Авторы: Блохина Жанна Александровна, Кошева Амина Асадовна
Должность: студент
Учебное заведение: филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: Статья
Тема: Толерантность как условие психологического здоровья подростков
Раздел: полное образование
Толерантность как условие психологического здоровья подростков
Для сохранения психологического здоровья современного общества и
каждого отдельного её члена, его социокультурным эталоном должна стать
толерантная
личность.
Наличие
позитивной
толерантности
определяет
ценностное отношение человека к жизни, обеспечивает целостность «Я»
личности,
устойчивость
и
стабильность
психики,
сбалансированность
и
согласованность
развития
психических
процессов,
что
способствует
сохранению психологического здоровья.
Толерантность
личности,
являясь
детерминантом
сохранения
психологического здоровья, проявляется на всех её структурных уровнях,
позволяет подростку жить в гармонии с собой, с другими, с окружающим
миром, ценностно относиться к жизни. Поэтому формирование у подростка
толерантных
установок
по
отношению
к
миру
дает
возможность
для
развития, сохранения и коррекции психологического здоровья.
В психолого-педагогической литературе нет однозначного понимания
толерантности,
несмотря
на
довольно
широкое
распространение
данного
термина в социологии, психологии, педагогике. В различных источниках
смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и
способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые
отличаются
в
некотором
отношении
от
преобладающего
типа
и
не
придерживаются
общепринятых
мнений.
Зачастую
в
научном
обиходе
толерантность и терпимость представляются синонимами.
Толерантность
как
психологический
феномен
имеет
достаточно
короткую историю изучения в зарубежных и отечественных исследованиях
(А. Г. Асмолов, С. К. Бондарева, И. Б. Гриншпун, Е. Ю. Клепцова, Д. В.
Колесов, С. В. Кривцова, В. А. Лабунская, Г. Оллпорт, Т. П. Скрипкина, Г.
У.Солдатова, В. С. Собкин и др.)
Для
Г.
Оллпорта,
толерантность
предстает
важной
личностной
характеристикой
человека
демократического
общества,
объединяющей
знание себя, ответственность, чувство юмора, автономность, способность к
эмпатии.
Он
выделяет
два
пути
личностного
развития:
толерантный
и
интолерантный.
Толерантный
путь
выбирает
человек
свободный,
доброжелательный,
с
позитивной
«Я-концепцией».
Интолерантный
путь
характеризуется
представлением
о
собственной
исключительности,
стремлением
переносить
ответственность
на
окружение,
потребностью
в
порядке, желанием сильной власти [45].
В
отечественной
психологии
толерантность
стала
изучаться
в
последнее десятилетие. Длительное господство тоталитаризма, нетерпимость
к
тем,
кто
был
не
согласен
с
господствующей
идеологией,
не
давали
возможности говорить о воспитании толерантности как свойства личности.
Исследования
терпимости
ограничивались
изучением
эмоциональной
устойчивости, душевного равновесия (П. Б. Зильберман, Г.С. Никифоров,
А.Е. Ольшанникова, О. А. Сиротин, А. Я. Чебыкин, О. А. Черникова, и др.).
А.
Г.
Асмолов
определяет
толерантность
как
уважение
и
признание
равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и
многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения
этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки
зрения [9].
С.
В.
Кривцова
полагает,
что
толерантность
базируется
на
интеллектуальном
убеждении,
которое
близко
к
конвенциальной
морали,
когда
люди
договариваются
об
определенных
правилах
взаимного
существования [33, с. 98].
Т. П. Скрипкина считает, что в основе толерантности лежит доверие к
миру.
Она
рассматривает
доверие
в
качестве
механизма
и
проводника
концепции
«культуры
мира»,
которые
основываются
на
позитивном
понимании
мира,
сочетании
ценностных
установок
людей
с
учетом
их
разных культурно-исторических идентификаций, традиций, типов поведения
и образов жизни [58, с. 113].
