Напоминание

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.


Автор: Семененко Тамара Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 41 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей

дошкольного возраста.

/

Не

для

кого

не

секрет,

что

у

детей

скудный

словарный

запас,

неумение

согласовывать

слова

в

предложении,

нарушение

звукопроизношения.

У

большинства

детей

нарушено

внимание,

несовершенно

логическое

мышление.

Поэтому

необходимо

научить

детей

связно,

последовательно,

грамматически

правильно

излагать

свои

мысли,

рассказывать

о

различных

событиях

из

окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание

носит

в

основном

непроизвольный

характер:

дети

лучше

запоминают

события,

предметы,

факты,

явления,

близкие

их

жизненному

опыту.

Для

того,

чтобы

выработать

у

детей

с

самого

раннего

возраста

определенные

навыки

и

умения

составлять

описательные

рассказы,

легче

запоминать

стихи,

в

своей

работе

в

образовательный процесс ввожу так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотехника-в переводе с греческого- «искусство запоминания».

Мнемотаблицы могут быть: предметными, предметно-

схематическими и схематическими.

Предметные

мнемотаблицы

использую

на

занятиях

в

младшем

и

среднем

дошкольном

возрасте.

В

младшем

дошкольном

возрасте

отрабатываю

модель

составления сравнений по признаку:

цвет, форма, вкус, звук, температура и др.

"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко»

Далее предлагаю детям найти объекты с данным значением признака (круглое по

форме - солнце, колесо, тарелка).

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1

этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2

Этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.

преобразование из абстрактных символов в образы.

3

этап:

После

перекодирования

осуществляется

пересказ

сказки

или

рассказ

по

заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети

д о л ж н ы

у м е т ь

с а м о с т о я т е л ь н о .

1 этап. Рассматривание мнемотаблицы.

Р а б о т а

с

м н е м о т а б л и ц е й

н а

с л о в о

« З и м а » .

1 этап. Рассматривание мнемотаблицы.

2 этап. Перекодирование информации.

У зимы 3 месяца: декабрь, январь и февраль. Зимой снег повсюду. Солнце светит, но

не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло. Домашние животные зимой

находятся

в

тёплых

хлевах.

Дикие

животные

зимуют

в

лесу.

Деревья

в

снегу,

а

красавица ель является символом нового года. Люди заботятся о птицах, развешивают

кормушки, приносят корм. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках. Зимой

можно слепить снеговика, построить горку.

3 этап. Воспроизведение таблицы по памяти.

Использование предметных мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и

перерабатывать зрительную информацию, на долгое время сохранять и воспроизводить

ее.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию

связной речи детей.

При заучивании стихов использование моделирования облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.

При

этом

виде

деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко

вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

В своей работе использую предметно-схематические модели.

При

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза

(как фонарика глаза)

Приходили муравьи

И травинку принесли.

А паук на всех смотрел,

Сети плел и песни пел.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют

модельные схемы.

Схема на тему : «Весна»

Солнце –теплое; небо –голубое;

земля-сырая; деревья

-зеленые; люди

- сняли теплые вещи: звери-проснулись

после зимней спячки; птицы-

возвращаются из теплых стран.

плых стран.

На

начальном

этапе

я

предлагаю

готовые

план-схемы

описания,

а

по

мере

обучения

подбираю

картинки,

из

которых

они

самостоятельно

выстраивают

последовательность мнемотаблицы. В дальнейшем дети активно включаются в процесс

создания

своей

схемы(зарисовывают

ее).

Данные

схемы

служат

своеобразным

зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

-

С т р о е н и е

р а с с к а з а

- П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

р а с с к а з а

-Лексико-грамматическую

наполняемость

рассказа.

Мнемотехника помогает развивать:

Ассоциативное

мышление.

Зрительную

и

слуховую

память.

Зрительное

и

слуховое

внимание. Воображение. Связную речь.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя

метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является

важным показателем умственных способностей ребенка



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники