Напоминание

"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством Российских мультфильмов"


Автор: Масленникова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 461"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством Российских мультфильмов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение из опыта работы по теме:

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

посредством Российских мультфильмов»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества .

(В.А.Сухомлинский)

Актуальность и перспективность:

Вопросы духовного и нравственного воспитания личности ребенка на

протяжении

многих

веков

были

и

остаются

предметом

исследования

в

философии,

педагогике

и

психологии.

Еще

с

давних

времен

развитие

личности

ребенка

рассматривалось

с

тем,

что

только

нравственное

воспитание

может

обеспечить

формирование

у

детей

добродетельного

характера и доброжелательных отношений к людям.

Анализ

психолого-педагогической

литературы

показывает,

что

проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального

внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики:

Я.А.

Коменского,

И.Ф.

Гербарта,

Н.И.

Пирогова,

К.Д.

Ушинского,

А.С.

Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

Отечественные психологи и педагоги, например, Н.В. Виноградова,

С.В. Петерина считают, что формировать у детей нравственные качества

необходимо

в

процессе

всего

периода

воспитания

и

обучения

детей

в

дошкольных образовательных учреждениях.

Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в

дошкольном детстве, так как именно в этот возрастной период происходит

закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе

повседневного общения со сверстниками, дети учатся жить в коллективе,

овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают

регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в

дошкольном

возрасте

получали

только

положительные

поведенческие

примеры.

Формировать

у

детей

духовно-нравственное

поведение

можно

с

помощью

художественной

литературы,

просмотров

детских

фильмов

и

мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы - любимое детское

развлечение.

За последние годы на телевидении появляется большое количество

различных

мультфильмов,

как

отечественного,

так

и

зарубежного,

в

основном американского, производства. Большое количество иностранных

мультфильмов

на

отечественном

телевидении,

наводит

на

размышления

относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего

поколения.

Вызывают

много

вопросов

и

новые

технологии

создания

мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если

старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по

способу

производства,

так

и

по

восприятию

и

не

наносили

вреда

не

устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут

добра, миросозидания и порядочности.

Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н.Е.

Маркова,

И.Я.

Медведева

показывают,

что

мультфильмы

довольно

эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые

разные

способы

общения

и

взаимодействия

с

окружающим

миром,

формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют

поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют

поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством

развития и формирования нравственных качеств детей только при условии

правильного их отбора для просмотра детьми. И.Я. Медведева считает, что с

выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги,

так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

Таким

образом,

одним

из

средств

духовно-нравственного

развития

дошкольников являются мультфильмы, которые формируют нравственные

чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию

многих

высших

психических

процессов:

мышления,

восприятия,

воображения, памяти и др.

Но

реализация

нравственных

воспитательных

возможностей

мультипликации

возможна

лишь

при

условии

правильного

выбора

мультфильмов, тех, что имеют положительное влияние на психику ребенка.

Актуальность

данной

темы

подчеркивается

недостаточной

теоретической и методической подготовленностью педагогов к обеспечению

педагогического сопровождения детей в процессе такой предпочитаемой ими

деятельности, как просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов.

Цель

работы:

Формирование

нравственных

ориентиров

детей

дошкольного возраста на основе использования Российских мультфильмов.

Развитие устной речи дошкольников.

Задачи:

1.Обеспечивать

условия

для

нравственного

воспитания

детей,

способствовать

усвоению

морально-нравственных

норм

и

ценностей,

принятых в обществе.

2.Способствовать

формированию

личностного

отношения

ребёнка

к

соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и

несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил

справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр.

3.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин,

иллюстраций;

наблюдений

за

живыми

объектами;

после

просмотра

спектаклей и мультфильмов.

4.Обучать умению вести диалог с педагогами: слушать и понимать заданный

вопрос,

понятно

отвечать

на

него,

говорить

в

нормальном

темпе,

не

перебивая говорящего взрослого.

5.Воспитывать

скромность,

отзывчивость,

желание

быть

справедливым,

сильным

и смелым;

учить испытывать

чувство

стыда за

неблаговидный

поступок.

Средства реализации поставленных задач:

-развивающая предметно-пространственная среда

-развивающие виды деятельности детей.

