Автор: Абдулмуслимова Патимат Магомедказимовна
Должность: Магистрант 2 года обучения
Учебное заведение: ФБГОУ ВПО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Проявление заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Раздел: высшее образование
Статья магистра 2 года обучения
Абдулмуслимовой Патимат Магомедказимовна
Статья: Проявление заикания у детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
Аннотация: Плавность
речи
–
один
из
основных
параметров
нормативного условного высказывания. Она обеспечивается соблюдением
просодических и речедвигательных параметров речи. Это, в свою очередь,
требует координированной, согласованной работе мышц всех трех отделов
периферического
речевого
аппарата
-
дыхательного,
голо сового,
артикуляционного. Нарушения плавности речи проявляются в несоблюдении
названных
параметров,
в
результате
чего
речь
говорящего
становится
ненормативной
по
темпу,
скандированной,
прерываемой
специфическими
запинками, которые в рамках проблемы патологии речи принято обозначать
как заикание.
Ключевые слова: заикание, дошкольники, коррекция
Запинки обусловленные судорогами мышц периферического речевого
аппарата, являясь внешним проявлением заикания, одновременно являются
основной причиной нарушения плавности речи.
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно
устранимо,
травмирует
психику
ребенка,
мешает
речевому
общению,
затрудняет
взаимоотношения
с
окружающими,
особенно
в
детском
коллективе, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его
жизнь.
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными
и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического
состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно
речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей
часто
связаны
не
только,
а
иногда
и
не
столько
с
появившимся
заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение,
как
правило,
лишь
усугубляет
проявление
тех
отклонений
в
развитии,
которые у ребенка уже были или наметились.
Понятия
о
своей
неправильной
речи
складываются
у
заикающихся
детей по-разному и постепенно, с накоплением опыта. Первым источником
служит наличие речевых запинок.
Обидное отношение окружающих, нереализованность своих желаний,
безуспешные попытки самостоятельно справиться со своим недостатком или
хотя
бы
замаскировать
его
–
это
второй
немаловажный
источник,
формирующий понятия у заикающихся о своей неправильной речи, о себе, о
своем месте в коллективе, об отношении коллектива к нему. Эти понятия,
связанные между собой по контрасту, по сходству и по смежности, многолики
и зависят от социальной среды (благоприятной или неблагоприятной), в
которой находится ребенок.
Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию
речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности
поведения
в
деятельности.
Тяжесть
дефекта
рассматривается
следующим
образом.
Легкая степень — дети свободно вступают в общение любых ситуациях
с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах
деятельности.
Речь
заикающихся
детей
в
дошкольном
и
младшем
школьном возрасте становится аритмичной. Судорожные, аритмические
двигательные
расстройства
обуславливают
нарушения
просодической
стороны
речи:
плавность,
интонационную
выразительность,
паузацию,
фонетические и логические ударения. Ритм речи также нарушается из-за
эмболофразии,
возникающей
в
условиях
повышенного
нервного
возбуждения.
Эмболофразию
можно
рассматривать
как
результат
недоразвития моторных функций заикающегося и его неумения быстро и
четко оформить свою мысль. Эмболы у детей простые по составу: «а»»
«ну», «вот», «это», «ну вот», «а», «а вот» и подобные им.
Одновременно с
судорожными состоянием проявляются , преимущественно разнообразные
болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не
сможет хорошо сказать. Иные свое внимание сосредоточивают на «трудных»
для
произношения
звуках.
Некоторые
же,
обычно
более
развитые,
смущаются, переживают из-за своего дефекта чувство острого стыда перед
окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недочет
Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, портят
его характер. Они закрепляют и усиливают заикание, следовательно, нужно
пристальное внимание логопеда к таким ребятам.
Дети заикаются лишь в присутствии других людей – детей и взрослых,
в одиночестве же говорят нормально (например, с игрушками). Поют они
также без заикания. В одной обстановке или в беседе с одними лицами
ребенок не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается.
Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
1.
Заикающийся
ребенок
все
время
должен
находиться
под
наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся
детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются
индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий
речевой режим.
2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту.
Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка
чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
3.
Не
следует
разрешать
часто
и
долго
смотреть
телевизионные
передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка.
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так
как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже
незначительное
противоречие
ему,
например,
отказ
в
чем-то
желаемом.
Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту,
быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в
семье, так и в детском саду, в школе.
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений
(кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после
перенесенного заболевания.
6.
Нельзя
запугивать
ребенка,
наказывать,
оставляя
одного
в
помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить
его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно
слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не
нараспев.
8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
9.
Следует
сблизить
такого
ребенка
с
наиболее
уравновешенными,
хорошо
говорящими
детьми,
чтобы,
подражая
им,
он
учился
говорить
выразительно и плавно.
10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и
требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
11.
Для
заикающегося
ребенка
очень
важны
занятия
музыкой
и
танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания,
чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
Заикание
–
одна
из
сложнейших
проблем
логопедии,
как
в
теоретическом,
так
и
в
практическом
аспектах.
Именно
поэтому
важно
дальнейшее
изучение
заикающихся
детей
и
совершенствование
методов
преодоления у них речевого дефекта.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.
Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.:
Просвещение, 1977. – 96с.
2.
Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. - М.: АСТ: Астрель; Владимир:
ВКТ, 2009.-224
3.
Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998-125с.
4.
Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:
ВЛАДОС, 2009. – 703с.
5.
Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам.
– М.: Просвещение, 1995. – 176с.