Проектирование основной образовательной программы ДО: особенности организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников
Автор: Гамбалевская Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Сланцевский детский сад № 5" Населённый пункт: г.Сланцы, Ленинградская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Проектирование основной образовательной программы ДО: особенности организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Раздел: дошкольное образование
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных
с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на
участие в жизни детского сада.
Задачи:
1.
Совершенствование работы с коллективом ДОУ по организации взаимодействия
с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
воспитанников, как организаторов воспитания ребёнка в семье в рамках реализации
системного информирования об особенностях ФГОС ДО и формирования социального
заказа по дошкольному образованию.
3.
Оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
4.
Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми.
5.
Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ.
6.
Удовлетворение родителей дополнительными образовательными услугами (в
том числе платными).
Направления взаимодействия педагога с родителями
1.
Педагогический мониторинг.
Цель: изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания,
педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях.
Методы диагностики: анкетирование родителей, беседа с родителями, наблюдение
за общением родителей и детей.
2.
Педагогическое образование родителей.
Ориентировано
на
потребности
родителей
группы
для
развития
активной,
компетентной позиции родителя.
Цель:
определение наиболее
значимых
тем
для
педагогического
образования
родителей
группы,
установление
партнерских
взаимоотношений
между
детьми
и
родителями.
3.
Педагогическая поддержка.
Цель: установить контакт с родителями, показав особую роль семьи в развитии
ребенка;
поддерживать
интерес
родителей
к
особенностям
развития
их
ребенка,
организации
жизни
в
дошкольном
учреждении;
включение
родителей
в
активное
сотрудничество с педагогами группы, нацеливание их на совместное развитие ребенка.
4.
Совместная деятельность педагогов и родителей
Цель: развитие совместного общения взрослых и детей, сплочение родителей и
педагогов для разностороннего развития ребенка.
Осуществление полноценного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
возможно при следующих условиях:
•
готовности педагогов к взаимодействию с родителями,
настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей,
•
определения значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым
будет осуществляться взаимодействие,
•
разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей дошкольников,
•
создания материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие
дошкольного учреждения и семьи.
Принципы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения:
•
целенаправленность — ориентация на цели и приоритетные задачи
образования родителей;
•
адресность — учета образовательных потребностей родителей;
•
доступность — учет возможностей родителей освоить предусмотренный
программой учебный материал;
•
индивидуализация — преобразование содержания, методов обучения и
темпов
освоения
программы
в
зависимости
от
реального
уровня
знаний
и
умений родителей;
•
участие заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в иници-
ировании,
обсуждении
и
принятии
решений,
касающихся
содержания
образовательных программ и его корректировки.
Формы взаимодействия с семьей
Содержание взаимодействия с семьей воспитанников по образовательным
областям
Образовательная область «Физическое развитие»
•
Изучение состояния здоровья детей.
•
Посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения
физкультурно-оздоровительной работы в семье и определения путей оздоровления
каждого ребенка в детском саду.
•
Формирование банка данных об особенностях развития и медико-гигиенических
условиях жизни ребенка в семье
•
Создание в дошкольном учреждении и семье условий для укрепления здоровья и
снижения
заболеваемости
детей
(зоны
физической
активности,
закаливающие
процедуры и т.п.).
•
Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового
образа жизни: выполнение общегигиенических требований; рациональный режим дня;
полноценное сбалансированное питание; закаливание; стимулирование двигательной
активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес),
совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание
Формы работы
с семьей
Социально-
педагогическая
диагностика (беседа,
анкетирование)
Дни открытых
дверей
Посещение педагогами
семей воспитанников
Родительские
собрания
Совет ДОУ
Издание брошюр и
буклетов
Консультации
Экскурсии
Участие в субботниках,
благоустройстве
Выставки
совместного
творчества
Мастер- классы
Информацион-ный
стенд
Тренинги
Сайт
детского сада
Школа молодой
семьи
Проектная
деятельность
Работа
адаптационной
группы
дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря; совместное чтение
литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
•
Ознакомление
родителей
с
содержанием
и
формами
физкультурно-
оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
•
Тренинг
родителей
по
использованию
приемов
и
методов
оздоровления
(физические упражнения, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и
т.д.) с целью профилактики заболеваний детей.
•
Создание
и
поддержание
традиций
проведения
совместно
с
родителями
спортивных соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья.
•
Использование
различных
методов
для
привлечения
внимания
родителей
к
физкультурно-оздоровительной
сфере:
игры
с
детьми
и
родителями
на
прогулке,
конкурс
на
самый
лучший
участок
детского
сада,
выпуск
газет
о
проведенных
спортивных мероприятиях.
