Автор: Муковнина Ольга Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Видное (Ленинский район)
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и содержание коррекционной работы с детьми с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Организация и содержание коррекционной работы с детьми с ОНР
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и
первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой
аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. При
ОНР
отмечается
позднее
ее
начало,
скудный
запас
слов,
аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования.
Основной
формой
обучения
в
группах
компенсирующего
вида
дошкольных
образовательных
учреждений
для
детей
данной
категории
являются
логопедические
занятия,
на
которых
осуществляется
развитие
языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру
дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед
использует в работе.
Основные задачи работы учителя-логопеда
социальная адаптация детей в коллективе;
формирование коммуникативных способностей;
формирование умения сотрудничать;
осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
обеспечение стартовых возможностей при поступлении детей в
массовые школы;
создание
развивающей
предметно-пространственной
среды
и
условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
взаимодействие
с
семьями
воспитанников
для
обеспечения
полноценного,
гармоничного
развития
детей,
выработки
компетентной
педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Основные направления деятельности учителя-логопеда:
своевременная систематическая педагогическая помощь детям с
отклонениями в развитии;
консультативно-методическая
поддержка
их
родителей
в
организации воспитания и обучения детей;
социальная
адаптация
детей
с
отклонениями
в
развитии
и
формирование у них предпосылок учебной деятельности.
Приоритетные направления работы с детьми:
логопедическая коррекция дефекта;
социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую
школу;
развитие речи и речевого общения.
Создание
в
группе
условий
для
развития
различных
видов
деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.
Это направление обеспечивается взаимодействием в работе учителя-логопеда
и воспитателей.
Образовательный процесс включает:
гибкое содержание;
педагогические
технологии,
обеспечивающие
индивидуальное,
личностно
-
ориентированное
развитие
каждого
ребенка,
коррекцию
дефекта.
Содержание
программы
коррекционной
работы
определяют
принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
логопеда,
который
призван
решать
проблему
ребёнка
с
максимальной
пользой в интересах ребёнка.
Системность. Принцип
обеспечивает
единство
диагностики,
коррекции
и
развития,
т.е.
системный
подход
к
анализу
особенностей
развития
и
коррекции
нарушений
детей
с
ОВЗ.
Все сторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие
и
согласованность
их
действий
в
решении
проблем
ребёнка.
Участие
в
данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы
или определения подхода к её решению.
Рекомендательный
характер
оказания
помощи.
Принцип
обеспечивает
соблюдение
гарантированных
законодательством
прав
родителей
(законных
представителей)
детей
с
ОВЗ
защищать
права
и
и н т е р е с ы
д е т е й ,
в к л ю ч а я
о б язательн о е
с о г л а с о в а н и е
с
родителями(законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.
Природосообразность. Принцип учитывает общность развития
нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и
основывается
на
онтогенетическом
принципе,
учитывая
закономерности
развития детской речи в норме.
Систематичности
и взаимосвязи
учебного
материала,
его
конкретности
и доступности,
постепенности,
концентрического
наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по
всем
направлениям
работы,
что
позволяет
ребенку
опираться
на
уже
имеющиеся
у
него
знания
и
умения,
и
в
конечном
итоге
обеспечивает
поступательное развитие.
Реализация
принципа комплексности
способствует
более
высоким
темпам
общего
и
речевого
развития
детей
и
предусматривает
совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального
руководителя,
руководителя
физического
воспитания,
медицинского
работника МДОУ, воспитателей.
Вариативность
и личностная ориентация
образовательного
процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Реализация содержания образовательной области осуществляется через
регламентируемые
(ООД)
и
нерегламентируемые
виды
деятельности
(режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии,
прогулки, самостоятельная деятельность детей).
Формирование речи основывается на следующих положениях:
распознавание
ранних
признаков
ОНР
и
его
влияние
на
общее
психическое развитие;
своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений
на
основе
анализа
структуры
речевой
недостаточности,
соотношения
дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;
учет
социально
обусловленных
последствий
дефицита
речевого
общения;
учет закономерностей развития детской речи в норме;
взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-
грамматических компонентов языка;
дифференцированный
подход
в
логопедической
работе
с
детьми,
имеющими ОНР различного происхождения;
единство
формирования
речевых
процессов,
мышления
и
познавательной активности;
одновременное
коррекционно-воспитательное
воздействие
на
сенсорную, интеллектуальную и афферентно-волевую сферу.
Комплексность
педагогического
воздействия
направлена
на
вы-
равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их
всестороннее гармоничное развитие.