Для

решения

поставленных

задач

и

проверки

исходных

положений

использован

комплекс

взаимосвязанных

методов.

Ведущими,

стали

следующие методы:

теоретический анализ педагогической, психологической литературы по

данной проблеме;

анкетирование родителей;

наблюдение за поведением детей в группе;

беседы;

просмотр мультфильмов;

анализ полученных результатов.

В прошлом учебном году я набирала младшую группу, детей 4-го года

жизни. Этот возрастной период особенно благоприятен для закладывания

основ

духовно-нравственного

развития,

т.к.

именно

в

3-4

года

активно

формируются

навыки

поведения,

первые

элементарные

представления

о

хорошем и плохом, добрые чувства к окружающим.

Таким образом, я поставила себе задачу, поиска эффективных средств и

методов,

обеспечивающих

духовно-нравственное

воспитание

детей

младшего

дошкольного

возраста,

а

также

способных

найти

отклик

и

заинтересованность у родителей воспитанников.

Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста,

понимая,

что

язык

мультипликационного

фильма

доступен

ребенку,

предлагает ребенку образы, я начала работу по изучению вопроса духовно-

нравственного

воспитания

детей

младшего

дошкольного

возраста

посредством российских мультипликационных фильмов.

Свою работу я начала с:

подбора и изучения необходимой литературы;

составления

видеотеки

мультфильмов,

направленных

на

развитие

нравственных качеств дошкольников;

анкетирования родителей в рамках данной темы;

организации мини - музея «Страна мультфильмов».

Работа по данной теме проходила по 3-м направлениям:

1. Составления индивидуального плана по самообразованию в рамках данной

темы.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

План по самообразованию был разработан на 3 года.

В рамках данной темы я изучила методическую литературу и наметила

мероприятия по работе с детьми и родителями.

Основная работа с детьми проводилась во второй половине дня, в

свободной

деятельности,

а

так

же

в

режимные

моменты

(заучивание

потешек, поговорок, стихов и т.д.)

Свою работу я начала с обследования нравственных качеств детей. Для

этого использовали методику

Л.М.Фридман «Что такое хорошо и что

такое плохо?».

Анализ ответов показал, что:

27

%

воспитанников

имеют

полное

и

четкое

представление

о

нравственных

качествах.

Эти

дети

приводили

следующие

примеры:

поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка,

сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.

20%

детей

имеют

правильное,

но

недостаточно

четкое

и

полное

представление о нравственном

качестве. Их примеры: помочь взрослым,

жалеть родителей, не огорчать папу и маму и т.д.

53%

детей

испытывают

затруднения

в

приведении

нравственных

примеров, они путаются в ответах или вообще отказываются отвечать на

вопросы педагога.

По результатам данной методики можно сделать следующий вывод о

том,

что

не

все

дети

имеют

нравственные

представления

о

честности,

доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум

усилий

для

того,

чтобы

сформировать

у

них

понятия

о

некоторых

нравственных качествах.

Так же мной был проведен мониторинг по речевому развитию детей

младшего

дошкольного

возраста

по

методике

Афонькиной

Ю.А.

«Педагогический

мониторинг

в

новом

контексте

образовательной

деятельности, который показал, что у 82% детей плохо развита устная речь,

очень маленький словарный запас.

При организации работы с детьми по данной теме я использую такие

методы и приемы, как:

-

просмотр

сюжета мультфильма с

последующей

беседой.

Вопросы

направлены

на

нравственную

оценку

действий

и

поступков

героев,

на

вычленение

личностного

отношения

детей

к

данному

герою,

факту,

событию;

- беседы на нравственные и познавательные темы. Дети

отвечают на

вопросы

педагога.

Я

уточняю

их

представления

о духовно-нравственной

норме, поясняю основные понятия;

-

мы

совместно

с

детьми

обсуждаем

встречающиеся

в мультфильме интересные высказывания;

-

детям

предлагается

разыграть

типичные

ситуации

из мультфильма,

выполняя при этом небольшие роли.

- совместная разработка правил поведения. Под руководством воспитателя

дети учатся выделять и запоминать основные моменты из увиденного.

Это помогает

научить

детей

сравнивать

и

сопоставлять ситуации,

события

в мультфильме для

установления

причинно-следственных

связей,

формулированию

своих

выводов,

предположений,

объяснению

и

их

доказательству;

созданию

возможности

ребенку

стать

на

место

положительного

или

отрицательного

героя,

увидеть

и

прочувствовать

ситуацию

с

различных

сторон

и

сделать

выбор

собственной

позиции;

стимулированию переноса полученных детьми знаний, способов поведения

из «мультипликационной ситуации» героев в реальную жизнь.

Повторное

возвращение

к

ранее

просмотренным мультфильмам,

в

повседневной деятельности ребенка (беседа, рассматривание иллюстраций,

прослушивание музыки из мультфильмов, лепка и рисование понравившихся

героев из мультфильмов, игры, инсценировки и т.д.), необходимо для того,

чтобы закрепить у детей полученные от первичного восприятия

эмоциональные

впечатления,

углубить

осмысление

содержания мультфильма,

вызвать

новые

ассоциации

и

стимулировать

повторное их возникновение.

На конец учебного года мною было проведено повторное обследование

нравственных качеств детей по методике Л.М.Фридман.

Анализ ответов показал, что:

42

%

воспитанников

имеют

полное

и

четкое

представление

о

нравственных

качествах.

Эти

дети

приводили

следующие

примеры:

поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка,

сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.

23%

детей

имеют

правильное,

но

недостаточно

четкое

и

полное

представление о нравственном качестве. Их примеры: помочь взрослым,

жалеть родителей, не огорчать папу и маму и т.д.

35%

детей

имеют

неправильное

представление

о

нравственных

качествах. Эти дети испытывают затруднения в приведении примеров, они

путаются в ответах или вообще отказываются отвечать на вопросы педагога.

Так же мной был проведен мониторинг по речевому развитию детей

младшего дошкольного возраста по методике Афонькиной Ю.А., который

показал, что уже у 55% детей плохо развита устная речь, очень маленький

словарный запас.

Достижение

положительного

результата

по

теме

духовно-

нравственного

воспитания

дошкольников

невозможно

без

организации

тесного взаимодействия с родителями. Вначале я провела анкетирование

родителей нашей группы по теме: "Мультфильмы, ребенок и семья".

В анкетирование участвовало 38 человек.

После проведенного анализа анкет и личных бесед с родителями были

сделаны следующие выводы:

* 35% родителей редко устраивают совместные просмотры мультфильмов с

детьми;

* 59% детей предпочитают больше смотреть иностранные мультфильмы;

* 36 % детей предпочитают больше смотреть российские мультфильмы;

* 54% родителей практически не осуществляют отбор мультфильмов, их не

интересует содержание мультфильмов;

*

27%

родителей

проводят

обсуждение

с

детьми

после

просмотра

мультфильмов;

* 39% родителей нуждаются в помощи в определении темы и постановки

вопросов для беседы с детьми;

* 86% согласны с тем, что необходим отбор мультфильмов, которые смотрят

дети;

* 88% родителей, как показало анкетирование, предпочитают смотреть наши

всеми любимые российские мультфильмы, и считают, что они не только

положительно влияют на детей, но и помогают им в воспитании.

Исходя из этого можно сделать вывод, что нет детей и взрослых,

которые бы не любили смотреть мультфильмы. Время, которое в среднем

дети проводят при просмотре мультфильмов, составляет 2-3 часа, что само

по себе вредит зрению и здоровью и что немаловажно – отрицательно влияет

на

их

психику.

Многие

родители

не

ограничивают

своих

детей

в

выборе мультфильма, а предоставляют право выбора своему ребенка.

После проведённого мной анкетирования стало понятно, что, несмотря

на

то,

что

поколения

и

образ

жизни

современного

человека

меняется

родители всё равно отдают предпочтения российским мультфильмам.

Поэтому

я

решила

привлечь

и

родителей

к

работе

по

духовно-

нравственному

воспитанию

дошкольников

посредством

российских

мультфильмов.

Наиболее интересной формой работы с родителями и детьми по данной

проблеме оказалась организация работы детско-родительского мультклуба

«Мульти – Пульти».

Обращение к мультклубу, как педагогической форме работы обусловлено

нашим

представлением

о

просмотре мультфильма,

как

процесса

поиска

смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, о

процессе образования некой связи между мультипликационными событиями

и поведением в реальной жизни, формированием нравственных ценностей,

таких как Любовь к людям, Семья, Добро, Зло, Труд.

