Автор: Щукина Ирина Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ СОШ №5 г. Надым ЯНАО Населённый пункт: г. Надым Наименование материала: статья Тема: "Плюсы и минусы интерактивных технологий" Раздел: среднее образование
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И.В.Щукина, учитель математики,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет.
А.Ахматова
В настоящее время все
очевиднее становится тот факт, что информационные
технологии и
глобальная сеть Интернет
формируют мировоззрение подрастающего
поколения. С большим энтузиазмом родители, учителя стараются привить детям любовь к
компьютерам.
Современное
поколение
детей
является
как
бы
объектом
хорошо
профинансированного эксперимента, целью которого является стремление посадить детей
за компьютер, как в школе, так и дома с надеждой, что техника значительно улучшит
качество образования и подготовит ребенка к взрослой жизни. Для меня актуален вопрос:
как
помочь
подрастающему
поколению
подготовиться
к
жизни
в
современном
информационном обществе?
Методически обоснованное применение компьютеров может послужить базой при
выполнении проектов в процессе обучения математике, при формировании критических
умений анализа и синтеза интегрированных знаний. В частности: при изучении темы
«Функция.
Свойства
и
график
функции»
полезно
выполнить
работу
с
применением
компьютера. Рационально использовать компьютер для исследования отношения длины
окружности
и
диаметра
в
окружностях
различного
диаметра.
После
практического
измерения
длин окружностей и диаметров, компьютер помогает учащимся расширить
практику вычислений и сделать правильный вывод при вычислении числа π .
Интеллектуальной задачей мозга ученика средней школы является необходимость
преодолеть полную зависимость от конкретного опыта, научиться мыслить о вещах,
которые нельзя увидеть, потрогать или физически
повертеть в руках и работать с
системами
абстрактных
символов,
поэтому
компьютерная
технология
может
помочь
работать
с
алгебраическими
формулами,
обеспечив
технологический
«мостик»
от
конкретного к абстрактному. Можно выборочно использовать технику и компьютерные
технологии,
чтобы
представить
динамические
наглядные
модели
основных
понятий,
помочь ученикам собирать и показывать данные, позволять им конструировать и работать
с объектами на экране, например: с графиками, геометрическими фигурами, и открыть
окно мир мышления и познания.
Зрительные зоны в коре головного мозга занимают намного больше места и имеют
больше потенциальных возможностей формировать связи, чем слуховые и языковые,
поэтому
применение
компьютерных
технологий
на
уроках
геометрии
позволит
трехмерному пространственному мышлению
получить новое значение, а способность
видеть смысл может стать такой же ценной, как слышать и читать его.
Разработчики программ утверждают, что компьютер способен лучше, чем люди
контролировать
качество
звука,
скорость
произношения
слов,
постепенно
повышая
уровень
сложности.
Компьютер
имеет
потенциал
для
переформирования
языковых
областей
мозга,
тем
самым,
становясь
мощным
помощником
в
исправлении
поведенческих и учебных нарушений. Но, к сожалению, программ, которые обучали бы
математически грамотной речи на настоящий момент не разработано.
Существует еще множество положительных аспектов, которые говорят в пользу
применения компьютерных технологий и самый мощный из них - доступ к всемирному
информационному
пространству
через
глобальную
сеть
Интернет.
Для
учащихся
подросткового
возраста
важен
сам
факт
самостоятельности
в
поиске
и
получении
информации,
ее
практической
и
личностной
направленности,
они
могут
быть
заинтересованы
темами,
которые
выходят
за
пределы
их
непосредственного
окружения( поиск различных исторических сведений о развитии математической науки,
различные иллюстрации на применение геометрических фигур в архитектуре и технике и
т.д.). Но в связи с тем., что они не могут еще критически оценить качество материала, роль
учителя- наставника : научить детей отличать ценное от ненужного. Следует помнить, что
наша задача помочь ученикам повысить уровень интеллекта, научив их как перейти на
более высокий уровень, чем просто сбор информации, ведь понимание, мудрость наряду с
воображением - качества, которые отличают человеческий интеллект от искусственного
В
последнее
время
вместе
с
рядом
положительных
аспектов
замечаю
и
негативные стороны процесса внедрения информационных технологий .
Проведя опрос среди родителей своих учеников я выяснила, что 80% родителей
считают покупку персонального компьютера залогом успешного обучения своих детей,
более 90% уверены, что школы , оснащенные компьютерами
могут лучше обучать.
Учителя не столь оптимистичны: соответственно проценты составляют 40% и 50%.
Согласно
исследованиям
Будунова
Г.М.
(кандидат
психологических
наук,
специалист
в
области
психологии
компьютерного
пользователя)
можно
видеть,
«что
компьютерное обучение формирует и развивает мозг маленьких детей намного хуже, чем
даже такая простая деятельность, как самопроизвольная игра или настольные игры с
участием взрослого или ребенка старшего возраста». А ведь не секрет, что родители часто
переоценивают
способность
компьютерных
средств
помогать
подросткам
в
учебе
и
гарантировать
их
образовательное
будущее.
Многие
из
них,
совершенно
не
владея
компьютерной грамотностью, бесконтрольно позволяют детям работать на компьютере
неограниченное
время
без
присмотра,
а
это
ведет
к
серьезным
психологическим
проблемам. Я знакома с ситуацией, когда после каникулярного времени, проведенного у
компьютера, подросток заново учился писать цифры и буквы, так как его рука работала
только по командам: вправо, влево, вверх, вниз, и сознание соответственно «тормозило»
при их написании.
Проводя опрос учащихся о наличии дисков с учебными программами, я выяснила,
что среди опрошенных 75 учащихся (имеющих дома ПК) имеют диски
в основном с
рефератами-35%, энциклопедиями – 4%, учебные диски по предметам: математика-5%
физика – 2% химия- 1% . Можно сделать вывод, что диски с готовым интеллектуальным
трудом, занимают главное место в домашней медиатеке. На вопрос, применяете ли вы
компьютер,
как
средство
обучения,
ответили:
в
основном
нет,
только
как
средство
времяпрепровождения, в лучшем случае для поиска готовой информации в сети Интернет.
За последние пять лет, с тех пор, как я
интересуюсь проблемой внедрения новых
информационных технологий в учебный процесс, могу сделать вывод, что все меньшее
количество детей интересуется технической стороной компьютера, программированием, а
ведь самые успешные изобретатели высоких технологий выросли не с компьютерами, а с
богатым
внутренним
воображением.
Почему
же
это
происходит?
Анализируя
свои
наблюдения, вижу, что дети интуитивно идут по «линии наименьшего сопротивления»:
они предпочитают готовые знания тем, которые можно получить собственным трудом, и в
этом большая доля вины новых информационных технологий, которые предлагают нам
простые пути получения информации.
В настоящее время нет инструкций относительно того, как детям (в зависимости от
возраста) наиболее конструктивно и эффективно применять информационные технологии.
Если время, проведенное за компьютером, забирается из общения, социализации,
игры, мечтаний или обучения тому, как внутренне концентрироваться, то потерянную базу
будет трудно или невозможно восстановить.
Некоторые
виды
быстроменяющегося
и
преимущественно
визуального
программного обеспечения развивают правое полушарие в ущерб левому, и психологи
говорят, что слишком большое использование компьютера может замедлять формирование
умений левого полушария, например языковое умение. Новые исследования показали, что
это может затрагивать и эмоциональное развитие, так как активизация правого полушария
сопровождается плохим настроением, подавляет иммунную систему. Этот момент должен
заставить нас более осмотрительно относиться к новым информационным технологиям.
Относительный
недостаток
современного
компьютерного
обучения
также
затрагивает другое существенное различие: поверхностное знание против более глубокого
знания, которое игнорируют потребность мозга создавать смысловые модели (программы,
которые поощряют решение задач методом проб и ошибок), а ведь только глубокие знания
позволяют совершенствоваться, образуют прочные связи между системами( например:
понимание, анализ, размышление, оценка)
Известно
негативное
внимание
компьютеров
и
на
физическое
здоровье
детей:
ухудшается зрение (напряжение глаз, размытое видение, резь, раздражение, боли, двойное
видение). Следующими в списке стоят нарушения опорно- двигательного аппарата (боли в
СП
инее,
шее,
плечах,
руках
и
кистях,
включая
запястный
сухожильный
синдром:
онемение,
покалывание,
снижение
чувствительности
пальцев.
Не
следует
забывать
о
компьютерной радиации, которая воздействует в первую очередь на иммунную систему,
изменения гормонального уровня и т.д. Ну и конечно неподвижный образ жизни ведет к
ожирению, нарушению сна и т.д. В настоящий момент существует много разработок и
нормативных актов, как преодолеть данную проблему.
Подводя итоги хочу заметить, что информационные технологии, вполне вероятно,
станут
катализатором
для
отказа
от
укоренившейся
образовательной
практики,
для
пересмотра цели, методов и, пожалуй, даже необходимости школьного обучения. По мере
освоения новых информационных технологий, внедряя их в педагогическую практику
следует сделать вывод, что наиболее эффективно
они служат в качестве необходимых
приложений ,а не замены проверенных временем моделей современного образования.