Ведущими
психологическими
механизмами
толерантности
являются
терпение и принятие. Суть терпения как механизма состоит в сдерживании
импульсивных состояний и действий. В его основе лежат такие волевые
качества личности как выдержка, самообладание и самоконтроль.
Другим
ведущим
механизмом
толерантности
является
принятие.
Способность
к
принятию,
согласно
утверждению
гуманистически
ориентированной психологии, является базисной личностной особенностью,
отражающей наличие психологического здоровья.
Таким
образом,
анализ
существующих
подходов
к
определению
«толерантности» позволяет сделать вывод, что она является реализуемой
готовностью
к
осознанным
личностным
действиям,
направленным
на
достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей,
имеющими
различное
мировоззрение,
разные
ценностные
ориентации,
стереотипы поведения.
Можно
заметить,
что
по
многим
параметрам
характеристики
толерантности можно соотнести с показателями психологического здоровья
личности, рассмотренными выше (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.).
Так, в контексте теории «здоровой личности» А. Маслоу, терпимость
выступает как один из ведущих принципов, дающих возможность понять
суть человека, объяснить специфику его взаимодействия с другими людьми.
При
этом
терпимость
выступает
одним
из
возможных
п у те й
самоактуализации, в основе которой лежат: свобода выбора, личностный
рост,
умение
принимать
себя
и
других
людей
такими,
какие
они
есть,
способность устанавливать с окружающими доброжелательные личностные
отношения [38].
Принцип
терпимости
достаточно
ярко
выражен
и
в
концепции
«полноценно функционирующей личности» и недирективной терапии
К. Роджерса. Оказать помощь человеку в решении возникающих у него
проблем
можно,
опираясь
на
его
стремление
к
свободе
и
позитивным
изменениям [55].
Э. Фромм считает, что «уважение к жизни, жизни других и своей
собственной
-
это
составной
элемент
самого
процесса
жизни
и
условие
психического здоровья» [65, с. 186].
В
результате
можно
сделать
вывод,
что
плодотворная
ориентация,
соответ ствующая
психологиче скому
здоровью,
по
о с н о в н ы м
характеристикам совпадает с толерантными установками личности. Именно
поэтому
плодотворные
отношения
с
миром
должны
характеризовать
психологическое здоровье подростка.
В
результате
можно
выделить
три
основных
базовых
уровня
толерантного
сознания,
обеспечивающего
сохранение
психологического
здоровья подростка:
- знание себя, принятие собственной личности (аутотолерантность);
- понимание других людей, их принятие;
- позитивное отношение к окружающему миру.
Исследование
связи
между
установками
толерантности,
уровнями
самосознания,
базовыми
потребностями
и
ценностями
позволяет
сделать
вывод, что позитивная толерантность, отличающая психологическое здоровье
личности, должна формироваться на базовых уровнях самосознания, поэтому
её можно соотнести с основными потребностями и ценностями личности.
В
основе
толерантного,
ценностного
отношения
к
себе
лежит
представление
подростка
о
своем
физическом
облике.
Матес
и
Хан
выдвинули
гипотезу,
что
физическая
привлекательность
тесно
связана
с
ощущением счастья, психическим здоровьем и самооценкой [52]. Исходя из
этого,
можно
предположить,
что
во
многом
толерантное
отношение
подростка к себе, принятие себя, своего физического тела определяет его
отношение
к
своей
личности,
способствует
формированию
позитивного
самоотношения, сохранению психологического здоровья.
Принятие подростком своего физического тела дает возможность для
формирования
у
него
ценностного
отношения
к
своему
здоровью,
потребности заботиться о его сохранении.
Г.
С.
Никифоров
предлагает
следующую
систему
психолого-
педагогического воздействия при искажении внутренней картины здоровья:
- укрепление социальной позиции личности ребенка в семье и в
коллективе сверстников;
- формирование системы ценностных установок и ориентаций;
-
развитие
Я-концепции
(с амо сознания,
с а м о о ц е н к и ,
самоотношения);
- смягчение эмоционального дискомфорта и устранение вторичных
личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями в связи
с искажением Я-концепции;
- формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции [43, с.
165].