Заседания мультклуба «Мульти – Пульти» проводятся 1 раз в три месяца

под названием «Доброта с экрана».

Во

время

заседаний

мультклуба

мной

используются

разнообразные

методы, например:

*

метод «стоп

кадр»

(в какой-то

проблемный,

конфликтный

по сюжету

момент

показ

мультфильма

приостанавливается

и

детям

прилагается

предвосхитить дальнейшие события). Часто детьми предлагаются несколько

вариантов решения той и иной нравственной проблемы.

*метод

«Умники

и

умницы»

-

загадывание

загадок

о

героях,

о

мультфильмах, об их отличительных особенностях;

* метод «Актеры» - озвучивание мультфильмов;

* метод просмотра видео продукции, беседы, дискуссии, изобразительная

деятельность и др.

Оптимальное

сочетание

вышеперечисленных

методов

позволяет

на

каждом

заседании

решать

нравственные,

познавательные

и

коммуникативные задачи с опорой на сознательную деятельность.

На первом заседании для родителей была подготовлена консультация на

тему: "Влияние мультфильмов на наших детей".

В рамках работы мультклуба вместе с детьми и родителями проводим

выставки

рисунков,

аппликаций.

Организовываем

познавательные

викторины «Отгадай мультфильм», «Отгадай героя по голосу», «Отгадай

героя

по

его

фразе».

Детям и родителям очень нравятся такие встречи. А мне нравится

смотреть в глаза детей и видеть там яркие огонёчки, которые зажигаются

после каждой такой волшебной истории.

Становится традицией, каждое заседание мультклуба завершать ярким,

интересным

детско-родительским

мероприятием,

например,

выпуск

газеты «Мой любимый мультгерой».

На первом заседаний мультклуба в этом учебном году родителям были

предложены примерные темы творческих детско-родительских проектов по

российским мультфильмам. Защита проектов проходила в конце учебного

года.

Примерные

темы

детско-родительских

проектов

по

российским

мультфильмам:

История Российской мультипликации;

Любимые мультфильмы нашего ребёнка;

Это

удивительный

мир

добрых

мультфильмов

по

сказкам

В.Г.Сутеева;

Любимый российский мультфильм нашей семьи;

Мультфильмы по басням И.А.Крылова;

ПДД в российских мультфильмах;

Герои любимых мультфильмов своими руками;

Сказки А.С.Пушкина в мультфильмах;

Музыка любимых мультфильмов;

Мультфильмы по произведениям Российских поэтов и писателей;

Наш любимый мультрежиссёр В.М.Котёночкин;

Волшебный мир мультипликации.

В

дальнейшем

мы

планируем

работу

по

созданию

мультфильмов

по

произведениям

поэтов

и

писателей:

К.И.Чуковского,

В.Г.Сутеева,

Г.А.

Ладонщикова.

В

результате

проведённой

работы

у

родителей

отмечается:

желание

осуществлять совместный просмотр мультфильмов с детьми; способность

организовать

беседу

с

ребенком

по

просмотренному мультфильму;

использовать

содержание мультфильма

в

качестве

средства

воспитания и

стремление осуществлять контроль за содержанием мультфильмов, которые

смотрит ребенок, допустимым временем, проводимым ребенком у экрана.

По

результатам

данных

обследований

можно

сделать

следующий

вывод,

что

после

проведённой

работы

увеличилось

количество

детей,

которые

имеют

нравственные

представления

о

честности,

зле,

доброте,

дисциплинированности; обогатился словарный запас детей.

Таким

образов,

можно

признать,

что мультфильм является

эффективным средством формирования духовно-нравственных ориентиров у

детей дошкольного возраста.

В процессе работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей

дошкольного возраста посредством российских мультфильмов» мной была

изучена следующая литература, которая представлена на слайде.

И в завершении хотелось бы добавить ещё слова В.А.Сухомлинского

который

считал,

что

«незыблемая

основа

нравственного

убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и

бесчестье,

справедливость

и

несправедливость

доступны

пониманию

ребёнка

лишь

при

условии

яркой

наглядности,

очевидности,

морального

смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Давайте

ориентировать

наших

детей

на

«правильные

символы

и

стереотипы», чтобы получить здоровую нацию.



В раздел образования