Напоминание

"Развитие речи детей раннего возраста"


Автор: Волкова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №107
Населённый пункт: г.Владимир
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Развитие речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщенный опыт

Тема:

«Развитие речи детей раннего возраста»

Волкова Елена Алексеевна

Цель:

Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых

фольклорных форм.

Задач и работы:

Продолжать повышать собственный уровень знаний путем изучения

литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения РМО,

информаций из интернета, самообразования;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;

Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;

Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами

театра, иллюстрациями, масками;

Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми

раннего возраста;0

Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Пальчиковые

игры для малышей».

Практические выходы:

Проведение мастер-класса для родителей на групповом родительском

собрании. Тема: «Пальчиковые игры для малышей»;

Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем - речь

развиваем!»

Пополнение центра театрализованной деятельности новыми видами

театра;

Составление картотеки игр-потешек на все случаи жизни;

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная

задача педагога в области развития речи детей раннего возраста - помочь им в

освоении разговорной речью родного языка.

Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало

усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что

речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от

достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от

воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению,

родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто

забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются

произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы

(загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы,

поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный

веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Через устное народное

творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту,

лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о

ней. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так

как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает

умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому

юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети

выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное

обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект

музыкальности. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение

звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное

отношение к режимным моментам: умывание, причесыванию, приёму пищи,

одеванию, укладыванию спать .

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий

педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

Воспитание звуковой культуры речи.

Обогащение словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие монологической и диалогической речи.

Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным

творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить,

раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Литература:

Автор

Название

Год

издательств

Издательств

о

Л.Н.

Павлова

Фольклор для маленькихЖурнал

«Дошкольно

е

М.Н.

Мельников

Русский

детский

фольклор

1987

М.

Просвещени

е

В.Г. Лунина

Воспитание

детей на

традициях

русской

культуры

2005

М. :ЦГЛ

Князева

О.Л.,

Маханёва

М.Д.

Приобщение

детей к

истокам

русской

культуры

2008

сПб

Сост. В.

Аникин.

Русский

фольклор

1985

М

Янушко Е.А.

Помогите

малышу

заговорить!

Развитие

речи детей

1,5-3 лет

2009

М

Перспективный план самообразования педагога:

-Изучение темы

«Роль потешек в

развитии речи

ребенка»;

-Создание

картотеки

потешек для

работы с детьми;

Изготовление

фланелеграфа.

-Использование

п о т е ш е к

в

режимных

моментах;

-Разучивание и

проговаривание

потешек;

-Прослушивание

аудиозаписей,

сказок, песенок,

потешек,

-Прослушивание

аудиозаписей,

сказок, песенок,

потешек,

прибауток,

колыбельных;

- Игровое занятие

«Репка».

1.0формление

палки- передвижки

на тему «Устное

народное

творчество.

Потешки».

Месяц

Работа

воспитателя

Работа воспитателя

с детьми

Работа воспитателя

с родителями

Сентябрь

1.

Диагностика

уровня

развития речи

детей по

Печоре К.Л.

2.

Подбор

материала,

необходимого для

работы с детьми

и родителями по

заданной теме;

3.

Постановка

целей и задач по

данной теме;

З.Составление

1. Использование

потешек в

режимных

моментах;

2.Чтение детям

русских народных

сказок;

З.Прослушивание

аудиозаписей, сказок,

песенок, потешек,

прибауток,

колыбельных.

1.Знакомство с

родителями,

выявление

творческих

способностей

родителей

Октябрь

1.

Подбор

методической

литературы по

теме;

2.

Изучение

методической

литературы.

1.

Использование

потешек в

режимных

моментах;

2.

Разучивание и

проговариван

ие потешек;

3.

Чтение детям

русских

народных

сказок;

4.

Прослушивани

е аудиозаписей,

сказок,

песенок,

потешек,

прибауток,

колыбельных.

1.Участие родителей

в изготовлении

перчаточного театра

к пальчиковой игре

«Моя семья»;

2.Оформление

папки- передвижки

на тему «С

пальчиками играем-

речь развиваем».

Ноябрь

Декабрь

Изучение темы

«Театрализованн

ые игры как

средство развития

речи детей

раннего

возраста»;

Обновить

театральный утолок

в группе.

Использование

потешек в

режимных

моментах;

Разучивание

и

проговаривание

потешек;

Прослушивание

аудиозаписей,

сказок, песенок,

потешек,

прибауток,

колыбельных.

