Напоминание

Неделя экологии "Мир в котором мы живём"


Автор: Ягунова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Неделя экологии "Мир в котором мы живём"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

.

Детский

сад

№ 15 «

Мотылёк

».

Неделя

экологии

"

Мир

в

кото

-

ром

мы

живём

"

для

детей

дошкольного

возраста
( Программа )
Составитель

:

Ягунова

Светлана

Ивановна

.

Воспитатель

МБДОУ

№15.

г

.

Кемерово

.

2016

г

.


Неделя

экологии

"

Мир

в

котором

мы

живём

"

для

детей

дошкольного

возраста
( Программа )
Пояснительная записка
Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим за- кономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, мно- жество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его зве- ньях приобретает приоритетное значение. Формирование основ экологической культуры детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания приро- ды, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом. Результаты анализа психолого-педагогической литературы позволяют сегодня ставить вопрос о формировании основ экологической культуры (на- чал экологической грамотности) детей дошкольного возраста как системе жизненных установок, направленных на целостный анализ экологической си- туации, обусловливающий экологически целесообразное поведение. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знани- ях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обяза- тельным компонентом процесса развития экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру. Одной из интересных и перспективных форм работы по формирова- нию гуманной, социально активной, творческой личности, способной пони- мать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним яв- ляется неделя экологии. Основная цельнедели экологии

воспитание у дошкольников основ экологической культуры. В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Формировать у детей осознанно-положительное отношение к при- родным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представле- ния об окружающем мире. 2. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы, воспитывать гуманно-ценностное отношение к ней. 3. Воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к природе, миру. Время проведения данного мероприятия – учебная неделя. Проведение недели экологии " Мир в котором мы живём " предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности при- влечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Преимущество отдается непосредственным наблюдением, играм, опытам, уходу за растениями и животными, деятельность детей долж- на быть предметно- поисковая. Она гармонично интегрирует всю многогран- ность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольни- ка Ожидаемые результаты: - Формирование у детей осознанно-положительного отношения к при- родным явлениям и объектам, развитие естественнонаучного представления об окружающем мире; - Повышение уровня экологической культуры дошкольников; - Формирование профессиональной компетентности педагогов в вопросе эко- логического воспитания детей всех возрастных групп.
План

работы

неделя

экологии

"

Мир

в

котором

мы

живём

"

