Напоминание

Теоретические основы социально– психологического тренинга как способа оптимизации взаимоотношений подростков со сверстниками


Авторы: Аветян Софья Папиковна, Гукепшева Адиюх Валерьевна
Должность: студент
Учебное заведение: филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: Стаья
Тема: Теоретические основы социально– психологического тренинга как способа оптимизации взаимоотношений подростков со сверстниками
Раздел: высшее образование





Назад




Теоретические основы социально- психологического

тренинга как способа оптимизации взаимоотношений

подростков со сверстниками

Статистика

свидетельствует,

что

количество

обращений

за

психологической помощью, связанных с подростковым периодом, намного

превышает количество обращений по поводу психологических проблем детей

младшего

возраста.

Резко

расширяется

диапазон

запросов:

от

проблем

первой,

чаще

неразделенной,

любви

и

взаимоотношений

конфликтного

характера

до

опасности

наркомании

и

алкоголизма.

Серьезные

опасения

вызывает и такой феномен как самоубийство в подростковом возрасте.

Подростковый возраст - возраст интенсивного развития самосознания,

личностной

рефлексии,

активного

поиска

путей

самореализации

и

самоутверждения.

Переживания

подростка

отличаются

от

переживаний

младшего

школьника

более

обобщенным

характером.

Имея

больший

социальный опыт, подросток способен осознать свои переживания, выразить

их, понять, чем они вызваны. Чем старше подросток, тем отчетливее он

определяет природу своих трудностей и понимает, что ему может помочь.

Этот период жизни выделяется с точки зрения особенностей оказания

психологической помощи, благодаря тому обстоятельству, что сам подросток

впервые может обратиться в психологическую консультацию лично, поставив

или не поставив об этом в известность своих родителей.

Психологическая помощь подросткам основывается преимущественно

на применении методов разговорной терапии, т.е. именно разговор (а не игра,

как

у

дошкольников

и

младших

школьников)

служит

средством

для

устранения

нарушений

психологического

здоровья.

При

этом

особое

значение

приобретают

такие

описанные

К.

Роджерсом

аспекты

взаимоотношений между подростком и психологом, как полное принятие

подростка таким, какой он есть, умение психолога проявлять эмпатию и быть

самим

собой

(конгруэнтность).

Подросток

очень

четко

чувствует

любую

фальшь

в

поведении

взрослых,

поэтому

только

абсолютная

правдивость

самого психолога поможет установить контакт [49, c.124].

Оказывая психологическую помощь подростку,

психолог исходит, в

том

числе,

из

психологических

нормативных

задач

возраста.

Они

противоречивы, и это важно учитывать. К этим задачам обычно относят:

- отделение от родителей и обретение подлинной психологической

независимости;

профессиональное самоопределение (получение профессии или выбор

направления дальнейшего обучения);

-

преодоление

кризиса

идентичности,

ролевой

диффузности

(«самоидентификация»);

- новый виток социализации в среде сверстников, основанный на

установлении более глубоких эмоциональных отношений;

-обретение взрослой, зрелой сексуальности, адаптация к этому новому

состоянию (обретение друга противоположного пола);

- попытки осознания своего предназначения, экзистенциальный анализ

своей судьбы.

Говоря

более

коротко,

психологические

задачи

подростка

связаны

прежде

всего

с

самоопределением

в

трех

сферах:

сексуальной,

психологической

(интеллектуальной,

личностной,

эмоциональной)

и

социальной.

Проблемы

подростков,

просьбы

помочь

найти

выход

в

какой-либо

затруднительной ситуации относятся чаще всего к сфере взаимоотношений -

в

группе

сверстников,

с

лицами

противоположного

пола,

с

родителями,

учителями. Частыми причинами обращений за психологической помощью

являются также проблемы, касающиеся осознания собственной личности и

трудностей в учебе.

Т. В. Снегирева выделяет следующие категории запросов, с которыми

обращаются подростки:

1. Субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с

другими:

застенчивость

и

страх,

препятствующие

общению,

желание

пользоваться большим успехом у сверстников, переживание чувства обиды на

кого то, давление и угрозы со стороны компании сверстник.

2.

Взаимоотношения

в

семье:

непонимание

со

стороны

родителей,

слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы и

удаления

из

дома,

семейные

конфликты,

где

подростку

не

удается

быть

безучастным свидетелем, беспокойство о членах семьи.

3. Проблема взаимоотношений «он - она»: ссора с любимым человеком

и

страх

потерять

любовь,

соперничество

и

ревность,

желание

привлечь

внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т.д.

4. Секс и беременность: давление со стороны партнера с требованием

интимной близости, поиск информации о контрацептивных средствах, ранняя

беременность,

переживание

страха

перед

венерическими

заболеваниями,

спидофобия,

сексуальные

комплексы

и

функциональные

сексуальные

нарушения.

5. Школа: успеваемость, несправедливость и преследования со стороны

учителей,

отказ

ходить

в

школу,

проблемы

жизненного

предназначения,

выбора профессии.

6.

Отношения

с

законом:

поиск

правовой

информации,

проблемы,

затрагивающие

широкий

круг

юридических

вопросов

(от

призыва

на

военную службу и нежелания служить в армии до угрозы быть осужденным

за противоправные действия).

7.

Проблемы,

связанные

с

приемом

медикаментов

и

химических

веществ: поиск медицинской информации, опасения в связи с употреблением

медикаментов,

наркотическая

зависимость,

алкоголизация,

несчастные

случаи и самоотравления химическими веществами и медикаментами.

8. Досуг и молодежная рок-культура.

9.

Проблемы,

перечисленные

выше,

но

предполагающие

прямое

участие и помощь: потребность в общежитии, работе или деньгах, справки и

посредничество

в

установлении

связи

с

разного

рода

общественными

учреждениями, содействие в получении реальной медицинской помощи.

10. Общее личностное консультирование, не связанное ни с одной из

указанных выше категорий: чувства вины, тоски, пустоты и одиночества,

отчаяния,

страдания

по

поводу

своего

физического

облика,

переживание

утраты смысла жизни, намерение покончить с жизнью или не удавшаяся

суицидальная попытка[79, c.79].

Психологическая

помощь

осуществляется

в

соответствии

с

общепринятой схемой консультации:

- установление контакта с подростком;

- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в

себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

-

интерпретация:

словесно

высказанная

гипотеза

психолога

о

возможных причинах трудностей подростка;

-

реориентация:

совместная

выработка

конструктивных

способов

преодоления трудностей.

Установление

контакта

традиционно

осуществляется

чере з

объединение психолога с подростком с помощью вербальных и невербальных

средств (голос, жесты, поза, слова).

Диагностическая беседа с подростком. Наиболее быстродейственна -

беседа

с

применением

ряда

проективных

методик,

которые

позволяют

быстрее

разговорить

подростка.

Так

на

практике

применяются

«Несуществующее

животное»,

«Рисунок

семьи»,

«Семья

животных»,

«Методика Гарднера», «Раннее воспоминание» и др.

Этап

интерпретации

является

одним

из

самых

трудных,

поскольку

требует

от

психолога

умения

передать

свое

видение

причин

трудностей

(гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Поэтому, здесь

наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое

сообщение ему своей гипотезы, а косвенное – с использованием метода

«анализа

чужих

проблем».

Психолог

сообщает

подростку,

что

похожие

трудности испытывают многие ребята. Затем предлагает ему отрывки из

протоколов

бесед

с

несколькими

подростками,

просит

сначала

сформулировать их «чужие» проблемы, а затем подумать, может быть, они

несколько похожи наего собственные.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов

избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т. е.

нахождение ее обучающего воздействия. Это можно сделать с помощью

различных средств.

За последние годы в практику обычной общеобразовательной школы

вошло

много

новых

и

интересных

форм

работы,

включая

лекционно-

семинарские знания, творческие и дискуссионные клубы и т. д. В числе этих

активных форм следует назвать и социально-психологический тренинг, в ходе

которого

решаются

вопросы

развития

личности,

формирования

коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Тренинг

социально-психологический

область

практиче ской

психологии, ориентированная на использование активных методов групповой

психологической

работы

с

целью

развития

компетентности

в

общении.

Базовыми

методами

социально-психологического

тренинга

являются

групповая

дискуссия

и

ролевая

игра

в

различных

модификациях

и

сочетаниях.

Общая

цель

социально-

психологического

тренинга

конкретизируется

в

следующих

задачах:

1)

овладение

психологическими

знаниями;

2)

формирование

умений

и

навыков

в

сфере

общения;

3)

коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного

общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и

других

людей;

5)

коррекция

и

развитие

системы

отношений

личности.

Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические

модификации приводят к многообразию форм социально-психологического

тренинга. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг

чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент

участников

составляют

люди,

испытывающие

трудности

в

сфере

человеческих

контактов.

В

группе

социально-психологического

тренинга

особый

акцент

делается

на

создании

климата

доверия,

позволяющего

реализовать

большую

по

сравнению

с

повседневным

общением

интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают

возможность

реально

увидеть

себя

со

стороны

и

сориентироваться

в

собственном сложившемся опыте общения, что представляет необходимую

предпосылку

и

составляющую

развития

компетентности

в

общении.

Создание климата доверия в существенной степени определяется особой

формой

проведения

занятий,

при

которой

ведущий

не

является

преподавателем

в

традиционном

смысле

слова.

Его

ролевая

позиция

направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней,

при

этом

он

выступает

одним

из

участников

групповой

работы

(хотя

и

задающим на первых этапах групповые нормы и модели поведения). Для

достижения целей тренинга

ведущему необходимо создать условия для

формирования группы высокого уровня развития.

Здесь

он

опирается

на

ряд

принципов

в

организации

занятий:

1)

принцип активности участников; 2) принцип исследовательской позиции в

процессе работы в группах; 3) принцип объективации поведения. Важным

средством объективации поведения является особым образом организованная

обратная

связь,

эффективность

которой

существенно

повышается

при

использовании видеозаписи; 4) принцип партнерского общения: предполагает

признание

ценности

личности

другого

человека,

его

мнений,

интересов.

Развитие различных форм социально-психологического тренинга связано, в

основном,

с

ведущими

ориентациями

современной

психологии

-

это

необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная

и

гуманистическая

психология.

С

последней

связано

широкое

распространение форм групповой психологической работы и, в частности,

использование социально психологического тренинга.



В раздел образования