Автор: Семененко Тамара Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 41 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей
дошкольного возраста.
/
Не
для
кого
не
секрет,
что
у
детей
скудный
словарный
запас,
неумение
согласовывать
слова
в
предложении,
нарушение
звукопроизношения.
У
большинства
детей
нарушено
внимание,
несовершенно
логическое
мышление.
Поэтому
необходимо
научить
детей
связно,
последовательно,
грамматически
правильно
излагать
свои
мысли,
рассказывать
о
различных
событиях
из
окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание
носит
в
основном
непроизвольный
характер:
дети
лучше
запоминают
события,
предметы,
факты,
явления,
близкие
их
жизненному
опыту.
Для
того,
чтобы
выработать
у
детей
с
самого
раннего
возраста
определенные
навыки
и
умения
составлять
описательные
рассказы,
легче
запоминать
стихи,
в
своей
работе
в
образовательный процесс ввожу так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотехника-в переводе с греческого- «искусство запоминания».
Мнемотаблицы могут быть: предметными, предметно-
схематическими и схематическими.
Предметные
мнемотаблицы
использую
на
занятиях
в
младшем
и
среднем
дошкольном
возрасте.
В
младшем
дошкольном
возрасте
отрабатываю
модель
составления сравнений по признаку:
цвет, форма, вкус, звук, температура и др.
"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко»
Далее предлагаю детям найти объекты с данным значением признака (круглое по
форме - солнце, колесо, тарелка).
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1
этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2
Этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов в образы.
3
этап:
После
перекодирования
осуществляется
пересказ
сказки
или
рассказ
по
заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети
д о л ж н ы
у м е т ь
с а м о с т о я т е л ь н о .
1 этап. Рассматривание мнемотаблицы.
Р а б о т а
с
м н е м о т а б л и ц е й
н а
с л о в о
« З и м а » .
1 этап. Рассматривание мнемотаблицы.
2 этап. Перекодирование информации.
У зимы 3 месяца: декабрь, январь и февраль. Зимой снег повсюду. Солнце светит, но
не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло. Домашние животные зимой
находятся
в
тёплых
хлевах.
Дикие
животные
зимуют
в
лесу.
Деревья
в
снегу,
а
красавица ель является символом нового года. Люди заботятся о птицах, развешивают
кормушки, приносят корм. Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках. Зимой
можно слепить снеговика, построить горку.
3 этап. Воспроизведение таблицы по памяти.
Использование предметных мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и
перерабатывать зрительную информацию, на долгое время сохранять и воспроизводить
ее.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию
связной речи детей.
При заучивании стихов использование моделирования облегчает и ускоряет процесс
запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.
При
этом
виде
деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко
вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
В своей работе использую предметно-схематические модели.
При
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза
(как фонарика глаза)
Приходили муравьи
И травинку принесли.
А паук на всех смотрел,
Сети плел и песни пел.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют
модельные схемы.
Схема на тему : «Весна»
Солнце –теплое; небо –голубое;
земля-сырая; деревья
-зеленые; люди
- сняли теплые вещи: звери-проснулись
после зимней спячки; птицы-
возвращаются из теплых стран.
плых стран.
На
начальном
этапе
я
предлагаю
готовые
план-схемы
описания,
а
по
мере
обучения
подбираю
картинки,
из
которых
они
самостоятельно
выстраивают
последовательность мнемотаблицы. В дальнейшем дети активно включаются в процесс
создания
своей
схемы(зарисовывают
ее).
Данные
схемы
служат
своеобразным
зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
-
С т р о е н и е
р а с с к а з а
- П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
р а с с к а з а
-Лексико-грамматическую
наполняемость
рассказа.
Мнемотехника помогает развивать:
Ассоциативное
мышление.
Зрительную
и
слуховую
память.
Зрительное
и
слуховое
внимание. Воображение. Связную речь.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя
метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является
важным показателем умственных способностей ребенка