Автор: Литовченко Валентина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №14 Населённый пункт: г.Воркута Наименование материала: Консультация Тема: Планирование работы с детьми по ПДД Раздел: дошкольное образование
Цель: способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов.
Задачи:
закреплять знания педагогов по ПДД.
способствовать
расширению
кругозора
и
приобретению
навыков
поведения на улице.
воспитание взаимоотношений и взаимоподдержки в коллективе.
поддерживать интерес к изучению правил дорожного движения.
План проведения обучающих занятий с дошкольниками должен
предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых
для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.
Основные из них:
-умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
-умение различать величину транспорта;
-умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
-знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
-понимание
особенностей
движения
транспорта;
того,
что
он
не
может
мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
-понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут
быть аварии с гибелью и ранениями людей;
-умение связно выражать свои мысли.
Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи.
Например, занятие "Предвидение опасности на улицах" имеет следующие
задачи:
-ввести в активный словарный запас основных понятий по дорожной лексике
(пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть
дороги,
дорожные
знаки,
пешеходный
переход,
подземный
пешеходный
переход,
надземный
пешеходный
переход,
дорожная
разметка
"зебра",
опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие);
познакомить с основными видами транспортных средств;
-определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне
проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;
-проложить
отрабатывать
совместно
с
детьми
безопасный
маршрут
движения;
-разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к
несчастным случаям и наездам на пешеходов;
-рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными
условиями и освещением;
-научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит
вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой,
при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;
-обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при
выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть
дороги
из-за
препятствий
и
сооружений;
не
стоять
близко
от
углов
перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.
Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной
тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной
группах
и
группе
кратковременного
пребывания
детей
в
дошкольном
учреждении.
Учитывая,
что
дошкольники
имеют
разный
уровень
индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники,
входящие в "группу риска".
Это
могут
быть
излишне
подвижные
дети
или,
наоборот,
слишком
заторможенные.
С
ними
воспитатель
проводит
занятия
с
учетом
их
индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с
их родителями.
Рекомендуется
использовать
на
занятиях
с
дошкольниками
новые
педагогические технологии:
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-самостоятельная
работа
в
альбомах
по
рисованию
или
специально
разработанных
тетрадях,
формирующая
и
развивающая
познавательные
процессы детей;
-интерактивный опрос;
-коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию
правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Примерная тематика занятий с дошкольниками
"Дорога в дошкольное учреждение".
"Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению".
"Предвидение опасности на улицах".
"Виды транспортных средств".
"Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке".
"Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части
дороги".
"Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров".
"Виды и сигналы светофоров".
«Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – "зебра").
"Дорожные знаки для пешеходов".
"Развитие
глазомера
для
определения
расстояния
до
приближающихся
транспортных
средств,
определение
направления
их
движения,
опасные
повороты автомобилей".
По
материалам:
И.А.
Козловской,
канд.
пед.
наук,
главного
научного
сотрудника
Научно-исследовательского
центра
проблем
безопасности
дорожного движения ГИБДД МВД России.
И С П ОЛ ЬЗУ Е М А Я
Л И Т Е РАТ У РА
Д Л Я
РА Б О Т Ы
С
Д Е Т ЬМ И
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПДД:
1.
Д/В № 8//90 г., Д/В № 12//2003 г., Д/В №2//91 г., Д/В №6//86 г., Д/В
№4//97, Д/В №7//91 г.
2.
Э.Я
Степаненко,
М.Ф.
Филенко
«Дошкольникам
-
о
правилах
дорожного движения». М.: 1975г.
3.
Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора». М., 1989 г.
4.
О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по
теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.
5.
Н.Н.
Авдеева,
О.Л.
Князева,
Р.Б.
Стеркина
«Безопасность:
учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста», СПб., 2005г.
6.
И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского
дорожно-транспортного
травматизма.
//
Справочник
старшего
воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.
7.
Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для
детей дошкольного возраста». М., 2005г.