-Составление

рекомендации для

родителей по

использованию 1

театрализованной

деятельности дома;

- Оказание помощи

в изготовлении

пальчикового

театра к р.н.с.

«Репка».

Январь

1.Изучение темы

«Использование

фольклора в работе

с детьми раннего

возраста»;

2.Обустроить уголок

ряженья;

З.Обновление и

пополнение театра

на фланелеграфе.

Использование

потешек в режимных

моментах;Разучивани

е и проговаривание

потешек;Дидактическ

ая игра «Узнай

потешку по

картинке», «Угадай, из

какой потешки

прочитан отрывок»;

Настольно-печатные

игры по мотивам

потешек (разрезные

картинки, лото);

Прослушивание

аудиозаписей, сказок,

песенок, потешек,

прибауток,

колыбельных.

1.Изготовление

театра | масок по

р.н. сказкам;

2.0казание помощи в

рисовании

иллюстраций к

народным

песенкам,

потешкам;

З.Оказание помощи

в пошиве

кокошников, юбок,

косынок и Т.Д.

Февраль

1.

Изучение темы

«Роль сказки в

воспитании

детей»;

2.

Пополнить

книжный уголок

детскими книгами

согласно возрасту

и тематике.

Использование

потешек в

режимных

моментах;

Разучивание и

проговаривание

потешек;Прослушив

ание аудиозаписей,

сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных;

Формировать умение

у детей обыгрывать

знакомые сказки

(игры-

драматизации)

Настольно-печатные

игры по мотивам

потешек (разрезные

картинки, лото).

1 1.Консультация

«Почитай мне,

мама, сказку»;

2.0казание

помощи в

изготовлении

наст, театра на

пластиковых

стаканчиках к

р.н.с. «Теремок».

Март

Изучение темы

«Настольно-

печатные игры по

русским народным

сказкам»;

Ремонт настольно-

печатных игр по

сказкам.

Использование

потешек в

режимных

моментах;

Разучивание и

проговаривание

потешек;

Дидактическая игра

«Узнай потешку по

картинке»,

«Угадай, из какой

потешки прочитан

отрывок»,;

Настольно

печатные игры ПО

мотивам потешек

(разрезные

картинки, лото);

Прослушивание

аудиозаписей,

сказок, песенок,

потешек,

прибауток,

колыбельных;

Формировать

умение у детей

обыгрывать

знакомые сказки

(игры-

драматизации).

1.0формление

родителями

альбома

потешек,

книжек-

игрушек;

2. Показ родителям

презентации

«Потешки в жизни

нашей группы».

Апрель

Изучение темы

«Использование

хороводных игр»

Использование

потешек в

режимных

моментах;

Разучивание и

Оказание

помощи в

изготовлении

пальчикового

театра к Р.н.с.

проговаривание

потешек;

Настол ьно-

печатные игры по

р.н. сказкам

(разрезные

картинки, лото);

Прослушивание

аудиозаписей,

сказок, песенок,

потешек,

прибауток,

колыбельных;

Формировать

умение у детей

обыгрывать

знакомые сказки

(игры-

драматизации).

«Репка

Май

1 .Диагностика

уровня развития

речи детей по

Печоре К.Л,

Использование

потешек в

режимных

моментах;

Разучивание и

проговаривание

потешек;

Настольно-

печатные игры по

р.н. сказкам

(разрезные

картинки, лото);

Прослушивание

аудиозаписей,

сказок, песенок,

потешек, прибауток,

колыбельных.

Выступление на

родительском

собрании с

отчетом о

проделанной

работе за

учебный год.

«С ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ- РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ*.

Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками?

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о

влиянии упражнений для рук (пальцев) на развитие

головного мозга человека. На кистях рук расположено

множество рефлекторных точек, от которых идут

импульсы в центральную нервную систему. Массируя

определенные точки на пальцах рук, можно

воздействовать на внутренние органы, которые с этими

точками связаны. Так, массаж большого пальца

повышает активность головного мозга. Указательный

палец связан с желудком, средний — с кишечником.

Массаж безымянного пальца положительно

сказывается на работе

н

печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум

ребенка находится на кончике пальцев.” В пальчиковых играх

развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-

первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на

ладошках, идут к головному мозгу и раздражают ту его часть,

которая отвечает за развитие речи. Во- вторых, ребенок слышит

стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет

отдельные слова, а потом и стих целиком. Мы используем

пальчиковые игры на занятиях, во время прогулок и в

индивидуальной работе с детьми.

Дома Вы тоже можете играть в такие игры.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники