Напоминание

Политика управления дебиторской задолженностью и формирования кредитной политики на предприятиях АПК Пермского края


Авторы: Леванова Ксения Валерьевна, Мехоношина Вера Петровна
Должность: кандидат экономических наук, доцент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: научная статья
Тема: Политика управления дебиторской задолженностью и формирования кредитной политики на предприятиях АПК Пермского края
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 657.21:631.162 (470.53)

студент 4 курса Леванова Ксения Валерьевна;

В.П.Мехоношина – научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ

ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, Россия

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТЕРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И

ФОРМИРВОАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ АПК

ПЕРМСКОГО КРАЯ

Аннотация.

В

статье

рассматривается

управление

дебиторской

и

кредиторской политики. Проведена оценка состава и структуры дебиторской

и кредиторской задолженности в сельскохозяйственной отрасли Пермского

края.

Ключевые

слова.

Дебиторская

и

кредиторская

задолженность,

обязательство, сельское хозяйство, финансовое состояние.

В

современных

условиях,

когда

конкуренция

на

российском

рынке

очень

высока,

предприятия

стремятся

повысить

эффективность

своего

производства.

Для того чтобы увеличить количество потребителей, предприятия стали

все

чаще

реализовывать

свою

продукцию

в

кредит.

Данная

практика

получила широкое распространение не только в нашей стране, но и в странах

с развитой рыночной экономикой.

Однако, продажа товаров и оказание услуг с отсрочкой платежа может

привести предприятие к финансовым проблемам, таким как снижение уровня

платежеспособности,

увеличение

расходов,

связанных

с

возвращением

долгов, снижению рентабельности оборотных средств и капитала.

Под

дебиторской

задолженностью

понимают

задолженность

физических и юридических лиц предприятию.

Управление дебиторской задолженностью – это наиболее доступный и

относительно быстрый способ пополнения счета организации денежными

средствами. Политику управления дебиторской задолженностью называют

еще кредитной политикой организации [2].

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размер и

качество, оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

На величину дебиторской задолженности влияет множество факторов,

которые можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся общее состояние экономики страны,

уровень инфляции в стране, вид продукции или предоставляемых услуг,

сфера деятельности, емкость рынка и степень его насыщенности.

К

внутренним

факторам

можно

отнести

кредитную

политику

предприятия,

профессионализм

работников

и

их

умение

контролировать

дебиторскую задолженность [1].

Внешние

факторы,

в

отличие

от

внутренних,

никак

не

зависят

от

деятельности предприятия.

Анализируя сельскохозяйственные организации Пермского края, можно

сделать

вывод,

что

соотношение

между

дебиторской

и

кредиторской

задолженностью

свидетельствуют

не

в

пользу

улучшения

финансового

состояния сельскохозяйственных организаций. Так в 2015 году удельный вес

кредиторской

задолженности

по

отношению

к

дебиторской

составляет

17.6% / 5.0%, а в 2017 году только 10.4% / 3.1%. Таким образом, в начале

исследуемого периода средства кредиторов использовались лучше, чем в

конце.

Дебиторская задолженность организаций Пермского края на коней 2017

года составила 3210.1 млрд. руб., из нее просроченная – 98.1 млрд. руб., или

3.9%

от

общего

объёма

дебиторской

задолженности.

Кредиторская

задолженность

составила

5149,4

млрд.руб.,

из

нее

на

просроченную

задолженность приходилось 537.9 млрд. руб. или 0.4%. На конец 2017 года 27

сельскохозяйственных

организаций

имели

просроченную

дебиторскую

задолженность, сумма которой составила 98.1 млн.руб. Из нее 66.2 млн.руб. –

просроченная

задолженность

покупателей.

Такой

негативный

рост

обусловлен

снижением

индексов

производства

сельскохозяйственной

продукции.

Колпакова

Г.

М.

выделяет

десять

этапов

управления

дебиторской

задолженностью предприятия, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы управления дебиторской задолженностью

предприятия

Важнейшим инструментом управления дебиторской задолженностью

является разработка кредитной политики предприятия. Подобного мнения

придерживаются многие отечественные и зарубежные ученые.

Если говорить о сущности кредитной политики, то она представляет

собой

свод

правил,

регламентирующих

предоставление

коммерческого

кредита и порядок взыскания долгов.

В

процессе

формирования

принципов

кредитной

политики

по

отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в

каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип

кредитной

политики

следует

избрать

предприятию

по

каждой

из

форм

реализации продукции в кредит [3].

