Напоминание

Традиции русских земледельческих праздников ( на примере "Праздник урожая")


Автор: Попова Луиза Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Брянский областной колледж искусств"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: Традиции русских земледельческих праздников ( на примере "Праздник урожая")
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Брянский областной колледж искусств»

Отделение социально-культурной деятельности и заочного обучения

Исследовательский проект

«Традиции русских земледельческих праздников»

( на примере «Праздник урожая»)

Разработчик:

Попова Луиза Алексеевна

Брянск, 2018

Содержание

Введение

1.

История возникновений народных традиций

2.

Земледельческие праздники, их традиции

3.

Русский народный земледельческий календарь

4.

Технология организации праздника (на примере «Праздника урожая» в

Мишковском СДК Стародубского района Брянской области)

Заключение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Народная культура - это многовековой концентрированный опыт

народа,

материализованный

в

предметах

искусства,

труда

и

быта.

Это

традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные

и

эстетические

ценности,

определяющие

лицо

нации,

её

самобытность,

уникальность, её социальную и духовную особенность.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних

условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать

свою

национальную

культуру,

сконцентрировать

в

себе

характер

народа,

воспитать

достойную

личность,

которая

сможет

развивать,

сохранять

народные традиции России. Актуальность темы работы заключается в том,

что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому

взглянуть

на

народные

традиции,

праздники.

Многовековой

опыт

человечества показал важность приобщения людей к культуре своего народа,

поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живем. Поэтому людям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. На мой взгляд, именно система знаний,

представленных в моей работе поможет нам воспитанникам в дальнейшем

ощутить

себя

носителями

великой

русской

культуры,

национальных

традиций русского народа и удовлетворить потребности людей в изучении и

использовании народных традиций.

Проблема в том, что в силу многих причин большая часть духовного

населения

и

предметов

материальной

народной

культуры

оказались

утрачены.

Процесс

безвозвратной

потери

этого

народного

достояния

продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой

мы

можем

через

некоторое

время

лишить

современное

и

последующее

поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной

культуры

и

тем

самым

окончательно

разрушить

духовную

связь

современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых

поколений.

Из

этого

следует,

что

проблема

сохранения

традиционной

народной художественной культуры приобретает важный характер и решать

эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах

надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет

формирование

и

развитие

личности

ребенка,

а

народные

традиции

воспитывают будущего гражданина России.

Объектом исследования проекта является возрождение и развитие

народных традиций России.

Предметом исследования является деятельность организаторов

культурно-досуговых учреждений по регулированию процесса развития и

формирования у людей любви к народным традициям России на примере

земледельческого «Праздника урожая».

Цель: Формировать у людей первоначальные представления о

народных земледельческих праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:

1.

Изучить историю возникновения народных традиций, классификацию

праздников и обрядов.

2.

Приобщить людей к народной культуре, через народные праздники.

3.

Формировать

устойчивый,

познавательный

интерес

к

народному

искусству.

4.

Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.

5.

Знакомство

и

проведение

народных

календарных

праздников,

их

обычаями и традициями.

6.

Воспитывать

интерес

и

любовь

к

русской

национальной

культуре,

народному

творчеству,

обычаям,

традициям,

обрядам,

народному

календарю.

Народная традиционная культура, обряды и обрядовый фольклор

издавна притягивали к себе внимание исследователей. Это то материал, к

которому

обращаются

этнографы,

фольклористы,

социологи,

историки

религии, искусствоведы, ибо в нем сохранилось немало сведений об общем в

историческом

развитии

славянских

народов,

о

разных

сторонах

общественного и семейного быта, о мировоззрении наших предков в те

исторические

эпохи,

которые

чрезвычайно

скупо

отражены

в

других

источниках.

Обрядовый

фольклор,

в

том

числе

календарно-обрядовый,

будучи

частью

национальной

культуры,

имеет

большую

познавательную,

нравственную, эстетическую ценность.

Обращение к целостной картине календарных действ, т.е. к основным

составляющим

обрядового

поля

(фольклорным

и

этнографическим

материалам, лингвистическим источникам), позволяет увидеть особенности

календарно-

обрядовых

циклов.

Важным

аспектом

исследования

явилось

использование сравнительно-типологического метода изучения фольклорных

и

этнографических

явлений,

в

котором

мы

опирались

на

принципы

и

положения,

заложенные

А.Н.

Ве с еловским,

Е.Ф.

Карским

и

сформулированные П.Г. Богатыревым, В.М. Жирмунским, Б.Н. Путиловым и

другими учеными.

Теоретической основой исследования послужили труды ведущих

фольклористов по календарно-обрядовому фольклору В.И. Чичерова. П.В.

Шейна, В.Я. Проппа, Л.Н. Виноградовой, В.К. Соколовой, В.П. Аникина,

Ю.Г. Круглова, К.В. Чистова, А.Н. Розова и других.

Практическая значимость заключается в том, что материал

исследования

может

быть

использован

в

практической

деятельности

учреждений

культуры,

так

и

в

индивидуальной

практике

менеджеров,

организаторов досуга.

Структура:

пояснительная

записка

(введение,

основная

часть,

заключение), список литературы и источников, приложение.

1. История возникновения народных традиций.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине

уникальные возможности для её реализации. Русские народные праздники и

обряды-

одна

из

наиболее

ярких

и

самобытных

составных

частей

традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее

сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа- фольклора.

Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой

культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в

связи с разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести:

мировоззрение

народа,

народный

опыт,

жилище,

костюм,

трудовую

деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и

обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление,

народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует

выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания. Открытость,

воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту

с

культурой

других

народов,

диалогичность,

самобытность,

цельность,

ситуативность,

наличие

целенаправленного

эмоционального

заряда,

сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

Система обычаев традиций любого народа- это результат его

воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый

народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в

ряду сменяющих друг друга поколений.

Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция-

сеть(система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети

совершается

определенный

отбор

стереотипов,

которые

затем

опять

воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество

без культуры».

Традиционная празднично-обрядовая культура- неотъемлемый элемент

народной

культуры,

имеющей,

как

правило

региональный

оттенок.

Праздники

существовали

всегда,

во

все

времена,

трансформируясь

по

содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием

общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку,

обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества.

Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению,

многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до

наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим

праздникам,

а

отдельные

праздники

стали

частью

или

продолжением

церковных праздников.

Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры

русского

народа,

его

образа

и

быта,

нравственных

ценностей

являются

источники

представленные

в

музее

Российского

Этнографического

музея

Санкт-Петербурга.

Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными

торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.

Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы

празднично-обрядовой

культуры

невозможно

ибо

«…любые

попытки

возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления

исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды

любая

традиция

будет

существовать

в

виде

экзотики,

которую

можно

посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственного национального

самоощущения».

Однако найти действенные средства и методы привлечения детей,

молодежи,

взрослого

населения

к

традиционным

формам

развлечений,

обрядам,

праздникам,

народным

промыслам

и

ремеслам

можно

и

необходимо, так как, и ритуалы и их фольклорное сопровождение- это часть

нашей истории, нашей культуры, нашего быта- всего, без чего мы не полные,

не цельные. И, безусловно, прав был Д.К.Зеленин, когда говорил, что «в

истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя

иногда и перетолковывается на иной лад».

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь

человека развивалась циклично- рождение, взросление, свадьба, рождение

детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости

времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ:

вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились

два основных вида обрядов:

- Календарно-земледельческого круга;

- Социальные или семейно-бытовые

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их

иногда

называют

«аграрными».

Однако

их

тематика

шире,

так

как

они

членили

год

земледельца

на

определенные

отрезки

времени,

отмечали

переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать

воспроизведению и самого человека, и окружающей среды: растительности,

животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в

календарной

обрядно сти

встречается

взаимное

п е р е п л е т е н и е

производственной,

сельскохозяйственной

и

человеческой,

брачной

обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и

отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть.

Это

и

способствовало

появлению

трех

форм

обрядности:

рождению,

свадебной и похоронной.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем,

небом.

Земледельческая, традиционная культура не была пассивной,

созерцательной.

Человек

не

только

молился,

приносил

жертвы,

пытался

разгадать смысл разных явлений и

связь вещей, он требовал, указывал,

вызывал

природу

на

определенные

действия,

заявлял

о

себе,

как

о

властелине,

хозяине

в

вверенном

ему

природном

участке.

Большинство

обрядов,

имеющих

ярко

выраженную

магическую

функцию.

Прочно

удерживались в быту и производственной деятельности крестьянина.

«Украшаясь цветами и листьями, земледелец надеялся тем самым

помочь обнаженной земле покрыться зеленью; катаясь зимой на санках, а

весной раскачиваясь на качелях, он предполагал. Что, чем дальше прокатится

и чем выше раскачаться, тем длиннее и выше поднимется летом лён и лучше

взойдут

хлеба,

и

т.п.».

Пекли

специальные

печенья

в

виде

домашних

животных, и т.п. верили, что изображаемое ( по магии подобия) должно стать

действительным, т.е. выпеченные и съеденные фигурки обеспечат приплод

скота; в определенные дни устраивали обильные торжественные трапезы,

чтобы гарантировать столь же обильное воспроизводство съестного; в период

бурного роста хлебов и трав, молодежь устраивала игрища с громким смехом,

песнями о любви и молодости.

Земледелец был уверен. Что особой силой воздействия на природу и

человека обладает слово. «Чем далее в старину, - читаем в исследовании

крупнейшего ученого конца прошлого столетия, одним своим появлением

производить то, что им означено». Неудивительно, что в обрядовых текстах

так много повелительной интонации и обращений: «Родись, капуста, бела и

кругла!»,

«Покров

батюшка,

покрой

землю

снежком,

а

меня,

молоду,

женишком!», «Жаворонки, прилетите! Весну красну принесите!» и т.п.

Люди были убеждены в том, что, даже просто назвав явление.

Предмет, они тем самым приобретали над ним власть. Слово, соединенное с

музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную

роль в обряде играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски,

притопывания.

Таким образом крестьянские традиции сформировались как забота об

урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающему

поколению, и все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели,

истолковывалось с точки зрения земледельца.

1. Земледельческие праздники, их традиции

Земледельческие праздники составляют отрадную пору отдыха после

обременительного труда. Все эти праздники вообще были общие у всех

народов и основанное на их верованиях и нравах. У евреев эти праздники

считались священными, например праздник жит первородных и седьмиц. В

этот день приносились в числе жертв- два хлебца из новых жит и сноп

соломы,

как

знак

начала

жатвы.

У

египтян,

греков

и

римлян

с

земледельческими работами соединены были некоторые священные обряды и

пирушки,

так

как

эти

народы

искусство

земледелия

считали

делом

божественным, высоким по его благому значению для жизни человеческой. И

по сейчас, китайский богдыхан поощряет земледелие личным трудом, давая

тем знать своим подданным, что труд земледельческий заслуживает внимания

великих и сильных мира, по его великим благотворным целям.

У римского народа было до 12 земледельческих богов. Между

славянскими племенами в древности ещё, появилось искусство земледелия, у

Балтийских

славян

главным

праздником

был

Святовидов,

который

совершался у них после жатвы. Этому божеству приносился в жертву пряник,

и по количеству меда в рог у кумира, заключали о сборе жатвы, урожае или о

неурожае.

