Автор: Толстикова Ольга Леонидовна Должность: учитель географии Учебное заведение: ГКОУ НАО "Ненецкая СКШИ" Населённый пункт: г. Нарьян-Мар, Архангельской области Наименование материала: конспект урока Тема: "Река Волга" Раздел: среднее образование
Литература:
«Река Волга»
Познакомить учащихся с великой рекой Волгой.
1).Научить находить и показывать реку Волгу на
физической карте.
2).Вспомнить части реки.
3).Учить составлять красивый рассказ о реке Волге.
4).Коррекция мышления на основе развития анализа и
синтеза.
5).Воспитывать чувства прекрасного через слушание
музыки и поэтических произведений.
-физическая карта России;
-опорные слова к пересказу по картине;
-картины «Исток Волги», «На Волжских просторах»,
«Река»,
- видеоплеер,
-запись с песней
«Вниз по матушке по Волге».
«Люблю её всю в тёмном свете
всю в окаймленьи ивняка-
Но Волга для России-
это гораздо больше,
чем река»
И.Г.Долгачёв «Язык земли родного края»,
С.Маршак «Волга и Вазуза», «Путешествие по
республикам»,
Ю.Аракчеев «Синеокая Ока»,
учебник 6 класса Т.Н. Лифанова,
Е.Н.Соломина «Начальный курс физической географии».
Оформление доски.
Эпиграф.
Вспомним: Узнаем: Научимся:
части реки. - исток находить и показывать
- устье реку Волгу и её притоки,
- притоки составлять рассказ о реке.
- использование
реки Волги
Ход урока.
1 .Организацион-
ный
момент.
2.Объявление темы
и цели урока.
3.Проверка
домашнего задания.
4.Физминутка.
5.Новый материал.
Проверь дружок готов ли
ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в
порядке:
книга,ручка и тетрадка.
Сегодня на уроке мы:
-вспомним части реки
-познакомимся с великой
русской рекой
-научимся находить и показывать её на
карте.
Географический диктант :
-место, где река берёт начало,
-место, где река впадает
в озеро ,реку, море,
-русла, которые впадают в другое русло,
-углубление, по которому
течёт река от истока к
устью.
Проверка выполненного задания.
Рассказать по картине
«Река»,
как человек использует реку.
Обобщение учителя по домашнему
заданию.
«Летает –не летает»
«Плавает- ползает»
1.Послушайте музыку и скажите
какая она по характеру.
Исток
Устье
Притоки
Русло
Поставить в
схеме реки
карточки с
частями реки
опорные слова:
-судоходство
-рыболовство
-сплав леса
-ГЭС
оценки
Слушание песни
(спокойная, величавая)
2 .Чтение стихов, подготовлен-
ных детьми дома.
О какой реке прочитаны стихи?
Назовите какими словами описывают
авторы реку Волгу?
Обобщение учителя: все эти слова
нам пригодятся при составлении
рассказа о реке Волга.
3. Объявление темы урока и запись
в тетрадь.
На доске слова:
Красавица народная
Как море полноводная
Как Родина свободная
Широка,глубока,сильна.
С чем сравнивается река Волга?
4.Работа в тетрадях.
Составление плана рассказа о реке.
Исток- Валдайская возвышенность.
Протекает- По Русской равнине.
Притоки - Кама ,Ока.
Питание – смешанное.
Разливается- весной.
Течёт - на юг.
Устье -Каспийское море.
Характер- вверху быстрый, в середине
спокойный.
Использование – судоходство,
реки рыболовство
ГЭС
5.Работа по настенной карте и
атласам.
«Вниз по
матушке по
Волге»
Связь с библио-
текой.
Эпитеты(объя-
снить значение
слова)
колыбель
раздольная
вольная
матушка
список писателей,
которые писали
о Волге.
Река Волга.
По учебнику
стр.162.
Картина «Исток
Волги»
«Вот отсюда,
Именно отсюда
Из глубин лес-
ного родника
Выбегает голу-
бое чудо,
Русская великая
река»
6.Закрепление.
7.Итог урока.
Найти и показать:
- части реки Волги,
-ГЭС
а) по плану и опорным словам
составить рассказ о реке Волге.
б) поставьте пропущенные слова
в Р.п.
«Из страны,страны далёкой,
С ________ -матушки широкой»
Н.М.Языков
в.И.п.
«Из далека долго
Течёт река_______
Течёт река_______
Конца и края нет»
Л.Ошанин
Какой частью речи является слово
Волга?
Правописание слова.
Оценки и домашнее задание.
Подобрать стихи о реках Дон и Днепр.
Обозначить
флажками
Валдайская
Русская
Кама
Ока
Каспийское
Смешанное
Стр.162-164.