Искажение внутренней картины здоровья накладывает отпечаток на
становление психологического здоровья подростка, создает возможности для
его
отклонения.
Поэтому
психологическую
помощь
при
искажении
внутренней картины здоровья можно рассматривать
и как определение
возможных направлений работы по коррекции отклонений психологического
здоровья подростков.
Анализируя проблемы здоровья, О. С. Васильева и Ф. Р. Филатов
считают,
что
на
высшем
уровне
личностной
иерархии
они
сводятся
к
проблемам целостности и интеграции. По мнению авторов, они не только
обеспечивают функционирование психики в пределах каждого конкретного
уровня, но и являются детерминантами личности как целостной системы.
Они определили подсистему потребностей и ценностей, соответствующую
каждому уровню личности [17].
В
результате,
основываясь
на
построенной
О.С.
Васильевой
и
Ф.Р. Филатовым системе соотношения базовых потребностей и ценностей,
концепции уровневого строения самосознания В. В. Столина можно выявить
связь между установками толерантности, уровнями самосознания, базовыми
Самоактуализация личности
Ценность телесного «Я».
Ценности
самовоспитания и самопознания
Ценность
ЭГО
Ценность
коммуни
кации и отношений
Ценности
культуры
Бытийные ценности
Толерантные установки личности по отношению к себе, к другим людям, окружающему миру.
Физиче
ские потребности
Когнитивные потребности
Потреб
ность в самоуваже
нии
Потреб
ность в общении, признании и социаль
ных связях
Потребность в этнической и культурной принадлеж
ности
Метапотреб
ность. Потребность в осмысленности существования, идеалах и т.п.
потребностями и ценностями. Это соотношение может быть представлено
следующей схемой.
Рис
2.
Толерантное
сознание
подростка
как
детерминанта
становления
ценностного отношения к жизни, сохранения психологического здоровья
На
основе
анализа
модели
становления
толерантного
сознания
личности можно сделать следующие выводы:
1. Принятие своих физиологических особенностей, своего внешнего
вида, соответствующие уровню биологического индивида (организма), дают
возможность для формирования ценностей самовосприятия и самопознания,
ценности Эго, удовлетворения потребности в самопознании, самоуважении.
2.
Позитивное
толерантное
отношение
к
другим
людям,
соответствующее
уровню
социального
индивида,
формирует
ценности
коммуникации, ценности культуры, позволяет удовлетворить потребности в
общении,
признании
и
социальных
связях,
в
культурной
и
этнической
принадлежности.
3.
На
уровне
метапотребностей
личности,
т.е.
потребности
в
осмысленности существования, идеалах, позитивное толерантное отношение
к
окружающему
миру
определяет
становление
бытийных
ценностей,
удовлетворяет потребность в самореализации.
В
том
случае,
когда
удовлетворение
этих
потребностей
человека
происходит при отсутствии толерантных установок к самому себе, другим
людям
и
окружающему
миру,
наблюдается
искажение
ценностных
ориентаций личности, что приводит к разрыву между общечеловеческими
нормами
и
индивидуальным
опытом.
В
результате
во з н и ка е т
внутриличностный конфликт, который при отсутствии компенсации ведет к
нарушению психологического здоровья.
Многомерность
пространства
толерантности-интолерантности
отмечает И. Б. Гриншпун, выделяя следующие взаимосвязанные измерения
толерантности:
установочное
-
бессознательные
эталоны
самоотношения,
межличностных
и
межгрупповых
отношений,
сложно
и
динамично
опосредующих друг друга в формировании личности; отношенческое-по В.
Н. Мясищеву, осознанные и активные связи человека с миром, с другими
людьми;
когнитивное-понимание
чужой
«системы
конструктов»,
т.
е.
конструирование конструктов другого в содержательном и структурном плане
(по
Дж.
Келли);
рефлексивное-способность
к
перестройке
неадекватных
установок, отношений, конструктов, поступков; волевое-сформированность
средств саморегуляции в ситуациях фрустрации; поведенческое-поступки,
направленные
на
установление
контакта,
избегание
непродуктивных
конфликтов или продуктивное их разрешение [24, с. 37].