Подобно римской Церере, греческий Димитир, так у Славяно-русов

представительницей

земледелия

была

мать-земля

сие

даже

принадлежит

даждь-бог, милостивец, который мы находим в числе богов князя Владимира,

а также Волоса, которому и до сих пор, в Южной России, старухи завивают

бородку; затем погода и т.п.

С того времени, как христианство вотворилось в русской земле,

покровителями земледельческих занятий очутились не народные божества

язычества, но Святые Православные церкви.

Но как в первые века мира пастухи и земледельцы оканчивали свои

работы, смотря по распусканию деревьев, или по падению листьев, так и у

наших простолюдинов есть в природе свой календарь, по которому они

приурочивают свои труды, игры и пиршества, иногда приходящиеся и в дни

праздников церковных.

У всех народов август был посвящен богине жатвы.

В России в августе празднуются Госпожинки, Оспожинки или Сложники

( от слова спожать, спожинать). В Торжке этот день называется Спожиница, в

летописях Госпожий день.

В Костромской губернии при посеве и начале жатвы, крестьяне, входя на

полосу, молятся на три стороны, исключая северной, откуда нет солнца, а

только дуют холодные ветры.

Когда же будут сжаты яровой хлеб и рожь, то оставляют небольшой

клок не сжатого хлеба, по их словам: «волотка на бородку». Тут может быть

имеется

ввиду

волотка,

волоть

волокно,

но

кому

на

бордку-

другой

вопрос….Может

поговорка

эта

происходит

со

времен

незапамятных

и

принадлежит язычеству, когда почитали Волоса и поклонялись ему, как богу,

имеющему попечение над скотом.

При окончании жнитва на своей полосе, последнего горстью сжатой

соломой, старший в семействе, обрав все серпы у своей семьи, обертывает их

и принеся домой кладет в передний угол, и все при этом молятся.

Некоторые имеют обыкновение, после того, как их полоса совершено

сжата, кататься на ней, приговаривая: «Жнивка! Жнивка! Одай мою силку

пьест, на миллион, на колотило, да на молотило и на криво веретено».

Во многих местах Успенский пост считается бабьим летом, а в

некоторых местностях от Успеньева дня до Ивана Постного.

Дежень. В августе и сентябре оканчивается жатва хлеба. После ржи,

пшеницы и ячменя жатва заключается овсом. Тогда жнецы несут на себе с

поля сноп овса, сопровождая шествие песнями. Этот сноп ставят в сутки, то

есть под образа в передний угол, потом садятся, как хозяин с хозяйкой, так

равно сотрудники за стол, на котором главное кушанье дежень, то есть

толокно, замешанное на кислом молоке или на воде. Потом исчисляют всю

жатву суслонами. Затем гости- сотрудники, поблагодарив хозяйку за сладкий

дежень,

расходятся

по

домам.

В

Пермской

губернии

едят

дежень

за

полдником.

Опашка. Это земледельческое торжество и составляет чередовую в

августе

и в сентябре. В одной отчине опашку празднуют одноотчинки, в

другой другая и т.д. Причем всей деревней варят общее пиво, потом раздают

его по домам. В праздник или в воскресенье крестьяне сходятся в церковь;

каждый хозяин приносит в нее плечо баранины или петуха. Священникам

дают

хлеб;

потом

поют

общий

молебен,

наконец

по

домам

угощают

сродников и всех из того околотка, которые при расставании приглашают к

себе на опашку.

Имянниник. В северных губерниях, как только измолотят хлеб, тогда

овин

называют

имянниником

и

варят

для

него

домолотную

кашу

молотильщикам, по их поговорке: хозяину хлеб ворошок, а молотильщикам

каши горшок.

Чучело, представитель окончания жатвы. При уборке хлеба, крестьяне

сделав из соломы куклу, наряжают ее в кумачный сарафан. На голову одевают

головной убор (чутлюк), на шею- ожерелье или бусы, и украсив, смотря по

средствам, несут это чучело вдоль по селению. Где вокруг его составляется

хоровод с плясовыми песнями.

Пожинки. По окончании жатвы. Весь народ собирался в поле дожинать

последние

загоны,

когда

уже

бывало

свяжут

последний

сноп,

который

назывался у них имянниником, тогда наряжали его в сарафан и кокошник и с

песнями

несли

на

господский

двор.

(описывается

время

крепостной

зависимости). Здесь господа почивали вином и поздравляли их с окончанием

жатвы.

В Смоленской губернии в Юхновском уезде с последним снопом

проделывали такие штуки: привязав к снопу нечто вроде рук, надевали на

него белую пасовку, сверху кичку; а в Дорогобужском уезде- накидку и две

бабы несли с песнями и плясками это чучело на помещичий двор. Где одна из

них с особыми припевами секла сноп веником.

В Северовосточных губерниях вместо этого маскарадного обычая

крестьяне

подносили

помещикам

каравай,

за

что

получали

приличные

угощения.

Дожинки. В Белоруссии и в Малороссии, во всей Литве, кроме

Госпожинок

или

как

там

называют

Госпожки,

известны

досевки,

по

окончании

полевых

работ,

на

которые

приглашаются

окрестные

жители

работать безвозмездно. Они отправляются в дом к хозяину и подносят ему и

жене его венки, сплетенные из колосьев, и там, после угощенья поют и

пляшут до глухой ночи.

В Гродненской губернии, вообще на Украине, при праздновании

дожинок в деревнях по сжатии последнего снопа с песнями сплетают венок и

кладут его на голову красивейшей девицы, которая должна вручить этот

венок

хозяину

и

поздравить

его

с

окончанием

жнитва

и

пожелать

ему

долголетия.

