Напоминание

"Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством техники Оригами"


Автор: Долгополова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 96
Населённый пункт: г. Комсомольск - на - Амуре
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством техники Оригами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 96

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Долгополовой

Светланы Геннадьевны

«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ»

г.Комсомольск-на-Амуре,2019

Актуальность темы

Девиз моей работы:

«Для ребёнка, вместе с ребёнком,

исходя из возможностей ребёнка».

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих

возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание

изучению детского творчества в разных видах деятельности. Недостаточная

степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает

детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот,

если ребенок успешно овладевают техническими навыками: обрыванием,

сминанием, скатыванием, скручиванием и складыванием бумаги, это приводит к

успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных

навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной

работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию

творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве

и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой

обучающий и развивающий эффект. Этот вид деятельности требует от детей

сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять

создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные

характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Данный вид продуктивной

деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики

рук, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Почему же именно оригами? Оригами похоже на волшебство - из обычного листка

бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует

больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для

самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир,

в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех!

С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать

помещения. Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной

отвлечь от тревог: складывая из бумаги ребёнок поневоле концентрирует своё

внимание на этом процессе. Кроме того, оригами способствует стимуляции

активности как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку

требует одновременного контроля над движением рук. Думаю, что всех

достоинств этой техники не перечислить. Но и этих уже достаточно, чтобы понять

ценность оригами для развития дошкольников.

Я работаю в детском саду в старшей группе для детей с задержкой психического

развития. Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по

сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не

соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия,

памяти, недоразвитием личностно-деятельной основы, отставанием в речевом

развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления

регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для

дошкольников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность

ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность

деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе

организации деятельности, несформированность способов самоконтроля,

планирования.

Техника оригами имеет массу достоинств:

-Способствует концентрации внимания;

-Стимулирует развитие памяти;

-Активизирует мыслительные процессы;

-Знакомит с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат,

треугольник и т.п.

-Совершенствует трудовые навыки;

-Развивает конструктивное мышление, творческое воображение и художественный

вкус;

-Согласовывает работу глаз и рук.

Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей

формировались особые качества: самостоятельность, наблюдательность,

любознательность, коммуникабельность.

Цели и задачи

Главная

цель

работы

с

дошкольниками

по

данному

направлению

ознакомление

детей

с

искусством

оригами,

всестороннее

интеллектуальное

и

эстетическое

развитие

детей

в

процессе

овладения

элементарными

приёмами

техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги.

Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:

Обучающие:

формировать умения следовать устным инструкциям;

обучать различным приемам работы с бумагой;

знакомить

детей

с

основными

геометрическими

понятиями

и

базовыми

формами оригами;

обогащать словарь ребенка специальными терминами;

создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

развивать мелкую моторику рук и глазомер;

развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

развивать

у

детей

способность

работать

руками,

приучать

к

точным

движениям пальцев;

развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

воспитывать интерес к искусству оригами;

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место;

способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные

способности детей.

Предметно-развивающая среда

Для выполнения поставленных задач у меня в группе создана и постоянно

совершенствуется предметно-развивающая среда для занятий, которая

служит

интересам

и

потребностям

каждого

ребенка.

Предметно-развивающая

среда

группы

педагогически

целесообразна,

создает

комфортное

настроение,

способствует эмоциональному благополучию детей.

Готовые изделия превращаются в занимательные игрушки, в которые можно

поиграть с друзьями. Они способствуют хорошему настроению ребенка, а значит,

и его успешному развитию.

Содержание работы

Вся моя работа опирается на следующие принципы:

1.Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей

изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2.Принцип последовательности. Предполагает планирование материала

последовательно(от простого к сложному).

3.Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным,

увлекательным для детей.

4.Принцип тематического планирования. Предполагает подачу материала по

тематическим блокам.

5.Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети

выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а

не просто перенимают его опыт. Партнёрство и взаимодействие- приоритетные

формы общения педагога с детьми.

