Личностно-ориентированный подход в организации современного урока иностранного языка в рамках введения ФГОС
Автор: Марочкина Наталья Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 Ртищево", Саратовской области Населённый пункт: Саратовская область, г.Ртищево Наименование материала: статья Тема: Личностно-ориентированный подход в организации современного урока иностранного языка в рамках введения ФГОС Раздел: среднее образование
Личностно-ориентированный подход в организации современного урока
иностранного языка в рамках введения ФГОС.
Марочкина Наталья Александровна,
учитель английского языка
МОУ «СОШ №1 г. Ртищево
Саратовской области»
Современный мир изменяется быстрыми темпами. Знания,
полученные обучающимися в школе, через некоторое время устаревают и
нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных
теоретических знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более
востребованными.Новый стандарт образования определяет цели образования
как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить
учиться».
Особую
значимость
приобретает
формирование
таких
качеств
личности,
как
самостоятельность,
ответственность,
уверенность
в
себе,
отсутствие страха перед неудачей, умение общаться, вести диалог и полилог,
а также умение аргументировано отстоять свою точку зрения, оценивать
свою работу и работу своего товарища или целой группы. Жизнь выдвинула
общественный
запрос
на
воспитание
творческой
личности,
способной
самостоятельно мыслить, предлагать оригинальные идеи, принимать смелые
нестандартные решения. Все это может быть достигнуто при личностно-
ориентированном подходе.
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной
из главных проблем в современном обучении, так как дети не адаптированы к
современной жизни, не осознают себя, и часто у них нет целей. Всё больше
внимания
сегодня
обращается
на
создание
в
школе
на
уроке
такой
образовательной
среды,
в
которой
происходит
социализация
и
развитие
личности
ребёнка,
среды,
создающей
условия
для
творчества
и
самоактуализации
личности.
Каждый
обучающийся,
таким
образом,
воспринимается
как
уникальная
целостная
личность,
которая
должна
развиваться в соответствии с природными способностями.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение,
которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его саморазвитие,
субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том,
чтобы создать условия для обеспечения собственной учебной
деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных
способностей.
Личностно-ориентированного подход на уроках английского языка позволит
достигнуть следующих положительных результатов:
- ребята с удовольствием будут посещать занятия английского языка,
- не останется таких детей, которые не будут желать
готовить домашние
задания,
- повысится инициативность обучающихся, они смело будут поднимать руки,
отвечать, не боясь ошибиться, с удовольствием помогая друг другу;
-
обучающиеся,
особенно
старших
классов,
охотнее
будут
участвовать
в
предметных
олимпиадах,
при
этом
демонстрировать
хорошие
знания
английского языка;
-
работа
по
данному
методу
окажет
влияние
и
на
меня
как
учителя,
пристально вглядываясь в ребенка, я научусь видеть в нем пусть еще не
сформированную, но личность, уважительно и бережно обращаясь с каждым
ребенком
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую
очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного
стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько
результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Деятельность учителя на уроке
с личностно-ориентированной направленностью
•
Создание положительного эмоционального настроя на работу
всех учеников в ходе урока..
•
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип,
вид и форму материала (словесную, графическую, условно-
символическую).
•
Использование проблемных творческих заданий.
•
Стимулирование ребят к выбору и самостоятельному
использованию различных способов выполнения заданий.
•
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного
ответа обучающихся, но и анализ того, как ребенок рассуждал, какой
способ использовал, почему ошибся и в чём.
•
Преобладающая форма общения с классом-диалог, полилог.
•
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы
узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и
почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
•
Отметка, выставляемая ученику в конце урока одноклассником,
должна аргументироваться по ряду параметров: правильности,
самостоятельности, оригинальности.
•
При задании на дом ребенком выбирается не только форма и
объем задания, но и подробно разъясняется, в некоторых случаях даже
дается алгоритм, как следует рационально организовать свою учебную
работу при выполнении домашнего задания.
Позиции ученика на уроке с личностно-ориентированной
направленностью также изменяются - от прилежного исполнения к
активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным,
то есть нацеленным на результат.
Деятельность обучающихся на уроке
с личностно-ориентированной направленностью:
•
Осознание смысла деятельности (зачем я это делаю).
•
Постановка личной цели (предвосхищающий результат).
•
Составление плана деятельности.
•
Реализация плана.
•
Рефлексия (осознание собственной деятельности).
•
Оценка.
•
Корректировка или переопределение целей.