Капустница. В русских деревнях и селах есть обычай осени и мужские

и женские труды обрабатывать сообща или помочами, что имеет ту хорошую

сторону, что дела идут успешнее, особенно в тех семействах, где малолюдно.

Или рабочих сильных и здоровых рук очень мало. В Сибири, особливо в

Пермской губернии. По сказаниям, существуют колотушки или полотье на

грядах, потрепушки или трепание льна. Супрядки пряжи и льна. Назьмы или

унавоживание и тому подобное.

Замечателен в России обычай рубить капусту общими силами. Это

составляет род семейного хозяйственного празднества. Особливо в Сибири

поводом к простонародным вечерам служат капуста, то есть рубка капусты,

на которую приглашают соседок. Те явясь в дом, поздравляют хозяек с

капустой, как с праздником. К этому времени варят пиво приготавливают

обед,

но

особливо

ужин

оканчивающий

плясками

и

песнями.

Главным

блюдом ужина и обеда был пирог хлебальный.

В Приволжских и Северо-восточных губерниях, на Капустницу

сбираются также девушки в лучших нарядах и переходя с песнями из дома в

дом, получают угощение, чем Бог послал.

К земледельческим праздникам в России принадлежит

человеколюбивый

обычай Помощь, на которую малосемейные зажиточные

люди сзывают к себе соседей для сжатия хлеба, созревшего в поле. В этой

помощи

труд

растворен

сытным

угощеньем

и

веселым

пиршеством

для

которых выставляют на дворе столы с хлебом и солью, пирогами и калачами

и кадки с пивом. На сиротскую и вдовью помощь не требуется никакого

иждивения потому, что сирот и вдов мир снабжает всем, что нужно для такого

пиршества,- им не только безвозмездно помогают собрать сено и хлеб, но и

запасти на целый год дров и лучины. Хотя поселяне и считают за грех

работать в воскресные дни, однако на вдовью помощь охотно идут после

обедни, держась пословицы: «На вдовий двор хоть щепку кинь». Во многих

губерниях удобряют землю, косят сено, сжинают хлеб помочами, которые

также называют толоками ( от эстского слова Talck- плата за работу). В

Сибири, Пермской губернии почти все работы мужские и женские делаются

помочами, как-то Полотушки в полях и огородах, Потрепушки, или трепанье

льна, Супрядки- пряжа льна, Назьма или унавоживанье и т.д.

Собиранье вишен, рубка, сеченье капусты составляют тоже род

семейственного

хозяйственного

праздника.

Капустки

или

Капустницы

с

ужином

и

хлебальным

пирогом,

заключаемые

пляскою

и

пеньем,

отправляются

особенно

в

северо-восточной

России

и

Сибири.

Богатство

хлебное считалось в России большим добром. Выраженье: всякого жита по

лопате, означает поныне самое желанное и завидное состояние селянина.

3.Русский народный земледельческий календарь

Исстари основным занятием славянских народов было земледелие. Вся

славянская культура, праздники и ритуалы носят земледельческий характер.

И такое сложное явление, как славянский календарь , построено на твердом

знании законов природы, на сельскохозяйственном опыте, фольклоре, нормах

общинной жизни. Земледельческий календарь- это дневник и энциклопедия

крестьянского быта с его праздниками и буднями.

Земледельческий календарь отражал ритмичность годового аграрного

цикла.

В

нем

прочно

устанавливалось

понятное

и

оправданное

для

труженика-крестьянина чередование праздников и будней, постов и дней

обильной, сытной еды. При этом отдых от физического труда не означал

веселья как безделья. Каждый праздник имел свое особое значение, был

связан с определенными формами поведения и культурными традициями.

Каждый мог проявить свою индивидуальность в хороводе, песне, наряде.

Праздник означал свободное общение, контакты между людьми, ощущение

себя членом общества.

Русское слово «Календарь» происходит от латинского слова «Календа»

(первый

день

месяца)

и

глагола

«Каларе»

(выкликать):

в

Древнем

Риме

обязанностью жреца было громкое провозглашение первого дня каждого

нового месяца. Упорядоченный счет времени- итог длительного развития

человеческой мысли, наблюдений и опыта.

В центре календаря изображается Солнце, чаще всего в виде спирали с

лучиками.

Оно

говорит,

что

календарь

опирается

на

четыре

поворотные

точки, соответствующие движению Солнца по небосводу. Жизненный уклад

земледельца определяется в первую очередь сменой времен года, потому

поворотные

точки

разделяют

четыре

сезона:

весну,

лето,

осень

и

зиму.

Поворотные точки славянского календаря- зимний и летний солнцевороты,

весеннее т осеннее равноденствия.

По народным представлениям две половины года взаимно влияют и

обуславливают друг друга, от чего в пословицах и приметах так много

сравнений зимы с летом, а осени с весной. Одно время года определяется по

другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным. В природе

все- живое. Птицы- несут весну, земля засыпает зимой, а вначале лета-

беременна

будущим

урожаем.

Само

слово

«урожай»

происходит

из

понимания

крестьянина,

что

осенью

земля

рожает.

Народный

календарь

сохраняет

языческий

взгляд

на

при

роду:

все,

что

окружает

человека

одухотворено,

наделено

жизненной

силой,

способно

помогать

или

препятствовать. Одушевлены в глазах человека не только явления природы,

но и сам годовой круг: времена года- ближайшие родственники. В языческом

миропонимании все, имеющее душу, должно иметь Имя. Потому календарь у

крестьян называется «месяцеслов». Все его части (сезоны, месяцы, недели,

дни, посты, праздники), поименованы.

Слова обладают особой силой воздействия на природу. Чем глубже в

старину, тем сильнее вера в силу слова. Слово может влиять на то, что им

обозначено,

потому

в

обрядовых

текстах

так

много

повелительных

интонаций: «Родись капуста бела и кругла».

Крестьянину надо было в первую очередь заботиться об урожае, о

здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта следующему поколению. Все

в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели. Глеб Успенский-

большой знаток традиций- написал в 19 веке цикл очерков «Власть земли»,

где

рассматривал

календари

для

господ

и

народный

месяцеслов:

«Без

перерыва на целый год, вплоть до будущего Крещения,- у господ идут:

взятие,

покорение,

одоление,

и

т.д.,

а

у

крестьян

«На

Евдокию

и

снег-

урожай», «На благовещенье дождь- родится рожь».

Человек не только подстраивается под природу, он часто указывает,

требует, заявляет свои права как хозяин этой земли. От урожая зависит

благополучие и сама жизнь крестьянина- он не только старается выполнять

предписанные традицией правила, но и открыто защищает насущный хлеб от

злых сил и активно проводит ритуалы по воспроизведению и увеличению

достатка. Украшая голую землю цветами и листьями, крестьянин помогает

земле покрыться зеленью, чтобы обеспечить приплод скота. В деревне пекут

специальное

печенье

в

виде

домашних

животных,

в

определенные

дни

устраивают обильные трапезы, в период бурного роста хлебов, молодежь

проводит игрища с обрядовой эротикой, песнями о любви и молодости. С

целью

спровоцировать

силы

природы,

используются

яйца,

зерна

злаков.

Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь,

умножая

ее.

Извечный

круговорот,

который

свидетельствует

о

нескончаемости жизни….. В животном мире зерну или семени, с точки

зрения крестьянина, соответствует яйцо, обладающее тем же удивительным

свойством.

Очень

важна

черта

народного

календаря-

ритмичность,

последовательность и оптимальный ритм чередования: праздники и будни,

работа

и

отдых,

посты

и

обильные

трапезы,

периоды

воздержания

и

раскрепощения плоти. Большое количество примет, пословиц, запретов и

наставлений, игры, пляски, обильная еда- таковы насыщенность наиболее

значимых моментов аграрного года. Отдых никогда не воспринимается в

народной

культуре

как

безделье.

Праздник

всегда

выполняет

важные

общественные

функции.

Дает

ощущение

полного

слияния

с

природой,

утверждает власть человека над ней.

Календарь наполнен знаками, которые указывают на природные циклы и

ритуалы, с ними связанные. С марта по май Сила Неба сходит в Землю, на

что

указывают

спирали

идущие

сверху

вниз.

В

этот

период

Природа

просыпается.

После

весеннего

равноденствия

служатся

ритуалы

Летним

Богам. Священнодействия производят только женщины, мужчины заняты

работой. Спирали идущие снизу вверх соответствуют периоду с сентября по

ноябрь и говорят о поднимании Силы от Земли к Небу. После осеннего

равноденствия

наступает

время

Зимних

Богинь.

Вся

магия

находится

в

ведении мужчин, а для женщин наступает время ткачества и шитья.

Под словом «декабрь» перекрещенные линии образуют решетку,

состоящую из множества ромбиков. Такая решетка указывает, что земля спит,

ее нельзя трогать.

Месяц «январь» сопровождается косым крестом, уголком вниз и двумя

птичками. Это время перехода. Время получения информации с неба через

вещие сны или гадания. Время, когда можно небо попросить о чем-либо на

грядущий год, а птицы принесут твою просьбу к богу.

«Февраль» символизирует чередующиеся треугольники и положенная

набок «ёлочка». Они означают. Что Сила Неба начинает возвращаться в

землю, покрывало снега тает.

«Март» отмечен широким косым крестом поверх фактурного фона.

Такой крест здесь означает зачатие, взаимопроникновение неба и земли,

пробуждение

Спящей

Красавицы-

Природы,

её

возвращение

из

«хрустального гроба».

«Апрель» украшен плугом- знак, не требующий комментария.,

«Май» несколько противопоставлен по рисунку «февралю»: те же знаки в

ином положении означают выход спущенной с неба в землю силы в виде

богатой растительности.

«Июнь» покрыт знаками земельных работ, а «июль»- направленные вверх

треугольники- подчеркивает максимальное раскрытие природы в это период.

Обращенная в другую сторону «ёлочка» и «крючёчки» в августе говорят

о воздаянии за приложенные усилия, о «возвращении долга», об урожае.

«Сентябрь»- это месяц, когда сила из земли обратно уходит на небо.

«Октябрь»связан с активным беспокойством, приготовлением к холодам.

«Ноябрь» же стелет для засыпающей на зиму Природы «белоснежные

простыни».

Другие символы, которые используются в календарях, связанны с

природными стихиями. Бусина- символ получения плодов, образ яркой ягоды

или семени. Кувшин и котелок- символ ожидания, созревания, беременности,

а так же запасов на зиму. Колокол- дождь, веление свыше, звон его прогоняет

злые

силы.

«Утушка»-

символ

чистоты

дома.

«Ключики»-

символ

домовничества,

бережливости.

«Коники»-

символ

богатства,

движения.

«Курочка»-

символ

заботы

о

семье,

продолжения

жизни.

Присутствие

в

календаре

этих

символов-

обращение

к

духам-покровителям,

влияние

на

живородящие силы Природы.

С течением лет, в зависимости от местности, народный календарь

претерпевал

определенные

трансформации,

но

по-прежнему

оставался

необходимым компонентом быта и культуры большинства жителей России.

Наиболее значимыми являлись календарные обряды, связанные с

жатвой, с уборкой урожая.