Педагогические средства, используемые в работе

Формы и методы работы.

В процессе творческой деятельности используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные.

Применяются различные методы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный: сказка, беседа, рассказ;

• наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,

наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;

• практический: выполнение работ по образцу, работа по пооперационным картам.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую

информацию;

• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы

деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на

занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных

форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает

использование соответствующих педагогических технологий, в частности,

технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной,

прежде всего, игровой основе.

Для того, чтобы вызвать интерес у детей к конструированию (оригами) все

развивающие задачи продуктивной деятельности облекаю в рамки

интересного дела (создание коллективных панно, изготовление украшений-

сувениров, изготовление предметов для театра). То есть создаю необходимое

эмоциональное отношение к ещё несуществующему предмету.

В процессе работы составила следующий алгоритм деятельности.

- Изучить литературу по технике оригами.

-Провести диагностику умений детей.

- Составить перспективный план.

- Организовать сотрудничество с родителями.

Прежде чем приступать к занятиям оригами с детьми, сама освоила:

-азбуку оригами: термины, знаки, линии, принятые в схемах;

-способы получения квадратов;

- технику изготовления фигурок.

Перед проведением каждого занятия готовлю необходимый материал:

- складываю фигурку, для того, чтобы представить детям образец и без

затруднений последовательно продемонстрировать складывание фигурки;

- подбираю бумагу нужного цвета и заготавливаю из нее квадраты

соответствующих размеров;

-готовлю карандаши, фломастеры для дорисовки деталей;

-подбираю небольшие кусочки бумаги, клей для выполнения аппликации на

фигурках.

Придерживаюсь классических правил обучения технике оригами:

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумагу для оригами необходимо подбирать тонкую, упругую, хорошо

сгибающуюся, цветную.

4. Показ изготовления лучше производить на столе (в индивидуальной работе)

или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна

быть в два раза больше, чем у детей.

5. При показе избегать лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой детали оригами организовывать поэтапно:

показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия тщательно проглаживать.

8. Углы и стороны в процессе складывания точно совмещать.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить

приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить

поделку от начала до конца.

Система подобранных мною занятий предусматривает следующие моменты:

- сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет

организовывать содержательное общение детей;

- взаимосвязь занятий по оригами с другими видами деятельности - игровой

(театрализованной, сюжетно-ролевой); а также с рисованием, математикой,

речевым развитием, музыкой;

- использование перед каждым занятием пальчиковой гимнастики;

- реализацию определенных эмоциональных условий: создание атмосферы

принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания; отсутствие

негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании

с требовательностью, признание его права на выбор, подтверждение достижений

ребенка. Его уникальности, закрепление веры в успех.

- развитие сотрудничества с родителями.

Использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и

развитию интереса к творческому процессу.

Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”:

“забыть” как складывается бумажная игрушка;

“ошибаться” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;

“сомневаться”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с

воспитанниками.

Значение и перспектива

Цель занятий оригами является не складывание как можно большего количества

разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда

способностей и навыков. Оригами не является для ребёнка простой механической

операцией, как может показаться с первого взгляда, ему приходится постоянно

думать, соизмерять свои движения, следить чтобы при сгибании противоположные

стороны и углы совпадали, что требует волевого и мыслительного напряжения.

Качество изделий зависит от аккуратности складывания и заглаживания сгибов.

Эту

работу

я

считаю

эффективной,

плодотворной

и

нужной.

В

перспективе

планирую дальнейшее изучение и освоение более сложных приёмов работы с

бумагой в данной технике и широкое применение их в своей педагогической

деятельности. Планирую по мере освоения детьми техники оригами:

- Проводить больше коллективных работ;

- Разнообразить сюжеты;

-Использовать

детские

работы

в

сюжетно-ролевых

играх,

в

театрализованной деятельности, для украшения интерьера группы.

Попробуйте и вы вместе с детьми создать свой мир бумажных игрушек.

Окунитесь в мир бумажной фантазии. Я уверена- вам понравится!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники