
до-
школьников к чтению. // Логопед. 2011. №8.
Приложение
Совместное творчество, наши стихи:
Детский сад.
Утром рано я встаю
На работу в сад иду.
4
В саду ждут меня ребята
Варя, Вера дошколята.
«Здравствуй Милая Имила»-
Маша громко говорила,
А Данечка все молчал
Головой только кивал.
Утроим весело у нас
Хоть от «горя» иди в пляс.
Кто-то плачет, кто кричит
Святослав громко визжит.
Сколько сил, терпенья надо
Чтобы не сбежать из сада.
Но я все перетерплю
Деток я своих люблю!
( о первых днях детей в детском саду)
ЕЖ
Еж колючий к нам пришел,
Яблочка он просит.
К ежу Рома подошел
Его погладить хочет.
«Ох, не трогал бы ежа»-
Верочка сказала.
И в песочницу играть
Быстро убежала.
Рома тихо так сказал: «Что же здесь такого?
Я не сделаю ему
Ничего плохого».
Кормушка
Мы кормушку смастерили
К дереву ее прибили.
Каждый день по утрам
Прилетают птицы к нам.
ЛИСТОПАД
Листопад! Листопад!
С березы листики летят.
Как монетки золотые
На траве они лежат.
По листочкам зашагали
Листья громко зашуршали:
«Ши-ши-ши - до чего мы хороши!»
Тут и ветер прилетел,
Свою песенку запел:
5
« У-У-У я листочки унесу!»
Посильнее ветер дунул,
Закружились листья в ряд!
Вот такой у нас осенний
Золотистый листопад! (стихи после наблюдения на прогулке)
6