В тех же селах Дорожево и Домашево существовал следующий

жнивный обряд: «когда дожнут озимые, надо было покататься на жнивье,

«чтобы спина не болела», приговаривая: «Ивка, Ивка, возьми мою силу к

яровому жниву» (после жнива яровых так не катались). После жнива хлебов

завивали клок колосьев- «Илье бороду».

В Навлинском районе (с. Соколово) последние колосья также

завивались в последний сноп- так называемая «Сивая борода».

Завитый пучок, называемый бородой, оставался несжатым в поле и

должен был обеспечить земле её силу на будущий год, сохранить, вернуть её

земле.

Последний сноп, вносимый в избу, должен был способствовать

процветанию всего дома и хозяйства. Венок из последних колосьев клали на

голову

хозяину,

солому

впоследствии

скармливали

скотине,

зерна

примешивали к семенам. Все это показывает, что сила, ушедшая из земли в

колосья, передавалась через них обратно земле, а так же всему хозяйству

крестьянина.

Б.А.Рыбаков связывает подобные обряды с культом бога Велеса (бог

богатства

и

скотоводства

Велес

(Волос)

был

также

связан

и

с

миром

мертвых). Он обращает внимание на то, что крестьяне-земледельцы 19 в.

жертвовали Волосу последнюю горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве.

Хлеб

был

убран,

поле

омертвело,

земледелец

сложил

свою

«добычу»

в

крестцы

и

лишь

тогда

вспоминал

о

Велесе,

оставляя

ему

колосья

«на

бородку». Б.А.Рыбаков приходит к выводу, что сочетание мертвого, сжатого

поля с велесовой бородой и последним снопом в какой-то мере объясняет нам

связь

Велеса

с

миром

предков,

покоящихся

в

земле

и

помогающих

ее

плодородию.

Таким образом, из описанных выше примеров видно, что на Брянщине,

действительно,

долгое

время

сохранялись

поверья,

обычаи

и

обряды,

являющиеся явным отголоском древних языческих культов, преобладающее

влияние среди которых занимают аграрные, углубленное изучение которых в

определенной мере позволяет составить представление о мировоззрении и

верованиях восточных славян.

Рассмотрев основные земледельческие праздники, мы видим, что в них

отразился характер русского народа, его верования, обычаи и традиции. На

протяжении веков они, безусловно, претерпевали изменения, связанные с

определенными историческими событиями, сменой эпох. Но главные смыслы

и значения этих праздников до сих пор важны для нашего народа.

4.Технология организации земледельческого праздника

( на примере «Праздника урожая» Мишковского СДК

Стародубского района Брянской области)

Обрядов, сопровождающих уборку урожая, значительно меньше. Все

силы крестьян были сосредоточены на уборке урожая, для гуляния и веселья

не оставалось времени. Основным содержанием осенних обрядов являлось

стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить

плодоносную энергию земли. Обязательно совершался обряд «зажинки» с

первым снопом. Его переносили с песнями на гумно, с него начиналась

молотьба, а зерна его сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали

и последнему снопу.

Работа в поле сопровождалась «жнивными» и «дожиночными» песнями-

под одни жали, а под другие собирали последний урожай.

А на нас сказали,

Что мы ленно жали,

Что мы ленно жали!

Ажно мы пожали

И в копы поклали,

В стоги наметали!

А в поле копами,

На гумне стогами,

На гумне стогами!

На гумне стогами,

На току ворохами,

А стоку мехами!

Осенины, или Праздник Урожая, на Руси празднуется издавна 21

сентября.

Он

посвящен

семейному

благополучию,

плодородию

и

символизирует

благодарение

народа

за

урожай.

Аналогичные

праздники

нового урожая отмечаются в разных странах:

в Германии в последнее воскресенье октября- День благодарения;

в Израиле называется праздник Кущей и начинается 19 сентября, отмечается

неделю;

в Корее праздник Чхусок- день урожая и семьи, в полнолуние отмечается в

течение трех дней;

в Англии также 21 сентября отмечается День жареного гуся;

во Франции- праздник Последнего стола;

Праздник День Урожая.

День Урожая приходится на 21 сентября- Рождество Богородицы. Он

празднуется уже после завершения страды, когда урожай весь находится в

закромах. В праздник урожая по традиции принято было с караваями и

киселем встречать у воды Осенину Матушку (саму Богородицу), благодарить

её за плодородие, богатый урожай и благополучие в семьях. Считается, что

она

покровительствует

земледелию.

У

реки

народ

развлекался

играми

и

песнями.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в

огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенин (в православии- день Рождества пресвятой Богородицы)

устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника

варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог.

Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье

пели соответствующие моменту игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей, на сторонке, приволье большое!

А приволье- то большое, мужики богаты!

Что мужики- то богаты, камённы палаты!

Что камённы палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

Праздник Урожая берет свое начало у древних славян, которые в день

осеннего равноденствия отмечали передачу власти от лета к осени. В этот

день нужно напечь пирогов, навестить родителей, поблагодарить Бога за

плодородие, помянуть добрым словом предков. В день урожая нужно было

организовать угощение и подносить всей своей родне. На поле завязывали

последний

сноп,

наряжали

и

с

песнями

водили

хороводы.

Вечером

в

Праздник

Урожая

люди

устраивали

мероприятия

братчины-

мирились,

устраивали общий пир. На большую трапезу готовили кутью, пиво. Творог,

заказывали быка или овцу.

Праздник Урожая означает встречу осени, прощание с летним теплом и

ожидание холодов. С этого времени народ мог отдохнуть от трудов, а сама

природа готовится к зимнему сну.

Вторые Осенины Страда продолжалась до Дня Рождества Богородицы

21 сентября (день осеннего равноденствия). В этот день. Когда заканчивали

сбор урожая, праздник приобретал особенный смысл. Люди прощались с

летним

теплом,

чествовали

Солнце,

благодарили

матушку-

Осенину

(прообраз

Богородицы)

за

богатый

урожай

и

семейное

благополучие,

навещали родителей и поминали предков. После тяжелого совместного труда,

на Осенины устраивались ярмарочные гулянья с обменом избытков урожая, а

заканчивался праздник общим пиром, где принято было за большим столом

мириться, решать сложные вопросы, а также поесть вдоволь, без оглядки на

запасы. Праздник сбора урожая в России и сейчас популярен не меньше, чем

в древние времена. Наши современники так же, как и в старину, всем миром

работают в полях, а затем, когда закрома заполнены и окончены полевые

работы, устраивают традиционные народные гулянья, ярмарки и застолья.

Для организации праздника создается оргкомитет. Члены оргкомитета, в

который

входят

руководители

всех

групп,

а

также

представители

общественных

организаций,

координируют

действия,

руководят

ходом

праздника,

оперативно

вмешиваются

в

случае

необходимости.

При

нем

работают различные группы для всестороннего обеспечения праздника.

Сценарная группа разрабатывает единый сценарий праздника, его

составные части, устанавливает последовательность эпизодов.

Режиссерско-постановочная группа

заботится

о

подготовке

художественных коллективов, а также руководителей тех или иных действий

участников.

Основная

задача

режиссеров-постановщиков

состоит

в

том,

чтобы

во

время

праздника

была

слаженность

всех

звеньев,

тщательная

отработка всех действий.

Группа технического обеспечения призвана позаботится об отработки

всей

техники.

Массовый

праздник

не

может

обойтись

без

проверочной

радиоаппаратуры и других технических средств.

Группа

информации

берет

на

себя

широкое

информирование

участников о порядке, местах веселья, зрелищах, изготавливает для этого

плакаты,

афиши,

использует

радио.

Группа

информации

обязана

также

обеспечить участников текстами песен, приветствий.

Не менее важная роль выпадает на дело хозяйственной группы.

Транспорт, питание, возможность спокойного отдыха участников зависит от

энергии этой группы.

При оргкомитете в течении всего праздника функционирует группа

поддержания порядка.

Ответственное задание получает группа художников-оформителей. Ее

дело- украшение территорий в соответствии с темой.

Объем работ при подготовке праздника настолько велик, что не

обойтись без большого актива энтузиастов. Расчет на привлечение людских

масс, ответственность темы требует специального рассмотрения сценария и

режиссерского

замысла

организациями,

под

руководством

которых

организаторы готовят праздник.

На протяжении всей подготовки оргкомитет проводит заседания, где

заслушивают ответственных за различные участки и ходе подготовки. Во

время праздника наблюдают и затем анализируют, отличают положительные

моменты и недостатки.

Примерная программа организации Праздника Урожая.

В настоящее время этот праздник имеет менее прочную структуру. Но и

здесь мы встречаем ряд элементов, передающихся из поколения в поколение.

1. Открытие праздника.

Это традиционное шествие к месту его проведения. Оно имеет веселый

карнавальный характер. Могут участвовать различные персонажи:

1- урожай ( в виде дородного веселого человека с венком из колосьев, в

руках большая корзина со злаками, овощами, фруктами);

2- осень;

3- сноп пшеницы;

4- кукуруза;

5- капуста;

6- морковь и др.

2. Основная часть праздника.

Она состоит из двух составляющих:

1. Подведение итогов проделанной работы:

- театрализованная церемония поднятия флага Урожая;

- вручение лучшим труженикам коллектива караваев из муки нового урожая;

- театрализованные рапорты бригад и отделений;

2. Массовое гуляние и игры:

- развлечения;

- игровые программы на лучшего грибника, на букет из последних цветов и

листьев, на забавный трехминутный рассказ о летних приключениях и др.

Одним из традиционных элементов народного гуляния является ярмарка,

которая работает на протяжении всего праздника.

Из киосков и лотков строят, по обычаю, ярмарочные ряды, где продают

самые разнообразные яства.

Вечерняя программа может включать: факельные шествия; если

возможно праздник на воде; концерты, танцы, хороводы, игры.

2.

Финальная часть.

Завершает

гуляние-

фейерверк.

Хозяева

праздника

Урожай

и

Осень

прощаются с гостями.

Конечно, программа может варьироваться с учетом региональных,

местных обычаев, традиций, но основные традиционные элементы должны

присутствовать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и

праздников. Будни -

это время, наполненное трудами и заботами. Будням

противопоставлялся праздник -

время отдыха, веселья, радости, ощущения

полноты

жизни,

время,

когда

люди

осознавали

себя

частью

единого

сообщества. Праздники возникали в разные исторические эпохи. Самыми

древними были праздники, связанные с земледельческим календарем русов -

предков

русского

народа.

Их

называли

календарными

или

годовыми

праздниками, так как, начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на

лето»,

они

продолжались

весь

год

и

заканчивались

поздней

осенью

с

завершением уборки урожая. Главными среди них были Святки, Масленица,

Семицкая неделя, Ивано-Купальские празднества, а также праздники сбора

урожая, то есть те, которыми отмечались четыре самые важные природно-

астрономические

явления:

зимнее

и

летнее

солнцестояние,

весеннее

и

осеннее равноденствие.

Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского

народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в

одном селе, деревне, городском квартале. Праздник, на который сходилась

вся

ближняя

и

дальняя

родня,

способствовал

укреплению

родственных

связей,

развитию

родственной

взаимопомощи.