•
Ориентировать
родителей
на
формирование
у
ребенка
положительного
отношения к физкультуре и спорту.
Образовательная область «Социально
-
коммуникативное развитие»
•
Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения
обратной связи с семьей.
•
Изучение детско-родительских отношений, семейных традиций.
•
Привлечение родителей к составлению соглашения о сотрудничестве и плана
взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей.
•
Выработка
единой
системы
гуманистических
требований
в
дошкольном
учреждении и в семье.
•
Подчеркивание ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его
индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
•
Показ
родителям
значение
матери,
отца,
а
также
дедушек
и
бабушек,
воспитателей,
детей
(сверстников,
младших
и
старших
детей)
в
развитии
взаимодействия
ребенка
с
социумом,
понимания
социальных
норм
поведения;
необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка
домашних обязанностей.
•
Консультирование
родителей:
предупреждение
использования
методов,
унижающих достоинство ребенка; значение методов по повышению его самооценки;
значение роли родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей
успешную социализацию, усвоение гендерного поведения; значение роли взрослого в
формировании поведения ребенка; возможности
трудового воспитания в семье и
детском саду;
•
Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций
с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания.
•
Введение и поддержание традиции в семье и детском саду.
•
Проведение совместных с родителями мероприятий: тематические вечера, досуг
«Неразлучные
друзья
взрослые
и
дети»,
театрализованные
постановки,
акции
по
благоустройству
и
озеленению
территории
детского
сада
и
т.д.,
способствующей
формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения,
радости.
•
Ознакомление
родителей
с
формами
работы
дошкольного
учреждения
по
проблеме безопасности и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
•
Ознакомление с лучшим опытом семейного воспитания посредством выставок,
мастер-классов и других форм взаимодействия.
•
Информирование родителей
об опасных для здоровья ребенка ситуациях,
возникающих дома, на улице, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в
них; развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности; о том, что
должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых;
называть
свои
фамилию
и
имя;
при
необходимости
фамилию,
имя
и
отчество
родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной
помощи — «01», «02» и «03» и т. д.).
•
Привлечение родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы
жизни
дошкольников
и
формирующему
навыки
безопасного
поведения
во
время
отдыха.
•
Побуждение родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение
правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
•
Ориентирование родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной
правилам
этикета,
безопасного
поведения,
различным
профессиям,
труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Образовательная область «Познавательное развитие»
•
Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения
обратной связи с семьей по вопросам развития у детей познавательных способностей.
•
Создание в дошкольном учреждении и семье условий для развития у ребенка
потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками.
•
Ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по
ознакомлению детей с окружающим социальным миром, расширению кругозора детей,
формированию целостной картины мира.
•
Консультирование родителей: ориентирование родителей на ценность детских
вопросов; побуждение находить на них ответы посредством совместных с ребенком
наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной
литературы,
просмотра
художественных,
документальных
видеофильмов;
значение
прогулок
и
экскурсий
для
получения
разнообразных
впечатлений,
вызывающих
положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
•
Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных
консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка,
его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умение
общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с
родителями поиск путей их преодоления.
•
Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и
продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению
познавательной активности.
•
Оказание помощи в планировании, а также предложение готовых маршрутов
выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан.
•
Разработка
познавательных
проектов
совместно
с
родителями
и
детьми
по
темам: «Моя семья», «Город, в котором я живу», «Дары осени», «Народные традиции
», «Дорожная безопасность» и другие.
•
Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей,
подготовка атрибутов, ролевое участие).
•
Проведение совместных с родителями мероприятий: походы на природу, в
музей, театр, изготовление кормушек и скворечников для птиц, семейные конкурсы,
игры-викторины с целью укрепления доверительных отношений с взрослыми.
•
Ориентирование родителей на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной миру природы, социокультурным ценностям, просмотр
соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
•
Выработка единой системы в воспитании любви к природе, желания беречь ее
в дошкольном учреждении и в семье.
• Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением
результатов, которые становятся достоянием группы.
• Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов
(вырезки, фото, открытки, значки)
• Создание в группе при поддержке родителей выставок: «Неизведанное рядом»,
«Это Родина моя», «Красоты природы», «История вещей», «Предметы русского быта»
и другие с целью расширения кругозора дошкольников.
• Совместная работа ребенка с родителями над фотоальбомами, семейными
газетами: «История моей семьи», «Мы путешествуем», «Мои любимые животные»,
«Мы любим спорт», «У бабушки в деревне» и другие.
