Автор: Ширяев Гаврил Гаврильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К)ШИНО
Населённый пункт: Город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности физического воспитания детей с нарушениями слуха"
Раздел: полное образование
Особенности физического воспитания детей с нарушениями слуха
Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха так же как и
слышащих,
является
составной
частью
воспитания.
При
проведении
мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо иметь в
виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и, в частности,
мозговые, в результате чего имеют глухоту. Очень важно знать, когда ребенок
оглох: до появления у него речи или после того, как овладел ею. Надо
учитывать и степень глухоты, то есть, абсолютно ли глухой ребенок или
имеет
те
или
иные
остатки
слуха,
которые
могут
быть
использованы
в
процессе обучения и воспитания.
Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны
уделить
особое
внимание
индивидуальному
подходу
при
изучении
и
обучении
ребенка
с
недостатками
слуха.
Большая
часть
ответственности
ложится
на
школу
за
воспитание
таких
детей
также
и
потому,
что
она
интернативного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет.
Глухие дети младшего школьного возраста имеют свои отличительные
особенности физического, функционального и психического развития. Эти
особенности
обуславливают
специфику
их
физического
развития.
Среди
глухих детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость,
плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же
возрасте
показатели
физического
развития
глухих
детей
(рост,
вес
тела,
окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины,
живота и клетки) также имеют отличия от показателей слышащих детей.
Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике
выполнения
циклических
движений
имеются
отклонения:
при
ходьбе
наблюдается шаркающая походка, бег на полусогнутых ногах при очень
малой
амплитуде
движений
рук
и
незначительном
наклоне
туловища.
Движения сами по себе лишены пластичности, действия неточные.
Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения
также
отстает
от
результатов
слышащих,
такого
же
возраста,
особенно
скорость двигательной реакции и одиночного движения. Также имеется ярко
выраженное
отставание
развития
двигательной
памяти
и
уменьшение
сохранить равновесие как статически, так и динамически.
Особенности
развития
двигательной
сферы
у
глухих
детей
обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением
некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.
Таким
образом,
для
глухих
школьников
характерны
следующие
разнообразные
нарушения
в
двигательной
сфере,
которые
необходимо
учитывать при организации работы:
Недостаточно
точная
координация
и
неуверенность
в
движениях;
Относительная
замедленность
овладения
двигательными
навыками;
Трудность
сохранения
статического
и
динамического
равновесия;
Низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
Низкий
уровень
развития
силовых
качеств
(особенно
статической и силовой выносливости, а также силы основных
мышечных групп – сгибателей и разгибателей);
Замедленная скорость обратной реакции.
В
условиях
учебного
заведения
методика
физического
воспитания
глухих детей, основанная на применении строго дозированных, локальных
силовых упражнений, включенных в основные разделы программы, будет
способствовать не только эффективному росту силовых качеств учащихся, но
и двигательной подготовленности в целом.
Уроки физической культуры в школе глухих имеют свои особенности.
Отсутствие
слуха,
недостаточное
развитие
речи
создают
определенные
трудности
при
обучении
физическим
упражнениям.
Необходима
организованная
система
обучения
двигательным
действиям,
которая
позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развитие индивида.
В связи с этим курс обучения необходимо условно делить на три
этапа:
1.
Создание у учащихся общего представления.
2.
Осуществляется
за
счет
комплексного
применения
различных
упражнений.
Особая
роль
отводится
коррекции
техники
выполнения
упражнений.
3.
Направлен
на
стабилизацию
и
совершенствование
навыков
выполнения
упражнений
в
условиях
повышения
нагрузки
и
увеличения
интенсивности занятий.
На протяжении всех этапов основной акцент надо делать на развитие
скоростно-силовых
качеств.
При
этом
для
успешного
использования
методики
необходимо
применять
следующие
педагогические
методы:
практические, наглядные (показ и метод графической записи упражнений),
словесные
(объяснение,
метод
коррекции
ошибок).
Роль
этих
методов
в
процессе выполнения упражнений неодинакова и зависит от задач урока.
Так, на начальном этапе обучения желательно предпочтение отдавать
наглядным
и
словесным
методам.
Для
создания
образа
и
формирования
мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать: его
показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую,
дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на
основе графической записи упражнения.
В последнее время широкое распространение получило положение о
том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если
при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться
методы слова и показа.
После
показа
упражнения
и
демонстрации
его
графического
изображения (рисунка, фото) надо дать название упражнения, его основных
элементов (термины). Ученикам предлагается несколько раз повторить их
вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет
активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание
занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить
ассоциативную
связь
между
зрительным
образом
упражнения
и
обозначающим его термином. Использование методов наглядного восприятия
в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению
комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.
Обучение физическим упражнениям глухих детей с использованием
словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно
повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также
способствовать
более
быстрому
и
прочному
освоению
физических
упражнений. Речевой материал обеспечивает усвоение учащимися названий
учебного
оборудования,
тренажеров,
инвентаря
и
технических
средств
обучения.
Вместе с тем следует заметить, что чрезмерное употреблений речи на
занятиях
физической
культурой
приводит
к
значительному
снижению
моторной
плотности
урока,
что
позволяет
говорить
о
недостаточной
двигательной нагрузке.
По мере освоения упражнений необходимость в применении жестовой
и
дактильной
речи
резко
уменьшается.
Задачи
закрепления
и
совершенствования
учебного
материа ла
необходимо
р е ш ат ь
преимущественно
на
основе
использования
устной
речи.
Закрепление
основных положений на уроках физкультуры осуществляется в следующем
порядке: название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и
проговаривание
названия
упражнения,
последующее
выполнение
упражнения
с
соответствующей
коррекцией
со
стороны
педагога.
Использование данных приемов обучения позволяет задавать глухим детям
нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность
урока.
Занятия
физической
культурой
благоприятно
влияют
на
общее
развитие
ребенка.
Вследствие
чего
улучшается
сердечно-сосудистая,
дыхательная
системы,
центральная
нервная
система
и
другие
системы.
Исходя
из
этого,
можно
сказать
о
хороших
результатах
в
обучении,
физическом развитии и воспитании.