Он

нес

своеобразные

образовательные функции. Частое общение с приехавшей издалека родней, с

пришельцами,

привлеченными

праздником:

ярмарочными

торговцами,

балаганщиками,

нищими,

богомольцами

-

позволяло

жителям

узнавать

новости, обмениваться впечатлениями о событиях в стране, судить о победах

и поражениях в войнах, получать знания о далеких странах и народах.

Всецело зависящие от окружающей природы наши предки начали

обожествлять

ее,

поклоняться

ей.

Сложились

отдельные

культы.

Тысячелетняя

история

христианства

на

Руси

не

смогла

уничтожить

их

окончательно. Но и остаться неизменными они также не могли. Шли века,

постепенно забывались старые боги, но многие народные обычаи, связанные

с ними, потерян в большинстве своем первоначальный смысл и значительно

изменившись, сохранились как часть народной культуры до сего времени.

Наиболее ярко сохранились архаические черты древних языческих культов в

к а л е н д а р н ы х

н а р о д н ы х

п р а з д н и к а х

и

о б р я д а х .

Все сказанное выше в полной мере относится и к народной культуре

Б

р

я

н

щ

и

н

ы

.

Очень шумно и весело на Брянщине праздновались новогодние зимние

святки, встреча весны, масленица, Купала, совершались жнивные обряды.

Однако мало кто может уже предположить, что за святочными игрищами,

осенними

праздниками

урожая

стоит

поклонение

божеству

богатства

и

скотоводства Велесу. Весенние песни и хороводы посвящены богине весенне-

летнего

плодородия,

Ладе

и

ее

дочери

Леле.

Многочисленные

обряды,

исполняемые

на

гряной

неделе:

завивание

венков,

проводы

русалок,

похороны

«кукушки»

и

т.д.,-

являются

отголоском

древних

русалий,

и

связаны с культом духа растительности в различных его проявлениях и с

культом

умерших

предков.

Вероятнее

всего

связано

с

культом

духа

растительности-

уникальное

театрализованное

п р ед с т а вл е н и е ,

сохранившееся в селах Дорожево и Домашево Брянского района.

Сравнивая праздники и обряды земледельческого года между собой,

легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, что

повторяются

некоторые

действия,

что,

употребляются

одни

и

те

же

ритуальные кушанья, что, существуют устойчивые поэтические формулы.

Единым является и понимание места человека в мире, взгляд на

взаимоотношения его с природой. Давно замечено, что в бытовой практике

крестьянина

земледельческие

и

семейные

интересы

были

неразрывно

связаны. Этому единству соответствует и общность аграрной и свадебной

обрядности,

выполняющей

функцию

достижения

хозяйственного

и

с е м е й н о г о

б л а г о п о л у ч и я ,

д о в о л ь с т в а ,

п л о д о р о д и я

и

т . п .

Заложенные

в

традиционной

культуре

высокая

духовность

и

нравственность

выступает

гарантами

ведения

здорового

образа

жизни

населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к

традициям,

доброжелательных

отношений

с

окружающими,

любви

и

б е р е ж н о г о

о т н о ш е н и я

к

п р и р о д е .

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего- культуры

традиционной, проявляется через воздействие на каждую личность будь это

младший школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь

у к л а д

ж и з н и

и

о б щ е с т в а .

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и

подростков

чувство

собственного

достоинства

и

национальной

гордости,

способствует

осознанию

роли

своего

народа

в

мировой

цивилизации.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного

и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при

благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее

традиционной составляющей -

особенности; воспитание населения, особенно

детей

и

подростков,

на

материалах

наследия

народной

культуры,

путем

ненавязчивых

форм

приобщения

к

его

богатству;

активное

участие

всех

желающих в любых формах народного творчества.

В настоящее время роль праздников, и в первую очередь народных,

приобретает

одно

важнейшее

значение.

Таким

значением

становится

воспитание чувства любви к родной земле, гордости за свой народ, за его

культуру и историю. Народные праздники не только учат и воспитывают,

они еще и соединяют современное подрастающее поколение с традициями

п р е д к о в ,

с

и х

к у л ь т у р о й

и

м и р о в о з з р е н и е м .

Кроме того, праздники позволяют нам узнать больше в области истории.

Проводя время в нашем семейном кругу с самыми близкими и родными, мы

обогащаем

собственный

кругозор.

Старшие

обычно

делятся

жизненным

опытом, а молодёжь слушает их с интересом. Таким образом традиции и

обычаи передаются от поколения к поколению.

К сожалению, мы слишком мало дорожим нашей народной культурой,

ее

традициями.

Поэтому

особенно

в

последние

десятилетия

многие

ее

стороны буквально попадают под угрозу исчезновения, в том числе и ее

древнейшие

элементы.

Большинство

обрядов

прекращают

свое

существование

к

началу

70-х

годов

и

в

настоящее

время

почти

не

встречаются. Постепенно уходит из жизни поколение, еще хранящее в своей

памяти старинные обрядовые песни и обычаи, предания и традиции. И пока

не

поздно

необходимо

начать

более

серьезную

работу

по

сбору

этнографических

материалов

и

их

изучению

и

сохранению,

поскольку

с

исчезновением

нашей

древней

народной

культуры

обеднеет

не

только

культура в целом, но также потеряется и ниточка, служащая изучению и в

какой-то мере реконструкции жизни, быта, представлений наших далеких

п

р

е

д

к

о

в

.

Сегодня наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере:

разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в

регионах;

внедряются

художественные

образовательные

программы

на

основе

национально-культурных

традиций

народов

России;

открываются

новые

специализации

по

народной

художественной

культуре

в

средне-

специальных и высших учебных заведениях страны.

Можно сделать вывод,

что много элементов старинной культуры не используется в современной

обрядности. Знания характерных черт праздников и обрядов

позволяют

события сделать более ярким и зрелищным, чего требует настоящее время.



В раздел образования