Автор: Ягунова Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 15 Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Неделя экологии "Мир в котором мы живём" Раздел: дошкольное образование
возраста
(
Программа
)
Пояснительная записка
Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим за-
кономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, мно-
жество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является
проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от
уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия
в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его зве-
ньях приобретает приоритетное значение.
Формирование основ экологической культуры детей требует развития у
них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания приро-
ды, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом.
Результаты анализа психолого-педагогической литературы позволяют
сегодня ставить вопрос о формировании основ экологической культуры (на-
чал экологической грамотности) детей дошкольного возраста как системе
жизненных установок, направленных на целостный анализ экологической си-
туации, обусловливающий экологически целесообразное поведение.
Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знани-
ях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между
растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными
и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обяза-
тельным компонентом процесса развития экологической культуры являются
знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к
окружающему миру.
Одной из интересных и перспективных форм работы по формирова-
нию гуманной, социально активной, творческой личности, способной пони-
мать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним яв-
ляется неделя экологии.
Основная цельнедели экологии – воспитание у дошкольников основ
экологической культуры.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Формировать у детей осознанно-положительное отношение к при-
родным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представле-
ния об окружающем мире.
2. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное
сохранение природы, воспитывать гуманно-ценностное отношение к ней.
3. Воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к
природе, миру.
Время проведения данного мероприятия – учебная неделя.
Проведение
недели
экологии
"
Мир
в
котором
мы
живём
"
предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической
деятельности, который заключается в педагогической целесообразности при-
влечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с
миром природы. Преимущество отдается непосредственным наблюдением,
играм, опытам, уходу за растениями и животными, деятельность детей долж-
на быть предметно- поисковая. Она гармонично интегрирует всю многогран-
ность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении
приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольни-
ка
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей осознанно-положительного отношения к при-
родным явлениям и объектам, развитие естественнонаучного представления
об окружающем мире;
- Повышение уровня экологической культуры дошкольников;
- Формирование профессиональной компетентности педагогов в вопросе эко-
логического воспитания детей всех возрастных групп.
План
работы
неделя
экологии
"
Мир
в
котором
мы
живём
"
Тема
дня
совместная деятель-
ность педагога с детьми
самостоятельная дея-
тельность детей
прогулки
Для детей 3-5 лет
Дидактическая игра «Пти-
ца, рыба, зверь», «Кто где
Рассматривание пейза-
жей, иллюстраций о
Наблюдение за
землей, промерз-
живет?»
природе.
Упражнения на разви-
тие эмпатии «Изобрази
животное»
шая или нет, что
растет и т.д.
Труд на огороде,
подготовка гря-
док,
День
земли
Дидактическая игра «Мож-
но - нельзя» правила пове-
дения в природе и живыми
объектами.
"Разложи экологиче-
скую дорожку"
на любую известную
детям тему "Рост расса-
раскидать снег и
т.п. Собрать зем-
лю для рассады в
ящичек.
День воды
Исследовательская деятель-
ность по изучению свойств
воды, окрашивание воды
«разноцветная вода»
"Чашка чая", познакомить с
агрегатными состояниями
воды
Игра с картинками "Для
чего нужна вода?"
Рассматривание экоси-
стемы – река, море, озе-
ро пруд, иллюстраций,
фото разнообразных во-
доемов.
Составление пазлов,
мозаики водоема
Дидактическая игра с
картинками или мячом
Наблюдение за
ручейками, экс-
курсия к водоему.
Использование
художественного
слова, загадки.
Труд: раскидать
снег и понаблю-
дать, как он
превращается в
воду.
Смотрит солнышко в окошко.
Разучивание стихов, закли-
чек о солнце.
Игровые задания и упраж-
нения «Как солнце весне
помогало»
Игровое упражнение "Что
на солнышко похоже?" (по
цвету, по форме, по функ-
циям)
Упражнение «Что быва-
ет круглое», «Дорисуй
из круга», «Закрась сол-
нышко»
Сюжетно-ролевые игра
из цикла "Семья" ("Вес-
ной на дачу", "В де-
ревне у бабушки" и др.)
Наблюдение за
солнцем и небом.
Как влияет солн-
це на погоду, на
растения, на жи-
вотных и на лю-
дей.
Использование
художественного
слова.
День лесных зверей.
