Автор: Чернышова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей 110 им. Л.К. Гришиной"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка урока с использованием ИКТ
Тема: "Изопроцессы"
Раздел: полное образование
Конструкт урока
Класс 10а
Тема урока: Изопроцессы
Цель : расширить понятийную базу за счет включения новых элементов (познакомить учащихся с изопроцессами, и на
базе полученных знаний доказать справедливость газовых законов)
Задачи урока
:
Образовательные. Создание условий для:
- формирования первоначального представления учащихся об изопроцессах;
- экспериментального определения зависимостей макроскопических параметров идеального газа в ходе изопроцесса;
- формирования умения строить графики изопроцессов;
- формирования навыков объяснять результаты физического опыта.
Развивающие. Создание условий для:
- формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации эксперимента и мини- исследования с
использованием электронных ресурсов;
- развития умений учащихся воспринимать и представлять информацию в словесной, графической, символической
формах;
- формирования навыков анализа результатов экспериментальной деятельности, умения делать выводы на основе
проведенного анализа;
- развития умения работать с различными источниками информации;
- формирования коммуникативных компетенций учащихся;
Воспитательные. Создание условий для:
- воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи;
- политехнического воспитания;
- развития самостоятельности учащихся;
- развития познавательного интереса учащихся к предмету.
Оборудование ноутбуки, проектор с экраном, компьютер учителя, флеш-накопители, установка для изучения
изохорического процесса с цифровой обработкой результатов измерения, манометр, гофрированный сосуд.
Дидактические материалы: Физика. 10 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., карточки
с заданием, карточки с формой для оценивания, печатные таблицы «Изопроцессы».
Содержание
(цель) этапа
урока
Название
этапа
Наглядный дидактический
материал (скриншоты
используемых дидактических
материалов или средств ИКТ)
Действия (задачи)
учителя
Действия
учащихся
Ожидаемый результат
(развиваемые УУД)
Мотивация
к учебной
деятельност
и
Словесно
е
приветств
ие
Приветствует
детей, проверяет
их готовность к
уроку. Настраивает
на активную
работу.
Организовываю
т
р а б о ч е е
место.
Здороваются
с
учителем.
Личностные: управление
своим настроением, умение
выражать эмоции.
Регулятивные.
Саморегуляция, как
способность к
мобилизации сил и энергии
для восприятия нового
материала
Актуализац
ия знаний
Фронталь
ный
опрос
Проводит опрос
учеников по
материалу,
пройденному
ранее, вопросы
дублируются на
экране проектора.
Отвечают
н а
вопросы
учителя
Регулятивные.
- контроль в форме
сравнения результата с
заданным эталоном с
целью обнаружения
пробелов знаний;
- коррекция – внесение
необходимых дополнений и
корректив в результат в
случае расхождения
ожидаемого результата
действия и его реального
продукта;
Постановка
учебной
задачи
Беседа
Проводит
параллель
с
ранее
изученным
материалом.
Организует
фиксацию
интеллектуальных
затруднений
при
ответе на вопросы
учителя.
Готовит
д е т е й
к
формулированию
темы и цели урока
На прошлых уроках мы
решали с вами большое
количество задач, и даже
написали
самостоятельную работу.
Скажите, в этих задачах
мы, как правило
описывали систему в
статичном положении,
или рассматривали ее в
динамике? Давайте
запишем уравнение
состояния для состояния
1 и для состояния 2 и
Отвечают
н а
вопросы
учителя
Регулятивные.
- контроль в форме
сравнения результата с
заданным эталоном с
целью обнаружения
пробелов знаний;
- коррекция – внесение
необходимых дополнений и
корректив в результат в
случае расхождения
ожидаемого результата
действия и его реального
продукта;
предположим, что мы
имеем дело с газом
постоянной массы и
химического состава.
Тогда можно
преобразовать уравнение
состояния следующим
образом, а следовательно
приравняв их мы
получаем следующий вид
уравнения Клапейрона
для газа,
претерпевающего
переход из одного
состояния в другое, то
есть во время процесса.
Скажите, а всегда ли
изменяются в процессе
оставшиеся параметры?
Сколько может быть
таких процессов?
Если греческая
приставка «ИЗОС»
обозначает «равный», то
как называются такие
процессы?
Итак, тема нашего
сегодняшнего урока,
( ученики называют тему
урока) ИЗОПРОЦЕССЫ
Проектиров
ание и
фиксация
нового
знания.
Работа в
проектны
х группах
Организует
работу
в группах. Выдает
к а р т о ч к и
с
з а д а н и е м
д л я
каждой
группы.
Осуществляют
распределение
задач в группе.
Выполняют
натурный
Регулятивные. Умение
определять и
формулировать цель на
уроке с помощью учителя,
Контролирует
выполнение
р а б о т ы . каждой
группой,
помогает
учащимся,
в
том
случае если у них
возникают
затруднения.
Ребята,
для
каждой
из
трех
групп
есть
свое
з а д а н и е , (карточки
с
заданием
ПРИЛОЖЕНИЕ
1), выполнив которое, вы
сможете
изучить
свой
и з о п р о ц е с с .
В а м
необходимо
п о з н а к о м и т ь с я
с
и с т о р и е й
о т к р ы т и я
к а ж д о г о
п р о ц е с с а ,
в ы в е с т и
з а к о н ,
описывающий
процесс,
у б е д и т ь с я
в
справедливости
этого
з а к о н а
с
п о м о щ ь ю
эксперимента, построить
графики
зависимости
P(T) ,
V ( T ) ,
P ( V ) . А
главное,
представить
результат
своей
работы
одноклассникам.
Для
успешного
выполнения
задания
вам
необходимо
рационально
распределить
время
и
обязанности
в
группе.
Итогом вашей работы на
у р о к е
с т а н е т
эксперимент/
эксперимент
с
применением
компьютерных
датчиков
/знакомятся
с
видеозаписью
эксперимента.
Выполняют
поиск
информации
с
использование
м
учебника
и
Internet.
Выводят
газовые законы.
Строят
графики.
Оформляют
презентации.
проговаривать
последовательность
действий на уроке,
планировать своѐ действие
в соответствии с
поставленной задачей,
работать в коллективе.
Коммуникативные.
Умения оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме;
слушать и понимать речь
других.
Инициативное
сотрудничество в поиске и
обработке информации
Умение разрешать
конфликты
Познавательные.
Умения преобразовывать
информацию из одной
формы в другую.
- умение осуществлять
логические действия
( определения общих
заполненная
т аблица
(приложение
2).
Н а
подготовку у вас есть 15
минут, на представление
«Изопроцесса» 5 минут.
признаков и составление
классификации; анализ -
выделение ,
классификация•
обобщение, доказательство,
установление причинно -
следственных связей,
построение логической
цепи рассуждений;•
установление аналогий.)
Представ
ление
результат
а работы
групп
перед
классом.
Учащиеся сами создают
презентации в группах.
Организует
представление
результатов работы
группы.
(на
этом
этапе вносит, если
потребуется,
коррективы в ответ
учащихся,
л и б о
п о о щ р я е т
и х
эмоциональной
оценкой).
Обеспечивает
положительную
реакцию учащихся
на
деятельно сть
одноклассников.
Слушают
выступления
одноклассников
.
З а п о л н я ю т
таблицу.
Коммуникативные.
Умения оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме;
слушать и понимать речь
других.
Познавательные.
Умения преобразовывать
информацию из одной
формы в другую.
Рефлексия
учебной
деятельност
и на уроке.
Критериа
льное
взаимооц
енивание
Организует
взаимооценивание
по
предложенным
карточкам.
(приложение 3)
Оценивают
о т в е т
с в о е й
группы
и
двух
других групп.
Регулятивные: коррекция и
оценка качества уровня
усвоения.
Познавательные:
рефлексия, контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности.