Автор: Сущенко Марина Владимировна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №7 "Антошка"
Населённый пункт: г. Урай Ханты Мансийский автономный округ–Югры
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мониторинг динамики речевого развития детей средней группы с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Антошка»
Лист оценки состояния речевого развития
воспитанников средней группы №7 «Светофорик»
январь, 2019 год
Учитель-логопед
Сущенко М.В.
г. Урай
Пояснительная записка
Залогом эффективного проектирования коррекционно-развивающего процесса является наличие у учителя-логопеда полной информации о
проблемах и возможностях каждого ребенка.
Использование мониторинга динамики речевого развития детей с нарушениями речи позволяет решить поставленные задачи, поскольку
предполагает постоянный сбор информации об объектах контроля, изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики
изменений, применение стандартизированной системы методов исследования.
Для фиксирования результатов логопедического исследования в ДОУ разработана речевая карта на основе «Речевой карты от 4 до 5 лет»
Нищевой Н.В., позволяющая отразить все сведения о ребенке, необходимые для анализа проблем развития и определения вида речевых нарушений,
успешно проводить коррекционную работу, а также накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении всего времени
пребывания
в
ДОУ,
что
обеспечивает
динамическое
наблюдение
за
формированием
психических
функций
ребенка.
В
качестве
наглядно-
методического обеспечения используем «Картинный материал к речевой карте ребенка дошкольного возраста», Нищева Н.В. Санкт-Петербург, 2008.
Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого
ребенка.
Мониторинг
динамики
речевого
развития
детей
с
нарушениями
речи
проводится
3
раза
в
год
(вводный
—
1,
2
недели
сентября,
промежуточный 2, 3 недели января, итоговый — 3, 4 недели мая). Для проведения промежуточной диагностики (2-3 недели января) мы разработали
лист оценки состояния речевого развития для детей средней группы с нарушениями речи. Обследование состояния речевого развития проводится по
следующим разделам:
Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи (понимание, воспроизведение и самостоятельное продуцирование связного
высказывания);
Развитие импрессивной речи и активного словаря
(количественное и качественное состояние словарного запаса);
Развитие фонематической системы речи
(слухо-произносительные дифференцировки, фонематические представления);
Развитие фонетической стороны языка
(просодические компоненты, звукопроизношение и звуко-слоговая наполняемость слов);
Формирование и совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования и словоизменения).
Для
более
тесного
взаимодействия
всех
сторон
коррекционного
процесса
(ребенка,
его
родителей,
учителя-логопеда)
проведение
промежуточного обследования проводится в присутствии родителей ребенка. Учитель-логопед уточняет и анализирует вместе с родителями
причины положительной, отрицательной, либо непостоянной динамики речевого развития ребенка; совместно с родителями ребенка обсуждает
динамику лечения (педиатра, невролога, оториноларинголога, окулиста, психиатра и др.); отмечает выполнение заданий дома; определяет основные
направления логопедической работы в период с января по май; в графу примечание вносит трудности, пожелания и рекомендации, необходимые для
дальнейшего успешного коррекционного воздействия. Далее следует подпись учителя-логопеда и родителя ребенка, ответственных лиц за речевое
развитие ребенка с ТНР.
После промежуточного обследования выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в
знаниях,
умениях,
навыках
отражаются
в
индивидуальном
плане
коррекционной
работы,
что
усиливает
результативность
коррекционного
воздействия,
как для каждого отдельного ребенка, так и для группы в целом.
№
Разви
тие
речев
ого
общен
ия и
разго
ворно
Разви
тие
импре
ссивн
ой
речи
Разви
тие
актив
ного
слова
ря
Разви
тие
фоне
матич
еской
систе
мы
речи
Развитие фонетической
стороны языка
Форми
ровани
е и
совер
шенст
вовани
е
грамм
Выпол
нение
задани
й дома
по
рекоме
ндаци
ям
Сопровождение
специалистов
Примечание
(трудности,
пожелания,
рекомендации)
Ответственные:
С
З
Ш
Ж
Щ
Ч
Р
Рь
Л
Ль
Учитель-
логопед
Родители
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Речевое развитие
Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности
Развитие речевого
общения и разговорной
диалогической речи
Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за
взрослыми слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. Формировать умение отвечать на
вопросы по прослушанным сказкам. Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по
демонстрации действий. Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью
логопеда. Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-
выразительные жесты и мимику.
Развитие импрессивной
речи
Накопление пассивного словаря. Учить понимать обобщающие слова. Понимание местоимений. Учить понимать
предлоги.
Учить
различать
слова
–
антонимы.
Дифференциация
форм
ед.
и
мн.
числа
существительных.
Дифференциация форм ед. и мн. числа глаголов. Различение падежных форм личных местоимений. Внимание к
звукослоговой
структуре
слова.
Умение
вслушиваться
в
речь.
Понимание
простых
предложений
и
коротких
текстов.
Развитие активного
словаря
Расширять,
уточнять,
активизировать
номинативный
словарь
на
основе
обогащения
представлений
об
окружающем по изучаемым лексическим темам. Активизировать использование слов, обозначающих существенные
части, детали предметов и объектов. Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по
изучаемым лексическим темам. Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов:
цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку
(хороший, плохой). Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они). Обогатить активной словарь
наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше),
количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).
Развитие фонематической
системы речи
Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. Формировать умение различать гласные звуки по принципу
контраста: [а] – не [а], [у] – [а], [и] – [у], [э] – [о], [и] – [о], [э]– [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]-[о].
Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]-
[н], [м]-[т], [п]-[г] и т. п. Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка,
миска – киска). Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и
коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
Развитие фонетической
стороны языка
Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность
речевого
выдоха.
Развивать
силу,
динамику
и
модуляцию
голоса.
Развивать
подражание
речевым
звукам.
Активизировать
движения
артикуляционного
аппарата
с
помощью
специальных
упражнений
и
уточнить
артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м],
[м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]. Воспитывать правильный,
умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
Формирование и
совершенствование
грамматического строя
речи
Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных
мужского
и
женского
родов
в
именительном
падеже
(кот-коты).
Формировать
умение
образовывать
и
использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном,
дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с
простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у). Учить
образовывать
и
использовать
в
речи
существительные
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Формировать
умение
образовывать
и
использовать
в
речи
формы
повелительного
наклонения
глаголов
в
единственном
и
множественном
числе
(иди,
идите),
инфинитива
(стоять,
петь),
глаголов
изъявительного
наклонения в ед. и мн. числе настоящего времени (стоит, стоят). Учить различать, образовывать и использовать
формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал,
упала,
упали).
Обучать
согласованию
прилагательных
с
существительными
мужского
и
женского
рода
единственного числа в именительном падеже (большой мяч). Формировать умение образовывать, использовать в
речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные
(мамин, папин). Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в
именительном падеже (один жук). Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными
(моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне. Формировать двусловное предложение
(Дай мяч.Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч). Формировать умение отвечать на
поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять
предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)