Тема

дня

совместная деятель-

ность педагога с детьми

самостоятельная дея-

тельность детей

прогулки
Для детей 3-5 лет Дидактическая игра «Пти- ца, рыба, зверь», «Кто где Рассматривание пейза- жей, иллюстраций о Наблюдение за землей, промерз-
живет?» природе. Упражнения на разви- тие эмпатии «Изобрази животное» шая или нет, что растет и т.д. Труд на огороде, подготовка гря- док, День земли Дидактическая игра «Мож- но - нельзя» правила пове- дения в природе и живыми объектами. "Разложи экологиче- скую дорожку" на любую известную детям тему "Рост расса- раскидать снег и т.п. Собрать зем- лю для рассады в ящичек. День воды Исследовательская деятель- ность по изучению свойств воды, окрашивание воды «разноцветная вода» "Чашка чая", познакомить с агрегатными состояниями воды Игра с картинками "Для чего нужна вода?" Рассматривание экоси- стемы – река, море, озе- ро пруд, иллюстраций, фото разнообразных во- доемов. Составление пазлов, мозаики водоема Дидактическая игра с картинками или мячом Наблюдение за ручейками, экс- курсия к водоему. Использование художественного слова, загадки. Труд: раскидать снег и понаблю- дать, как он превращается в воду. Смотрит солнышко в окошко. Разучивание стихов, закли- чек о солнце. Игровые задания и упраж- нения «Как солнце весне помогало» Игровое упражнение "Что на солнышко похоже?" (по цвету, по форме, по функ- циям) Упражнение «Что быва- ет круглое», «Дорисуй из круга», «Закрась сол- нышко» Сюжетно-ролевые игра из цикла "Семья" ("Вес- ной на дачу", "В де- ревне у бабушки" и др.) Наблюдение за солнцем и небом. Как влияет солн- це на погоду, на растения, на жи- вотных и на лю- дей. Использование художественного слова.
День лесных зверей. Дидактическая игра «Кто живет в лесу?» (отгадыва- ние загадок) Рассматривание картинок с изображением диких жи- вотных. Чтение сказок про лесных зверей. Узнать зверя по описанию, поразмышлять, чем питает- Дидактическая игра « Часть и целое» Игра лото «Дикие жи- вотные» Рассматривание альбо- ма о лесных жителях. Раскрашивание раскра- сок. Игра «Дикий и до- машний» (разделить животных на диких и Подвижная игра «Изобрази и узнай», «У медве- дя во бору» (для малышей). Использование художественного слова (короткие стишки, песенки о животных леса) День насекомых. Путешествие в страну на- секомых. Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстра- ций с изображением насе- комых. Проведение игр на разви- тие артикуляции с исполь- зованием голосов насеко- мых. Сравнение насекомых, вы- деление самых характер- ных признаков. Дидактическая игра «Собери из частей». Изобразительная дея- тельность: рисование божьей коровки. Рассматривание насеко- мых в энциклопедии. Наблюдение за насекомыми на участке (муравей, бабочка, пчела, муха и др.) Беседа «Для чего нужны насеко- мые?» Подвижная игра «Пчелка и улей». Для детей 5 – 7 лет (о деревь ях) А Чтение М.Пришвина «Как из семечка родилась елоч- Рисование «Мое лю- бимое дерево» Экскурсия к дереву (березе, елке, ране-
День цветов. Игра в кругу «Назови цве- ток» (садовые, луговые, любимый, желтого или красного цвета) ИЗО «Украсим группу цве- тами» (аппликация, рисова- ние) Игровое музыкальное упражнение «Хоровод цве- тов» Логическая цепочка «Раз- витие растения» Посадка семян цветов для высаживания рассады на клумбы в детском саду Дидактическая игра «Села бабочка на цветок» (позна- комить либо закрепить на- звание цветов) Словесная игра из цикла «Хорошо-плохо» «Букет цветов» Словесная игра на умение находить и называть свой- ства предмета «Какие цве- Настольно-печатные игры «Найди пару цветку», «Составь цветок», «Где рас- тет», «Составь букет» Рассматривание аль- бома «Первые цветы» «Кто быстрее соберет цветок» (разрезные картинки) Работа в природном уголке (закрепить правила ухода) «Кто быстрее найдет комнатное растение по описанию, по кар- тинке, по схеме, по модели» «Выбери предметы, необходимые для ухо- да за комнатными растениями» (по кар- тинкам или предме- там по типу «Найди лишнее») Игры на закрепление знаний цветовых от- тенков «Назови како- Наблюдение за пер- вой травкой и про- шлогодними бы- линками и срав- нить. Наблюдение за изменениями весной, происходя- щими на клумбах, цветниках. Труд на клумбах и цветниках. Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений, в т.ч. цве- тов. Уроки Беседа о правилах поведе- ния в природе. Рассматривание аль- бомов и иллюстраций Наблюдение за рас- тением мать-и- Дома шние «Кто где живет?» (дикие и домашние животные) Составление фото- альбома «Наши до- Наблюдение за до- машними животны- Чудес а в Исследовательская и экспе- риментальная деятельность Игры с песком и во- дой. Рассматривание по- чек на деревьях и
Основные мероприятия
Совместные мероприятия в ДОУ:
-Праздники "День Земли", "День птиц", "День воды" -Весенние утренники и развлечения "Праздник Весны". -Конкурс детских работ из природного материала. -Выставка детских рисунков "Весна, весна, на улице весенние деньки". -Подготовка рассады для клумб и цветников. -Планирование работы на огороде. -Планирование и организация экологической тропы в ДОУ. -Экологические праздники «Их надо спасти!», «Как вести себя в лесу?» -Экологический паспорт ДОУ. -Совместные целевые экскурсии. -Оформление макетов разных экологических систем. -Календарь экологических мероприятий на учебный год. -Перспективное планирование использования экологических игр во всех возрастных группах детского сада. -Организация уголка лекарственных растений.
Формы работы с родителями:
1.Участие в выставках - работы из природного материала « Город ма- стеров», рисунков « Весна, весна журчат ручьи». 2.Помощь в оформлении стенгазет «Лес - дом зверей», «Вода, вода чем ты ценна», « Друзья перелетные птицы». Альбомов - «Зеленая аптека», «На- секомые нашего края». 3.Дни открытых дверей (праздники «День Земли», День Воды» и др.)
Совместные мероприятия с другими организациями:
-Посещение с детьми старших групп местного озеленительного пред- приятия. Проведение беседы «Как подготовить и вырастить рассаду для клумб». -Экскурсия в зоопарк.

Список литературы для воспитателя
1. Золоток яичко и пасхальные традиции. Пасхальный фестиваль "Зо- лотое яичко [Текст]//Дошкольное образование- март 2008.- №6 (222)- с.22 2. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологиче- ском образовании дошкольников [Текст]//Дошкольное образование - март 2008.- №6 (222)- с.4 3. День цветов. Досуг для детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание -2008.- №3-с.111 4. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников [Текст]/ Под ред. Л. М. Маневцовой .- СПб: Детство – Пресс, 2003.-116с. 5. Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера: Методическое пособие для воспитателя детского сада (подготови- тельная группа) [Текст]/ Парамонова Л.М. – Чебоксары: КЛИО, 1997.с.55 6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/М.: Просвещение, 1988. 144 с. 7. Как солнце весне помогало [Текст] / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.37 8. Первоцвет. Экологический проект [Текст] / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.54 9. На пасху солнце всходит, пританцовывая [Текст] / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.70 10. Лес – наше богатство. Долгосрочный проект [Текст] / Ребенок в дет- ском саду. №5, 2007. с.29 11. Учимся сопереживать животным. Занятие [Текст] / Ребенок в дет- ском саду. №5, 2007. с.46 12.Попова, Т. И. Мир вокруг нас (художественное слово, фономузы- кальный материал, программа бесед об окружающем мире) Занятие [Текст] / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.46 13. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры :учеб. Посо- бие [Текст]/ С. Н. Николаева. - М.: 2001, 144с.
14. Основы безопасности дошкольников. Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / Под ред. В. А.Ананьева.- Барнаул: Изд-во БЕПУ, 2002. – 318с. 15. Молодова, Л. П. Экологические занятия с детьми: Учебно-методи- ческое пособие [Текст] / Л.П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2004. 128с. 16. Ционская, Д. Как воспитывать у детей интерес к природе [текст] - М.: Просвещение, 1959. 17. Рыжова, Н. А. Воздух-неведимка: Пособие по экологическому об- разованию дошкольников [Текст]/ Н. А. Рыжова ; науч. ред. Ягодин Г. А. - М. : Линка-пресс, 1998. 190с. 18. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас [Текст]. - М.: Просвещение, 1993. - с. 27.
Список литературы для дошкольников
1. Романова, Н. «Муравей Красная Точка»: книга для чтения [Текст]. – М.: Детская литература, 1988. 32 с. 2. Скребицкий, Г. « Весна-художник»: книга для чтения [Текст].- М.: Малыш, 1964. 64с. 3. Скребицкий, Г. Четыре художника: книга для чтения [Текст]. – М.: Малыш, 1974. 18с. 4. Скребицкий, Г. Лесное эхо: книга для чтения [Текст]. – М.: Стреко- за, 2012. 64с. 5. Сладков, Н. Сказки и рассказы: книга для чтения [Текст]/ Н. Слад- ков, В. Бианки, Э. Шим : -М.:АСТ, Астрель, Родничок 2011. 128 с. 6. Танасийчук, В. «Шестиногие соседи»: книга для чтения [Текст] .-М.: Детская литература, 1973. 26 с. 7. Чарушин, Е. Сказки, стихи, рассказы: книга для чтения [Текст]. – М.: Акварель, 2010. 70с.


В раздел образования