Говоря

о

формах

реализации

продукции

в

кредит,

подразумевают

коммерческий и потребительский кредиты. Разница между ними в том, что

коммерческий кредит представляет собой форму оптовой реализации товаров

и

услуг

с

отсрочкой

платежа,

а

потребительский

форму

розничной

реализации.

Выделяют три типа кредитной политики предприятия по отношению к

дебиторам: жесткий, мягкий и умеренный [4].

Целью жесткой кредитной политики является снижение возможных

рисков.

Предприятие

устанавливает

высокие

стандарты

кредитования,

короткий кредитный период, минимальную отсрочку платежа.

Мягкий

тип

кредитной

политики

предполагает

достаточно

мягкие

условия кредитования, так как целью предприятия становится не снижение

рисков, а расширение круга покупателей и рост товарооборота.

При

умеренном

же

типе

предприятие

ориентируется

на

средний

уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Выбор типа кредитной политики зависит от общего состояния рынка,

уровня развития компании, ее финансового состояния. Стоит отметить, что

жесткая

кредитная

политика

снижает

объем

продаж,

соответственно

уменьшается

поток

покупателей.

Мягкий

вариант

тоже

имеет

свой

недостаток, который заключается в отвлечении денежных средств из оборота

в большом количестве, что может привести к потере платежеспособности

компании и ее банкротству.

После

выбора

типа

кредитной

политики

необходимо

рассчитать

величину

оборотного

капитала,

который

может

быть

направлен

на

дебиторскую

задолженность

по

коммерческому

или

потребительскому

кредиту. Расчет производится по следующей формуле:

где

- необходимая сумма оборотного капитала, направляемая в

дебиторскую задолженность,

- планируемый объем реализации продукции в кредит,

- коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции,

- средний период предоставления кредита покупателям, в днях,

- средний период просрочки платежей по предоставленному

кредиту, в днях.

Следующим

шагом

формируются

условия

предоставления

кредита,

которые включают в себя:

-

кредитный

период

(срок,

на

который

может

быть

предоставлена

отсрочка платежа);

- кредитный лимит (максимальная сумма кредита);

- стоимость предоставления кредита (система скидок);

- система штрафов за просрочку по предоставленному кредиту.

Для

дифференциации

условий

предоставления

кредита

необходимо

установить

стандарты

оценки

покупателей,

в

основе

которых

лежит

их

кредитоспособность. Кредитоспособность представляет собой способность

покупателя в предусмотренные сроки осуществлять свои обязательства по

предоставленному ему кредиту.

В соответствии с уровнем кредитоспособности для каждого отдельного

покупателя устанавливаются свои условия предоставления кредита.

Не менее важным этапом в разработке кредитной политики является

определение процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.

Предприятию

необходимо

предусмотреть

сроки

и

формы

напоминаний

покупателям о платежах, условия пролонгирования долга, а также условия

возбуждения дела о несостоятельности дебиторов.

Бе зусловно,

для

эффективного

управления

д е б и то р с ко й

задолженностью

необходимо

внедрение

комплекса

мер,

которые

помогут

получить

как

количественный,

так

и

качественный

ре зульт ат.

Количественный результат заключается в высвобождении денежных средств,

а также уменьшении убытков, связанных с возникновением и списанием

безнадежных долгов. Качественный результат, в свою очередь, проявляется в

улучшении

качества

дебиторской

задолженности,

снижении

рисков

н е с в о е в р е м е н н о г о

п о г а ш е н и я

д о л г о в .

Литература

1.

Ивашкевич

В.Б.

Учет

и

анализ

дебиторской

и

кредиторской

задолженности. – М.: Бухгалтерский учет, 2013. – 192 с.

2.Балашев

Н.Б.

особенности

управления

дебиторской

задолженностью

предприятия / Н.Б. Балашев, Н.В. Игидова // Сборник научных трудов Sworld.

- 2014. - Т. 28. - № 1. - С. 51-55

3. Коровина, Л. Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности /

Л.

Н.

Коровина,

С.

Н.

Кобякова

//

Социально-экономические

явления

и

процессы. - 2018. - № 7. - 78 – 82 с.

4. Кулизбаков, Б. К. О принципах проведения углубленного финансового

анализа и принятия решений по управлению дебиторской и кредиторской

задолженностью / Б. К. Кулизбаков, Б. Ю. Микива, Е. М. Давлатова - Москва:

ИЦ

Банковского

территориального

института

профессиональных

бухгалтеров, 2015. – 756 с.



В раздел образования