Напоминание

Проектирование основной образовательной программы ДО: особенности организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников


Автор: Гамбалевская Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Сланцевский детский сад № 5"
Населённый пункт: г.Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектирование основной образовательной программы ДО: особенности организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи:
1. Совершенствование работы с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребёнка в семье в рамках реализации системного информирования об особенностях ФГОС ДО и формирования социального заказа по дошкольному образованию. 3. Оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 4. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. 5. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ. 6. Удовлетворение родителей дополнительными образовательными услугами (в том числе платными).
Направления взаимодействия педагога с родителями
1. Педагогический мониторинг. Цель: изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Методы диагностики: анкетирование родителей, беседа с родителями, наблюдение за общением родителей и детей. 2. Педагогическое образование родителей. Ориентировано на потребности родителей группы для развития активной, компетентной позиции родителя. Цель: определение наиболее значимых тем для педагогического образования родителей группы, установление партнерских взаимоотношений между детьми и родителями. 3. Педагогическая поддержка. Цель: установить контакт с родителями, показав особую роль семьи в развитии ребенка; поддерживать интерес родителей к особенностям развития их ребенка, организации жизни в дошкольном учреждении; включение родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливание их на совместное развитие ребенка.
4. Совместная деятельность педагогов и родителей Цель: развитие совместного общения взрослых и детей, сплочение родителей и педагогов для разностороннего развития ребенка. Осуществление полноценного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно
при следующих условиях:
• готовности педагогов к взаимодействию с родителями, настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей, • определения значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие, • разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, • создания материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Принципы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения:
• целенаправленность — ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей; • адресность — учета образовательных потребностей родителей; • доступность — учет возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал; • индивидуализация — преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей; • участие заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в иници- ировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.



Формы взаимодействия с семьей



Содержание взаимодействия с семьей воспитанников по образовательным

областям
Образовательная область «Физическое развитие» • Изучение состояния здоровья детей. • Посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы в семье и определения путей оздоровления каждого ребенка в детском саду. • Формирование банка данных об особенностях развития и медико-гигиенических условиях жизни ребенка в семье • Создание в дошкольном учреждении и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей (зоны физической активности, закаливающие процедуры и т.п.). • Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни: выполнение общегигиенических требований; рациональный режим дня; полноценное сбалансированное питание; закаливание; стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание
Формы работы

с семьей

Социально-

педагогическая

диагностика (беседа,

анкетирование)

Дни открытых

дверей

Посещение педагогами

семей воспитанников

Родительские

собрания

Совет ДОУ

Издание брошюр и

буклетов

Консультации

Экскурсии

Участие в субботниках,

благоустройстве

Выставки

совместного

творчества

Мастер- классы

Информацион-ный

стенд

Тренинги

Сайт

детского сада

Школа молодой

семьи

Проектная

деятельность

Работа

адаптационной

группы

дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря; совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. • Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно- оздоровительной работы в дошкольном учреждении. • Тренинг родителей по использованию приемов и методов оздоровления (физические упражнения, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и т.д.) с целью профилактики заболеваний детей. • Создание и поддержание традиций проведения совместно с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья. • Использование различных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: игры с детьми и родителями на прогулке, конкурс на самый лучший участок детского сада, выпуск газет о проведенных спортивных мероприятиях. • Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» • Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей. • Изучение детско-родительских отношений, семейных традиций. • Привлечение родителей к составлению соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. • Выработка единой системы гуманистических требований в дошкольном учреждении и в семье. • Подчеркивание ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности. • Показ родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения; необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. • Консультирование родителей: предупреждение использования методов, унижающих достоинство ребенка; значение методов по повышению его самооценки; значение роли родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения; значение роли взрослого в формировании поведения ребенка; возможности трудового воспитания в семье и детском саду; • Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания. • Введение и поддержание традиции в семье и детском саду. • Проведение совместных с родителями мероприятий: тематические вечера, досуг «Неразлучные друзья взрослые и дети», театрализованные постановки, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада и т.д., способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости. • Ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. • Ознакомление с лучшим опытом семейного воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
• Информирование родителей об опасных для здоровья ребенка ситуациях, возникающих дома, на улице, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них; развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности; о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи — «01», «02» и «03» и т. д.). • Привлечение родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. • Побуждение родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. • Ориентирование родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной правилам этикета, безопасного поведения, различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Образовательная область «Познавательное развитие» • Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей по вопросам развития у детей познавательных способностей. • Создание в дошкольном учреждении и семье условий для развития у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками. • Ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по ознакомлению детей с окружающим социальным миром, расширению кругозора детей, формированию целостной картины мира. • Консультирование родителей: ориентирование родителей на ценность детских вопросов; побуждение находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов; значение прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). • Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления. • Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. • Оказание помощи в планировании, а также предложение готовых маршрутов выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан. • Разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Моя семья», «Город, в котором я живу», «Дары осени», «Народные традиции », «Дорожная безопасность» и другие. • Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). • Проведение совместных с родителями мероприятий: походы на природу, в музей, театр, изготовление кормушек и скворечников для птиц, семейные конкурсы, игры-викторины с целью укрепления доверительных отношений с взрослыми.
• Ориентирование родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной миру природы,

социокультурным ценностям, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. • Выработка единой системы в воспитании любви к природе, желания беречь ее в дошкольном учреждении и в семье. • Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы. • Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов (вырезки, фото, открытки, значки) • Создание в группе при поддержке родителей выставок: «Неизведанное рядом», «Это Родина моя», «Красоты природы», «История вещей», «Предметы русского быта» и другие с целью расширения кругозора дошкольников. • Совместная работа ребенка с родителями над фотоальбомами, семейными газетами: «История моей семьи», «Мы путешествуем», «Мои любимые животные», «Мы любим спорт», «У бабушки в деревне» и другие. • Введение традиции «Обмен радостными впечатлениями». Совместная деятельность созданию фотогазеты «Наш выходной день», «Наш отдых». • Совместная работа педагога, родителей и ребенка по созданию альбома «Наши интересы и достижения», «Путешествие в прошлое предметов» и другие. • Создание тематических выставок детских книг из семейных библиотек, выставки семейных игрушечных реликвий на тему «Друзья детства». • Составление альбомов и коллекций по темам (животные, птицы, рыбы, цветы и т.д.). • Игротека в ДОУ с приглашением родителей и других членов семьи. Образовательная область «Речевое развитие» • Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье. • Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей по вопросам речевого развития детей. • Создание в дошкольном учреждении и семье условий для развития свободного общения детей с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. • Ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; воспитанию интереса и любви к чтению. • Информирование родителей об использовании каждой возможности для об- щения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. • Консультирование родителей: ориентирование родителей на ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями; значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения; значение домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. • Побуждение родителей помогать ребенку, устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
• Привлечение родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству: участие в деятельности «Школы молодой семьи», диспутах, коммуникативных тренингах, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний и досугов детей, способствующих развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников. • Проведение совместных с родителями мероприятий: конкурсы, литературные гостиные и викторины, театрализованные постановки, встречи работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. • Оказание педагогической поддержки по коррекции речевых нарушений. • Ориентирование родителей в выборе произведений для семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка; художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка. • Проведение мастер-класса «Давайте поиграем» (речевые игры), «Методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой». • Привлечение родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство. • Привлечение родителей к совместным экскурсиям в библиотеку. • Поддержка контактов семьи с детской библиотекой. • Совместная работа ребенка с родителями над альбомами по художественным произведениям. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» • Анкетирование родителей для изучения их представлений об художественно- эстетическом воспитании детей. • Создание в дошкольном учреждении и семье условий для развития восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). • Ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по формированию у детей эстетического отношения к предметам и явлениям окружа- ющего мира, произведениям искусства; воспитанию интереса к художественно- творческой деятельности. • Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребенка: «Знакомим детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных способностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства». • Проведение «Круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольника. • Проведение практикумов для родителей: знакомство с различными техниками изобразительной деятельности, изготовление кукол-оберегов. • Привлечение родителей к посещению детьми учреждений дополнительного образования и культуры: художественной и музыкальной школ, дома детского творчества; совместное посещение выставок, музеев, концертных площадок, театров. • Проведение праздников, досугов и музыкальных вечеров с привлечением
родителей; выступление вместе с детьми. • Организация театрализованных игр с участием родителей. • Организация конкурсов и выставок детского творчества и совместных тематических выставок детей и родителей. • Посещение концертов в музыкальной школе с целью развития у детей интереса к музыке. • Посещение библиотеки с целью знакомства с произведениями детской художественной литературы по предложенной теме. • Посещение выставки произведений декоративно-прикладного искусства с в музее. • Посещение виртуального музея «Залы Русского музея». • Проведение народных праздников: «Масленица», «Посиделки», «На завалинке».
Результат взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
• развитие родительской компетентности, умений воспитывать и развивать своего ребенка • улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании, • в осознании родителями значимости своей педагогической деятельности, • в появлении родительской ответственности, • в более оптимистическом взгляде родителей на возможности влияния семьи на формирование личности ребенка, • реализация творческого потенциала детей и родителей.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников
Заседания Совета ДОУ. Заведующий не менее 4 раз в год Заседания родительского комитета. Заведующий октябрь, февраль, май Консультации для родителей (тренинги, мастер-классы) воспитатели групп ноябрь, март Родительские собрания в нетрадиционной форме, дискуссии, круглые столы. воспитатели групп сентябрь, январь, май Информирование через наглядно- текстовые материалы (стенды), сайт детского сада. воспитатели ежемесячно Анкетирование родителей(изучение семьи и ее образовательных запросов) Заведующий, воспитатели групп сентябрь, январь, май День открытых дверей для родителей «Использование разнообразных форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми в режиме дня дошкольного учреждения». воспитатели групп февраль Дни здоровья совместно с родителями в группах дошкольного возраста. воспитатели групп октябрь Тематические вечера с родителями по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей (в группах старшего дошкольного возраста). воспитатели групп ноябрь Организация работы «Школы молодой семьи» для родителей групп раннего возраста. заместитель заведующего по ВР и Б. октябрь - апрель Тематические праздники и развлечения по реализации образовательных и семейных проектов. воспитатели групп, специалисты 1 раз в 2 месяца Совместные физкультурные занятия «Вместе с мамой», «Вместе с папой». инструктор по физ. культуре ежемесячно Семейный досуг в группах среднего и старшего дошкольного возраста «Неразлучные друзья взрослые и дети». воспитатели групп февраль, апрель Спортивный праздник в группах старшего дошкольного возраста «Папа, мама, я – спортивная семья». инструктор по физ. культуре апрель Работа адаптационной группы «Я расту» для детей, поступающих в ДОУ, и их родителей. Воспитатель, принимающий детей в новом учебном году февраль-август Тематические выставки совместных работ. воспитатели групп 1 раз в квартал

План работы «Школы молодой семьи»

на 2013-2014 учебный год



Тема занятия

Срок, ответственный
1. Функции современной семьи. Значение семьи в воспитании и обучении детей. Октябрь, заместитель заведующегопо ВР и Б Иванова Е.И. 2. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Кризисная модель человеческой жизни. Ноябрь, заместитель заведующегопо ВР и Б Иванова Е.И. 3. Уроки общения с ребенком. Декабрь, заместитель заведующего по ВР и Б Иванова Е.И. 4. Формирование у детей младшего дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни. Февраль, инструктор по физической культуре Подольская О.А. 5. Приобщение к музыке – залог гармоничного развития личности ребёнка. Март, музыкальный руководитель Луткова Е.А. 6. Игра и игрушки, как эффективное средство педагогического воздействия на ребёнка. Апрель, воспитатель группы №4 Шабрина О.А.
План работы «Школы молодой семьи»

на 2014-2015 учебный год



Тема занятия

Срок, ответственный
1. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста Октябрь, заместитель заведующегопо ВР и Б Иванова Е.И. 2. Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Ноябрь, воспитатель группы №8 Селеван А.Ф. 3. Игры и игровые упражнения для формирования элементарных математических представлений у детей 3-го года жизни Декабрь, воспитатель группы №1 Кузнецова Т.В. 4. Основные виды нарушений звукопроизношения и способы их выявления у детей 3-х летнего возраста Февраль, воспитатель группы №8 Комарова Е.Ф. 5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии требованиями ФГОС ДО Март, заместитель заведующего по ВР и Б Иванова Е.И. 6. Итоговое занятие. Тест на выявление педагогической грамотности родителей. Анкетирование родителей. Апрель, заместитель заведующего по ВР и Б Иванова Е.И.


В раздел образования