•
Введение традиции «Обмен радостными впечатлениями». Совместная
деятельность созданию фотогазеты «Наш выходной день», «Наш отдых».
• Совместная работа педагога, родителей и ребенка по созданию альбома «Наши
интересы и достижения», «Путешествие в прошлое предметов» и другие.
• Создание тематических выставок детских книг из семейных библиотек, выставки
семейных игрушечных реликвий на тему «Друзья детства».
•
Составление альбомов и коллекций по темам (животные, птицы, рыбы, цветы и
т.д.).
•
Игротека в ДОУ с приглашением родителей и других членов семьи.
Образовательная область «Речевое развитие»
•
Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье.
•
Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения
обратной связи с семьей по вопросам речевого развития детей.
•
Создание в дошкольном учреждении и семье условий для развития свободного
общения детей с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими.
•
Ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по
развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной
речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание
звуковой культуры речи; воспитанию интереса и любви к чтению.
•
Информирование родителей об использовании каждой возможности для об-
щения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с
ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии
взаимодействия с миром и др.
•
Консультирование родителей: ориентирование родителей на ценность
диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания
окружающего мира, обмена информацией и эмоциями; значение доброго, теплого
общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и
уместность как делового, так и эмоционального общения; значение домашнего
чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка,
словесного творчества.
•
Побуждение родителей помогать ребенку, устанавливать взаимоотношения со
сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную
(спорную) ситуацию.
•
Привлечение родителей к разнообразному по содержанию и формам
сотрудничеству: участие в деятельности «Школы молодой семьи», диспутах,
коммуникативных тренингах, подготовке концертных номеров (родители - ребенок)
для родительских собраний и досугов детей, способствующих развитию свободного
общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями
дошкольников.
•
Проведение совместных с родителями мероприятий: конкурсы, литературные
гостиные и викторины, театрализованные постановки, встречи работниками детской
библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия.
•
Оказание педагогической поддержки по коррекции речевых нарушений.
•
Ориентирование родителей в выборе произведений для семейного чтения в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка;
художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие
художественного вкуса ребенка.
•
Проведение мастер-класса «Давайте поиграем» (речевые игры), «Методы и
приемы ознакомления ребенка с художественной литературой».
•
Привлечение родителей к проектной деятельности (особенно на стадии
оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми).
Побуждать поддерживать детское сочинительство.
•
Привлечение родителей к совместным экскурсиям в библиотеку.
•
Поддержка контактов семьи с детской библиотекой.
•
Совместная работа ребенка с родителями над альбомами по художественным
произведениям.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
•
Анкетирование родителей для изучения их представлений об художественно-
эстетическом воспитании детей.
•
Создание в дошкольном учреждении и семье условий для развития восприятия
и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы;
становления эстетического отношения к окружающему миру;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
•
Ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения по
формированию у детей эстетического отношения к предметам и явлениям окружа-
ющего мира, произведениям искусства; воспитанию интереса к художественно-
творческой деятельности.
•
Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям
художественно-эстетического воспитания ребенка: «Знакомим детей с произведениями
художественной
литературы»,
«Как
создать
дома
условия
для
развития
художественных способностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами
искусства».
•
Проведение
«Круглого
стола»
с
целью
распространения
семейного
опыта
художественно-эстетического воспитания дошкольника.
•
Проведение практикумов для родителей: знакомство с различными техниками
изобразительной деятельности, изготовление кукол-оберегов.
•
Привлечение родителей к посещению детьми учреждений дополнительного
образования и культуры: художественной и музыкальной школ, дома детского
творчества; совместное посещение выставок, музеев, концертных площадок, театров.
•
Проведение праздников, досугов и музыкальных вечеров с привлечением
родителей; выступление вместе с детьми.
•
Организация театрализованных игр с участием родителей.
•
Организация
конкурсов
и
выставок
детского
творчества
и
совместных
тематических выставок детей и родителей.
•
Посещение концертов в музыкальной школе с целью развития у детей интереса
к музыке.
•
Посещение
библиотеки
с
целью
знакомства
с
произведениями
детской
художественной литературы по предложенной теме.
•
Посещение
выставки
произведений
декоративно-прикладного
искусства
с
в
музее.
•
Посещение виртуального музея «Залы Русского музея».
•
Проведение народных праздников: «Масленица», «Посиделки», «На завалинке».
