Напоминание

Организация и содержание коррекционной работы с детьми с ОНР


Автор: Муковнина Ольга Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Видное (Ленинский район)
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и содержание коррекционной работы с детьми с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация и содержание коррекционной работы с детьми с ОНР

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и

первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой

аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. При

ОНР

отмечается

позднее

ее

начало,

скудный

запас

слов,

аграмматизм,

дефекты произношения и фонемообразования.

Основной

формой

обучения

в

группах

компенсирующего

вида

дошкольных

образовательных

учреждений

для

детей

данной

категории

являются

логопедические

занятия,

на

которых

осуществляется

развитие

языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру

дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед

использует в работе.

Основные задачи работы учителя-логопеда

социальная адаптация детей в коллективе;

формирование коммуникативных способностей;

формирование умения сотрудничать;

осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

обеспечение стартовых возможностей при поступлении детей в

массовые школы;

создание

развивающей

предметно-пространственной

среды

и

условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

взаимодействие

с

семьями

воспитанников

для

обеспечения

полноценного,

гармоничного

развития

детей,

выработки

компетентной

педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Основные направления деятельности учителя-логопеда:

своевременная систематическая педагогическая помощь детям с

отклонениями в развитии;

консультативно-методическая

поддержка

их

родителей

в

организации воспитания и обучения детей;

социальная

адаптация

детей

с

отклонениями

в

развитии

и

формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Приоритетные направления работы с детьми:

логопедическая коррекция дефекта;

социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую

школу;

развитие речи и речевого общения.

Создание

в

группе

условий

для

развития

различных

видов

деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

Это направление обеспечивается взаимодействием в работе учителя-логопеда

и воспитателей.

Образовательный процесс включает:

гибкое содержание;

педагогические

технологии,

обеспечивающие

индивидуальное,

личностно

-

ориентированное

развитие

каждого

ребенка,

коррекцию

дефекта.

Содержание

программы

коррекционной

работы

определяют

принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию

логопеда,

который

призван

решать

проблему

ребёнка

с

максимальной

пользой в интересах ребёнка.

Системность. Принцип

обеспечивает

единство

диагностики,

коррекции

и

развития,

т.е.

системный

подход

к

анализу

особенностей

развития

и

коррекции

нарушений

детей

с

ОВЗ.

Все сторонний

многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие

и

согласованность

их

действий

в

решении

проблем

ребёнка.

Участие

в

данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

(законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы

или определения подхода к её решению.

Рекомендательный

характер

оказания

помощи.

Принцип

обеспечивает

соблюдение

гарантированных

законодательством

прав

родителей

(законных

представителей)

детей

с

ОВЗ

защищать

права

и

и н т е р е с ы

д е т е й ,

в к л ю ч а я

о б язательн о е

с о г л а с о в а н и е

с

родителями(законными представителями) вопроса о направлении (переводе)

детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

Природосообразность. Принцип учитывает общность развития

нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и

основывается

на

онтогенетическом

принципе,

учитывая

закономерности

развития детской речи в норме.

Систематичности

и взаимосвязи

учебного

материала,

его

конкретности

и доступности,

постепенности,

концентрического

наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по

всем

направлениям

работы,

что

позволяет

ребенку

опираться

на

уже

имеющиеся

у

него

знания

и

умения,

и

в

конечном

итоге

обеспечивает

поступательное развитие.

Реализация

принципа комплексности

способствует

более

высоким

темпам

общего

и

речевого

развития

детей

и

предусматривает

совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального

руководителя,

руководителя

физического

воспитания,

медицинского

работника МДОУ, воспитателей.

Вариативность

и личностная ориентация

образовательного

процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Реализация содержания образовательной области осуществляется через

регламентируемые

(ООД)

и

нерегламентируемые

виды

деятельности

(режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии,

прогулки, самостоятельная деятельность детей).

Формирование речи основывается на следующих положениях:

распознавание

ранних

признаков

ОНР

и

его

влияние

на

общее

психическое развитие;

своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений

на

основе

анализа

структуры

речевой

недостаточности,

соотношения

дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;

учет

социально

обусловленных

последствий

дефицита

речевого

общения;

учет закономерностей развития детской речи в норме;

взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-

грамматических компонентов языка;

дифференцированный

подход

в

логопедической

работе

с

детьми,

имеющими ОНР различного происхождения;

единство

формирования

речевых

процессов,

мышления

и

познавательной активности;

одновременное

коррекционно-воспитательное

воздействие

на

сенсорную, интеллектуальную и афферентно-волевую сферу.

Комплексность

педагогического

воздействия

направлена

на

вы-

равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их

всестороннее гармоничное развитие.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники