Напоминание

Проявление заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Автор: Абдулмуслимова Патимат Магомедказимовна
Должность: Магистрант 2 года обучения
Учебное заведение: ФБГОУ ВПО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Проявление заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Раздел: высшее образование





Назад




Статья магистра 2 года обучения

Абдулмуслимовой Патимат Магомедказимовна

Статья: Проявление заикания у детей дошкольного и младшего

школьного возраста.

Аннотация: Плавность

речи

один

из

основных

параметров

нормативного условного высказывания. Она обеспечивается соблюдением

просодических и речедвигательных параметров речи. Это, в свою очередь,

требует координированной, согласованной работе мышц всех трех отделов

периферического

речевого

аппарата

-

дыхательного,

голо сового,

артикуляционного. Нарушения плавности речи проявляются в несоблюдении

названных

параметров,

в

результате

чего

речь

говорящего

становится

ненормативной

по

темпу,

скандированной,

прерываемой

специфическими

запинками, которые в рамках проблемы патологии речи принято обозначать

как заикание.

Ключевые слова: заикание, дошкольники, коррекция

Запинки обусловленные судорогами мышц периферического речевого

аппарата, являясь внешним проявлением заикания, одновременно являются

основной причиной нарушения плавности речи.

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно

устранимо,

травмирует

психику

ребенка,

мешает

речевому

общению,

затрудняет

взаимоотношения

с

окружающими,

особенно

в

детском

коллективе, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его

жизнь.

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными

и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического

состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно

речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей

часто

связаны

не

только,

а

иногда

и

не

столько

с

появившимся

заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение,

как

правило,

лишь

усугубляет

проявление

тех

отклонений

в

развитии,

которые у ребенка уже были или наметились.

Понятия

о

своей

неправильной

речи

складываются

у

заикающихся

детей по-разному и постепенно, с накоплением опыта. Первым источником

служит наличие речевых запинок.

Обидное отношение окружающих, нереализованность своих желаний,

безуспешные попытки самостоятельно справиться со своим недостатком или

хотя

бы

замаскировать

его

это

второй

немаловажный

источник,

формирующий понятия у заикающихся о своей неправильной речи, о себе, о

своем месте в коллективе, об отношении коллектива к нему. Эти понятия,

связанные между собой по контрасту, по сходству и по смежности, многолики

и зависят от социальной среды (благоприятной или неблагоприятной), в

которой находится ребенок.

Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию

речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности

поведения

в

деятельности.

Тяжесть

дефекта

рассматривается

следующим

образом.

Легкая степень — дети свободно вступают в общение любых ситуациях

с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах

деятельности.

Речь

заикающихся

детей

в

дошкольном

и

младшем

школьном возрасте становится аритмичной. Судорожные, аритмические

двигательные

расстройства

обуславливают

нарушения

просодической

стороны

речи:

плавность,

интонационную

выразительность,

паузацию,

фонетические и логические ударения. Ритм речи также нарушается из-за

эмболофразии,

возникающей

в

условиях

повышенного

нервного

возбуждения.

Эмболофразию

можно

рассматривать

как

результат

недоразвития моторных функций заикающегося и его неумения быстро и

четко оформить свою мысль. Эмболы у детей простые по составу: «а»»

«ну», «вот», «это», «ну вот», «а», «а вот» и подобные им.

Одновременно с

судорожными состоянием проявляются , преимущественно разнообразные

болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не

сможет хорошо сказать. Иные свое внимание сосредоточивают на «трудных»

для

произношения

звуках.

Некоторые

же,

обычно

более

развитые,

смущаются, переживают из-за своего дефекта чувство острого стыда перед

окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недочет

Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, портят

его характер. Они закрепляют и усиливают заикание, следовательно, нужно

пристальное внимание логопеда к таким ребятам.

Дети заикаются лишь в присутствии других людей – детей и взрослых,

в одиночестве же говорят нормально (например, с игрушками). Поют они

также без заикания. В одной обстановке или в беседе с одними лицами

ребенок не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

1.

Заикающийся

ребенок

все

время

должен

находиться

под

наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся

детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются

индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий

речевой режим.

2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту.

Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка

чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

3.

Не

следует

разрешать

часто

и

долго

смотреть

телевизионные

передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка.

4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так

как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже

незначительное

противоречие

ему,

например,

отказ

в

чем-то

желаемом.

Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту,

быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в

семье, так и в детском саду, в школе.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений

(кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после

перенесенного заболевания.

6.

Нельзя

запугивать

ребенка,

наказывать,

оставляя

одного

в

помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить

его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно

слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не

нараспев.

8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9.

Следует

сблизить

такого

ребенка

с

наиболее

уравновешенными,

хорошо

говорящими

детьми,

чтобы,

подражая

им,

он

учился

говорить

выразительно и плавно.

10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и

требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11.

Для

заикающегося

ребенка

очень

важны

занятия

музыкой

и

танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания,

чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикание

одна

из

сложнейших

проблем

логопедии,

как

в

теоретическом,

так

и

в

практическом

аспектах.

Именно

поэтому

важно

дальнейшее

изучение

заикающихся

детей

и

совершенствование

методов

преодоления у них речевого дефекта.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.

Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.:

Просвещение, 1977. – 96с.

2.

Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. - М.: АСТ: Астрель; Владимир:

ВКТ, 2009.-224

3.

Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998-125с.

4.

Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:

ВЛАДОС, 2009. – 703с.

5.

Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам.

– М.: Просвещение, 1995. – 176с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники