Автор: Масленникова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 461"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством Российских мультфильмов"
Раздел: дошкольное образование
Сообщение из опыта работы по теме:
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста
посредством Российских мультфильмов»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества .
(В.А.Сухомлинский)
Актуальность и перспективность:
Вопросы духовного и нравственного воспитания личности ребенка на
протяжении
многих
веков
были
и
остаются
предметом
исследования
в
философии,
педагогике
и
психологии.
Еще
с
давних
времен
развитие
личности
ребенка
рассматривалось
с
тем,
что
только
нравственное
воспитание
может
обеспечить
формирование
у
детей
добродетельного
характера и доброжелательных отношений к людям.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
показывает,
что
проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального
внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики:
Я.А.
Коменского,
И.Ф.
Гербарта,
Н.И.
Пирогова,
К.Д.
Ушинского,
А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
Отечественные психологи и педагоги, например, Н.В. Виноградова,
С.В. Петерина считают, что формировать у детей нравственные качества
необходимо
в
процессе
всего
периода
воспитания
и
обучения
детей
в
дошкольных образовательных учреждениях.
Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в
дошкольном детстве, так как именно в этот возрастной период происходит
закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе
повседневного общения со сверстниками, дети учатся жить в коллективе,
овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают
регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в
дошкольном
возрасте
получали
только
положительные
поведенческие
примеры.
Формировать
у
детей
духовно-нравственное
поведение
можно
с
помощью
художественной
литературы,
просмотров
детских
фильмов
и
мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы - любимое детское
развлечение.
За последние годы на телевидении появляется большое количество
различных
мультфильмов,
как
отечественного,
так
и
зарубежного,
в
основном американского, производства. Большое количество иностранных
мультфильмов
на
отечественном
телевидении,
наводит
на
размышления
относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего
поколения.
Вызывают
много
вопросов
и
новые
технологии
создания
мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если
старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по
способу
производства,
так
и
по
восприятию
и
не
наносили
вреда
не
устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут
добра, миросозидания и порядочности.
Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н.Е.
Маркова,
И.Я.
Медведева
показывают,
что
мультфильмы
довольно
эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые
разные
способы
общения
и
взаимодействия
с
окружающим
миром,
формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют
поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют
поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством
развития и формирования нравственных качеств детей только при условии
правильного их отбора для просмотра детьми. И.Я. Медведева считает, что с
выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги,
так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
Таким
образом,
одним
из
средств
духовно-нравственного
развития
дошкольников являются мультфильмы, которые формируют нравственные
чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию
многих
высших
психических
процессов:
мышления,
восприятия,
воображения, памяти и др.
Но
реализация
нравственных
воспитательных
возможностей
мультипликации
возможна
лишь
при
условии
правильного
выбора
мультфильмов, тех, что имеют положительное влияние на психику ребенка.
Актуальность
данной
темы
подчеркивается
недостаточной
теоретической и методической подготовленностью педагогов к обеспечению
педагогического сопровождения детей в процессе такой предпочитаемой ими
деятельности, как просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов.
Цель
работы:
Формирование
нравственных
ориентиров
детей
дошкольного возраста на основе использования Российских мультфильмов.
Развитие устной речи дошкольников.
Задачи:
1.Обеспечивать
условия
для
нравственного
воспитания
детей,
способствовать
усвоению
морально-нравственных
норм
и
ценностей,
принятых в обществе.
2.Способствовать
формированию
личностного
отношения
ребёнка
к
соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и
несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил
справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр.
3.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин,
иллюстраций;
наблюдений
за
живыми
объектами;
после
просмотра
спектаклей и мультфильмов.
4.Обучать умению вести диалог с педагогами: слушать и понимать заданный
вопрос,
понятно
отвечать
на
него,
говорить
в
нормальном
темпе,
не
перебивая говорящего взрослого.
5.Воспитывать
скромность,
отзывчивость,
желание
быть
справедливым,
сильным
и смелым;
учить испытывать
чувство
стыда за
неблаговидный
поступок.
Средства реализации поставленных задач:
-развивающая предметно-пространственная среда
-развивающие виды деятельности детей.
Для
решения
поставленных
задач
и
проверки
исходных
положений
использован
комплекс
взаимосвязанных
методов.
Ведущими,
стали
следующие методы:
теоретический анализ педагогической, психологической литературы по
данной проблеме;
анкетирование родителей;
наблюдение за поведением детей в группе;
беседы;
просмотр мультфильмов;
анализ полученных результатов.
В прошлом учебном году я набирала младшую группу, детей 4-го года
жизни. Этот возрастной период особенно благоприятен для закладывания
основ
духовно-нравственного
развития,
т.к.
именно
в
3-4
года
активно
формируются
навыки
поведения,
первые
элементарные
представления
о
хорошем и плохом, добрые чувства к окружающим.
Таким образом, я поставила себе задачу, поиска эффективных средств и
методов,
обеспечивающих
духовно-нравственное
воспитание
детей
младшего
дошкольного
возраста,
а
также
способных
найти
отклик
и
заинтересованность у родителей воспитанников.
Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста,
понимая,
что
язык
мультипликационного
фильма
доступен
ребенку,
предлагает ребенку образы, я начала работу по изучению вопроса духовно-
нравственного
воспитания
детей
младшего
дошкольного
возраста
посредством российских мультипликационных фильмов.
Свою работу я начала с:
подбора и изучения необходимой литературы;
составления
видеотеки
мультфильмов,
направленных
на
развитие
нравственных качеств дошкольников;
анкетирования родителей в рамках данной темы;
организации мини - музея «Страна мультфильмов».
Работа по данной теме проходила по 3-м направлениям:
1. Составления индивидуального плана по самообразованию в рамках данной
темы.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
План по самообразованию был разработан на 3 года.
В рамках данной темы я изучила методическую литературу и наметила
мероприятия по работе с детьми и родителями.
Основная работа с детьми проводилась во второй половине дня, в
свободной
деятельности,
а
так
же
в
режимные
моменты
(заучивание
потешек, поговорок, стихов и т.д.)
Свою работу я начала с обследования нравственных качеств детей. Для
этого использовали методику
Л.М.Фридман «Что такое хорошо и что
такое плохо?».
Анализ ответов показал, что:
27
%
воспитанников
имеют
полное
и
четкое
представление
о
нравственных
качествах.
Эти
дети
приводили
следующие
примеры:
поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка,
сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.
20%
детей
имеют
правильное,
но
недостаточно
четкое
и
полное
представление о нравственном
качестве. Их примеры: помочь взрослым,
жалеть родителей, не огорчать папу и маму и т.д.
53%
детей
испытывают
затруднения
в
приведении
нравственных
примеров, они путаются в ответах или вообще отказываются отвечать на
вопросы педагога.
По результатам данной методики можно сделать следующий вывод о
том,
что
не
все
дети
имеют
нравственные
представления
о
честности,
доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум
усилий
для
того,
чтобы
сформировать
у
них
понятия
о
некоторых
нравственных качествах.
Так же мной был проведен мониторинг по речевому развитию детей
младшего
дошкольного
возраста
по
методике
Афонькиной
Ю.А.
«Педагогический
мониторинг
в
новом
контексте
образовательной
деятельности, который показал, что у 82% детей плохо развита устная речь,
очень маленький словарный запас.
При организации работы с детьми по данной теме я использую такие
методы и приемы, как:
-
просмотр
сюжета мультфильма с
последующей
беседой.
Вопросы
направлены
на
нравственную
оценку
действий
и
поступков
героев,
на
вычленение
личностного
отношения
детей
к
данному
герою,
факту,
событию;
- беседы на нравственные и познавательные темы. Дети
отвечают на
вопросы
педагога.
Я
уточняю
их
представления
о духовно-нравственной
норме, поясняю основные понятия;
-
мы
совместно
с
детьми
обсуждаем
встречающиеся
в мультфильме интересные высказывания;
-
детям
предлагается
разыграть
типичные
ситуации
из мультфильма,
выполняя при этом небольшие роли.
- совместная разработка правил поведения. Под руководством воспитателя
дети учатся выделять и запоминать основные моменты из увиденного.
Это помогает
научить
детей
сравнивать
и
сопоставлять ситуации,
события
в мультфильме для
установления
причинно-следственных
связей,
формулированию
своих
выводов,
предположений,
объяснению
и
их
доказательству;
созданию
возможности
ребенку
стать
на
место
положительного
или
отрицательного
героя,
увидеть
и
прочувствовать
ситуацию
с
различных
сторон
и
сделать
выбор
собственной
позиции;
стимулированию переноса полученных детьми знаний, способов поведения
из «мультипликационной ситуации» героев в реальную жизнь.
Повторное
возвращение
к
ранее
просмотренным мультфильмам,
в
повседневной деятельности ребенка (беседа, рассматривание иллюстраций,
прослушивание музыки из мультфильмов, лепка и рисование понравившихся
героев из мультфильмов, игры, инсценировки и т.д.), необходимо для того,
чтобы закрепить у детей полученные от первичного восприятия
эмоциональные
впечатления,
углубить
осмысление
содержания мультфильма,
вызвать
новые
ассоциации
и
стимулировать
повторное их возникновение.
На конец учебного года мною было проведено повторное обследование
нравственных качеств детей по методике Л.М.Фридман.
Анализ ответов показал, что:
42
%
воспитанников
имеют
полное
и
четкое
представление
о
нравственных
качествах.
Эти
дети
приводили
следующие
примеры:
поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка,
сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.
23%
детей
имеют
правильное,
но
недостаточно
четкое
и
полное
представление о нравственном качестве. Их примеры: помочь взрослым,
жалеть родителей, не огорчать папу и маму и т.д.
35%
детей
имеют
неправильное
представление
о
нравственных
качествах. Эти дети испытывают затруднения в приведении примеров, они
путаются в ответах или вообще отказываются отвечать на вопросы педагога.
Так же мной был проведен мониторинг по речевому развитию детей
младшего дошкольного возраста по методике Афонькиной Ю.А., который
показал, что уже у 55% детей плохо развита устная речь, очень маленький
словарный запас.
Достижение
положительного
результата
по
теме
духовно-
нравственного
воспитания
дошкольников
невозможно
без
организации
тесного взаимодействия с родителями. Вначале я провела анкетирование
родителей нашей группы по теме: "Мультфильмы, ребенок и семья".
В анкетирование участвовало 38 человек.
После проведенного анализа анкет и личных бесед с родителями были
сделаны следующие выводы:
* 35% родителей редко устраивают совместные просмотры мультфильмов с
детьми;
* 59% детей предпочитают больше смотреть иностранные мультфильмы;
* 36 % детей предпочитают больше смотреть российские мультфильмы;
* 54% родителей практически не осуществляют отбор мультфильмов, их не
интересует содержание мультфильмов;
*
27%
родителей
проводят
обсуждение
с
детьми
после
просмотра
мультфильмов;
* 39% родителей нуждаются в помощи в определении темы и постановки
вопросов для беседы с детьми;
* 86% согласны с тем, что необходим отбор мультфильмов, которые смотрят
дети;
* 88% родителей, как показало анкетирование, предпочитают смотреть наши
всеми любимые российские мультфильмы, и считают, что они не только
положительно влияют на детей, но и помогают им в воспитании.
Исходя из этого можно сделать вывод, что нет детей и взрослых,
которые бы не любили смотреть мультфильмы. Время, которое в среднем
дети проводят при просмотре мультфильмов, составляет 2-3 часа, что само
по себе вредит зрению и здоровью и что немаловажно – отрицательно влияет
на
их
психику.
Многие
родители
не
ограничивают
своих
детей
в
выборе мультфильма, а предоставляют право выбора своему ребенка.
После проведённого мной анкетирования стало понятно, что, несмотря
на
то,
что
поколения
и
образ
жизни
современного
человека
меняется
родители всё равно отдают предпочтения российским мультфильмам.
Поэтому
я
решила
привлечь
и
родителей
к
работе
по
духовно-
нравственному
воспитанию
дошкольников
посредством
российских
мультфильмов.
Наиболее интересной формой работы с родителями и детьми по данной
проблеме оказалась организация работы детско-родительского мультклуба
«Мульти – Пульти».
Обращение к мультклубу, как педагогической форме работы обусловлено
нашим
представлением
о
просмотре мультфильма,
как
процесса
поиска
смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, о
процессе образования некой связи между мультипликационными событиями
и поведением в реальной жизни, формированием нравственных ценностей,
таких как Любовь к людям, Семья, Добро, Зло, Труд.
Заседания мультклуба «Мульти – Пульти» проводятся 1 раз в три месяца
под названием «Доброта с экрана».
Во
время
заседаний
мультклуба
мной
используются
разнообразные
методы, например:
*
метод «стоп
кадр»
(в какой-то
проблемный,
конфликтный
по сюжету
момент
показ
мультфильма
приостанавливается
и
детям
прилагается
предвосхитить дальнейшие события). Часто детьми предлагаются несколько
вариантов решения той и иной нравственной проблемы.
*метод
«Умники
и
умницы»
-
загадывание
загадок
о
героях,
о
мультфильмах, об их отличительных особенностях;
* метод «Актеры» - озвучивание мультфильмов;
* метод просмотра видео продукции, беседы, дискуссии, изобразительная
деятельность и др.
Оптимальное
сочетание
вышеперечисленных
методов
позволяет
на
каждом
заседании
решать
нравственные,
познавательные
и
коммуникативные задачи с опорой на сознательную деятельность.
На первом заседании для родителей была подготовлена консультация на
тему: "Влияние мультфильмов на наших детей".
В рамках работы мультклуба вместе с детьми и родителями проводим
выставки
рисунков,
аппликаций.
Организовываем
познавательные
викторины «Отгадай мультфильм», «Отгадай героя по голосу», «Отгадай
героя
по
его
фразе».
Детям и родителям очень нравятся такие встречи. А мне нравится
смотреть в глаза детей и видеть там яркие огонёчки, которые зажигаются
после каждой такой волшебной истории.
Становится традицией, каждое заседание мультклуба завершать ярким,
интересным
детско-родительским
мероприятием,
например,
выпуск
газеты «Мой любимый мультгерой».
На первом заседаний мультклуба в этом учебном году родителям были
предложены примерные темы творческих детско-родительских проектов по
российским мультфильмам. Защита проектов проходила в конце учебного
года.
Примерные
темы
детско-родительских
проектов
по
российским
мультфильмам:
История Российской мультипликации;
Любимые мультфильмы нашего ребёнка;
Это
удивительный
мир
добрых
мультфильмов
по
сказкам
В.Г.Сутеева;
Любимый российский мультфильм нашей семьи;
Мультфильмы по басням И.А.Крылова;
ПДД в российских мультфильмах;
Герои любимых мультфильмов своими руками;
Сказки А.С.Пушкина в мультфильмах;
Музыка любимых мультфильмов;
Мультфильмы по произведениям Российских поэтов и писателей;
Наш любимый мультрежиссёр В.М.Котёночкин;
Волшебный мир мультипликации.
В
дальнейшем
мы
планируем
работу
по
созданию
мультфильмов
по
произведениям
поэтов
и
писателей:
К.И.Чуковского,
В.Г.Сутеева,
Г.А.
Ладонщикова.
В
результате
проведённой
работы
у
родителей
отмечается:
желание
осуществлять совместный просмотр мультфильмов с детьми; способность
организовать
беседу
с
ребенком
по
просмотренному мультфильму;
использовать
содержание мультфильма
в
качестве
средства
воспитания и
стремление осуществлять контроль за содержанием мультфильмов, которые
смотрит ребенок, допустимым временем, проводимым ребенком у экрана.
По
результатам
данных
обследований
можно
сделать
следующий
вывод,
что
после
проведённой
работы
увеличилось
количество
детей,
которые
имеют
нравственные
представления
о
честности,
зле,
доброте,
дисциплинированности; обогатился словарный запас детей.
Таким
образов,
можно
признать,
что мультфильм является
эффективным средством формирования духовно-нравственных ориентиров у
детей дошкольного возраста.
В процессе работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей
дошкольного возраста посредством российских мультфильмов» мной была
изучена следующая литература, которая представлена на слайде.
И в завершении хотелось бы добавить ещё слова В.А.Сухомлинского
который
считал,
что
«незыблемая
основа
нравственного
убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье,
справедливость
и
несправедливость
доступны
пониманию
ребёнка
лишь
при
условии
яркой
наглядности,
очевидности,
морального
смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Давайте
ориентировать
наших
детей
на
«правильные
символы
и
стереотипы», чтобы получить здоровую нацию.