Напоминание

Туризм в оздоровительной работе ДОУ


Автор: Фунтова Татьяна Андреевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ № 57 "Лукоморье"
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Туризм в оздоровительной работе ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Туризм в оздоровительной работе ДОУ
Детский туризм как эффективная форма активного отдыха позволяет при минимальных затратах времени увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения. Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический и познавательный; умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику. Туристические прогулки или прогулки - походы способствуют повышению выно сливо сти организма ребенка, устойчиво сти к неблагоприятным воздействиям внешней среды, учат детей преодолевать различные препятствия, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей. Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки - походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок. Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Одной из задач прогулок - походов является совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей. Ребята в естественных природных условиях могут проверить свою ловкость,
крепость рук, быстроту, силу, выносливость. Взрослые обеспечивают надежную страховку. Следует учесть, чтопоход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности. Прежде всего, проверяется запрограммированный маршрут, места стоянки и игр, расстояние, время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий. Группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых. Обязательно медицинская аптечка. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах. Успех прогулки зависит от соблюдения определённых правил:  В черте города и на шоссе дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения; а на лугу, лесной дороге идут свободно;  Взрослые идут так, чтобы всех детей держать в поле зрения;  Менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекаются, идут впереди; труднопроходимые участки преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м., идущий впереди предупреждает об опасности;  На месте стоянки необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), чтобы проверить их самочувствие;  Дети должны выполнять требования взрослых. Чтобы создать у детей радостное ожидание предстоящего похода, привлекаем их к сборам. Выберем для походов оптимальное время в распорядке дня, продумаем сочетание разных видов деятельности с содержанием прогулки. Прогулка - поход состоит из следующих основных, взаимосвязанных между собой частей: дороги до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороги обратно. Первая часть похода несет основную нагрузку, поэтому предусмотрим все до мелочей. Прежде всего, определим виды движений, их чередование, меру сложности в зависимости от цели маршрута. Во время похода необходимо
внимательно следить за качеством движений, осанкой детей, за дыханием, за поведением и настроением каждого. Большое влияние на нравственное развитие детей оказывает практическая природоохранная деятельность (покормить птиц, очистить поляну от мусора). Любителям природы можно предложить краеведческие наблюдения. В походе складывается множество ситуаций для проявления детской дружбы, отзывчивости, щедрости. Девиз «один за всех и все за одного» становится общей идеей, сплачивающей группу в единый коллектив. Итог каждой прогулки-похода проводится сразу после её окончания по возвращении детей в детский сад. Необходимо проанализировать получение новых впечатлений, обогащение представлений, овладение новыми видами движений, туристскими навыками, выполнение социально значимой работы, проявление дружеских взаимоотношений. Детям очень важно получить оценку своих достижений. Она должна быть обязательно индивидуально направленной и объективной и учитывать особенности каждого ребёнка, стимулировать к дальнейшим достижениям. Таким образом, дошкольный туризм решает не только воспитательно- образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристических умений и навыков.
Список литературы:
1. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. - М.:АКТИ, 2004. 2. Гуреев Н. В. Активный отдых. – М. «Советский спорт» 1991. 3 . З а в ь я л о ва Т. П . Д о ш кол ь н ы й ту р и зм : п р о бл е м ы , п о и с к и , решения//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. - №2.


В раздел образования