Автор: Волкова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №107
Населённый пункт: г.Владимир
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Развитие речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Обобщенный опыт
Тема:
«Развитие речи детей раннего возраста»
Волкова Елена Алексеевна
Цель:
Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых
фольклорных форм.
Задач и работы:
•
Продолжать повышать собственный уровень знаний путем изучения
литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения РМО,
информаций из интернета, самообразования;
•
Разработать перспективный план работы с детьми;
•
Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
•
Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
•
Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами
театра, иллюстрациями, масками;
•
Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми
раннего возраста;0
•
Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Пальчиковые
игры для малышей».
Практические выходы:
Проведение мастер-класса для родителей на групповом родительском
собрании. Тема: «Пальчиковые игры для малышей»;
•
Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем - речь
развиваем!»
•
Пополнение центра театрализованной деятельности новыми видами
театра;
•
Составление картотеки игр-потешек на все случаи жизни;
•
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная
задача педагога в области развития речи детей раннего возраста - помочь им в
освоении разговорной речью родного языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно
пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало
усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что
речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от
достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от
воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению,
родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто
забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы
(загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы,
поговорки, считалки, колыбельные).
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный
веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Через устное народное
творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту,
лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о
ней. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так
как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает
умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому
юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети
выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение.
Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное
обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.
Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект
музыкальности. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение
звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное
отношение к режимным моментам: умывание, причесыванию, приёму пищи,
одеванию, укладыванию спать .
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий
педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
•
Воспитание звуковой культуры речи.
•
Обогащение словаря.
•
Формирование грамматического строя речи.
•
Развитие монологической и диалогической речи.
•
Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным
творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить,
раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Литература:
Автор
Название
Год
издательств
Издательств
о
Л.Н.
Павлова
Фольклор для маленькихЖурнал
«Дошкольно
е
М.Н.
Мельников
Русский
детский
фольклор
1987
М.
Просвещени
е
В.Г. Лунина
Воспитание
детей на
традициях
русской
культуры
2005
М. :ЦГЛ
Князева
О.Л.,
Маханёва
М.Д.
Приобщение
детей к
истокам
русской
культуры
2008
сПб
Сост. В.
Аникин.
Русский
фольклор
1985
М
Янушко Е.А.
Помогите
малышу
заговорить!
Развитие
речи детей
1,5-3 лет
2009
М
Перспективный план самообразования педагога:
-Изучение темы
«Роль потешек в
развитии речи
ребенка»;
-Создание
картотеки
потешек для
работы с детьми;
Изготовление
фланелеграфа.
-Использование
п о т е ш е к
в
режимных
моментах;
-Разучивание и
проговаривание
потешек;
-Прослушивание
аудиозаписей,
сказок, песенок,
потешек,
-Прослушивание
аудиозаписей,
сказок, песенок,
потешек,
прибауток,
колыбельных;
- Игровое занятие
«Репка».
1.0формление
палки- передвижки
на тему «Устное
народное
творчество.
Потешки».
Месяц
Работа
воспитателя
Работа воспитателя
с детьми
Работа воспитателя
с родителями
Сентябрь
1.
Диагностика
уровня
развития речи
детей по
Печоре К.Л.
2.
Подбор
материала,
необходимого для
работы с детьми
и родителями по
заданной теме;
3.
Постановка
целей и задач по
данной теме;
З.Составление
1. Использование
потешек в
режимных
моментах;
2.Чтение детям
русских народных
сказок;
З.Прослушивание
аудиозаписей, сказок,
песенок, потешек,
прибауток,
колыбельных.
1.Знакомство с
родителями,
выявление
творческих
способностей
родителей
Октябрь
1.
Подбор
методической
литературы по
теме;
2.
Изучение
методической
литературы.
1.
Использование
потешек в
режимных
моментах;
2.
Разучивание и
проговариван
ие потешек;
3.
Чтение детям
русских
народных
сказок;
4.
Прослушивани
е аудиозаписей,
сказок,
песенок,
потешек,
прибауток,
колыбельных.
1.Участие родителей
в изготовлении
перчаточного театра
к пальчиковой игре
«Моя семья»;
2.Оформление
папки- передвижки
на тему «С
пальчиками играем-
речь развиваем».
Ноябрь
Декабрь
Изучение темы
«Театрализованн
ые игры как
средство развития
речи детей
раннего
возраста»;
Обновить
театральный утолок
в группе.
Использование
потешек в
режимных
моментах;
Разучивание
и
проговаривание
потешек;
Прослушивание
аудиозаписей,
сказок, песенок,
потешек,
прибауток,
колыбельных.