Для
достижения
целей
и
задач
личностно-ориентированного
обучения
успешно применяются следующие педагогические технологии:
•педагогика сотрудничества;
•игровые технологии;
•технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);
•гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А.;
•технология проблемного обучения;
•технология проектного обучения;
•технология развития критического мышления;
•технология развивающего обучения;
•технология уровневой дифференциации;
•технология индивидуального обучения.
Рассмотрим некоторые приемы и стратегии данных технологий,
способствующие развитию творческой личности, развитию индивидуальных
познавательных способностей каждого обучающегося.
1. Таблица «Инсерт»
Смысловой анализ текста, маркировка текста по мере его чтения:
«v»-уже знал, «+»-новое, «-»-думал иначе, «?»-не понял, есть вопросы.
2. Стратегия «Идеал»
И- идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
Д- доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде
вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со
слова «как», и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).
Е- есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа
вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки.
Любая критика здесьнежелательна. Важно количество: чем больше решений,
тем лучше.
А- Выбор оптимального варианта. Ребята, взвесив все «за» и «против»,
выбирают лучший вариант решения проблемы. Работа ведется как в микро,
так и в макрогруппах.
Л –логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения
проблемы.
3. «Ромашка Блума
«Ромашка вопросов». Структура вопросов:
1 тип –простые вопросы. Они требуют однозначных ответов.(например:What?
Why? Who? When?)
2 тип- уточняющие вопросы.(например: He can’t swim, can he?)
3 тип – интерпретирующие вопросы. По сути своей уточнение точки зрения,
поиск гипотезы. ( например:Why?)
4 тип-оценочные вопросы.(например: Can you compare? What is your opinion?
Any other ideas?)
5 тип- творческие вопросы. Составление прогноза.(например:What will
happen next? If…what..?)
6 тип- практические вопросы(например: How can we do? What would you do
if..?)
4. Дерево предсказаний.
Помогает строить предположения.
Правила работы: ствол дерева -тема, ветви-предположения, листья-
обоснования предположений.
5. « Перекрестная дискуссия»
Данный прием помогает избежать одностороннего суждения при
возникновении спорных вопросов.
Основные этапы:
•
формулировка вопросов;
•
составление таблицы;
•
составление списка аргументов, обмен мнениями;
•
формулировка вывода.
Таблица №1 «Дискуссия»
Да(за)
Нет(против)
Аргументы
1.
1.
2.
2.
6. Стратегия «зигзаг»
Систематизация и изучение большого по объему материала.
•
Группа делится на подгруппы. Подгруппе выдаются тексты
различного содержания и 5 различных вопросов по данному тексту.
•
«Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в
«экспертные»под группы.
•
«Экспертная» подгруппа обсуждает вопрос и готовит
презентацию ответа для «рабочей» подгруппы.
•
На свои места, эксперты отвечают на «свои» вопросы.
•
Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории.
Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то
привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная
сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно
обсуждать, увлекательная форма выполнения задания и т.п.
Личностно-ориентированная направленность образования коренным образом
меняет его (образования) содержание, которое должно:
• способствовать усвоению учащимся социального опыта, то есть знаний,
навыков
и
умений,
которые
необходимы
ему
для
нормальной
жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;
•
стимулировать
способность
школьника
к
свободному
и
креативному
мышлению;
• формировать у школьника мировоззрение, создавать целостную картину
мира;
• развивать умение осознанно планировать свое развитие, понимать динамику
последнего и самостоятельно учиться;
•
развивать
в
обучаемом
систему
личностных
свойств
и
качеств,
способствующих его саморазвитию: мотивацию, рефлексию;
• системные знания как средство контроля сформированности картины мира
и др.
Перспективы
личностно-ориентированного
подхода
безграничны,
так
как
данный
подход
обучения
позволяет
комбинировать
различные
методики
обучения английскому языку: коммуникативную, проектную, разноуровневое
обучение, а также интерактивное, проблемное, сочетая их с информационно-
коммуникативной технологией. А многообразие приёмов различных методик
позволяет
реализовывать
индивидуальные
способности,
возможности
и
потребности учащихся.
Список литературы
1.
Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное
образование. – 2012. – № 9. – С. 118.
2.
Касицина
Н.В.,
Михайлова
Н.Н.,
Юсфин
С.М.,/
Четыре
тактики
педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и
ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные
проекты. Речь. М.: Сфера, 2016, 188с.
3.
. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного
обучения. Как обучать всех по-разному?. - М.:Владос-пресс, 2015.