Дидактическая игра «Кто
живет в лесу?» (отгадыва-
ние загадок)
Рассматривание картинок с
изображением диких жи-
вотных.
Чтение сказок про лесных
зверей.
Узнать зверя по описанию,
поразмышлять, чем питает-
Дидактическая игра «
Часть и целое»
Игра лото «Дикие жи-
вотные»
Рассматривание альбо-
ма о лесных жителях.
Раскрашивание раскра-
сок. Игра «Дикий и до-
машний» (разделить
животных на диких и
Подвижная игра
«Изобрази и
узнай», «У медве-
дя во бору» (для
малышей).
Использование
художественного
слова (короткие
стишки, песенки
о животных леса)
День насекомых.
Путешествие в страну на-
секомых.
Отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстра-
ций с изображением насе-
комых.
Проведение игр на разви-
тие артикуляции с исполь-
зованием голосов насеко-
мых.
Сравнение насекомых, вы-
деление самых характер-
ных признаков.
Дидактическая игра
«Собери из частей».
Изобразительная дея-
тельность: рисование
божьей коровки.
Рассматривание насеко-
мых в энциклопедии.
Наблюдение за
насекомыми на
участке (муравей,
бабочка, пчела,
муха и др.)
Беседа «Для чего
нужны насеко-
мые?»
Подвижная игра
«Пчелка и улей».
Для детей 5 – 7 лет
(о
деревь
ях) А
Чтение М.Пришвина «Как
из семечка родилась елоч-
Рисование «Мое лю-
бимое дерево»
Экскурсия к дереву
(березе, елке, ране-
День цветов.
Игра в кругу «Назови цве-
ток» (садовые, луговые,
любимый, желтого или
красного цвета)
ИЗО «Украсим группу цве-
тами» (аппликация, рисова-
ние)
Игровое музыкальное
упражнение «Хоровод цве-
тов»
Логическая цепочка «Раз-
витие растения»
Посадка семян цветов для
высаживания рассады на
клумбы в детском саду
Дидактическая игра «Села
бабочка на цветок» (позна-
комить либо закрепить на-
звание цветов)
Словесная игра из цикла
«Хорошо-плохо» «Букет
цветов»
Словесная игра на умение
находить и называть свой-
ства предмета «Какие цве-
Настольно-печатные
игры «Найди пару
цветку», «Составь
цветок», «Где рас-
тет», «Составь букет»
Рассматривание аль-
бома «Первые цветы»
«Кто быстрее соберет
цветок» (разрезные
картинки)
Работа в природном
уголке (закрепить
правила ухода)
«Кто быстрее найдет
комнатное растение
по описанию, по кар-
тинке, по схеме, по
модели»
«Выбери предметы,
необходимые для ухо-
да за комнатными
растениями» (по кар-
тинкам или предме-
там по типу «Найди
лишнее»)
Игры на закрепление
знаний цветовых от-
тенков «Назови како-
Наблюдение за пер-
вой травкой и про-
шлогодними бы-
линками и срав-
нить. Наблюдение
за изменениями
весной, происходя-
щими на клумбах,
цветниках.
Труд на клумбах и
цветниках.
Беседа об условиях,
необходимых для
роста и развития
растений, в т.ч. цве-
тов.
Уроки
Беседа о правилах поведе-
ния в природе.
Рассматривание аль-
бомов и иллюстраций
Наблюдение за рас-
тением мать-и-
Дома
шние
«Кто где живет?» (дикие и
домашние животные)
Составление фото-
альбома «Наши до-
Наблюдение за до-
машними животны-
Чудес
а в
Исследовательская и экспе-
риментальная деятельность
Игры с песком и во-
дой.
Рассматривание по-
чек на деревьях и
Основные мероприятия
Совместные мероприятия в ДОУ:
-Праздники "День Земли", "День птиц", "День воды"
-Весенние утренники и развлечения "Праздник Весны".
-Конкурс детских работ из природного материала.
-Выставка детских рисунков "Весна, весна, на улице весенние деньки".
-Подготовка рассады для клумб и цветников.
-Планирование работы на огороде.
-Планирование и организация экологической тропы в ДОУ.
-Экологические праздники «Их надо спасти!», «Как вести себя в лесу?»
-Экологический паспорт ДОУ.
-Совместные целевые экскурсии.
-Оформление макетов разных экологических систем.
-Календарь экологических мероприятий на учебный год.
-Перспективное планирование использования экологических игр во
всех возрастных группах детского сада.
-Организация уголка лекарственных растений.
Формы работы с родителями:
1.Участие в выставках - работы из природного материала « Город ма-
стеров», рисунков « Весна, весна журчат ручьи».
2.Помощь в оформлении стенгазет «Лес - дом зверей», «Вода, вода чем
ты ценна», « Друзья перелетные птицы». Альбомов - «Зеленая аптека», «На-
секомые нашего края».
3.Дни открытых дверей (праздники «День Земли», День Воды» и др.)
Совместные мероприятия с другими организациями:
-Посещение с детьми старших групп местного озеленительного пред-
приятия. Проведение беседы «Как подготовить и вырастить рассаду для
клумб».
-Экскурсия в зоопарк.
Список литературы для воспитателя
1. Золоток яичко и пасхальные традиции. Пасхальный фестиваль "Зо-
лотое яичко [Текст]//Дошкольное образование- март 2008.- №6 (222)- с.22
2. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологиче-
ском образовании дошкольников [Текст]//Дошкольное образование - март
2008.- №6 (222)- с.4
3. День цветов. Досуг для детей старшего дошкольного возраста
[Текст] // Дошкольное воспитание -2008.- №3-с.111
4. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий
с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников [Текст]/
Под ред. Л. М. Маневцовой
.- СПб: Детство – Пресс, 2003.-116с.
5. Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего
характера: Методическое пособие для воспитателя детского сада (подготови-
тельная группа) [Текст]/ Парамонова Л.М. – Чебоксары: КЛИО, 1997.с.55
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/М.:
Просвещение, 1988. 144 с.
7. Как солнце весне помогало [Текст] / Ребенок в детском саду. №2,
2008. с.37
8. Первоцвет. Экологический проект [Текст] / Ребенок в детском саду.
№2, 2008. с.54
9. На пасху солнце всходит, пританцовывая [Текст] / Ребенок в детском
саду. №2, 2008. с.70
10. Лес – наше богатство. Долгосрочный проект [Текст] / Ребенок в дет-
ском саду. №5, 2007. с.29
11. Учимся сопереживать животным. Занятие [Текст] / Ребенок в дет-
ском саду. №5, 2007. с.46
12.Попова, Т. И. Мир вокруг нас (художественное слово, фономузы-
кальный материал, программа бесед об окружающем мире) Занятие [Текст] /
Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.46
13. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры :учеб. Посо-
бие [Текст]/ С. Н. Николаева. - М.: 2001, 144с.
14. Основы безопасности дошкольников. Пособие для воспитателей
детских садов [Текст] / Под ред. В. А.Ананьева.-
Барнаул: Изд-во БЕПУ, 2002.
– 318с.
15. Молодова, Л. П. Экологические занятия с детьми: Учебно-методи-
ческое пособие [Текст] / Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004. 128с.
16. Ционская, Д. Как воспитывать у детей интерес к природе [текст] -
М.: Просвещение, 1959.
17. Рыжова, Н. А. Воздух-неведимка: Пособие по экологическому об-
разованию дошкольников [Текст]/ Н. А. Рыжова ; науч. ред. Ягодин Г. А. -
М. : Линка-пресс, 1998. 190с.
18. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас
[Текст]. - М.: Просвещение, 1993. - с. 27.
Список литературы для дошкольников
1. Романова, Н. «Муравей Красная Точка»: книга для чтения [Текст]. –
М.: Детская литература, 1988. 32 с.
2. Скребицкий, Г. « Весна-художник»: книга для чтения [Текст].- М.:
Малыш, 1964. 64с.
3. Скребицкий, Г. Четыре художника: книга для чтения [Текст]. – М.:
Малыш, 1974. 18с.
4. Скребицкий, Г. Лесное эхо: книга для чтения [Текст]. – М.: Стреко-
за, 2012. 64с.
5. Сладков, Н. Сказки и рассказы: книга для чтения [Текст]/ Н. Слад-
ков, В. Бианки, Э. Шим : -М.:АСТ, Астрель, Родничок 2011. 128 с.
6. Танасийчук, В. «Шестиногие соседи»: книга для чтения [Текст]
.-М.: Детская литература, 1973. 26 с.
7. Чарушин, Е. Сказки, стихи, рассказы: книга для чтения [Текст]. –
М.: Акварель, 2010. 70с.