Анализируя психологическую структуру терпимости, Е. Ю. Клепцова
выделяет мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и
конативный (поведенческий) компоненты [29, с. 87].
Таким образом, опираясь на то, что толерантные установки сознания
являются
сложным
личностным
образованием,
анализируя
предложенные
измерения
толерантности,
можно
выделить
следующие
её
компоненты,
определяющие психологическое здоровье подростка:
- когнитивный;
- аксиологический;
- аффективный;
- поведенческий.
Когнитивный
компонент
толерантности
предполагает
знание
и
понимание окружающих людей и самого себя. Эффективное взаимодействие
требует
таких
социальных
навыков,
как
умение
приходить
к
взаимопониманию
и
договариваться,
для
этого
необходимы
когнитивные
навыки, включающие социальное сравнение, понимание и оценку другого,
регуляцию
поведения
и
эмоций.
Это
способствует
становлению
толерантности у подростков, сохранению их психологического здоровья. У
подростка с толерантным отношением к окружающим постоянно срабатывает
установка
выявлять
индивидуально
неповторимое
своеобразие
каждого
человека и достоинства, которые они несут в себе [16].
Аксиологический компонент толерантности предполагает наличие у
подростка ценностного отношения к себе, к другому, к окружающему миру,
которое определяет состояние его внутреннего мира, его психологическое
здоровье. Опираясь на мысль А. И. Розова о том, что человек в большинстве
случаев
действует
на
основе
образцов,
определяющих
характер
его
поведения,
включающих
аксеологическое
отношение
к
ситуации
и
фиксирующих нечто главное и существенное для индивида и общества [56],
можно предположить, что у психологически здорового подростка состояние
внутреннего мира, самооценка, отношения с окружающим миром строится
на
основе
собственной
оценки,
сложившейся
системы
ценностей.
В
результате можно сделать вывод, что в основе аксиологического компонента
толерантности лежит, прежде всего, отношение подростка к собственным
нормам и ценностям, именно им опосредовано его отношение к самому себе,
к окружающим, к миру в целом.
Внешние факторы: среда, семья, сверстники, другие окружающие люди.
Внутренние факторы: образование ценностных смыслов самосознания.
Интериоризация
ценностей.
Толерантное
поведение.
Эмоциональная
окрашенность
взаимодействия
человека
с
другими
людьми
лежит
в
основе
аффективного
компонента
толерантности.
Роль
аффективного компонента определяется тем, что эмоции играют важную роль
в
интеграции
личности,
так
как
эмоциональное
состояние
связано
с
определенной установкой, которая охватывает всего человека, приводит в
активность все виды его психических и физиологических процессов. Они
могут выступать и дезорганизующим фактором. Это происходит в том случае,
когда они настолько интенсивны, что овладевают индивидом, или, когда их
объект не согласуется с его разумными целям [7, с. 205].
Таким образом, подросток чувствует себя комфортно в окружающем
мире,
ощущает
себя
психологически
здоровым
в
том
случае,
когда
сформированная
на
уровне
сознания
толерантность,
лежит
в
основе
его
поведения (поведенческий компонент толерантности). А это возможно тогда,
когда подросток наполняет свое поведение общечеловеческими ценностями,
личностным смыслом, то есть происходит их интериоризация. При этом
нужно учитывать, что в процессе интериоризации важную роль играют как
внутренние,
так
и
внешние
факторы
становления
личности
подростка.
Условно его можно отразить следующей схемой.
Рис 3. Процесс становления психологически здоровой личности подростка
При этом процессу освоения общечеловеческих ценностей подростком
могут
мешать
конформность
или
негативизм.
Они
способствуют
формированию поведения, свойственного интолерантной личности.
Таким образом, способность подростка видеть и оценивать, наделять
ценностными
и
идеологическими
характеристиками
другую
личность
и
самого себя является основой становления толерантного сознания, процесса
культурной
идентичности,
обретения
личностью
своего
ме ст а
социокультурном пространстве.