Результат взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
•
развитие родительской компетентности, умений воспитывать и развивать своего
ребенка
•
улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании,
•
в осознании родителями значимости своей педагогической деятельности,
•
в появлении родительской ответственности,
•
в более оптимистическом взгляде родителей на возможности влияния семьи на
формирование личности ребенка,
•
реализация творческого потенциала детей и родителей.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников
Заседания Совета ДОУ.
Заведующий
не менее
4 раз в год
Заседания родительского комитета.
Заведующий
октябрь, февраль, май
Консультации для родителей (тренинги,
мастер-классы)
воспитатели
групп
ноябрь, март
Родительские собрания в нетрадиционной
форме, дискуссии, круглые столы.
воспитатели
групп
сентябрь, январь, май
Информирование через наглядно-
текстовые материалы (стенды), сайт
детского сада.
воспитатели
ежемесячно
Анкетирование родителей(изучение семьи
и ее образовательных запросов)
Заведующий,
воспитатели
групп
сентябрь, январь, май
День открытых дверей для родителей
«Использование разнообразных форм и
методов воспитательно-образовательной
работы с детьми в режиме дня
дошкольного учреждения».
воспитатели
групп
февраль
Дни здоровья совместно с родителями в
группах дошкольного возраста.
воспитатели
групп
октябрь
Тематические вечера с родителями по
обеспечению безопасности
жизнедеятельности детей (в группах
старшего дошкольного возраста).
воспитатели
групп
ноябрь
Организация работы «Школы молодой
семьи» для родителей групп раннего
возраста.
заместитель
заведующего
по ВР и Б.
октябрь - апрель
Тематические праздники и развлечения по
реализации образовательных и семейных
проектов.
воспитатели
групп,
специалисты
1 раз в 2 месяца
Совместные физкультурные занятия
«Вместе с мамой», «Вместе с папой».
инструктор по
физ. культуре
ежемесячно
Семейный досуг в группах среднего и
старшего дошкольного возраста
«Неразлучные друзья взрослые и дети».
воспитатели
групп
февраль, апрель
Спортивный праздник в группах старшего
дошкольного возраста «Папа, мама, я –
спортивная семья».
инструктор по
физ. культуре
апрель
Работа адаптационной группы «Я расту»
для детей, поступающих в ДОУ, и их
родителей.
Воспитатель,
принимающий
детей в новом
учебном году
февраль-август
Тематические выставки совместных работ.
воспитатели
групп
1 раз в квартал
План работы «Школы молодой семьи»
на 2013-2014 учебный год
№
Тема занятия
Срок, ответственный
1.
Функции современной семьи.
Значение семьи в воспитании и обучении детей.
Октябрь,
заместитель заведующегопо ВР и Б
Иванова Е.И.
2.
Возрастные особенности детей младшего
дошкольного возраста. Кризисная модель
человеческой жизни.
Ноябрь,
заместитель заведующегопо ВР и Б
Иванова Е.И.
3.
Уроки общения с ребенком.
Декабрь,
заместитель заведующего по ВР и Б
Иванова Е.И.
4.
Формирование у детей младшего дошкольного
возраста потребности в здоровом образе жизни.
Февраль,
инструктор по физической культуре
Подольская О.А.
5.
Приобщение к музыке – залог гармоничного
развития личности ребёнка.
Март,
музыкальный руководитель
Луткова Е.А.
6.
Игра и игрушки, как эффективное средство
педагогического воздействия на ребёнка.
Апрель,
воспитатель группы №4
Шабрина О.А.
План работы «Школы молодой семьи»
на 2014-2015 учебный год
№
Тема занятия
Срок, ответственный
1.
Особенности общения детей младшего
дошкольного возраста
Октябрь,
заместитель заведующегопо ВР и Б
Иванова Е.И.
2.
Воспитание самостоятельности у детей
младшего дошкольного возраста
Ноябрь,
воспитатель группы №8
Селеван А.Ф.
3.
Игры и игровые упражнения для формирования
элементарных математических представлений у
детей 3-го года жизни
Декабрь,
воспитатель группы №1
Кузнецова Т.В.
4.
Основные виды нарушений звукопроизношения
и способы их выявления у детей 3-х летнего
возраста
Февраль,
воспитатель группы №8
Комарова Е.Ф.
5.
Организация воспитательно-образовательного
процесса в соответствии требованиями ФГОС
ДО
Март,
заместитель заведующего по ВР и Б
Иванова Е.И.
6.
Итоговое занятие.
Тест на выявление педагогической грамотности
родителей. Анкетирование родителей.
Апрель,
заместитель заведующего по ВР и Б
Иванова Е.И.