-Составление
рекомендации для
родителей по
использованию 1
театрализованной
деятельности дома;
- Оказание помощи
в изготовлении
пальчикового
театра к р.н.с.
«Репка».
Январь
1.Изучение темы
«Использование
фольклора в работе
с детьми раннего
возраста»;
2.Обустроить уголок
ряженья;
З.Обновление и
пополнение театра
на фланелеграфе.
Использование
потешек в режимных
моментах;Разучивани
е и проговаривание
потешек;Дидактическ
ая игра «Узнай
потешку по
картинке», «Угадай, из
какой потешки
прочитан отрывок»;
Настольно-печатные
игры по мотивам
потешек (разрезные
картинки, лото);
Прослушивание
аудиозаписей, сказок,
песенок, потешек,
прибауток,
колыбельных.
1.Изготовление
театра | масок по
р.н. сказкам;
2.0казание помощи в
рисовании
иллюстраций к
народным
песенкам,
потешкам;
З.Оказание помощи
в пошиве
кокошников, юбок,
косынок и Т.Д.
Февраль
1.
Изучение темы
«Роль сказки в
воспитании
детей»;
2.
Пополнить
книжный уголок
детскими книгами
согласно возрасту
и тематике.
Использование
потешек в
режимных
моментах;
Разучивание и
проговаривание
потешек;Прослушив
ание аудиозаписей,
сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных;
Формировать умение
у детей обыгрывать
знакомые сказки
(игры-
драматизации)
Настольно-печатные
игры по мотивам
потешек (разрезные
картинки, лото).
1 1.Консультация
«Почитай мне,
мама, сказку»;
2.0казание
помощи в
изготовлении
наст, театра на
пластиковых
стаканчиках к
р.н.с. «Теремок».
Март
Изучение темы
«Настольно-
печатные игры по
русским народным
сказкам»;
Ремонт настольно-
печатных игр по
сказкам.
Использование
потешек в
режимных
моментах;
Разучивание и
проговаривание
потешек;
Дидактическая игра
«Узнай потешку по
картинке»,
«Угадай, из какой
потешки прочитан
отрывок»,;
Настольно
печатные игры ПО
мотивам потешек
(разрезные
картинки, лото);
Прослушивание
аудиозаписей,
сказок, песенок,
потешек,
прибауток,
колыбельных;
Формировать
умение у детей
обыгрывать
знакомые сказки
(игры-
драматизации).
1.0формление
родителями
альбома
потешек,
книжек-
игрушек;
2. Показ родителям
презентации
«Потешки в жизни
нашей группы».
Апрель
Изучение темы
«Использование
хороводных игр»
Использование
потешек в
режимных
моментах;
Разучивание и
Оказание
помощи в
изготовлении
пальчикового
театра к Р.н.с.
проговаривание
потешек;
Настол ьно-
печатные игры по
р.н. сказкам
(разрезные
картинки, лото);
Прослушивание
аудиозаписей,
сказок, песенок,
потешек,
прибауток,
колыбельных;
Формировать
умение у детей
обыгрывать
знакомые сказки
(игры-
драматизации).
«Репка
Май
1 .Диагностика
уровня развития
речи детей по
Печоре К.Л,
Использование
потешек в
режимных
моментах;
Разучивание и
проговаривание
потешек;
Настольно-
печатные игры по
р.н. сказкам
(разрезные
картинки, лото);
Прослушивание
аудиозаписей,
сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных.
Выступление на
родительском
собрании с
отчетом о
проделанной
работе за
учебный год.
«С ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ- РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ*.
Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками?
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о
влиянии упражнений для рук (пальцев) на развитие
головного мозга человека. На кистях рук расположено
множество рефлекторных точек, от которых идут
импульсы в центральную нервную систему. Массируя
определенные точки на пальцах рук, можно
воздействовать на внутренние органы, которые с этими
точками связаны. Так, массаж большого пальца
повышает активность головного мозга. Указательный
палец связан с желудком, средний — с кишечником.
Массаж безымянного пальца положительно
сказывается на работе
н
печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум
ребенка находится на кончике пальцев.” В пальчиковых играх
развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-
первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на
ладошках, идут к головному мозгу и раздражают ту его часть,
которая отвечает за развитие речи. Во- вторых, ребенок слышит
стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет
отдельные слова, а потом и стих целиком. Мы используем
пальчиковые игры на занятиях, во время прогулок и в
индивидуальной работе с детьми.
Дома Вы тоже можете играть в такие игры.